Самый большой десантный корабль навоздушной подушке

    Кроме того в водоизмещающем режиме он выглядит очень необычно благодаря самой приметной подробности — тяговым винтам 5-метрового диаметра, возвышающимся над кормой. Две башенки со скорострельными пушками АК-630, как вишенки на торте, придают кораблю законченный и легко угрожающий вид.
    Корабль оснащен пятью газотурбинными двигателями — двумя нижними, любой из которых приводит по два нагнетательных агрегата (побортно), и тремя верхними — тяговыми, вращающими 5,5-метровые винты изменяемого шага в кольцевых насадках.

В маленьком комфортном музее Балтфлота, расположенном в строении еще германской постройки в Балтийске (Калининградская область) экскурсовод демонстрирует исторические реликвии — сперва петровских времен (пушки, якоря и знамёна со шведских судов), позже времен Первой и Второй мировых войн. И вот, наконец, переходит к современным экспонатам, с особенной гордостью демонстрируя установленный на стенде пульт управления десантных судов на воздушной подушке проекта 12321 «Джейран», большая часть из которых базировались как раз в Балтийске: «Вряд ли где-то еще заметите подобное!» «Ну отчего же?Самый большой десантный корабль навоздушной подушке — с опаской подмечаю я. — Вот лишь день назад видел, как руководят «Зубром»»! Экскурсовод с возросшим уважением усмехается: «И как, не оглохли?»

Десантный корабль «Мордовия», стоящий на цементной пристани военной гавани Балтийска, мало похож на кита, выкинутого на берег. Лишь от него совсем не веет слабостью — разинутая пасть опущенной «губы» эластичного резинового ограждения и передняя аппарель скорее напоминают хищную ухмылку. Перед кораблем выстроились пара БМП, и один из офицеров жестами оказывает помощь механикам-водителям заехать задним ходом вовнутрь.

По окончании того как последний БМП занимает собственный место в десантном отсеке, офицер шепетильно контролирует расстановку автомобилей. Ему что-то не нравится, по его команде пара БМП сдвигаются вперед — практически на пара сантиметров. Наконец результаты проверки удовлетворяют офицера, и автомобили закрепляют цепями.

Капитан корабля, капитан 3-го ранга Сергей Конов растолковывает суть этих манипуляций: «Правильная центровка груза крайне важна для корабля на воздушной подушке.

В случае если дифферент на корму превысит 2°, носовая часть поднимается над водой через чур высоко, кормовая — опускается, и давление набегающего потока воздуха может превышать давление воздуха, создаваемого подушкой. Появится опасность подлома эластичного резинового ограждения на ходу, что по эффекту приблизительно эквивалентно столкновению со стеной».

В водяной шубе

Забившись в уголок ходовой рубки (дабы никому не мешать), я замечаю за подготовкой к выходу в море. Посты докладывают о готовности, и вот, наконец, отдается команда на запуск двигателей, освобождая табун в 50 000 лошадей. В бронированной ходовой рубке гул двигателей изрядно приглушен, и я могу только догадываться, как данный немыслимый звук воспринимается снаружи.

Заодно я осознаю, что прокатиться с ветерком не окажется: на ходу выход на палубу запрещен, потому, что при работе двигателей человека может.

«Подъем!» — капитан корабля, лично сидящий за штурвалом, перекидывает один из тумблеров на пульте. По каждому борту установлено два нагнетающих агрегата, воздухозаборники которых закрыты сверху поворотными лопатками. Щелчок тумблера поворачивает лопатки, и нагнетатели начинают подавать воздушное пространство в подушку.

Около «Мордовии» взлетает пыль, корабль, сотрясаемый большой дрожью, поднимается над поверхностью.

Поворачивая штурвал из стороны в сторону, Сергей Конов раскачивает тяжелонагруженный «Зубр», медлительно сползающий по цементному уклону в воду. В то время, когда корабль всецело оказывается на воде, из рубки раскрывается необычное зрелище — около, куда ни взгляни, блещет множество радуг — это свет преломляется на облаке водяной пыли, поднятой воздушной подушкой. На полном ходу (а это 60 узлов!) корабль практически не видно — из облака водяной пыли высовывается только остекление рубки и носовая часть.

Что, по словам офицеров, помогает еще и маскирующим причиной: водяная пыль формирует помехи сигналам радаров соперника, затрудняя целеуказание и обнаружение. Корпус из алюминиево-магниевого сплава немагнитный, а с учетом высоты его полета (около полуметра) «Зубру» не страшны ни магнитные, ни контактные мины.

Самое грозное оружие «Зубра» — это две пусковые установки для 140-миллиметровых неуправляемых ракетных снарядов Используются такие установки для огневой помощи десанта. Но в ходовом положении корабля вы их не заметите. Дело в том, что они сделаны выдвижными и выдвигаются лишь для запуска НУРСов, а по окончании окончания стрельбы снова опускаются под палубу.Фото: Алексей Топоров

рулевой и Командир

Суда на воздушной подушке — единственные, где начальник не просто отдает приказ рулевому, а лично находится за штурвалом. Водоизмещающие корабли и суда, глубоко сидящие в воде, намного более инерционные и предсказуемые. «Зубр» же парит над водой, не касаясь ее, и реагирует практически на порывы ветра: «Главная неприятность, затрудняющая управление кораблем на воздушной подушке — это его парусность, — растолковывает Сергей Конов. — Площадь боковой проекции — больше 500 м2, исходя из этого кроме того умеренный ветер вносит собственные поправки, не говоря уже о порывах, каковые сбивают корабль с курса.

Исходя из этого в управлении «Зубром» больше от авиации, чем от судовождения, поправка и мгновенные реакции на ветер».

    В то время, когда корабль включает нагнетающие агрегаты и поднимается на воздушной подушке, в атмосферу вздымается огромное облако небольшой водяной пыли, и в ясный сутки все около начинает блистать бессчётными радугами.

Внедорожный клиренс

Наконец «Зубр» подходит к точке назначения — одному из пляжей Балтийского побережья. Два матроса посредством визиров осматривают участок высадки и докладывают, что все чисто.

Корабль замедляет движение и, поднимая пыли и тучи песка, вываливается на берег. «Посадка!» — начальник щелкает тумблером, переводя нагнетающие агрегаты в посадочный режим: лопатки верхних воздухозаборников закрыты, воздушное пространство циркулирует в подушки, охлаждая двигатели. «Зубр» оседает на песок, опускает сходню и носовую часть, по которой друг за другом съезжают на пляж пять БМП десанта. Сходня убирается, а после этого снова подъем на подушку — и в море. Вся операция занимает несколько мин..

    Корабль с легкостью выходит на песчаный пляж, фактически не подмечая границы между твердью и водой Выход на берег легко дается «Зубру» фактически на любой скорости. Спуск на воду для него намного сложнее, не смотря на то, что заметно это лишь изнутри, из ходовой рубки.

Начальник посредством переменных перемещений штурвала вправо-влево раскачивает корабль из стороны в сторону, дабы легче было стронуть с шершавого бетона эту практически 500-тонную махину, дрожащую всем корпусом под напором 50 000 лошадиных сил, и «Зубр» неторопливо, легко переваливаясь с боку на бок, сползает в море.Фото: Алексей Топоров

Технически корабль может не просто выйти на берег, но и зайти по суше либо по болоту намного дальше. Эластичное резиновое ограждение складывается из двух частей — ресивер и навесные легкосменные элементы («косынки»). Толстая армированная резина достаточно устойчива к разным повреждениям, и маленькие дырочки не воздействуют на ходовые качества.

Корабль может преодолевать препятствия высотой до 1,6−2 м, а те, что меньше метра, и вовсе не подмечает.

Был случай, в то время, когда при демонстрации ночной высадки десанта один из экспортных образцов, предназначенных для Греции,«» ГАЗ-66, что должен был подсветить место выхода на берег. К счастью, никто из людей не пострадал, а вот автомобиль, само собой разумеется, было нужно списать. Не без основания производитель говорит, что «Зубру» доступно для высадки десантов до 70% неспециализированной длины береговой линии океанов и морей мира.

Статья «Выходить из вод морских» размещена в издании «Популярная механика» (№141, июль 2014).

Средства ограждения парковки


Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: