Шаманизм у некоторых коренных племен индии

Благодаря изучениям Веррьера Элвина,[1350]мы достаточно прекрасно знаем шаманизм саоров, весьма занимательных с этнологической точки зрения аборигенов Ориссы. В первую очередь мы задержимся тут на автобиографиях саорских шаманов и шаманок: они выявляют поразительное сходство с инициационными бракосочетаниями сибирских шаманов, каковые мы изучили выше. Увидим, но, два различия: (1) потому, что у саоров имеется как шаманы, так и шаманки, причем последние время от времени кроме того более бессчётны, чем первые, то оба пола заключают эти бракосочетания с существом с того света; (2) небесные жены сибирских шаманов обитают на Небе либо, в некоторых случаях, в степи, в то время как все духовные жены саоров населяют подземный мир, царство теней.

Кинтара, шаман из Хатибади, поведал Веррьеру Элвину следующее:

Мне было около двенадцати лет, в то время, когда дама-дух-хранитель по имени Джангмай пришла ко мне во сне и сообщила: Я довольна тобой; я обожаю тебя; я обожаю тебя так горячо, что ты обязан жениться на мне. Но я отказал ей, и она весь год приходила, заботилась за мной, пробуя уговорить меня. Но я постоянно отвергал ее, пока она, наконец, не рассердилась и не натравила на меня собственную собаку (тигра).

Но практически одвременно с этим вторая покровительница пришла просить меня, дабы я женился на ней.Шаманизм у некоторых коренных племен индии

В то время, когда первая определила об этом, то сообщила: Я первая полюбила тебя и считаю тебя своим мужем. А сейчас ты обожаешь другую, но я этого не разрешу. Исходя из этого я ответил «нет» второй девушке.

Но первая, в бешенстве и своей ревности, сделала меня безумным, увлекла меня в джунгли и отнять у меня памяти.

В течение целого года она делала со мною все, что желала. В итоге родители парня привели к шаману из соседнего селения и первая женщина сообщила его устами: Не опасайтесь. Я выйду за него замуж… Я помогу ему во всех трудностях.

Удовлетворенный папа дал согласие на это бракосочетание.

Через пять лет Кинтара женился на девушке из собственной деревни. По окончании свадьбы Джангмай, покровительница, обратилась к Дасуни, юный жене, устами их неспециализированного мужа, со следующими словами: Сейчас ты будешь жить с моим мужем. Будешь приносить воду, выбирать рис и готовить пищу: ты будешь делать все, я не могу делать ничего.

Я обязана жить в подземном мире. Все, что я могу сделать, это помогать, в то время, когда наступают трудности.

Сообщи мне, будешь ли ты меня чтить либо будешь со мною спорить? Дасуни ответила: Для чего мне ссориться с тобой? Ты дама-всевышний, и я дам тебе все, что тебе потребуется. Джангмай была удовлетворена таким ответом и сообщила: Это прекрасно.

Ты и я будем жить как сестры. После этого она обратилась к мужу: Заботься об данной даме так, как ты беспокоился обо мне. Не бей ее, не обижай.

Сообщив это, она ушла.

От собственной земной жены Кинтара имел сына и трех дочерей, а от покровительницы — сына и двух дочерей, живущих в подземном мире. В то время, когда сын показался на свет, — продолжал Кинтара, — покровительница принесла его мне и назвала его имя; она положила его мне на колени и сообщила, дабы я приготовил ему еду. В то время, когда я заявил, что сделаю это, она возвратилась с ребенком в нижний мир. Я принес в жертву сыну козу и освятил для него кувшин.[1351]

Ту же схему — приход духа, требование бракосочетания, период острого кризиса, что разрешается принятием предложения, — мы видим и у молодых девушек, «избранных» дабы стать шаманками. Во сне, что вынуждает девушку принять собственную профессию и отмечает ее печатью сверхъестественного выбора, к ней есть жених из подземного мира, предлагающий ей брак со всеми экстатическими и нуменическими последствиями. Данный супруг — индус, он красив, прекрасно одет и богат; выполняет большое количество необычных для саоров обычаев.

В соответствии с традиции, он приходит в самое чёрное время ночи, и в то время, когда он входит в помещение, всех обитателей дома охватывают чары, и они засыпают как убитые. Практически в любых ситуациях женщина сначала отказывается, по причине того, что профессия шаманки тяжела и полна опасностей. Тогда ее начинают мучить кошмары: ее божественный любовник увлекает ее в подземный мир либо угрожает скинуть с громадной высоты.

В большинстве случаев женщина заболевает; не редкость кроме того, что на некое время она теряет рассудок и блуждает по лесам и полям, патетически растрепанная. Тогда вмешивается семья. Потому, что как правило женщина ранее уже была воспитана и подготовку, каждому как мы знаем, что ее ожидает, а также если она сама не говорит родителям, что с ней происходит, они в большинстве случаев имеют достаточно правильное представление об этом.

Но необходимо, дабы женщина сама согласилась родителям, что она «призвана», что отказала и по сей день находится в опасности. Это сходу снимает с ее рассудка бремя вины и дает родителям определенную свободу действий. Они срочно организовывают брак дочери с ее духом-хранителем.

По окончании бракосочетания муж-дух шаманки систематично посещает ее и остается с ней впредь до восхода солнца. Случается кроме того, что он забирает ее на пара дней в джунгли, где поит ее пальмовым вином. В то время, когда появляется на свет ребенок, отец-дух приносит его жене каждую ночь, дабы она занималась им. Но их сообщение по существу не есть сексуальной; значительно то, что муж-дух-хранитель воодушевляет и учит молодую жену в снах, и в то время, когда она приступает к выполнению собственных священных обязанностей, он садится рядом с ней и говорит, что она обязана делать.[1352]

Одна шаманка вспоминает первое посещение ее во сне духом-покровителем, одетым в элегантное индусское одеяние. Она ему отказывает, и тогда он увлек меня в воздушный вихрь и поднял на огромное дерево, где посадил меня на узкую ветку. После этого он начал петь и качать дерево вправо и влево.

Я была так напугана, что на данный момент упаду с громадной высоты, что срочно дала согласие выйти за него замуж.[1353]Мы определим тут кое-какие обычные мотивы посвящения: воздушный вихрь, дерево, качание.

Вторая шаманка была уже замужней и у нее был ребенок, в то время, когда ее посетил дух-хранитель и она заболела. Я отыскала шаманку, и Расуно (дух-покровитель) сообщил ее устами: Я желаю на ней жениться; если она не согласится, то лишится рассудка. Она и ее супруг зря пробовали противиться, принося покровителю жертвы. В итоге она была вынуждена дать согласие и во сне познала мастерство занятий шаманством. У нее было двое детей в подземном мире.[1354]

В саорском шаманском сеансе шаманом овладевает дух покровителя либо призванного всевышнего и продолжительно говорит его голосом. Этот дух, овладев шаманом либо шаманкой, показывает суть болезни и информирует, что направляться предпринять (в большинстве случаев это жертва либо подарки). «Шаманство» в форме одержимости известно кроме этого в других провинциях Индии.[1355]

Бракосочетание с духом шаманов саора думается необыкновенным явлением у неарийских обитателей Индии; по крайней мере, у него не коларийское происхождение. Таков один из выводов обширно документированного сравнительного изучения Рудольфа Рахманна.[1356]Мы приведем тут пара заключений из этого серьёзного труда.

1. «Сверхъестественный» выбор будущего шамана есть необходимым у саоров (саваров), бондов, бирхоров и байгов. У байгов, кхондов и бондов «сверхъестественный» выбор необходим кроме того в том случае, в то время, когда функция шамана есть наследственной. У джуангов, бирхоров, ораонов и муриев у «избранника» в большинстве случаев проявляются характерные для шамана психологические черты.[1357]

2. Систематическое обучение будущих шаманов есть необходимым у большого количества племен (санталов, мундов, саоров, байгов, ораонов, бхилов и т. д.). Имеются неопровержимые доказательства существования церемонии посвящения у санталов, мундов, байгов, ораонов и бхилов, и можно считать, что такая церемония существует кроме этого у малеров и корку.[1358]

3. Шаманы имеют собственных духов-хранителей у санталов, саоров, корвов, бирхоров, бхуйя, байгов, ораонов, кхондов и малеров.[1359]Поскольку о большинстве этих племен мы имеем не полные и не всегда ясные сведения, то возможно смело допустить, что упомянутые нами особенности в конечном итоге проявляются чаще и яснее, чем мы можем это зафиксировать на основании отечественных документов. Но кроме того представленный материал подтверждает неспециализированный вывод о том, что в шаманизме и магии северной и центральной Индии существуют следующие элементы: школы шаманов либо, по крайней мере, некая систематическая подготовка кандидатов; посвящение; персональный дух-покровитель; призвание, объявляемое духом либо всевышним.[1360]

4. Среди применяемых шаманами принадлежностей наиболее значимая роль в собственности круглой корзине-решету: Решето есть старейшим элементом культуры мундских народов.[1361]Как сибирский шаман приводит к трансу ударами в бубен, волшебники из северной и центральной Индии стараются достигнуть того же результата, сотрясая рис в решете. Этим разъясняется практически полное отсутствие бубна в шаманизме северной и центральной Индии. Решето делает ту же функцию.[1362]

5. Определенную роль в шаманских ритуалах некоторых народов играются лестницы. Баруа байгов строит небольшой алтарь, перед которым установлены два столба. Рядом с алтарём смогут кроме этого пребывать: древесная лестница, качели, шнур с металлическими иглами, металлическая цепь с остриями, доска с гвоздями и ботинки, пробитые острыми гвоздями.

На протяжении транса баруа время от времени взбирается по лестнице, не касаясь ее руками, и бичует себя упомянутыми орудиями.

С вершины лестницы либо с доски, пробитой гвоздями, он отвечает на вопросы.[1363]Шаманская лестница зафиксирована кроме этого у мохагхирских гондов.[1364]Уильям Крук информирует, что шаман дусадхов и джангаров (племена в восточной части бывшей Северо-Западной Провинции Индии) делает из лезвий древесных клинков лестницу, на которую жрец обязан взойти, ставя подошвы стоп на лезвия. В то время, когда он доходит до вершины, он отрезает голову белому петуху, привязанному к вершине.[1365]У саоров кладется бамбуковый столб поперек крыши дома, в котором выполняется обряд. Элвин именует его небесной лестницей.…Шаманка растягивает перед столбом новую рогожу и помещает петуха на суку, торчащем из лестницы.[1366]

6. Рахманн справедливо вычисляет изображением Мирового Древа земляной холмик с кустом священного базилика в усадьбе ойха у санталов либо маранг деора у мундов…Ту же символику горы мира либо шаманского дерева мы видим кроме этого в кусках глины в сочетании с металлическим змеем и тризубом в школе шаманов-змей у ораонов; в цилиндрическом камне, что употребляется на протяжении пред-освящения (церемония перед посвящением) шаманов у санталов; во вращающейся скамье мундов; и, наконец, в камне, что есть ораонскому сокха в ночном видении как подобие Шивы.[1367]

7. Во многих племенах[1368какое количество призывает душу погибшего между третьим и девятым днем по окончании смерти.[1369]Однако мы не отыщем ни одного доказательства существования обычного для алтайского либо сибирского шамана ритуала проводов души покойника в страну погибших.

Напоследок Рахманн делает вывод, что шаманизм воображает, по существу, своеобразное общение с духом-покровителем, проявляющееся следующим образом: дух овладевает шаманом, что делается его медиумом, либо же входит в шамана, дабы дать ему власть и сверхъестественные знания — в первую очередь над (вторыми) духами.[1370]Это определение замечательно обрисовывает характерные черты средне— и североиндийского шаманизма, но вряд ли вероятно применить его к вторым формам (к примеру, к средне— и североазиатскому шаманизму). Элементы «восхождения» (лестница, столб, шаманское дерево, axis mundi и т. п.), — на каковые, как мы заметили, создатель не преминул обратить внимание, — требуют более правильного определения шаманизма. С исторической точки зрения, создатель приходит к выводу, что шаманские явления, без сомнений, выработались в Индии до прихода шактизма, и мы не можем предполагать, что они не оказали влияния на народы мунда.[1371]

1 часть. Индия. Наше путешествие 2016. Дели, Джайпур, Агра, Кхаджурахо, Варанаси, Керала


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: