Главное содержание. Преобразования Петра I. Реформы в экономике, административно-национальной сфере, армии. Утверждение абсолютизма.
Социальная политика, её последствия, трансформации в культуре, быту. Внешняя политика I четверти XVIIIв
Северная война (главные сражения, итоги). Образование России. Цена реформ, их историч. последствия.
Личность Пётр I. Российская Федерация в 30-50 гг.
XVIII в. Дворцовые перевороты (обстоятельства, сущность).
события и Основные даты.
1682-1725 –царствование Петра
1682-1689 — правление царевны Софьи
1695-1696 –Азовские походы
1697-1698 – Великое консульство
1700-1721 – Северная война
1703 – основание СПб
1707-1708 – восстание под предводительством
К.Булавина
1709 – Полтавская битва
1711 – Утверждение Сената
1714 – Гангутское морское сражение
1718 – создание коллегий
1721 – провозглашение России.
Утверждение Святейшего Синода
1722 – принятие Табели о рангах
1724 – утверждение Академии Наук. Введение
подушной подати
1725-1727 – Екатерина II
1730-1740 – Анна Иоановна
1741-1761 – Елизавета Петровна
1756-1762 – 7-летняя война
термины и Основные понятия. Посессионные и приписные крестьяне. Меркантилизм. Протекционизм. Подушная подать. Бюрократический аппарат.
Сенат.
Коллегии. Магистрат. Губернии. Синод. Табель о рангах. Духовный регламент. Главный тайный совет.
Верховники. Кондиции. Рекрутская повинность. Ассамблеи. Кунст-камера. Цыфирная школа.
Главные вопросы (неприятности).
1. Преобразования Петра I.
2. Внешняя политика в I четверти XVIII в. Северная война. Образование России.
3. Трансформации в культуре и быту в петровскую эру.
4. Дворцовые перевороты (обстоятельства, сущность).
А 1. Даты. А 1.1 Санкт-Петербург стал столицей России в 1) 1700 г. 2)1703 г. 3) 1713 г. 4) 1725 г.
А 1.2. В каком веке показалось наименование «Россия» 1)XIVв. 2)XVIв. 3)XVII в. 4)XVIII в.
А 1.3. В то время, когда в Российской Федерации было введено новое летоисчисление
1) 1 января 1700 г. 2) 1 сентября 1709 г. 3) 1 января 1725 г. 4) 1 сентября 1721 г.
А 1.4. 1721 год – это год: 1) начало семилетней войны 2) окончание Северной войны
3) подписание “Вечного мира” с Польшей 4) принятие Соборного Уложения.
А 1.5. Укажите даты войны, из-за которой Российская Федерация взяла выход к Балтийскому морю
1) 1558-1583 2) 1632-1635 3) 1700-1721 4) 1756-1763
А 2. Факты. А 2.1. Первым императором на русском троне был:
1) Алексей Михайлович 2) Петр I 3) Павел I 4) Александр I
А 2.2. Какую битву Петр I назвал «Матерью Полтавской баталии»
1) сражение при Лесной 2) взятие Нарвы 3) взятие Нотебурга 4) битва при Ниеншанце
А 2.3. Василий Никитич Татищев 1) скульптор, член Академии Наук
2) поэт, организовавший правила русского стихосложения
3) путешественник, открывший пролив между Азией и Америкой
4) государственный деятель и историк , создатель «Истории Русском с старейших времен»
А 2.4. А.Меньшиков, Ф.А.Апраксин, Я.Брюс. Ф.Лефорт известны в истории как:
1) «птенцы гнезда Петрова»
2) вельможи эры Екатерины II 3) организаторы стрелецкого бунта
4) деятели, участвовавшие в проведении реформы в области церкви
А 2.5. И.Мазепа, Карл XII, Август II, были современниками:
1) Павла I 2) Петра I 3) Иоанна IV 4)Б.Годунова
А 2.6. На протяжении какой войны случилось морское сражение у мыса Грангут и острова Гренгам
1) Семилетней 2) Крымской 3) Смоленской 4) Северной
А 2.7. Северная война завершилась для России (отметьте неверный ответ)
1) завоеванием побережья Балтики 2) получением выхода к незамерзаемым морям
3) упрочнением престижа среди европейских держав 4) присоединением Дагестана
А 2.8. В число органов управления, созданных Петра I, входили: 1)Сенат 2)Дума 3)Коллегия 4)Синод
А 2.9. Указ 1714 г. о единовластии определял: 1) порядок замещения высших национальных постов
2) новый порядок наследования царского престола 3) отмену совокупности местничества
4) порядок наследования дворянских поместий
А 2.10 В соответствии с принятого в 1722 г. “Табеля о рангах” продвижение по работе зависело от
1) знатности рода 2) личных заслуг 3) достатка 4) выслуги лет
А 2.11. Коллегия, как орган центрального управления страной, пришла на смену
1) земствам 2) распоряжениям 3) Министерствам 4) воеводствам
А 3. Понятия, соотношение понятий и фактов. А 3.1.Политика меркантилизма не предусматривала:
1) поддержание активных торгов баланса 2) поощрение ввоза зарубежных товаров
3) активное вмешательство страны в политику 4) помощь отечественных купцов
А 3.2. Ассамблеи это: 1) собрания-балы при Петре I 2) совещания кабмина в XVII в.
3) съезды представителей сословий в XVI в. 4) совместные совещания Земского собора и Б.думы.
А 3.3. Что воображала основанная Петром I Кунсткамера:
1) ботанический сад 2) галерея3) из 12 коллегий 4) естественно-научный музей
А 3.4. Как именуется главной налог с податных сословий, введенный Петром I в начале XVIII в.
1) выкупные платежи 2) оброк 3) пожилое 4) подушная подать
А 3.5. Как именуется документ, определявший вXVIII в. порядок продвижения и систему чиновников на
национальную и военную службу
1)табель о рангах 2)указ о единонаследии 3)строевое положение 4) регламент адмиралтейства
А 3.6. Высшее правительственное учреждение, созданное указом Петра I в 1711 г. именовалось
1) Сенатом 2) Главным Тайным Советом 3) Госсоветом 4) Синодом
А 3.7. Как назывались правительственные учреждения , созданные в Российской Федерации в начале XVIII в.
1) коллегии 2) распоряжения 3) избы 4) министерства
А 3.8. Какое учреждение осуществляло управление русской православной церковью по окончании упразднения
Петром I патриаршества: 1) Синод 2) Сенат 3) Госсовет 4) Земской совет
А 3.9. Коллегия, как орган управления страной, пришла на смену:
1) земствам 2) распоряжениям 3) министерствам 4) воеводствам
А 3.10. Лицо, руководившее страной, при малолетства либо болезни монаха, именовалось в XVIII
в.: 1) фаворитом 2) кесарем 3) регентом 4) опричником
А 4. Причинно- следственные связи. А 4.1. Перелом на протяжении Северн. войны в пользу России случился
в рез-те: 1)Нарвского сражения 2)Полтавской битвы 3) Прутского похода 4)Каспийского похода
А 4.2. Бурный рост мануфактур при Петре I был связан в первую очередь с
1) растущим спросом населения на промышленные товары 2) капиталловложениями зап.государств
3) возросшими потребностями флота и армии в условиях войны
4) применением свободной рабочей силы
А 4.3. Увеличение производительности с/х при Петре I связано прежде всего:
1) усилением гос. принуждения крестьян 2) присоединением новых плодородных земель
3) оказание помощи крестьянам со стороны страны
4) заменой при уборке урожая серпа литовской косой и граблями.
А 4.4. В следствии Северной войны Российская Федерация взяла 1) выход в Балтийское море
2) Новгородские почвы 3) Смоленский почвы 4) Финляндию
А 4.5. Создание в Российской Федерации в 1721 г. Святейшего Правительствующего Синода стало причиной
1) подчинение церкви стране 2) церковному расколу 3) усилению позиции патриарха
4) полной секуляризации церковно-монастырских земель
В 1. Задания на определение последовательности событий.
В 1.1. 1) принятие Петром I титула императора 2) учреждение «Табеля о рангах»
3) учреждение Сената 4) начало Северной войны
В 1. 2. Расположите фамилии исторических лиц в хронологическом порядке их деятельности
1) Патриарх Никон 2) М.Сперанский 3) А.Меньшиков 4) А.Курбский
В 2. Задания на установление соответствия между фактами, явлениями, событиями.
1) Сенат 2) Синод 3) Основной магистрат 4) Коллегия
а) власти, существовавшие в Российской Федерации со времен Ивана IV
б) власти со строгим разделением функций, показавшихся во времена Петра I
в) центральный орган управления имениями и церковными делами созданный в 1721 г.
г) орган власти, созданный в 1711 г. владел судебной административно-управленческой, а время от времени
и законодательной властью
В 3. Задания с выбором ответа пр работе с документом.
В 3.1. Прочтите отрывок из произведения историка В.Ключевского и укажите к кому относится эта характер-ка: «Человек чёрного происхождения, породы самой низкой, ниже шляхетства, по выражению князя Б.Куракина. чуть могший расписаться в получении жалованья и нарисовать собственный имя и фамилию, практически сверстника Петра, сотоварища его воинских потех в Преображенском и корабельных занятий на голландских верфях, он, по отзывам того же Куракина, в фаворе у царя до для того чтобы градуса взошел, что все государство правил, почести и был таковой сильный фаворит. Он превосходно знал царя, скоро схватывал его мысли, выполнял различные его поручения, кроме того по инженерной части совсем не осознавая, был чем-то вреде главного главы».1)А.Курбскому 2)Ив. Шувалову 3)А.Меньшикому 4) Г.Потемкину
В 4. Задания с кратким открытым ответом при работе с документьом.
В 4.1. Прочтите высказывания Петра I о событиях войны (1700-1721 гг.) и назовите битву, о которой идет обращение: «Сия у нас победа может первая назвать над регулярным войском, ни при каких обстоятельствах таковой не было, к тому же еще значительно меньшим числом будучи пред неприятельных последований России, понеже тут проба солдатская была и людей, само собой разумеется, ободрим»
В 4.2. Прочтите отрывок ответа, принятого Сенатом в 1721г. и укажите имя правителя России, о котором в нем говорится: « В 20 сутки этого октября, по совету в Сенате с духовным Синодом, намерения воспринято Его Величество, в показание собственного должного благодарения за высокую его милость и старание и отеческое попечение, которое он с благополучия всегда собственного славнейшего государствования и особливо на протяжении проше шведской войны явить изволил и общероссийское государство в такое сильное и хорошее состояние, и народ собственный в такую славу у всего света через единое токмо собственный руковождение привел, как-то всем достаточно известно именем всего народа российского просить, чтобы изволил принять, по примеру вторых, от них тит Отца Отечества Императора Общероссийского»
В 4.3. Как именуется документ, изданный в правление Петра I «Сыновья Русского страны, князей, графов, баронов, знатнейшего дворянства, кроме этого служителей знатнейшего ранга, не смотря на то, что мы разрешаем для знатной их породы либо их отцов знатных чинов в публичные ассамблеи, где двор находится, вольный доступ перед вторыми нижнегочину и с радостью хотим видеть, чтобы они от др. по преимуществу отличает но мы для того никому каково рангу не разрешаем, пока они нам и отечеству никаких заслуг не продемонстрируют, и за оные ранги не возьмут!»
В 4.4. Прочтите отрывок из произведения В.О.Ключевского и назовите российского правителя, о котором идет обращение: « Он начинал собственную деятельность под гнетом совокупности наблюдений, вынесенных им из знакомства с положением России, когда он начал понимать его.
Он видел, что Российская Федерация лишена тех средств внешней внутреннего благосостояния и силы, какое дают просвещенной Европе искусство и знание, видел кроме этого, что турки и шведы с татарами лишали её самой возможности заимствовать средства, отрезая её от европейских людей. Разумные очаги,- как он писал сыну,- и отечественному нелюбозрению хороший задернул завес и со всем светом коммуникаций пресекли. Вывести Россию из этого двойного затруднения, пробиться к европейскому морю и установить яркое общение с грамотным миром, сдернуть с русских глаз наброшенную на них неприятелем завесу, мешавшую им видеть то, что им хочется видеть – это первенствовала , прекрасно узнанная и твердо поставленная цель»
В 4.5. Прочтите отрывок из произведения С.М.Соловьева, назовите, кто прячется под именем Петра Михайлова: «При различных дворах есть русское консульство, его два великих полномочных посла: один чужестранец, женевец Лефорт, второй- русский, Головин; в свите консульства необычный юный человек, именуется Петр Михайлов, он отделяется от консульства, останавливается в различных местах, обучается, трудится, в особенности занимается морским делом»
С Задания с открытым развёрнутым ответом.
С 1. Раскройте главные итоги преобразовательской деятельности Петра I
С 2. Объясните, как решался вопрос о наследовании царского престола по окончании смерти Петра I ?
С 3. Назовите главных претендентов на трон. Кто и благодаря чему победил в данной борьбе?
Историки вычисляли реформы Петра I планомерными и логичными?
Какие конкретно другие суждения о характере реформ вы понимаете? Какие конкретно вычисляете более убедительными?
Аргументируйте собственную точку зрения.
С Анализ исторического источника. ИСТОРИКИ О ПЕТРЕ I.
“Во второй половине XVIII в. русский народ явственно тронулся на новый путь , по окончании многовекового перемещения на Восток, он начал поворачивать на Запад. Самосближение было делом новым, и Петр I явился вождем в этом деле. Собственный гений он выразил в том, что светло понял собственный положение – вывести при помощи цивилизации не сильный, бедную, практически малоизвестную миру Россию из невежества и той отчуждённости, в какой она пребывала до этот поры» (С.М.Соловьев)
«Русская почва подверглась неожиданно ужасному внешнему и внутреннему насилию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что лишь носило на себе печать народности, было принято сомнению, поруганию, преследованию. Одежда, обычаи, нравы, сам язык – все было искажено, покалечено, изувечено» (Л.С.Аксаков)
« Человек, сочетавший в себе несовместимое рвение к просвещению и насилие, строивший и казнивший собственными руками, сеявший среди соотечественников обожание и ужас, тот, кто во имя «неспециализированного блага» любя и помогая Отечеству, Россию поднял на дыбы» (В.О.Ключевский)
1. На базе текста документа изложите отношение С.М.Соловьева к личности и реформам Петра I
2. В чем сущность позиции И.С.Аксакова?
3. Как оценивает В.О.Ключевский деятельность и личность Петра I ?
4. Что завлекает историков в личности Петра I ?
5. Объясните, из-за чего реформаторская деятельность и личность Петра I по-различному оценивалась историками и современниками
Экономическое развитие страны в начале XVIII века
Удивительные статьи:
- Регулирование проведения экспертизы ценности документов
- Вторая палатка – скиния собрания давида
- Е годы (1830–1837). болдинские осени 1830 и 1833 годов 11 страница
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
В xviii — первой половине xix в
Лекция 1 РАЗВИТИЕ и ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ В XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. Формирование источниковедения как научной дисциплины связано с…
-
Развитие корпуса русских письменных источников в xviii первой половины xix вв
В начале XVIII века волею Петра I Российская Федерация поднялась на путь модернизации публичных и культурных баз судьбы. В стране утвердились…
-
Социально-экономическое развитие россии в первой половине xix века
К концу XVIII в. в Российской Федерации начинается кризис крепостнической совокупности (крепостного хозяйства). Быстро улучшается эксплуатация крестьян….
-
Социокультурное развитие родного края в xviii — первой половине xix века
Цели задания:- закрепить знания об главных событиях, которые связаны с историей родного края; — закрепить знания об обычаях, традициях, образу судьбы,…