Российские авианосцы: будетли унас авианесущий флот?

Презентации новых проектов состоялись в рамках выставки «Армия» и последовавшего за ним Военно-морского салона в Санкт-Петербурге. Публике был продемонстрирован макет авианосца, и мы заметили, что он будет громадным, как американские собратья, и, что особенно весьма интересно, ядерным.

Как у них и как у нас

Американцы, неизменно хотевшие иметь «долгую руку» на океанских просторах, занялись своим авианосным флотом практически век назад. Еще в первой половине 20-ых годов XX века они переоборудовали углевоз Jupiter в авианосец USS Langley (CV-1). На нем базировались поршневые самолеты типа Curtiss TF-1, а связь между кораблём и лётными экипажами осуществлялась посредством голубиной почты.

В то время, когда в первой половине 60-ых годов двадцатого века на воду был спущен USS Enterprise — первый американский авианосец с ядерной силовой установкой, он имел уже индекс CVN-65, другими словами был 65-м по счету авианосцем США. Авианосец нового класса Gerald R. Ford взял индекс CVN-78, а два его систершипа — John F. Kennedy и уже третий Enterprise — доведут данный счет до 80. Эти цифры иллюстрируют и без того известный факт — Америка с покон веков разглядывает авианосцы как критически ответственный военный инструмент.Российские авианосцы: будетли унас авианесущий флот?

Единственной страной, которая, кроме США, выстроила ядерный авианосец, остается Франция со своим Charles de Gaulle.

Ничего аналогичного у нас в отечестве не было, и какие-то более-менее убедительные попытки создать в СССР авианосный флот начинаются лишь в 1960-е годы, в то время, когда наша страна спустила на воду два вертолетоносца — «Ленинград» и «Москва». Само собой разумеется, что-то делалось и раньше — возможно отыскать в памяти гидроавиатранспорты России либо красноармейскую «Коммуну» — баржу «Франция», переделанную в годы Гражданской войны под перевозку самолетов. Взлетать они с баржи, само собой разумеется, не могли.

Существовал кроме этого предвоенный проект авианесущего крейсера (проект 71), что был остановлен войной. А по окончании войны, пока огромные авианосцы США в сопровождении АУГ, как говорится, бороздили моря, советское управление склонялось к асимметричному ответу, по большей части в виде ракетно-дальней авиации и ядерного оружия. Обстановка поменялась с отстранением в первой половине 60-ых годов двадцатого века Никиты Хрущева от управления государством и партией.

Во второй половине 60-ых годов XX века было решено прекратить строительство на Черноморском заводе в городе Николаеве противолодочного крейсера 1123.3 и вместо него начать работу над первым громадным противолодочным авианесущим крейсером проекта 1143 «Кречет». В течение 1970-х годов было выстроено четыре корабля этого проекта (они имели возможность нести на себе по 12 самолетов вертикального взлета Як-36/Як-38 и какое-то количество вертолетов, а первенцем стал «Киев»).

В действительности боевые возможности этих судов были очень скромны. Отличаясь от маловооруженных авианосцев США впечатляющим комплектом ракетно-артиллерийского оружия, они не могли похвастаться авиационной мощью. Як-38 был не самым лучшим произведением отечественного авиапрома — он не имел кроме того бортовой РЛС и был слабо вооружен.

Из четырех систершипов проекта «Кречет» сейчас в строю только один. В прошлом он именовался «Баку», позже «Адмирал Горшков», а сейчас ходит в море под именем и индийским флагом «Викрамадитья».

Развитием данной советской линейки тяжелых авианесущих крейсеров стал проект 1143.5, в рамках которого в том месте же, в Николаеве, были выстроены авианесущие крейсеры «Адмирал» и «Варяг Кузнецов». И они уже были ближе к классическим авианосцам. За счет отказа от части оружий эти суда имели увеличенную полетную палубу с характерным трамплином.

В отличие от проекта 1143, они несли на себе самолеты, взлетающие с разбегом.

Все перечисленные выше советские тяжелые авианесущие крейсеры имели котлотурбинную силовую установку, и лишь ТАКР «Ульяновск» в ходе проекта 1143.7 планировалось оснастить ядерным сердцем. Помимо этого, на корабле предполагалось установить паровую катапульту, конструкция которой отрабатывалась на известном крымском полигоне НИТКА. Но «Ульяновск не пережил распада СССР и был разобран на стапеле в первой половине 90-ых годов двадцатого века.

    МиГ-29 палубного базирования — многофункциональные всепогодные автомобили поколения «4++. В их задачи входят противовоздушная и противокорабельная защита соединения судов, нанесение ударов по наземным объектам соперника.

Самая современная модификация — МиГ-29 КУБ.

В послезавтрашний сутки

На этом история отечественных авианосцев до тех пор пока закончилась. В строю остаётся«Адмирал Кузнецов», но в этом году он поднялся на капремонт. «Варяг» был приобретён Китаем у Украины якобы для развлекательного центра, а после этого достроен и введен в состав ВМФ НОАК под именем «Ляонин».

Из всей данной истории возможно сделать два ответственных вывода. Вывод первый: все отечественные авианосцы строились на заводе в Николаеве, и кооперация с этим предприятием, находящимся в Украине, для русского оборонки сейчас в силу известных событий неосуществима. Вывод второй: ни один из этих авианосных крейсеров не был оснащен ядерной энергоустановкой.

Из кораблей ВМФ, применяющих ядерную энергию, в отечественном ВМФ существовали только подводные лодки и тяжелые ракетные ядерные крейсеры проекта 1144 «Орлан». Один из четырех таких крейсеров — «Петр Великий» — находится в строю. Суда этого типа производились в Ленинграде/Петербурге, на Балтийском заводе, и, так, компетенция в области строительства тяжелых надводных судов с ядерным реактором в Российской Федерации сохраняется.

И вот заявлено, что в области строительства авианосцев мы из советского прошлого должны шагнуть в послезавтрашний сутки. Русскому ядерному авианосцу быть. Но в то время, когда?

Макет перспективного корабля был создан в стенках питерского «Крыловского национального научного центра» — пожалуй, главного «мозгового» треста российского военного судостроения. В июне, на выставке «Армия-2015», макет экспонировался на стенде ВМФ России.

Трудящийся на стенде капитан второго ранга Максим Сорокин говорит о проекте со характерной армейским осторожностью: «То, что мы видим на стенде, — это возможный внешний вид корабля и те летательные аппараты, каковые на нем будут базироваться. Совсем будущее проекта не решена. Нет и решения как о проектанте, так и о предприятии, на котором авианосец будет строиться.

Существуют две программы строительства ВМФ — кратковременная (до 2020 года) и долговременная (до 2050-го).

Создание авианосца, так, относится к периоду 2020−2050 годов».

    Фото USS Langley (CV-1) — первый настоящий авианосец в составе американских ВМФ, был переделан из углевоза Jupiter еще в первой половине 20-ых годов XX века. С того времени США обзавелись замечательным авианосным флотом, что насчитывает уже пара поколений.

Острова и трамплины

Достаточно детально аванпроект презентовался представителями Крыловского центра на Военно-морском салоне — 2015, проходившем в июле в Санкт-Петербурге. Поступила информация, что проект взял индекс 23000 «Шторм». Предполагается, что авианосец будет иметь как ядерную силовую установку, так и дополнительную (резервную) — газотурбинную.

Цифр озвучивается мало, но то, что известно, весьма интересно сравнить с параметрами новейшего американского авианосца Gerald R. Ford. Оба корабля — существующий и проектируемый — имеют водоизмещение около 100 000 т. Протяженность «американца» — 337 м. «Шторм» на 7 м меньше.

Ширина корпуса по ватерлинии — соответственно 41 и 40 м. Осадка — 12 и 11 м. Схожа и скорость — около 30 узлов (55,6 км/ч). «Форд» может нести более 75 летательных аппаратов, включая многофункциональные истребители, самолеты ДРЛО, вертолеты и беспилотники. У русского проекта при схожей структуре авиационной группировки заявляется 90 летательных аппаратов.

Это простое сопоставление показывает, что российский проект по массогабаритным набору и параметрам оружия ориентируется не столько на отечественные традиции, сколько на последние образцы американских авианесущих судов. Но, определенные заметные отличия имеется. Об одном уже сообщено — это гибридная силовая установка.

Второе содержится в том, что, в отличие от авианосцев США, вместо одного «острова» на палубе «Шторма» установлено два, но «похудевших».

Такая схема с разнесением в пространстве пунктов управления летательными аппаратами и кораблём, согласно точки зрения представителей Крыловского центра, повысит живучесть корабля. Действительно, вряд ли таковой вариант возможно признать отечественным ноу-хау. Два «острова» на палубе установлены на сравнительно не так давно спущенном на воду новейшем английском авианосце Queen Elizabeth.

Третье отличие содержится в том, что, в духе отечественных традиций, отечественный корабль будет иметь трамплин, а также два.

К ним будут вести две трамплинные дорожки (одна маленькая, вторая долгая). Трамплины на собственных судах американцы, как мы знаем, не применяют. Они используют катапульты — паровые, а сейчас уже и электромагнитные, и запуск с катапульты в проекте «Шторм» кроме этого предусмотрен.

    Фото USS Gerald R. Ford (CV-78) принадлежит к новейшему поколению. Корабль оснащен двумя ядерными реакторами и может нести на борту около 76 летательных аппаратов.

За счет тотальной автоматизации управления значительно снижено количество членов экипажа.

В случае если сказать об авиационной группировке отечественного перспективного авианосца, то она предположительно будет включать многоцелевые палубные истребители МиГ-29КУБ, и палубный вариант истребителя 5-го поколения, известного на данный момент как Т-50 ПАК ФА. Не считая ударных авиасредств, корабль примет группировку средств ДРЛО.

Быть может, это будут самолеты, созданные на базе нереализованного проекта Як-44, что прорабатывался еще в 1970-е годы и имел своим очевидным прообразом американский E-2 Hawkeye (разработка 1950-х, которая до сих пор находится в строю ВМС США). Сообщить что-либо о беспилотном компоненте на данный момент тяжело, поскольку перспективные российские модели находятся в стадии разработки. В отличие от советских ТАКР и по примеру американских авианосцев «Шторм» не будет иметь на борту большого количества корабельного оружия, но его оснастят ЗРК и противоторпедной защитой.

Но отсутствие громадного количества собственного оружия предполагает, что авианосец охраняется не только собственной авиацией, но и другими боевыми надводными и подводными судами. Так что реализация проекта «Шторм» без сомнений будет означать обновление в других классах. Наровне с авианосцем Крыловский центр презентовал этим летом проект русского эсминца «Шквал», являющийся экспортным вариантом ядерного эсминца «Фаворит», что, но, пока также лишь проект.

Эти многофункциональные суда, созданные по разработке «стелс», будут, например, задействованы в совокупности ПВО и ПРО и возьмут на борт такие средства, как комплексы С-400 и С-500 (в то время, когда и в случае если последний будет создан).

В случае если авианосец по проекту «Шторм» будет в один раз выстроен, это будет, само собой разумеется, выдающимся достижением русском оборонной индустрии. А вопрос о том, как он впишется в русского военную теорию, и какой будет эта теория к моменту спуска корабля на воду, предположительно, еще долго будут обсуждать.

    Sukhoi T-50 Фото: Alex Beltyukov

Перспективный летный комплекс фронтовой авиации ПАК ФА — многоцелевой истребитель 5-го поколения

Разработчик: объединенная авиастроительная корпорация «ОКБ Сухого»

Производитель: КиААПО

Основной инженер А.Н. Давиденко

Чёрта ПАК ФА

Экипаж: 1 человек

Большая взлетная масса: 35,48 т

Обычная масса: 26 т

Масса безлюдного: 18,5 т

Нужная нагрузка: 10 т

Тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной управляемым вектором и камерой тяги

Статья «Ядерный царь-корабль» размещена в издании «Популярная механика» (№155, сентябрь 2015).

Может ли флот России, потопить авианосец США ?


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Комментарии и трекбеки закрыты.

Comments are closed.