Ручная работа

Замыслы ненужны, но планирование — бесценно, — полагал американский генерал Дуайт Эйзенхауэр. Первую часть данной фразы можно считать девизом украинского правительства — главным способом борьбы с кризисом для Кабмина стало ручное управление. Как ни необычно, такая тактика помогла остановить свободное падение экономики.

Но на этапе восстановления она будет лишь замедлять рост.
Распределяй и властвуй
Страно, но данный факт мало кому известен: у правительства имеется подробный стабилизиционый замысел. В декабре прошлого года Кабмин принял и передал на рассмотрение ВР программу преодоления экономического спада — 122-страничный документ, в котором перечислены около тысячи антикризисных мероприятий. Они касаются соцзащиты населения, национальных инвестиций, и помощи бизнеса.

Однако программа не стала базой для действий Кабмина. И дело совсем не в том, что она так и не была утверждена парламентом. Документ содержит мало конкретики и есть скорее замыслом по разработке законопроектов и второй бумажной работы.

О том, кому и сколько будет выделено бюджетных средств, в ней не сообщено ни слова.
Конкретнее был второй документ — меморандум об базах экономической и экономической политики, подписанный в октябре 2008-го для получения кредита Международного Валютного Фонда.Ручная работа В меморандуме перечислены обязательства правительства и НБУ перед Фондом по размеру недостатка государственного бюджета, финансовой эмиссии и валютной политике. Но и данный документ не стал полностью управлением для правительства: размер недостатка превратился в предмет постоянного торга с международным валютным фондом, а исполнение многих обязательств (увеличение коммунальных и газовых тарифов для населения, отмена запрета на продажу сельхозземли) отложено на неизвестный срок.
В итоге, кризис сейчас переводит всю землю на ручное управление, — оправдывалась в феврале 2009-го Юлия Тимошенко. Практически главным направлением антикризисной политики правительства стало латание дыр в прохудившемся бюджете страны. Для этого употреблялись методы, каковые не были предусмотрены в начальных замыслах, а в некоторых случаях — по большому счету ни в каких официально опубликованных документах.

В частности, правительство инициировало увеличение налогов (был увеличен сбор в Пенсионный фонд с небольших предпринимателей), и ужесточило контроль над финансами госучреждений. Согласно данным Министерства финансов, в январе-июне 2009-го неналоговые поступления в казну, среди них и выручка госорганизаций от предоставления одолжений, возросли на 32,5% если сравнивать с подобным периодом прошлого года — до 29,3 миллиардов гривен (что составило 28,9% доходов государственного бюджета).

Но самые результативными методами наполнения казны были привлечение внешних займов и организация схем финансирования бюджета деньгами НБУ. В I полугодии 2009-го Кабмину удалось занять за границей 12,3 миллиардов гривен, а НБУ лишь через приобретение облигаций госзайма предоставил правительству и госкомпаниям 20 миллиардов гривен.
Вторым по важности направлением действий правительства стала соцзащита населения: бесперебойная выплата пенсий, и заработных платов работникам и бюджетникам госпредприятий. Эта задача была главным элементом как стабилизиционого замысла, так и подписанного с международным валютным фондом меморандума. А распределение остальных бюджетных средств происходило в ручном режиме — без предварительных замыслов либо же с их резким и непредсказуемым трансформацией.
Громаднейшую финпомощь правительство предоставило государственным банкам — ее сумма составила 30,3 миллиардов гривен. Помимо этого, большими получателями помощи стали НАК Нафтогаз України (18,6 миллиардов гривен), и аграрные компании и машиностроительные предприятия — как национальные, так и частные. Но их перечень практически малоизвестен — окончательные ответ о распределении средств должны были принимать госслужащие других госучреждений и министерств.
Реагируя на обращения компаний, правительство скоро корректировало правила игры на рынках — как пример возможно привести быстрое введение в марте 13%-ной пошлины на импорт машин, ряда и холодильников вторых товаров. Но далеко не всегда Кабмин воображал себе последствия собственных ответов. Давайте введем эти тарифы и посмотрим, как они будут трудиться, — сказала Юлия Владимировна Тимошенко в феврале, в то время, когда правительство принимало ответ о введении минимальных тарифов на грузовые автоперевозки.
Резкие широкое применение и изменения политики избирательного подхода были свойственны и для НБУ. В октябре-ноябре прошлого года регулятор предоставлял щедрое рефинансирование банкам. Но с декабря обстановка изменилась: финучреждения были посажены на голодный денежный паек.

Помимо этого, рефинансирование финструктур осуществлялось избирательно.

Банки, находящиеся в собствености украинским собственникам, приобрели более важную помощь от НБУ, чем финучреждения с зарубежным капиталом, — констатирует аналитик инвесткомпании Dragon Capital Виталий Ваврищук. Но наряду с этим и многие украинские банки не получали помощь — достаточно отыскать в памяти Надра Банк и Укрпромбанк.
Страну выручают лоббисты
Использованные Кабмином и НБУ способы были действенными — они предотвратили свободное падение украинской экономики. На протяжении спада ручное управление действенно, потому, что нужно скоро осуществлять реанимационные мероприятия, — растолковывает экономист Александр Пасхавер.
Сохранив социальные выплаты, правительство поддержало потребительский спрос, что формирует главную часть ВВП страны. Щедрая помощь государственным банкам и НАК Нафтогаз України во многом была нужна для финансирования социальных программ. КМУ предоставлял этим структурам облигации госзайма, вместо этих бумаг они приобретали от Национального банка деньги, каковые после этого попадали в бюджет в виде налогов и кредитов правительству и направлялись на пенсии и зарплаты.

Помимо этого, без огромной помощи НАКу Кабмину не удалось бы сохранить бесперебойное газоснабжение зимний период.
Посредством твёрдого регулирования финансового и валютного рынков, и избирательного рефинансирования НБУ смог на пара месяцев остановить падение гривни и стабилизировать обстановку в банковской совокупности. Отказавшись помогать кредитным учреждениям с зарубежным капиталом, регулятор заставил их акционеров вливать капитал в собственные дочерние украинские банки, что увеличило приток валюты в страну. НБУ во многом действовал способом ошибок и проб.

В первые месяцы было сложно осознать все особенности кризиса и сосредоточить упрочнения на самый эффективном способе его преодоления, — вычисляет Виталий Ваврищук.
Но действенность способов ручного управления все же ограничена — при наличии продуманных замыслов спад был бы менее глубоким. У нас не было системного противодействия кризису, исходя из этого он коснулся Украины по самой твёрдой формуле, — сетует Александр Рябченко, директор Интернационального университета приватизации, управления собственностью и инвестиций.

Украина заняла последнее место среди бывших советских республик в рейтинге антикризисной эффективности правительственной политики, что был составлен российской консалтинговой компанией ФБК. Определение главных параметров финансовой и бюджетной политики было не результатом осознанного выбора, а малопредсказуемым и в какой-то степени случайным итогом борьбы правительства и НБУ, и торга с международным валютным фондом.

Такая нестабильность увеличивает негативные ожидания менеджеров и потребителей фирм и сама по себе есть другим фактором углубления кризиса. И это не единственная неприятность.
В то время, когда нет стратегии, нереально выбрать приоритеты, — думает Игорь Николаев, глава департамента стратегического анализа ФБК. Согласно его точке зрения, отличных показателей Украина взяла бы, если бы национальные инвестиции были направлены на модернизацию и строительство инфраструктуры — это привело бы к повышению спроса на продукцию украинских компаний. Но практически распределение финансирования осуществлялось под влиянием лоббистских групп.

НБУ находится под огромным давлением: нужно дать деньги строителям, металлургам и т. д., — сетовал в первых числах Июня 2009-го исполнительный директор по экономическим вопросам Национального банка Игорь Шумило.
Ручное управление создало хорошую почву для расцвета лоббизма. Многие ответы принимались в обход простых процедур. К примеру, за последние десять месяцев (с ноября 2008-го по август 2009-го) Кабмин выдал 22 разрешения госорганизациям на приобретение услуг и товаров без согласования и конкурса с Минэкономики.

В то время как за прошлые десять месяцев (с января по октябрь 2008-го) таких санкций было выдано всего шесть.

Пользу многих аналогичных ответов для противодействия кризисурастолковать тяжело: к примеру, в текущем году без конкурсов возможно тратить деньги на модернизацию АЭС.
Избранная правительством и НБУ тактика борьбы с кризисом была во многом вынужденной. Каждая стабилизиционая программа настойчиво попросила бы принятия законов — без этого нереально снижать либо повышать налоги, и сократить административное давление на бизнес. А Камбин не владеет нужной помощью в парламенте.

Помимо этого, базой большинства известных замыслов по преодолению спада есть резкое повышение национального финансирования, которое Украина неимеетвозможности себе позволить.

Но ручное управление не было неизбежным — правительство имело возможность спланировать хотя бы то, что не требует одобрения в парламенте, а деньги на помощь бизнесу, как выяснилось, все же нашлись.
Стабильная непредсказуемость
В большинстве случаев кризис оказывает оздоравливающее влияние на экономику. Менее действенные собственники теряют бизнес, производительность труда увеличивается, структура экономики корректируется в следствии трансформации спроса. И в случае если кризис есть твёрдым, то и его оздоравливающее влияние должно быть более сильным.

Но для Украины это не совсем так.
В отличие от стабильных развитых государств украинская экономика и без того достаточно скоро изменялась. И кризис не сможет существенно ускорить данный процесс. Мы выйдем из кризиса такими же, как вошли в него.

Не случилось никаких значительных сдвигов, каковые поменяли бы место и роль Украины во всемирной экономике, — вычисляет Александр Рябченко. Как и раньше, главными экспортными товарами остаются сталь, удобрения и продовольствие.

А главная часть потребительских товаров (не считая продовольствия) и оборудования импортируется.
Это значит, что темпы восстановления экономики опять будут зависеть от внешних факторов — спроса на зерно и сталь на мировых рынках, и притока зарубежного капитала. Дабы поменять данный сценарий, нужна целенаправленная политика правительства. К примеру, проведение аграрной реформы, которая разрешит привлечь инвестиции и заменить применяющие отсталые агротехнологии, индивидуальные агрофирмы и крестьянские хозяйства более действенными компаниями.

И в этом случае не удастся обойтись без замысла.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Комментарии и трекбеки закрыты.

Comments are closed.