Самые необычные колесные танки

    Германский опыт В 1916 году немцы из Hansa-Lloyd создали трехколесный боевой танк Treffas-Wagen. 18-тонная машина имела два железных колеса-барабана с рельефными грунтозацепами и бочкообразный рулевой каток под корпусом.
    3,3-метровые колеса разрешали давить заграждения из колючей проволоки, а вооружен «ваген» был 20-мм парой пулемётов и автоматической пушкой. Машину испытали в начале 1918 года, но результаты были неважными, исходя из этого в осеннюю пору ее разобрали на металл.
    Броненосец Пороховщикова Наровне с «Царь-танком» рассматривался и еще последовательность дорогостоящих и бесперспективных проектов колесных танков-гигантов, каковые в большинстве собственном были отвергнуты еще на стадии проектирования. Один из самых амбициозных — это «Земной броненосец» конструкции Александра Пороховщикова (1915), 35-метровый вездеход с отдельным двигателем, двумя бомбомётом и пулемётами в каждом из полых катков.

На иллюстрации — самый узнаваемый колесный гигант времен Первой мировой, «Царь-танк» конструкции Николая Лебеденко. Об этом амбициозном и изначально нежизнеспособном проекте написано много статей, но мало кто знает, что кроме него в 1910-х годах существовало как минимум несколько десятков схожих проектов.Самые необычные колесные танки

    Кое-какие, как и «Царь-танк», были воплощены в металле.
    Tritton Trench Crosser Занимательную четырехколесную военную машину Tritton Trench Crosser с паровым двигателем внесли предложение Уильям Фостер и Уильям Триттон.
    Два ее ведущих колеса размешались на одной оси, а перед ними — два поддерживающих одно за вторым. Предназначался шушпанцер для преодоления окопов, но был через чур неустойчивым и заваливался на бок.
    Американский гигант В 1916 году американцы создали тяжелый колесный танк Holt 150 ton Field Monitor для военных действий на открытых пространствах Мексики. Он нес огромное количество оружия (две морские 152,4-мм пушки и десять 7,62-мм пулеметов Colt-Browning M1895) и очень большой экипаж, включавший шесть артиллеристов, десять пулеметчиков, двух техников, водителя и командира, итого 20 человек. Генерал Джон Першинг лично отверг проект, указав на то, что его медлительность будет сдерживать кавалерию.

Первый важный проект огромного колесного танка внес предложение в начале Первой Мировой капитан английской Королевской военно-морской авиационной работы Томас Хеттерингтон. Его машина должна была иметь броню 80 мм и передвигаться на трех колесах: спереди пара ведущих диаметром по 12 м (!) каждое и одно рулевое позади. На бронеплатформе предполагалось разместить три башни, в каждой из них планировалось установить по два 102-мм орудия.

Два дизельных двигателя должны были обеспечить машине перемещение со скоростью 8−12 км/ч. Для британцев, имевших замечательную военную индустрию, выстроить подобную машину не составило бы особенного труда, но при рассмотрении проекта стало известно, что масса танка может достигнуть 1000 т, что само по себе неприемлемо.

Помимо этого, гигант высотой 12, шириной 30 и длиной 24 м — хорошая мишень для вражеской артиллерии. Необходимо помнить и о сопромате: при твёрдой подвеске всех колес обеспечить нужную прочность конструкции очень сложно. Исходя из этого практичные британцы выстроили уменьшенный макет из дерева и, изучив его, решили остановить все работы над «крейсером» Хеттерингтона, что и случилось в июне 1915 года.

Тем временем за океаном

Но, английскую историю можно считать еще в полной мере разумной, по причине того, что тогда же в Соединенных Штатах существовал — действительно, лишь на бумаге — проект огромного колесного танка, взявшего наименование Holt 150 ton Field Monitor («150-тонный полевой монитор Холта»). Как и при с прошлой машиной, в перемещение его должны были приводить сходу два паровых двигателя, трудящихся любой на оба колеса, для чего у обоих агрегатов (как и на многих современных автомобилях повышенной проходимости) была отдельная коробка передач.

Наряду с этим управляемыми были лишь передние колеса, а два задних поворачиваться не могли. Диаметр всех колес составлял 6 м, что по идее должно было обеспечить «полевому монитору» достаточно хорошую проходимость.

Но в случае если известный русский «Царь-танк» создавал чувство собственными колесами 9-метровой высоты, то американский — своим оружием. По плану конструкторов на нем должны были находиться сходу два 152-мм морских орудия, каковые в большинстве случаев ставились на крейсеры! Запасным оружием служила целая батарея из десяти пулеметов «Кольт» примера 1895 года, из которых четыре спаренных размешались в двух башнях, а остальные шесть должны были вести пламя через амбразуры в корпусе.

Экипаж этого монстра включал в себя 20 человек — кроме того больше, чем на известном германском танке А7V. Наряду с этим толщина брони его была довольно мала — всего 6−18 мм, исходя из этого она не имела возможность сопротивляться ударам германской 77-мм полевой пушки, соответственно, и смысла в данной машине не было практически никакого.

Через чур громадна была и масса — 150 т, исходя из этого неудивительно, что эта разработка так и не покинула чертежной доски. В истории мирового танкостроения был лишь только один колесный танк-гигант — выстроенный в Российской Федерации «Царь-танк». Да и в любом случае американский «150-тонный полевой монитор» на целых три метра не дотягивал по диаметру колес до собственного российского собрата.

Чуть позднее американские разработчики из компании Holt внесли предложение еще одну концепцию колесного монстра — Steam Wheeled Tank. Машина кроме того была выстроена, причем не в начале войны, а уже в феврале 1918 года, в то время, когда инженерам стало очевидным: гусеничные машины по проходимости превосходят колесные. Снаружи «танк» имел вид трехколесного детского велосипеда: ведущие колеса размешались спереди, а рулевой каток, к тому же и с «хвостом» для преодоления окопов соперника, — позади.

Опробования «Парового колесного танка» — такое наименование взял данный необычный механизм у американских военных — проходили с марта по май 1918 года на на данный момент полигоне в Мэриленде. Стало известно, что проходимость у него кроме того хуже, чем у танков на шасси от трактора «Холт», а вооружен он был так же — одной 75-мм горной гаубицей в передней стенке корпуса и двумя пулеметами по углам, дабы стрелять поверх колес сходу в обе стороны.

Диаметр колес составлял 2,4 м при ширине 90 см, другими словами они не были чрезмерно громадны (из этого и не через чур высокая проходимость). Толщина брони составляла от 5,8 до 16 мм, протяженность автомобили — 6,77 м при ширине 3,07 и высоте 3, что машинально превращало танк в хорошую мишень.

Грезы Пороховщикова

Что касается России, тут проектов автомобилей на громадных колесах и кроме прославленного танка Лебеденко хватало с избытком. К примеру, в августе 1915 года инженер Александр Александрович Пороховщиков (узнаваемый кроме этого проектами собственных «танков» «Вездеход» и «Вездеход-2») внес предложение проект «Земного броненосца» в двух вариантах — полевом и крепостном.

Бронирование первого рассчитывалось на защиту от огня полевой артиллерии, второго — от огня крепостной. Машина по эскизному проекту смотрелась легко кошмарно. В варианте «Полевого броненосца» металлическая мостовая ферма длиной 35 м (!) и шириной 3 м опиралась на десять ведущих бронированных барабанов-катков диаметром 2,3 м. В каждого барабана должно было пребывать силовое отделение с бензиновым двигателем 160−200 л.с., сцеплением, коробкой передач, генератором, вентилятором, инструментом и топливным баком, а на его наружной стороне — амбразуры для двух бомбомёта и пулемётов!

Так, в 20 «барабанах» пребывало бы 40 бомбомётов и 20 пулемётов, другими словами огневая мощь этого «танка» предполагалась прямо-таки необыкновенной. Но Пороховщикову этого показалось мало, и он предусмотрел установку двух броневых башен в задней частях и передней фермы. Любая из них несла тяжелое орудие калибра 4−6 дм (101,6−152,4 мм) и спаренное с ним орудие меньшего калибра.

В центре возвышалась бронированная рубка с рабочими местами для начальника броненосца, артиллерийского его помощника и офицера, старшего механика, телеграфиста, а на крыше рубки монтировался прожектор.

Экипаж «Полевого броненосца» составлял по проекту 72 человека.

Толщина брони на машине Пороховщикова была как на хорошем крейсере — 101,6 мм. Предполагавшаяся скорость имела возможность достигать 21 км/ч, наряду с этим (как утверждал конструктор) «броненосец» благодаря длине базы имел возможность преодолевать препятствия шириной до 11 м. Примечательно, что таковой ответственный вопрос, как поворот автомобили, изобретателем продуман не был.

В принципе, ничего сложного тут нет — достаточно согласованно тормозить колеса-барабаны одного борта, и тогда машина поворачивала бы как танк (действительно, наряду с этим нагрузка на ферменную конструкцию броненосца была бы непомерно громадна). Для переброски «броненосца» по железной дороге Пороховщиков внес предложение ставить его на ЖД движение, не смотря на то, что подробного инженерного ответа этого вопроса представлено не было. В принципе, если бы инженер внес предложение сделать собственный танк чуть мельче, конструкцию возможно было бы обсуждать, но в существовавшем виде предложение смотрелось очевидно утопически кроме того на уровне идеи.

«Крепостной броненосец» отличался от «Полевого» наличием и бронированием вместо двух бронебашен палубы, на которой под защитой брони размещалось бы до 500 человек десанта, — получалось подобие средневековой штурмовой автомобили. Вердикт армейских экспертов был предсказуем: 13 августа 1915 года на совещании Технического комитета ГВТУ было отмечено, что «кроме того без детальных расчетов возможно с уверенностью заявить, что предложение неосуществимо. Было бы целесообразно для пользования в боевой обстановке распределять оружие броненосца на отдельные подвижные звенья, не связанные в одну твёрдую совокупность».

К концу 1915 года Пороховщиков представил доработанный проект «Земного броненосца», состоявшего сейчас из шарнирно соединенных звеньев — бронеплощадок, «могущих отклоняться друг от друга по всем направлениям». Бронеплощадки были двух вариантов — с броневыми орудийными башнями и с рубками для десанта. Любая площадка складывалась из двух наборов барабанов и каркаса с бронированием.

Но шарнирный вездеход был Пороховщикову очевидно не по силам, в конструкции хватало недоработок.

Нереализуемый проект никто подробно разглядывать не стал. Страно то, что предлагал его не какой-нибудь студент, а инженер с законченным техническим образованием, что просто не мог не осознавать, сколь безумна его конструкция.

Русский дух

Мысль колес-барабанов в те годы виделась достаточно довольно часто. К примеру, инженер Подольский в октябре 1915 года внес предложение машину на шестиметровых катках, приводимую в перемещение не силовым агрегатом, а ротой воинов. Для обстрела соперника на бортах необычных «катков» должны были размешаться башенки с пулеметами.

Были и другие занимательные попытки. К примеру, в 1916 году в Технический комитет ГВТУ (Главного военно-технического управления) поступил проект 50-тонной автомобили на десяти высоких колесах, из которых шесть были ведущими, а четыре — поворотными. Корпус должен был иметь защиту из 9-мм брони, а сама она — двухъярусную компоновку: внизу двигатели и трансмиссия, вверху шесть пушек и шесть пулеметов.

В апреле 1917 года инженер-механик Навроцкий внес предложение 192-тонную машину «Улучшенная черепаха», причем снова в форме трицикла, лишь в отличие от американского и германского — развернутого на 180°. САУ Навроцкого имела приводной каток диаметром 6,5 м спереди и два задних, также с приводом, диаметром по 2,5 м. В переднего катка по проекту размещались два двигателя по 150 л.с. и механизмы трансмиссии, а в выступающих сбоку спонсонах — две 203-мм гаубицы и два пулемета.

Передний каток соединялся «блиндированными коридорами» с задней площадкой, где устанавливались два 152-мм орудия, четыре 102-мм и восемь 7,62-мм пулеметов. Бронирование составляло 20−30 мм, экипаж — 20 человек.

Само собой разумеется, о серийной постройке аналогичных монстров (а иногда и об изготовлении опытного образца) речи не шло. Кроме того те совокупности, каковые были изготовлены в единственном экземпляре, продемонстрировали себя на опробованиях очень не хорошо. Ни о каких впечатляющих чертях, приписываемых им инженерами, речи не шло.

Исходя из этого уже к концу 1910-х мысль танка на очень больших колесах погибла, так, по сути, и не появившись.

Статья «Громадному танку – громадные колеса» размещена в издании «Популярная механика» (№130, август 2013).

Броненосец IJN Mikasa. Морские легенды [World of Warships]


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: