Рождение дредноута: морские колоссы: кто больше?

К началу 1880-х годов калибр пушек броненосцев возрос до 413−450 мм, но протяженность орудия оставалась неизменной (20−23 калибра), не смотря на то, что технологии оружейных фабрик того времени разрешали делать стволы в 35 калибров. Увеличивать ствол не было смысла — при применении дымного пороха для разгона боеприпаса хватало и классической длины. Но в середине 1890-х артиллерия начала переходить на бездымный порох: кривая зависимости давления газов от длины канала становилась более пологой.

Так, требовались долгие пушки, талантливые разгонять боеприпас долгое время до громадных скоростей. К примеру, 305-мм пушки с длиной канала в 40 и 45 калибров. Но эти пушки унаследовали от монстров 1870—1880-х годов долгое заряжание — порядка 20 мин..

В начале 1890-х показались скорострельные патронные (единый выстрел, складывающийся из гильзы и запрессованного в нее боеприпаса) 152-мм пушки, каковые имели возможность делать 6−7 выстрелов в 60 секунд. Прицельная дальность стрельбы таковой пушки была не меньше, чем у 305-мм.

Орудийные парадоксы

Современному инженеру тяжело поверить, что дальность дюймовых 6- пушек 12-и стрельбы возможно однообразной.Рождение дредноута: морские колоссы: кто больше? Дело в том, что морские стратеги всех государств в конце XIX столетия планировали вести баталии на дистанции прямой видимости — 3−5 км. Основной задачей считалось пробить броню судов в самые уязвимых местах.

Но морское право того времени запрещало судам обстреливать береговые объекты соперника — города, верфи, фабрики, и стрельба на громадные расстояния не планировалась.

В 1903 году лучший русский конструктор морских орудий генерал Забудский смеялся над молодыми офицерами: «Да кто же будет стрелять на 10 верст? Прожектеры!»

А на ближних расстояниях меткость 152-мм скорострельных пушек была выше, чем у 305-мм орудий. Это связано с двумя факторами — более высокой начальной ручным наведением и скоростью снаряда.

305-мм пушки 1870−1890-х годов имели гидроприводы наведения, а в конце XIX века сперва во Франции, а после этого в других государствах показались электроприводы. Исключение составляли британцы, сохранявшие верность гидроприводам. Очередной парадокс — ручной привод лучше автоматического! Гидравлический привод трудился достаточно совершенно верно, но время поворота на 3600 колебалось от 1 до 3 мин. (при крене более 10).

К тому же гидроприводы были весьма громоздкими.

Электроустановки были легче, дешевле, трудились стремительнее, но были не столь правильны. Правильная наводка достигалась «пунктированием»: маленький импульс тока чуть поворачивал электродвигатель. Но и пунктирование давало громадную погрешность.

К 1895 году боеприпасы всех корабельных пушек снаряжались порохом, и фугасное воздействие 305-мм снарядов было ненамного выше, чем у 152-мм снарядов. Ручные приводы патронных 152-мм пушек давали более правильное наведение и громадную скорострельность. 152/45-мм пушка Канне (тут и дальше первая цифра — калибр, вторая — протяженность ствола в калибрах), принятая на вооружение русского флота в первой половине 90-ых годов XIX века, имела возможность выкинуть за 4 60 секунд до 30 снарядов, а 305-мм орудие главного калибра — лишь один.

Причем начальная скорость боеприпаса 305/30-мм пушки составляла 570 м/с при весе 331,7 кг, а боеприпас 152/45-мм пушки весил 41,5 кг и имел начальную скорость 792 м/с. Наряду с этим 305-мм установка весила 200−250 т (без устройств подачи снарядов и погребов), а две 152/45-мм установки — 14,5 т.

Исходя из этого в Российской Федерации и других странах начали усиливать броненосцы бортовыми 152-мм артсистемами. К 1890-х годов стандартное оружие броненосца складывалось из четырех 305-мм орудий в носовой и кормовой башнях и двенадцати 152-мм в бортовых башнях либо казематах.

Нарушители конвенции

Но вот грянула Русско-японская война. Русские сражались по уставам, а японцы — нет. Они снаряжали собственные боеприпасы не порохом, а замечательным взрывчатым веществом — шимозой.

Нарушив все конвенции, самураи обстреляли Порт-Владивосток и Артур с предельных расстояний.

Сейчас в Англии первым лордом адмиралтейства был адмирал Джон Фишер, устроивший революцию в английском флоте. Для начала он разрешил войти на лом 160 ветхих судов и исключил из состава флота броненосцы старше 16 лет. Эта мера сэкономила огромные суммы и высвободила 10 тысяч матросов и офицеров.

По приказу Фишера был создан особенный комитет для разработки технических подробностей нового линейного корабля. Комитет трудился в обстановке строжайшей секретности.

В его состав вошли «семь самых ярких голов во флоте»: капитаны 1-го ранга Генри Джексон, Джон Джеллико, Реджинальд Бэкон, Чарльз Мэдден, Уилфрид Гендерсок, и два гражданских инженера — основной конструктор портсмутских армейских верфей лучший конструктор и Уильям Кард компании Fairfield Shipping Company Александр Граси.

Дредноут

Новый корабль стал называться Dreadnought — «Неустрашимый». Изюминка «Дредноута» была в том, что он нес не четыре 305-мм пушки в двух башнях, как все другие английские, французские и русские броненосцы, а десять 305-мм пушек в пяти башнях. Но у него всецело отсутствовала артиллерия среднего калибра, а для защиты от миноносцев имелось двадцать семь 76-мм пушек.

«Дредноут» был выстроен в беспрецедентно маленький срок. Его заложили 2 октября 1905 года, ровно через год и один сутки начались ходовые опробования корабля, а уже в декабре 1906-го «Дредноут» вступил в состав флота! В большинстве случаев же на постройку эскадренного броненосца в те годы в Англии уходило не меньше чем три года, а в Российской Федерации броненосец имели возможность строить и пять, и семь лет!

Рекордные сроки строительства корабля были обусловлены отличной организацией труда. Потому, что «Дредноут» должны были вооружить серийными 305/45-мм орудиями типа MK.10, то на него поставили башни, изготовленные для броненосцев типа «Лорд Нельсон». Конечно, строительство этих броненосцев замедлилось, что, но, уже не имело никакого значения — появление «Дредноута» сделало все остальные броненосцы мира устаревшими.

«Дредноут» был оснащен принципиально новой совокупностью централизованного управления артиллерийским огнем. Наблюдательный пост разместился на фок-мачте и имел телефонную сообщение со всеми башнями для корректировки стрельбы. «Дредноут» стал первым британским броненосцем, на котором отказались от подводного носового тарана, предназначенного для таранного удара по вражескому кораблю.

Вторым революционным ответом стала замена поршневой автомобили тройного расширения в качестве основной силовой установки паровой турбиной. Турбина мощностью 23 000 л.с. разрешала развивать скорость 21 узел (39 км/ч), другими словами на 3 узла больше броненосцев, оснащенных поршневыми паровыми машинами.

Конечно же, не обошлось без просчетов. Из десяти его 305-мм орудий в бортовом залпе имели возможность принимать участие лишь восемь. Центр управления артогнем разместили неудачно: дым из трубы мешал определять расстояние огня.

Калибр 76 мм для противоминной артиллерии был мелок, потому, что по окончании Русско-японской войны водоизмещение миноносцев увеличилось до 500 т, а к 1914 году дошло до 1500 т и для борьбы с ними требовались орудия калибра 120 мм и выше. Пояс бортовой брони «Дредноута» был через чур узким, и при полной загрузке корабля он появился под водой. Наконец, у британцев не нашлось доков, талантливых принять таковой громадный корабль.

Но все это казалось мелочами на фоне десяти 305-мм орудий!

Чей дредноут лучше

Ввод в строй самого замечательного в истории корабля нанес сильнейший удар по амбициям Англии. Дело в том, что до 1905 года адмиралтейство придерживалось стандарта — иметь флот, превосходящий два самых сильных флота мира. А сейчас все начали строить суда по типу «Дредноута».

Его имя дало наименование целому классу.

Военно-морская гонка началась с нуля.

Германский военно-морской министр гросс-адмирал Тирпиц отреагировал скоро. Еще не был введен в строй «Дредноут», а в июле 1906-го на верфи в Вильгельмсгафене был заложен «Нассау» — головной корабль первой серии германских дредноутов.

Первые сведения о германских судах позвали в Англии вздох облегчения — они были очевидно не сильный «Дредноута». Не смотря на то, что на «Нассау» имелось 12 орудий, они были размещены так неудачно, что в бортовом залпе имели возможность учавствовать только восемь, другими словами столько же, сколько и на «Дредноуте», а калибр германских орудий составлял 280 мм. К тому же первые германские дредноуты оснащались автомобилями тройного расширения, развивавшими скорость до 20 узлов.

Но броня «Нассау» была намного толще.

Неспециализированный ее вес был на 1000 т больше брони «Дредноута» и на 300 т больше, чем у дредноутов типа «Беллерофон». Германские 280-мм боеприпасы имели лучшую бронепробиваемость, чем 305-мм английские. Кроме того, на «Дредноуте», равно как на всех судах мира, орудия главного калибра имели картузное заряжание, а немцы собственные 280-мм орудия оснастили раздельно-гильзовым заряжанием, что улучшило скорострельность, а основное, живучесть судов. (Пожары из-за загорания картузов приведут к смерти нескольких британских судов в Ютландском бою.)

По типу улучшенного «Дредноута» британцы выстроили 9 судов, вооруженных десятью 305-мм орудиями. Немцы выстроили четыре дредноута типа «Нассау», в 1911—1912 годах ввели в строй еще четыре дредноута типа «Гельголанд» с двенадцатью 305/50-мм пушками, а в 1912—1913 годах — пять дредноутов типа «Кайзер» с десятью 305/50-мм пушками. Эти линейные корабли первыми в германском флоте взяли паротурбинные установки.

Британцы были шокированы. В первый раз со времен испанской «непобедимой Армады» их морская мощь была на грани. Историки назвали данный период «морской паникой 1909−1910 годов».

И адмиралтейство снова пошло по пути повышения калибра орудий. В 1912 году в состав английского флота вошли четыре дредноута типа «Орион» с десятью 343/45-мм пушками, а в 1913 и 1914 годах — еще восемь с тем же оружием (четыре корабля типа «Айрон Дюк» и четыре — типа «Кинг Джордж V»). Но и калибр 343 мм не снабжал превосходства над германскими дредноутами. 305-мм германский боеприпас пробивал британскую броню с дистанции 11 700 м, а более тяжелый британский боеприпас становился страшным для германских дредноутов только на расстоянии 7880 м.

Для победы над немцами потребовался более резкий скачок в повышении главного калибра и размеров корабля. Гранд-флиту потребовались сверхдредноуты.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№44, июнь 2006).

В чем сила торпеды? Готовимся к World of Warships


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: