Русский коммунизм и революция

История

a…n Роль Ленина имеется превосходная демонстрация роли личности в исторических событиях. Ленин потому имел возможность стать вождем революции и реализовать собственный в далеком прошлом выработанный замысел, что он не был типическим русским интеллигентом. В нем черты русского интеллигента-сектанта сочетались с чертами русских людей, собиравших и строивших русское государство.

Он соединял в себе черты Чернышевского, Нечаева, Ткачева, Желябова с чертами князей столичных, Петра русских и Великого госдеятелей деспотического типа. В этом оригинальность его физиономии. Ленин был революционер-государственный человек и максималист.

Он соединял в себе предельный максимализм революционной идеи, тоталитарного революционного миросозерцания с оппортунизмом и гибкостью в средствах борьбы, в практической политике.

Лишь такие люди успевают и побеждают. Он соединял в себе простоту, нигилистический аскетизм и прямоту с хитростью, практически с коварством. В Ленине не было ничего от революционной богемы, которой он терпеть не мог.

В этом он противоположен таким людям, как Троцкий либо Мартов, фаворит левого крыла меньшевиков.

В собственной личной жизни Ленин обожал порядок и дисциплину, был хороший семьянин, обожал сидеть дома и трудиться, не обожал нескончаемых споров в кафе, к каким имела такую склонность русская радикальная интеллигенция.Русский коммунизм и революция В нем не было ничего анархического, и он терпеть не мог анархизма, реакционный темперамент которого он постоянно изобличал. Он терпеть не мог революционной романтики и революционного фразерства.

Будучи главой совнаркома, вождем советской республики, он всегда изобличал эти черты в коммунистической среде. Он громил коммунистическое враньё и коммунистическое чванство. Он восставал против «детской заболевания левизны» в компартии.

В 1918 году, в то время, когда России угрожал анархия и хаос, в речах собственных Ленин делает нечеловеческие упрочнения дисциплинировать русский народ и самих коммунистов. Он призывает к элементарным вещам, к труду, к дисциплине, к ответственности, к знанию и к учению, к хорошему постройке, а не к одному разрушению, он громит революционное фразерство, обличает анархические наклонности, он совершает настоящие заклинания над пропастью. И он остановил хаотический распад России, остановил деспотическим, тираническим методом. В этом имеется черта сходства с Петром. a…n

Целью Ленина, которую он преследовал с необычайной последовательностью, было создание сильной партии, воображающей прекрасно организованное и железно-дисциплинированное меньшинство, опирающееся на цельное революционно-марксистское миросозерцание. Партия должна иметь теорию, в которой ничего нельзя изменить, и она обязана готовить диктатуру над всей полнотой судьбы. Сама организация партии, очень централизованная, была уже диктатурой в малых размерах.

Любой член партии был подчинен данной диктатуре центра. Большевистская партия, которую в течение многих лет создавал Ленин, должна была дать пример будущей организации всей России. И Российская Федерация вправду была организована по примеру организации большевистской партии.

Вся Российская Федерация, целый русский народ был подчиненным не только диктатуре компартии, ее центральному органу, но и теории коммунистического диктатора в собственной мысли и собственной совести. Ленин отрицал свободу в партии, и это отрицание свободы было перенесено на всю Россию. a…n Ленин имел возможность начертать замысел организации коммунистического страны и осуществить его.

Как это парадоксально ни звучит, но большевизм имеется третье явление русской великодержавности, русского империализма, – первым явлением было столичное царство, вторым явлением петровская империя. Большевизм – за сильное, централизованное государство. Случилось соединение воли к социальной правде с волей к национальному могуществу, и вторая воля была посильнее.

Большевизм вошел в русскую жизнь, как в высшей степени милитаризованная сила.

Но старое русское государство всегда было милитаризованным. Неприятность власти была главной у Ленина и у всех следовавших за ним. Это отличало коммунистов от всех других революционеров И они создали полицейское государство, по методам управления весьма похожее на старое русское государство. Но организовать власть, подчинить себе рабоче-крестьянские веса запрещено одной силой оружия, чистым насилием.

Нужна целостная теория, целостное миросозерцание, необходимы скрепляющие знаки.

В Столичном царстве и в империи народ держался единством религиозных вер. Новая единая вера для народа должна быть выражена в элементарных знаках. По-русски трансформированный марксизм был для этого в полной мере пригодным. a…n Ленин всегда был антиэволюционистом и в сущности был и антидемократом, что сказалось на юный коммунистической философии.

Будучи материалистом, Ленин совсем не был релятивистом и ненавидел скептицизм и релятивизм, как порождение буржуазного духа. Ленин – абсолютист, он верит в полную истину. Материализму весьма тяжело выстроить теорию познания, допускающую безотносительную истину, но Ленина это не тревожит.

Его немыслимая наивность в философии определяется его целостной революционной волей. Безотносительную истину утверждает не познание, не мышление, а напряженная революционная воля. И он желает подобрать людей данной напряженной революционной воли.

Тоталитарный марксизм, диалектический марксизм имеется безотносительная истина. Эта полная истина имеется организации диктатуры и орудие революции. Но учение, обосновывающее тоталитарную теорию, охватывающую всю полноту судьбы – не только экономику и политику, но и идея, и сознание, и все творчество культуры – возможно только предметом веры.

Вся история русской интеллигенции подготовляла коммунизм. В коммунизм вошли привычные черты: жажда социальной справедливости и равенства, признание классов трудящихся высшим людской типом, отвращение к буржуазии и капитализму, рвение к целостному отношению и целостному миросозерцанию к судьбе, сектантская нетерпимость, странное и враждебное отношение к культурной элите, необыкновенная посюсторонность, отрицание духовных и духа сокровищ, придание материализму практически теологического характера.

Все эти черты всегда были характерны русской революционной а также легко радикальной интеллигенции. В случае если остатки ветхой интеллигенции, не примкнувшей к большевизму, не определили собственных собственных линия в тех, против кого они восстали, то это историческая аберрация, утрата памяти от эмоциональной реакции.

Ветхая революционная интеллигенция просто не думала о том, какой она будет, в то время, когда возьмёт власть, она привыкла принимать себя безвластной и угнетенной, и властность и угнетательство показалось ей порождением совсем другого, чуждого ей типа, тогда как то было и их порождением. В этом парадокс финала русской интеллигенции, ее трансформирования по окончании победоносной революции.

Часть ее превратилась в коммунистов и приспособила собственную психику к новым условиям, вторая же часть ее не приняла социалистической революции, забыв собственный прошлое. a…n Новый душевный тип, призванный к господству в революции, поставляется из рабоче-крестьянской среды, он прошел через дисциплину военную и партийную. Новые люди, пришедшие снизу, были чужды традициям русской культуры, их деды и отцы были безграмотны, лишены всякой культуры и жили только верой. a…n Народ в прошлом ощущал неправду социального строя, основанного на эксплуатации и угнетении трудящихся, но он кротко и смиренно нес собственную страдальческую долю.

Но наступил час, в то время, когда он не захотел больше терпеть, и целый строй души народной перевернулся. Это типический процесс. смиренность и Кротость может перейти в разъярённость и свирепость.

Ленин не имел возможности бы осуществить захвата власти и своего плана революции без переворота в душе народа. Переворот данный был так велик, что народ, живший иррациональными верами и покорный иррациональной судьбе, внезапно практически помешался на рационализации всей жизни, поверил в возможность рационализации без всякого иррационального остатка, поверил в машину вместо Всевышнего. Русский народ из периода теллурического, в то время, когда он жил под мистической властью почвы, перешел во время технический, в то время, когда он поверил во всемогущество автомобили и по ветхому инстинкту начал относиться к машине как, к тотему. Такие переключения вероятны в душе народа. a…n

5.

Темперамент русской революции был таков, она случилась в столь необычных условиях, что идеологически ей имел возможность соответствовать только весьма трансформированный марксизм и как раз в сторону противоположную детерминизму. Марксизмом пользовались, дабы доказать невозможность в Российской Федерации пролетарской социалистической революции.

В случае если вправду экономика детерминирует целый социальный процесс, то в экономически отсталой России необходимо еще ожидать развития капиталистической индустрии и возможно рассчитывать только на буржуазную, а не пролетарскую революцию. Таков голос социалистического детерминизма. Но русская революция отправилась методом, свидетельствующим о том, что не все детерминировано экономикой.

И вот в советской республики показалась новая философия марксизма-ленинизма. Она считаетсебя марксистской философией, но марксистской философией эры пролетарских революций. Маркс жил еще в недрах буржуазного капиталистического общества, в котором вправду все было детерминировано экономикой и не раскрывалась свобода.

Но Энгельс и Маркс учили, что случится скачек из царства необходимости в царство свободы и лишь тогда начнется настоящая история, в которой человек – социальный, само собой разумеется, человек – не будет детерминирован экономикой, но будет сам детерминировать экономику. Для русских коммунистов это время наступило, таково их самочувствие. Они сознали себя уже в царстве свободы, они не в капиталистическом мире, они в стихии пролетарских революций, которой еще не знал Маркс.

И они не определяются экономикой, не зависят от необходимости капиталистического развития, они сами собственной революционной активностью определяют, как желают, экономику. Они ощущают в себе силу революционной активностью поменять не только Россию, но и всю землю. И юная советская философия пробует дать новое истолкование диалектическому материализму.

Главной категорией для нее есть категория самодвижения.

Источник перемещения лежит внутри, а не в толчке извне, идущем от окружающей среды, как думает механический материализм. Материи свойственна настоящая свобода, в ее недрах имеется источник активности, изменяющей среду. На материю переносятся свойства духа – свобода, активность, разум, т. е. происходит спиритуализация материи.

В советской философской и социалистической литературе всегда повторяется, что основное не «производительные силы», т. е. развитие экономики, а «производственные отношения», т. е. борьба классов и революционная активность пролетариата. Революционная активность пролетариата имеется самодвижение, она не зависит от среды, от экономики, она переделывает среду и определяет по-своему экономику.

Желают выстроить философию активизма, для которой материализм механический и экономический весьма негативны. Философия активизма – прометеевская, титаническая философия – имеется, само собой разумеется, философия духа, а не философия материалистическая. Но о духе не разрещаеться сказать в советской философии, материализм остается священным знаком.

Исходя из этого материи необходимо придать темперамент активного духа, что и пробуют сделать, насилуя логику и философскую терминологию.

Материализм незаметно превратился в спиритуализм и своеобразный идеализм. Уже у самого Маркса, в особенности раннего Маркса, как мы уже говорили, учение об иллюзиях овеществления людей в капитализме давало основание для для того чтобы обращения. Диалектический материализм имеется нелепое словосочетание.

Материи, складывающейся из столкновения атомов, не может быть свойственна диалектика.

Диалектика предполагает существование Логоса, смысла, раскрывающегося в диалектическом развитии, диалектика возможно свойственна только мысли и духу, а не материи. Диалектический материализм принужден верить в Логос самой материи, в суть раскрывающийся в развитии материальных производительных сил, т. е. в рациональность иррациональных процессов. Советская философия имеется национальная ортодоксальная философия, она обличает и отлучает еретиков.

Ортодоксия содержится в утверждении диалектического материализма, главной линии в философии. Ереси являются либо утверждением материи с исчезновением диалектики, либо утверждением диалектики с исчезновением материи. reg

Необходимо утверждать диалектику, которая, утверждаяматериализм, и имеется революционная, актуалистическая философия. Логически это нереально, но психологически это нужно. Ортодоксальный диалектический материализм, признающий возможность самодвижения, свободы революционного пролетариата, декретирован ЦК компартии. a…n Таково свойство диктатуры миросозерцания и основанного на ней авторитарного строя.

Советская философия имеется философия социального титанизма. Титаном есть в ней не индивидуум, а социальный коллектив. Он всемогущ.

Для него не необходимы кроме того законы природы, неизменность которых объявляется достоянием буржуазной философии и науки. a…n Советская философия противоположна просветительному материализму XVIII века. Все определяется для нее не просветлением мысли, не светом разума, а экзальтацией воли, революционной титанической воли. Философия обязана не познавать лишь мир, но переделать мир, создавать новый мир.

Выделение теоретической мысли в особенную сферу, создание академиков и касты учёных имеется достояние буржуазного мира. Теоретический разум должен быть соединен с практическим разумом. Философская работа должна быть соединена с большим трудом, с социальным постройкой, обязана его обслуживать.

Советская философия входит в план на пять лет. Истина, и при том безотносительная истина, познается только в активности, в борьбе, в труде. a…n

Философия титанизма предполагает изменение в понимании свободы. Марксизм-ленинизм, либо диалектический материализм эры пролетарских революций, соответствует новому пониманию свободы. И вправду, коммунистическое познание свободы весьма отличается от простых пониманий.

Исходя из этого русские коммунисты искренно возмущаются, в то время, когда им говорят, что в советской республики нет свободы. Говорят таковой случай. Один коммунистический юный человек приехал на пара месяцев во Францию, дабы возвратиться позже обратно в советскую республику.

К концу его нахождения его задали вопрос, какое у него осталось чувство от Франции. Он ответил: «В этом государстве нет свободы». Его собеседник с удивлением ему возражает: «Что вы рассказываете, Франция – страна свободы, любой свободен думать, что желает, и делать, что желает, это у вас нет никакой свободы».

Тогда юный человек изложил собственный познание свободы: во Франции нет свободы, и коммунистический юный человек в ней задыхался вследствие того что в ней нереально изменять жизнь, строить новую судьбу; так называемая свобода в ней такова, что все остается неизменным, ежедневно похож на предшествующий, возможно свергать каждую семь дней министерства, но ничего от этого не изменяется. Исходя из этого человеку, приехавшему из России, во Франции скучно.

В советской же, коммунистической России имеется настоящая свобода, по причине того, что ежедневно возможно изменять жизнь России а также всей земли, возможно все перестраивать, один сутки не походит на другой. Любой юный человек чувствует себя строителем нового мира.

Мир стал пластичен, и из него возможно лепить новые формы. Именно это более всего соблазняет молодежь. Любой себя ощущает участником неспециализированного дела, имеющего мировое значение.

Жизнь поглощена не борьбой за собственный собственное существование, а борьбой за переустройство мира. Тут свобода понимается не как свобода выбора, не как свобода развернуть направо либо налево, а как активное изменение судьбы, как акт, совершаемый не личным, а социальным человеком, по окончании того, как выбор сделан. Свобода выбора раздваивает и ослабляет энергию.

Настоящая созидательная свобода наступает по окончании того, как выбор сделан и человек движется в определенном направлении.

Лишь такая свобода, свобода коллективного строительства судьбы в главной линии компартии, и рассказать о советской республики. Эта свобода выясняется актуальной и революционной. Французская свобода консервативна, она мешает социальному переустройству общества, она свелась к тому, что любой желает, дабы его оставили в покое.

Свободу необходимо, само собой разумеется, осознавать и как творческую энергию, как акт изменяющий мир.

Но в случае если только так осознавать свободу и не видеть того, что внутренне предшествует такому акту, таковой реализации творческой энергии, то неизбежно – отрицание свободы совести, свободы мысли. И мы видим, что в русском коммунистическом царстве совсем отрицается свобода совести и мысли. Понятие свободы относится только к коллективному, а не личному сознанию.

Личность не имеет свободы по отношению к социальному коллективу, она не имеет личной совести и личного сознания. Для личности свобода содержится в необыкновенной ее приспособленности к коллективу. Но личность, приспособившаяся и слившаяся с коллективом, приобретает огромную свободу в отношении ко всему остальному миру.

Свобода совести – и в первую очередь религиозной совести – предполагает, что в личности имеется духовное начало, не зависящее от общества. Этого коммунизм, само собой разумеется, не признает. aДля коммунизмаn царство и царство кесаря Божье совпадают и отожествляются. Исходя из этого в коммунизме на материалистической базе неизбежно подавление личности.

Революционная коммунистическая мораль неизбежно выясняется безжалостной к живому конкретному человеку, к ближнему. Личный человек рассматривается как кирпич, необходимый для постройки коммунистического общества, он имеется только средство.

В коммунизме имеется здоровое, верное и в полной мере согласное с христианством познание судьбы каждого человека как служения сверхличной цели, как служения не себе, а великому целому. Но эта верная мысль искажается отрицанием независимой сокровище и преимущества каждой людской личности, ее духовной свободы. В коммунизме имеется кроме этого верная мысль, что человек призван в соединении с другими людьми регулировать и организовывать социальную и космическую судьбу.

Но в русском коммунизме эта мысль, отыскавшая себе самое радикальное выражение у христианского мыслителя Н. Федорова, приняла практически маниакальные формы и превращает человека в средство и орудие революции. Все эти извращения определяются не столько социально-экономической совокупностью коммунизма, сколько его фальшивым духом. Свобода духа отрицается не экономикой, которая бессильна в отношении к духу, а духом же, духом, враждебным свободе.

Воинствующий духоборческий материализм коммунизма имеется явление духа, а не материи, имеется фальшивая направленность духа. Коммунистическая экономика сама по себе возможно нейтральна. Это коммунистическая религия, а не экономика, враждебна христианству, духу, свободе.

Правда и неправда так перемешены в коммунизме как раз вследствие того что коммунизм имеется не только социальный феномен, но и феномен духовный.

В идее бесклассового, трудового общества, в котором любой трудится для других и для всех, для сверхличной цели, не содержится отрицания Всевышнего, духа, свободы а также напротив, эта мысль более согласна с христианством, чем мысль, на которой основано буржуазное капиталистическое общество. Но соединение данной идеи с фальшивым миросозерцанием, отрицающим дух и свободу, ведет к роковым итогам.

Как раз сакральный характер коммунизма, как раз религия коммунизма совершает его атеистическим и антихристианским. государство и Коммунистическое общество претендуют быть тоталитарными. Но это и имеется главная неправда.

Тоталитарным возможно только царство Божье, царство кесаря неизменно частично. a…n Всю землю идет к ликвидации ветхих капиталистических обществ, к преодолению духа, их воодушевлявшего.

Перемещение к социализму – к социализму осознаваемому в широком, не доктринерском смысле – имеется мировое явление. Данный всемирный перелом к новому обществу, образ которого еще не ясен, совершается через переходные стадии. Таковой переходной стадией есть то, что именуют связанным, регулированным, национальным капитализмом.

Это тяжелый процесс, сопровождающийся абсолютизацией страны. В советской республики данной стадии, которая не есть еще социализм, весьма помогают ветхие традиции полного страны. В том, что происходит в советской республики, имеется большое количество элементарного, элементарного цивилизирования рабоче-крестьянских весов, выходящих из состояния безграмотности.

В этом нет ничего своеобразны коммунистического. Но процесс цивилизирования совершается через замену для весов символики религиозно-христианской символикой марксистско-коммунистической. Ненормальным, больным есть то, что приобщение весов к цивилизации происходит при совершенном разгроме ветхой русской интеллигенции.

Революция, о которой интеллигенция постоянно мечтала, была для нее финишем.

Это определилось древним расколом русской истории, вековым расколом народа и интеллигенции, и бессовестной демагогией, через которую победили русские коммунисты. Но это стало причиной тому, что был ужасный недочёт интеллигентских сил. Русский коммунизм, в случае если посмотреть на него глубже, в свете русской исторической судьбы, имеется деформация русской идеи, универсализма и русского мессианизма, русского искания царства правды, русской идеи, принявшей в воздухе разложения и войны некрасивые формы. Но русский коммунизм более связан с русскими традициями, чем это в большинстве случаев о нем думают, традициями не только хорошими, но и весьма нехорошими. a…n

[1] Чёрта исторических типов культуры смотрите кроме этого в таблице в конце статьи.

[2] Мифы о их борьбе и богах с титанами и гигантами изложены по большей части по поэме Гесиода «Теогония» («Происхождение всевышних»). Кое-какие сказания заимствованы кроме этого из поэм Гомера «Илиада» и «поэмы» и Одиссея римского поэта Овидия «Видоизменения» («Превращения»).

[3] Крон – всепоглощающее время (хронос– время).

[4] Зевс – римский Юпитер.

[5] Богиня огня и жертвенного огня домашнего очага, покровительница государства и городов. В Риме потом с Гестией была отождествлена Веста, богиня домашнего очага.

[6] Великая богиня плодородия почвы, дающая рост всему, что произрастает на земле, дающая плодородие нивам, благословляющая труд земледельца. Римляне назвали богиню Деметру именем собственной старой богини плодородной нивы – Церерой.

[7] У римлян им соответствовали Юнона, Нептун и Плутон.

[8] У римлян греческим богиням Гере, Артемиде, Афине и Афродите соответствовали: Юнона, Диана, Венера и Минерва.

[9] У римлян – Вулкан.

[10] У римлян – грации.

[11] У римлян– парки.

[12] У римлян – Фортуна.

[13] Греки утверждали, что всю почву кругом обтекает поток, катящий собственные воды в вечном водовороте.

[14] Древние греки воображали себе царство Аида, царство душ погибших, мрачным и ужасным, а загробную судьбу – несчастьем. Недаром тень Ахилла, позванная Одиссеем из подземного царства, говорит, что лучше быть последним батраком на земле, чем царем в царстве Аида.

[15] Из этого выражение: «кануло в Лету», другими словами забыто окончательно.

[16] Асфодел – дикий тюльпан.

[17] В противном случае – Цербер.

[18] Гера (у римлян Юнона) – богиня неба, покровительница брака, охранительница матери на протяжении родов. В культе Геры сохранились следы тотемизма; мы имеем сведения, что ее время от времени изображали, к примеру, с головой лошади. Уже это показывает на то, что Гера – одна из старейших богинь Греции.

[19] Аполлон – один из старейших всевышних Греции. В его культе светло сохранились следы тотемизма. Так, к примеру, в Аркадии поклонялись Аполлону, изображенному в виде барана.

Первоначально Аполлон был всевышним, защищающим стада. Неспешно он все больше становился всевышним света. Позднее его стали считать покровителем переселенцев, покровителем основывающихся греческих колоний, а после этого покровителем мастерства, музыки и поэзии.

Помимо этого, Аполлон стал всевышним, предвещающим будущее.

Во всем старом мире славилось его святилище в Дельфах, где жрица-пифия давала предсказания.

[20] Древнегреческий струнный музыкальный инструмент, подобный лире.

[21] Богиня памяти.

[22] Афина (у римлян Минерва) – одна из самый почитаемых богинь Греции. Афина – хранительница городов.aОтсюда – эпитет Паллада (практически – городская).n С ростом греческой культуры Афина стала кроме этого и покровительницей науки.

[23] Гермес (у римлян Меркурий) – один из старейших всевышних Греции; был первоначально всевышним – покровителем стад, его изображали время от времени с бараном на руках. В гомеровском эпосе Гермес в первую очередь проводник и посланник богов душ погибших в подземное царство Аида. Гермес – покровитель путешественников, торговли.

Помимо этого, покровитель юношества, атлетов, всевышний гимнастики.

Позднее – астрологии и бог магии.

[24] Каменные столбы, на верху которых высекалась голова Гермеса.

[25] Арес (у римлян Марс) – всевышний войны, несущий разрушение и гибель, древнегреческий идеал храброго солдата. Он относительно с другими всевышними Греции пользовался меньшим почетом. Это отражается и в том, что сам всевышний Зевс, по словам греков, недолюбливает собственного сына Ареса, неизменно затевающего раздоры, портящего людей и радующегося, в то время, когда на протяжении битвы рекой льется людская кровь.

[26] Афродита (у римлян Венера) – первоначально была богиней неба, отправляющей ливень, и, повидимому, и богиней моря. Неспешно Афродита делается богиней любви. Всевышний войны Арес – супруг Афродиты.

Всевышний любви Эрот (Амур) – ее сын.

[27] Гестия – в греческой мифологии богиня домашнего очага, Реи и старшая дочь Крона.

[28] Артемида – в греческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона.

[29] Всевышний страстной любви

[30] Гефест (у римлян Вулкан) – первоначально всевышний огня; с развитием ремесел, и особенно кузнечного ремесла, делается всевышним-покровителем металлургии того времени. Особенно чтили Гефеста в Афинах, где ремесла достигли громаднейшего в Греции развития.

[31] Деметра (у римлян Церера) – одна из самый почитаемых богинь Греции. Это земледелия и богиня плодородия, которую особенно чтили земледельцы.

[32] Дионис (у римлян Вакх) – всевышний виноделия, всевышний вина, aсын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадмаn. Празднества в честь Диониса ответственны были тем, что они стали началом театральных представлений в Афинах. На протяжении празднеств в Афинах (Великие Дионисии) выступали хоры наряженных в козьи шкуры певцов и выполняли особенные гимны – дифирамбы; их начинал запевала, а хор ему отвечал; пение сопровождалось пляской.

Из этих дифирамбов создалась катастрофа (само слово возможно растолковать как «песнь козлов»). На сельских же празднествах в честь Диониса исполнялись шуточные песни, каковые также начинал запевала; они также сопровождались плясками; из них случилась комедия.

[33] Изложено по поэме Гесиода «дни и Труды».

[34] Миф о том, как Прометей был прикован по повелению Зевса к горе, изложен по катастрофе Эсхила «Прикованный Прометей». Эсхил говорит о том, как Зевс, правящий всем миром в качестве ожесточённого тирана, наказывает восставшего против него титана Прометея.

Могучий титан вопреки воле Зевса похитил с Олимпа пламя и дал его людям; он дал им знания, научил земледелию, ремеслам, постройке судов, письму и чтению; этим Прометей сделал жизнь людей радостнее и поколебал власть Зевса и его ассистентов – олимпийских всевышних. Но основная вина Прометея та, что он не желает открыть Зевсу тайну, от кого родится у Зевса сын, что будет могущественнее его и свергнет его с престола.

[35] aЗдесь имеется в виду Ахиллn.

[36] Изложено по поэме Овидия «Видоизменения». Персей – один из самые популярных храбрецов Греции. О нем сохранилось большое количество мифов, каковые говорили не везде одинаково.

Примечательно, что последовательность действующих в этих мифах лиц древние греки перенесли на небо.

И сейчас мы знаем такие созвездия, как Персей, Андромеда, Кассиопея (мать Андромеды) и Кефей (папа ее).

[37] Изложено по поэмам «Илиада» Героини и «Гомера» Овидия.

[38] Геракл (у римлян Геркулес) – величайший храбрец Греции. Первоначально он считался солнечным всевышним, разящим собственными не опытными промаха стрелами все чёрное и злое, всевышним, исцеляющим и отправляющим болезни. Он имел большое количество неспециализированного с всевышним Аполлоном.

Но Геракл – герой и бог, видящийся не только у греков; аналогичных храбрецов-всевышних мы знаем большое количество.

Эти храбрецы ходили куда макар телят не гонял, совершали великие подвиги и страдали, подобно Гераклу. Поэты всех времен всегда пользовались мифами о Геракле; их внимание завлекали страдания и подвиги, каковые выпали на долю Геракла. В звездную ночь мы можем видеть Геракла (под его римским заглавием Геркулеса) на небе, поскольку его именем именуется одно из созвездий, а рядом с созвездием Геркулеса мы видим созвездие Гидры, той ужасной многоголовой гидры, которую убил Геракл.

Мифы о Геракле изложены по катастрофам Софокла «Трахинянки» и Еврипида «Геракл».

[39] Город на берегу Арголийского залива в Арголиде.

[40] Область на северо-западе Пелопоннеса.

[41] Олимпийские игры – наиболее значимое из общегреческих празднеств, на протяжении которого объявлялся во всей Греции общий мир. За пара месяцев до игр по греческим колониям и всей Греции рассылались послы, приглашавшие на игры в Олимпию. Игры справлялись раз в четыре года. На них происходили состязания в беге, борьбе, кулачном бою, бросании копья и диска, а также в беге колесниц.

Победители на играх приобретали в приз оливковый венок и пользовались великим почетом.

Греки вели летосчисление по олимпийским играм, считая первыми происходившие в 776 г. до н. .э. Существовали олимпийские игры до 393 г. н. э., в то время, когда они были запрещены императором Феодосием как несовместимые с христианством. Через 3 десятилетия император Феодосий II сжег храм Зевса в Олимпии и все шикарные строения, украшавшие то место, где происходили олимпийские игры.

Они обратились в развалины и неспешно были занесены песком реки Алфея. Лишь раскопки, производившиеся на месте Олимпии в XIX в. н. э., в основном с 1875 и по 1881 г., дали нам возможность взять правильное представление о прежней Олимпии и об олимпийских играх.

[42] Мыс, южная оконечность Пелопоннеса.

[43] Изложено по поэме Овидия «Видоизменения». Миф о Икаре и Дедале показывает на то, что уже в глубокой древности люди начали размышлять о том, как овладеть методом передвигаться не только по земле и по воде, но и по воздуху. Характерно, что величайшим достижением мифического живописца Дедала считались не его статуи и воздвигнутые им строения, в частности сделанные им крылья.

Миф о Дедале создался в Афинах – ответственном центре торговли, индустрии, науки и искусства старой Греции.

[44] Часть Эгейского моря между островами Самосом, Паросоми берегомМалой Азии.

[45] Изложено по биографии Плутарха «Тесей». Тесей – величайший храбрец Афин, имеющий большое количество неспециализированного с Гераклом. Тесей – храбрец военно-родовой аристократии, а после этого храбрец правящей афинской аристократии землевладельцев, которая приписывала создание всего старого национального строя Афин Тесею.

Ему приписывалось в первую очередь разделение населения на три класса: «эвпатридов», либо добропорядочных, «геоморов», либо земледельцев, и «демиургов», либо ремесленников, и предоставление необыкновенного права на замещение должностей одним добропорядочным. Говорили, что на протяжении Марафонской битвы (490 г. до н.э.), в которой греки одержали победу над персами, многие афиняне якобы видели Тесея в шлеме с щитом и копьём, идущего впереди боевого строя афинян.

[46] Изложено по поэме Овидия «Видоизменения».

[47] Тэнар (сейчас мыс Матапан) находится на юге Пелопоннеса.

[48] Изложено по катастрофам Софокла «Эдип-царь», «Эдип в Колоне», «Антигона».

[49] Горы в Средней Греции, между Аттикой и Беотией.

[50] aКонфликт между Антигоной и Креонтом лег в базу драмы Софокла «Антигона».n

[51] aПредставление о происхождении рода от растения либо животного именуется тотемизмом. Время от времени тотемизм рассматривается как вид фетишизма, время от времени – как независимый тип первобытного мировоззрения.n

[52] aПреанимизм практически свидетельствует «пред-анимизм».n

[53] aДэ – проявление дао в определенной вещи; «душа», либо закон, вещи.n

[54] a«Одно» – это единое бытие, мироздание в целом. «Два» – две противоположные силы, формирующие все сущее: ян – яркое, мужское начало, инь – чёрное, женское. «Три» – небольшие телесные частицы – ци, в которых овеществляется дао.n

[55] aПринцип меры («золотой середины») пронизывает не только учение Конфуция, но и всю китайскую культуру.n

[56] aВ тексте источника главная в конфуцианском учении о морали категория «жень» передается термином «человеколюбие», что, на отечественный взор, не весьма верно. В современной культуре человеколюбие в большинстве случаев понимается в ракурсе христианского учения о любви. Осознаваемое так, оно предъявляет владеющему им человеку намного больше требований, чем китайское «жень». «Жень» предполагает, скорее, внимательное, либо уважительное, отношение к любому человеку, соответствующее тому, чего заслуживает данный человек. Исходя из этого в тексте хрестоматии термин «человеколюбие» везде сопровождается уточняющим термином «уважительность».n

[57] aЗдесь еще раз видно, что конфуцианское «жень» не предполагает любви, потому, что любовь потребовала бы отвечать на зло прощением, а не наказанием (справедливостью).n

[58] aЮ – имя ученика Конфуция.n

[59] aТ.е. от императора.n

[60] aТ.е. любой обязан делать функцию, отведенную ему в установленном публичном порядке. Осознание данной функции и возведение ее в привычку осуществляется при помощи ритуала.n

[61] aАтман – сущность чего-либо; проявление Брахмана в виде всемирный формообразующей силы, «души» отдельных вещей и мира; кроме этого индивидуализация Брахмана в человеке. При определенных условиях тождественен Брахману.n

[62] aПрошедшее, настоящее, будущее.n

[63] aИндра – один из главных древнеиндийских всевышних, молнии и бог грома.n

[64] aИногда произносят «Ом».n

[65] aЭтот текст входит в состав одной из упанишад. В базе «Сказания о Начикете» лежит легенда о набожном священнике – брахмане, что послал в качестве жертвы собственного сына Начикету всевышнему смерти Яме. Яма поучает Начикету.n

[66] aТ.е. под власть смерти.n

[67] aЗдесь атман понимается как индивидуализация Брахмана в человеке, как людская душа.n

[68] aБрахманы и кшатрии – высшие касты (каста воинов и каста жрецов).n

[69] aСансара – смерти и круговорот жизни, в котором душа перевоплощается из одного тела в второе. Идея о необходимости выхода из сансары возьмёт развитие в буддизме.n

[70] Бхиккху – нищенствующий монах.

[71] Татхагата (букв. достигший совершенства) – эпитет Будды.

[72] Камма – то же, что карма. aКарма – совокупность всех хороших и плохих дел, идеальных индивидуумом в прошлых существованиях и определяющих его судьбу в последующих.n

[73] Дхамма – то же, что дхарма. aДхарма – элемент психо-физичекого мира.n

[74] aДруджевцы – приверженцы Друджа. Друдж – отрицательная сила мироздания, неправда, несправедливость.n

[75] aАртовцы – приверженцы Арты. Арта (Аша) – всемирный порядок, действительно, справедливость.n

[76] Прообраз свободного выбора между Добром и Злом, что в жизни делает человек.

[77] aДэвы – силы зла; злые всевышние либо демоны. Противостоят ахурам – силам хороша.n

[78] aАрмайти – богиня благочестия и мирной пастушеской жизни.n

[79] Амэша-Спента (авест. «бессмертные святые») – высшие божества зороастрийского пантеона. aОбычно их насчитывают шесть, они составляют ближайшее окружение главного всевышнего Ахура-Мазды.n

[80] Хварно – абстрактная божественная сущность, харизма, сакральная сила, которая связана с Огнем.

[81] aЗороастризм запрещает сжигать покойников, т. к. это оскверняло бы пламя – священную стихию Ахура-Мазды.n

[82] Названы три ступени Парадиза (Рая) – Хумат-Парадиз, Хухт-Парадиз и Хваршт-Парадиз, каковые вместе с упоминаемым в конце строфы Домом Хвалы соответствуют четырём сферам мироздания в зороастрийской космологии – сфере звезд, сфере Луны, царству и сфере Солнца «нескончаемого света» Ахура-Мазды. Совершенно верно так же четырем сферам мироздания соответствуют (противопоставляются) и четыре ступени ада, упоминаемые в aрассказе о безнравственной душеn.

[83] Т. е. в Доме Хвалы.

[84] aТ.е. самоё качественного масла.n

[85] aУчение о сотворении мира именуется космогонией.n Различные теологические a(религиозные)n центры Древнего Египта, наибольшими среди которых были города Гелиополь, Мемфис, Гермополь и Фивы, выдвигали любой собственную космогоническую версию, объявляя собственного главного всевышнего творцом мира, а всех самые популярных в стране всевышних – созданными им либо ведущими от него происхождение. Общей для всех богословских концепций являлась лишь мысль об Изначальном Хаосе. Локальные божества – покровители городов либо номов – считались творцами мира лишь в пределах собственных культовых центров; любой из таких всевышних в большинстве случаев отождествлялся с каким-либо всевышним, почитаемым во всей стране.

aВ тексте приводится сказание, появившееся в Гелиополе.n Политическим центром страны Гелиополь ни при каких обстоятельствах не был, но имел значение наиболее значимого главного и теологического центра культового центра солярных aсолнечныхn всевышних. Космогоническая версия Гелиополя была самый распространённой, а главные всевышние гелиопольского пантеона – особенно популярными во всей стране.

[86] В оригинале текст выстроен на созвучии имён «Шу» и «Тефнут» и соответственно слов «выплюнуть» и «изрыгнуть» – мотив творения Словом.

[87] Характерный пример отождествления всевышних: Тефнут, богиня жидкости, в данным случае отождествляется с богиней мирового порядка и правды Маат.

[88] Ка – «двойник», одна из пяти «душ»-сущностей человека либо всевышнего. Детально см. в гл. «Души» египтянина.

[89] aЕгиптяне отождествляли различных всевышних, вычисляли их ипостасями друг друга. Всевышний Атум отождествлялся с всевышним Ра (первоначально – всевышним Солнца). Ра-Атум – всевышний Солнца, Творец, Владыка, повелитель всевышних, мира, людей, Всего Сущего.n

[90] a Дуат – подземное Царство мертвых.n

[91] aТот – всевышний луны, письма и мудрости. Довольно часто изображался в виде человека с головой птицы ибиса. По функциям подобен греческому Гермесу.n

[92] a Танис – город в Дельте Нила.n

[93] aАнубис – один из всевышних Царства мертвых. Изображался в виде человека с головой шакала.n

[94] aПо-видимому, Око Хора, воскреснув, взяло такую же волшебную силу, как и Солнечное Око (Око Ра); время от времени у египтян отождествлялось с Солнечным Оком. Око Хора взяло кроме этого наименование «Око Уаджет». «Уаджет» значит Зеленое, т.е. воскресшее по окончании смерти (как природа весной).n

[95] aЕгиптяне осознавали воскрешение не как возвращение к жизни, а как получение возможности активного существования в Дуате – Царстве мертвых.n

[96] Уннефер – «Существо красивое» – самый распространенный эпитет Осириса, от которого, например, случилось имя Онуфрий.

[97] Т. е. людей – «скот Ра».

[98] Картуш – замкнутая овалообразная линия, которой при письме обводили имя фараона; по-видимому, одно из назначений картуша было – обезопасисть имя фараона от злых сих. Предполагается, что первоначально картуши были круглыми и символизировали Солнце.

[99] Правильнее, «сущности»; христианское понятие «душа» заключает в себе другой суть, чем соответствующее египетское слово.

[100] Созвучие имён всевышних было одной их самых нередких обстоятельств их отождествления.

[101] Связанные с Ах и Шуит верования и обряды фактически малоизвестны.

[102] Увлекательное предположение высказывает А. Большаков: как реально существующий «двойник» человека египтянами был истолкован образ этого человека, «живущий» в сознании вторых людей; сказанное же имя именно и оживляет образ в памяти. «Складывается чувство, что у каждого человека, у каждого неживого предмета имеется собственный Ка; при таких условиях рядом с миром, в котором живут люди, существует мир Ка, являющийся его правильной и полной копией, мир-двойник – картина захватывающая, приближающаяся по существу к философской совокупности Платона». (Большаков А. О. Представление о двойнике в Египте Ветхого царства // Вестник старой истории. 1987. № 2. С. 3–36.)

[103] В некоторых современных арабских сёлах до сих пор сохранился обычай: в доме, где погиб человек, ставить на окно кувшин с водой (чтобы отлетающая душа имела возможность омыться).

[104] «Уже aдревниеn волшебные тексты aегиптянn выявляют две тенденции: с одной стороны, царственному покойнику гарантируется спокойное существование в его гробнице, с другой – его душе (Ба) и его двойнику (Ка) предоставляется возможность покинуть гробницу, сблизиться с великими всевышними и пребывать в их обществе в потустороннем мире. Эти две диаметрально противоположные, кроме того взаимоисключающие тенденции сосуществуют в течении всей истории египетской религии.

Более того, с течением времени они сливаются в единое, внутренне противоречивое целое. Первая тенденция, проявлявшаяся в ритуальных заботах о жизни погибшего в гробнице, – старейшая; неспешно на неё наслаиваются более поздние воззрения на судьбы Ба и Ка вне гробницы, в загадочных сферах потустороннего мира, в близи к великим всевышним.» (Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. М., 1976. С. 204–205.)

[105] aПарасхит – вскрыватель трупов перед мумификацией.n

[106] aЛюди, участвующие в похоронном ритуале, отождествляли себя с определенными всевышними.n

[107] aНа раннем этапе египетской историиn с Осирисом отождествлялся фараон, aзатемn – любой погибший египтянин. К его имени машинально добавлялось имя Осириса: напр., какой-нибудь Рахотеп становился Осирис-Рахотеп.

[108] aСкарабей – навозный жук, считавшийся священным животным.n Существовало поверие, что скарабей владеет свойством самозарождения. Изображения скарабея являлись амулетами, защищающими от сил зла и помогающие воскреснуть по окончании смерти.

[109] aЕмуn – Осирису, т. е. погибшему, отождествленному с Осирисом. aСначала погибший обращается к Осирису. Позже, при обращении к Ра, уже отождествляет себя с Осирисом и говорит о себе в третьем лице.n

[110] aЧертог именовался так вследствие того что у его порога погибший должен был исповедоваться два раза: перед Великим и перед Малым собранием (Энеадой) всевышних.n

[111] aОко-Ра и Око-Хора (Око-Уаджет).n

[112] Отчего безнравственное сердце должно было быть легче (либо тяжелей) пера Маат, строго говоря, неизвестно, имеется лишь догадки. Так, к примеру, последовательность египтологов разделяет точку зрения (разделяемого и автором), что Весы служили для загробных судей необычным «детектором лжи»: взвешивание сердца производилось не по окончании «Исповеди отрицания» и второй оправдательной речи, а в один момент с ними – в течении всего допроса сердце покоилось на чаше Весов, и в случае если погибший выяснялся виновным в каком-либо из правонарушений, то, чуть он начинал клятвенно утверждать обратное, стрелка срочно отклонялась.

Автору представляется, что египетское мифическое действо взвешивания сердца символически высказывает духовный суть исповеди как такой, суть, однообразный, по-видимому, во всех религиях, независимо от различий внешней атрибутики исповедального обряда.

В далеком прошлом увидено, что человек, совершив противоречащий морали поступок, нечайно (данный процесс бессознателен) ищет, соответственно и находит, оправдание, сущность которого в большинстве случаев сводится к тому, что поступок был должен событиями, а не совершен свободной волей. Говоря о таком поступке либо вспоминая о нём, человек испытывает потребность привести оправдывающие его аргументы; в случае если же у него отсутствует такая возможность, им сходу овладевает некое внутреннее беспокойство, неудобство.

В художественной литературе множество раз обрисовано, как в таковой ситуации хочется «отвести глаза», «поменять тему беседы» и т. п. Обряд же исповеди именно и не допускает всякого рода оправданий – лишь «да будет слово ваше: „да, да, „нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Матф., 5; 37). Так, убедивший себя в собственной безгрешности человек, заявив о собственной безгрешности (раскаянии) вслух и будучи лишён возможности что бы то ни было добавить, сходу почувствует это самое внутреннее неудобство – «сердце изобличит неправда», и стрелка Весов отклонится.

[113] aПерсть – земля. Почтить перстью – похоронить.n

[114] aУмершие находятся в распоряжении подземных всевышних. Антигона предпочитает выполнить волю этих всевышних, выполнив похоронный обряд.n

[115] Дирка – река на запад от Фив.

[116] aХор напоминает о событиях, предшествующих действию драмы. По окончании изгнания слепого Эдипа, власть в Фивах захватил сын Эдипа Этеокл. Он не стал делиться властью с братом Полиником и изгнал его.

Полиник отыскал пристанище у царя Аргоса Адраста. Под началом Адраста в Аргосе было собрано войско для похода против Фив. Во главе войска находились семь храбрецов, среди которых был и Полиник.

Так он желал вернуть себе власть в Фивах. Аргосское войско потерпело поражение. На протяжении битвы Полиник вступил в единоборство со своим братом Этеоклом, которое закончилось смертью обоих.n

[117] aСултан – украшение из перьев на головном уборе.n

[118] aКрепость имела семь ворот. Каждые ворота атаковались отрядом, возглавляемым одним из храбрецов.n

[119] aПо легенде родоначальниками Фив были солдаты, появившиеся из зубов змея. Основатель Фив – Кадм убил священного змея, посвященного всевышнему войны Аресу, и посеял в почву змеиные зубы. Из почвы выросли солдаты, каковые выстроили вместе с Кадмом крепость Фивы.n

[120] aНеоборный – непоборимый.n

[121] aПерун – молния.n

[122] aИмеется в виду один из семи храбрецов – Капаней, на щите которого был изображен нагой храбрец с факелом в руках. При штурме Капаней смог забраться на крепостную стенке, но т

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся: