С края в край бороздки пометывати!

Этойбыкобылки и сметы нет.

(В том месте же, стб. 439)

Преисполненный самого глубокого уважения к оратаю, Вольга задаёт вопросы:

—Ай же ты оратай оратаюшко!

Как-то тобя да именём кличут,

Как звеличают по отечеству?

(В том месте же)

По имени и отчеству кликали лишь достойных людей и господ. Микула ответил Вольге затейливо — и раскрывается целый план песенно-эпического рассказа, его пафос.

Ай же Вольга ты Святославгович!

ржи напашу, в скирды складу,

В скирды складу да к себе выволочу,

К себе выволочу, дома вымолочу,

Драни надеру да то я пива наварю,

Пива наварю, мужичков напою,

Станут мужички меня покликивати:

«Ай ты юный Микулушка Селянинович!»

(В том месте же)

Это величание — в былине была всецело развита идея о крестьянском преимуществе пахаря, его превосходстве над дружиной и над самим Вольгой.

Последовательное противопоставление воинов и пахаря во главе с князем совершено через целый эпический рассказ. Композиция пронизана антитезой. Основной мыслью былины определяется темперамент изображения персонажей.

Обдуманно подаются образнотематические подробности. Певец не скрывал, чью сторону держит. Упоминание кленовой сошки (в некоторых вариантах она «красного дерева»), шелковых гужей, подробный рассказ о соловой кобылке, да и самый портрет пахаря, его одежда и облик, включение величальных мотивов в завершающие стихи — все характеризует былину как цельное художественное творение.С края в край бороздки пометывати!

Наблюдаются соответствие эпизодов друг другу, их обоюдная дополняемость. Внутренняя упорядоченность частей, их связь между собой показывают — перед нами идейно-художественная совокупность.

Системность отмечается во всей стилевой структуре былинного рассказа. Отметим основное. Былина складывается из образно-повествовательных строфем: это неравные группы стихов, объединенные между собой собственным строением.

Строфема сходится с предложением-фразой. В варианте, опубликованном П. Н. Рыбниковым17, говорится:

Жаловал его родный дядюшка,

Нежный Владимир стольнокиевский

Тремя городамы со крестьянамы:

Первыим городом — Гурчевцом,

Другиим городом — Ореховцем,

Третьиим городом — Крестьяновцем.

(Вольга и Микула, стб. 10)

Начало строфемы отмечено повествовательной интонацией, простой для русской речи при рассказывании, интонация выражена инверсией: «Жаловал… дядюшка // Нежный Владимир стольнокиевский» (не «Дядюшка жаловал» и пр.). Завершают строфему три

стиха с последовательным перечислением городов; стихи выстроены одинаково, это — собственного рода синтаксический параллелизм.

Показательно, что Рябинин умел перестраивать строфемы, к примеру, дробил фразу на два предложения — соответственно изменялись границы строфемы. В варианте, опубликованном А. Ф. Гильфердингом, стихи образовали две строфемы:

Был у него родный дядюшка,

Славный князь Владимир стольнокиевской;

Жаловал его трёма городама всё крестьянамы:

Первыим городом Гурчовцем,

Вторым городом Ореховцем,

Третьим городом Крестьяновцем.

(Вольга и Микула, стб. 436)

Первая строфема начинается с инверсионного оборота: «Был… дядюшка // Славный князь…» и пр. Вторая — с аналогичного же оборота: «Жаловал его…» и т. д. Первую строфему заканчивает сообщение о дядюшке, что это как раз стольнокиевский князь Владимир. Вторую строфему, как и в варианте из сборника П. Н. Рыбникова, завершает перечисление, какие конкретно города взял Вольга.

Песенно-эпическое повествование разворачивается через переход от строфемы к строфеме — и для былины как стилевой совокупности показательно, что при некоем разнообразии строфемы очень схожи между собой, выявляют единство и повторяемость в построении.

Вот образцы вторых строфем:

Сказал Вольга таковы слова:

—Всевышний теби оказать помощь оратаюшко,

А кричать да пахать да крестьяновати,

С края в край бороздки пометывати!

(В том месте же, стб. 436)

У П. Н. Рыбникова — подобная строфема, но второй стих легко поменян: «Божья ти оказать помощь, оратаюшко!» Помимо этого, строфема дополнена стихом в полном соответствии с прошлыми: «Коренья, каменья вывертывати!»

Начальный стих строфемы, как в большинстве случаев, отмечен присутствием инверсированного оборота «Сказал Вольга…» с присоединением своеобразного оборота «таковы слова». Так начинаются и другие строфемы — постоянно появляется неизменное: «Сказал Вольга таковы слова» либо «Сказал оратай таковы слова». Завершающие

строфему стихи сближены между собой рифмоидами-созвучиями: «крестьяновати», «пометывати», «вывертывати », а в начало стихов вынесены парные словосочетания: «А кричать да пахать», «С края в край», «Коренья, каменья».

В строфем самый заметным элементом связи есть повторение понятия, серьёзного для певца.

Данный оратай оратаюшко

Гужики ссошкион повыстенул18,

Да кобылкуиз сошкиповывернул,

А со тою онсошкисо кленовенькой,

А й покинул он тутсошкукленовую,

Вольга и Султанова Жена. Мультфильм. StarMediaKids


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: