Шаманские практики у лолов

Лолы, как и таи и китайцы,[1422]знают, что первые люди вольно перемещались между Небом и Землёй; благодаря «греха» дорога была закрыта.[1423]Но умирая, человек находит дорогу на Небо: по крайней мере, это направляться из некоторых погребальных ритуалов, в которых пимо, жрец-шаман, просматривает при погибшем молитвы, где идет обращение о счастье, ожидающем его в Небе.[1424]Чтобы получить это счастье, погибший обязан пройти через мост: при одновременных звуках бубна и рожка читаются другие молитвы, каковые сопровождают погибшего к небесному мосту. Наряду с этим жрец-шаман приподнимает три стропила жилища, дабы возможно было видеть небо; эта процедура именуется открытием моста в небо.[1425]У лолов южного Юньнаня погребальный ритуал пара отличается.

Жрец-шаман сопровождает гроб, просматривая так называемый обряд дороги: по окончании мест, через каковые погибший проходит между могилой и домом, перечисляются города, реки и горы, каковые он обязан будет преодолеть, перед тем как достигнет гор Талианг, отчизны народа лоло. Оттуда погибший направляется к Древу Мысли и Древу Слова и достигает Преисподней.[1426]Оставляя в стороне отличие, разделяющую эти два ритуала и касающуюся страны, в которую направляется погибший, увидим, что шаман играет роль проводника душ; так, ритуал направляться сравнивать с тибетской Бардо тходол и индонезийским и полинезийским погребальными плачами.Шаманские практики у лолов

Потому, что заболевание интерпретируется как бегство души, излечение включает вызов души: шаман просматривает продолжительную литанию, в которой душу больного просят возвратиться с гор, равнин, рек, отдалённых полей и лесов, отовсюду, где она заблудилась.[1427]Такой же вызов души существует и у каренов Бирмы, каковые, кстати, подобным образом лечат «заболевании» риса, упрашивая его «душу» возвратиться в посевы.[1428]Как мы скоро заметим, эта церемония видится кроме этого у китайцев.

Шаманизм лолов, по-видимому, подвергся влиянию китайской волшебстве. бубен и Нож шамана лолов, как, но, и имена «духов», носят китайские заглавия.[1429]Гадание осуществляется китайским методом.[1430]Один из наиболее значимых шаманских обрядов лолов, лестницу из ножей, мы встречаем кроме этого и в Китае. Данный обряд выполняется на протяжении эпидемии.

Из 36 ножей делается двойная лестница, и шаман обнажёнными ногами входит на ее вершину, спускаясь иначе. Наряду с этим раскаляются добела пара металлических лемехов, и шаман обязан по ним пройти. P. Lietard[1431]замечает, что данный обряд характерен лолам, потому, что китайцы постоянно обращаются к шаманам лолов, дабы выполнить его.

Возможно, мы имеем дело со ветхим шаманским обрядом, изменившимся под влиянием китайской волшебстве.

На протяжении церемонии формулы произносятся на языке лолов, лишь имена духов — по-китайски.

Данный обряд нам думается крайне важным. Так как он включает символическое восхождение шамана по ступеням — вариант восхождения по дереву, столбу, веревке и т. п. Он выполняется при эпидемии, другими словами при крайней опасности для сообщества, но независимо от современного значения, первичный суть подразумевал восхождение шамана на Небеса для встречи с небесным Всевышним, дабы просить его закончить бедствие .

Роль, которую играются ступени в восхождении, возможно подметить и в других районах Азии, и у нас будет случай к этому возвратиться. До тех пор пока что добавим, что шаман чингпо в Верхней Бирме совершает восхождение по ступеням из ножей на протяжении собственного посвящения.[1432]Тот же обряд мы встречаем в Китае; быть может, однако, что в этом случае мы имеем дело с протоисторическим наследием, неспециализированным для всех этих населений (украины, китайцы, чингпо и др.), потому, что символизм шаманского восхождения мы встречаем в через чур многих и через чур отдаленных друг от друга регионах, дабы возможно было определить его историческое «происхождение».

Следы шаманизма того типа, что видится в Центральной Азии, мы находим и у шаманов белых мео в Индокитае. Сеанс пребывает в имитации верховой езды; считается, что шаман отправляется на поиски души больного, которую, кстати, ему постоянно удаётся поймать. В некоторых особенных случаях мистическое путешествие включает восхождение в Небо. Шаман делает пара прыжков, и говорится, что он возносится на Небо.[1433]

Шаманизм у мо-со

Концепции, родные Тибетской Книге Мертвых, видятся у мо-со либо на-кхи, народов, которыми владел к тибето-бирманской семье и В первую очередь христианской эры живущих на юго-западе Китая, в основном в провинции Юньнань.[1434]Согласно Року, самому новому и самому информированному в этом материале авторитету, религия на-кхи есть чистым шаманизмом бон.[1435]Этот факт вовсе не исключает культа Всевышнего небесного Существа, Мё, структурно весьма близкого китайскому всевышнему Ти’ену.[1436]Периодическое жертвоприношение для Неба есть старейшей церемонией на-кхи; имеется основания вычислять, что ее практиковали уже во времена, в то время, когда на-кхи кочевали по травянистым равнинам северо-восточного Тибета.[1437]При этом по окончании молитв к Небу читаются молитвы к Почва и можжевельнику — Мировому Древу, поддерживающему Вселенную и возносящемуся в Центре Мира.[1438]Как видим, на-кхи сохраняют сущность веры скотоводов-пастухов Центральной Азии: культ Неба, концепцию трех космических сфер, миф о Древе Мира, которое, произрастая в Середине Вселенной, поддерживает ее тысячью собственных ветвей.

По окончании смерти душа обязана взойти на Небо. Но необходимо принимать во внимание с демонами, вынуждающими ее спуститься в Преисподняя. Количество, сила и значение демонов и придали религии мо-со нюанс, столь близкий шаманизму бон.

Дто-мба Ши-ло, основатель шаманизма на-кхи, вошел в культ и миф как победитель демонов. Независимо от его «исторической» личности, биография всецело мифическая: он рождается из левого бока матери, как и все святые и герои, сходу возносится на Небо (как Будда) и разгоняет демонов. Всевышние дали ему свойство изгонять демонов и сопровождать души погибших в царство всевышних.[1439]Он есть в один момент проводником душ и Спасителем.

Как и в других традициях Центральной Азии, всевышние отправили этого Первого Шамана, дабы он защищал людей от демонов. Слово дто-мба — тибетского происхождения и эквивалент тибетского стон-па (преподаватель, основатель либо проповедник определенной теории) — очевидно говорит о том, что речь заходит о новшестве: «шаманизм» есть более поздним явлением, чем организация религии на-кхи. Необходимость в нем появилась в связи с ужасающим размножением «демонов», а по многим причинам мы склоняемся к убеждению, что эта демонология развилась под влиянием китайских религиозных идей.

Мифическая биография Дто-мба Ши-ло включает схему шаманского посвящения, не свободную, но, от искажений. Демоны, числом 360, пораженные необычайным разумом новорожденного ребенка, хватают его и относят в место, где пересекаются тысяча дорог (другими словами в Центр Мира); в том месте они его варят в котле в течение трех дней и трех ночей; но в то время, когда демоны поднимают крышку, то видят ребенка Дто-мбу Ши-ло без трансформаций.[1440]Это напоминает инициационные сны сибирских шаманов, в которых демоны три дня варят тело будущего шамана. Но потому, что в этом случае речь заходит об Преподаватель-заклинателе, могущественнейшем истребителе демонов, то роль, которую играются эти демоны в посвящении, закамуфлирована: инициационное опробование делается покушением на убийство.

Дто-мба Ши-ло проторяет дорогу для души погибшего. Погребальная церемония именуется жи мя, практически «дорога-рвение», а многие тексты, читающиеся над покойником, являются аналогомТибетской Книги Мертвых.[1441]В сутки похорон ассистенты разворачивают полотно, на котором изображены разные адские государства; через них обязан пройти погибший, перед тем как он достигнет царства всевышних.[1442]Это карта сложного и страшного пути, по которому погибшего будет сопровождать шаман (дто-мба).

Преисподняя складывается из девяти оград, которых путешественники достигают по окончании перехода через мост.[1443]Нисхождение страшно, потому, что демоны блокируют мост; дто-мба обязан как раз проторить путь. Постоянно призывать Первого Шамана,[1444]Дто-мбу Ши-ло, ему удается проводить погибшего от ограды к ограде, через последовательные круги впредь до девятого, последнего. Затем нисхождения к демонам погибший поднимается на семь Золотых Гор, доходит до Дерева, на вершине которого находится лекарство бесмертия, и, наконец, достигает царства всевышних.[1445]

Как представителю Первого Шамана, Дто-мба Ши-ло, дто-мба удается проторить дорогу погибшему и совершить его через круги Ада, где в другом случае ему бы угрожала опасность быть съеденным демонами. Дто-мба провожает погибшего символически, просматривая ему ритуальные тексты, но одновременно с этим остается с ним в виде духа. Он предостерегает его от всяких опасностей: О погибший, в то время, когда ты возжелаешь пройти через мост и по дороге, ты найдёшь, что их закрыл Ля-Ч’у.

Твоя душа будет неспособна достигнуть царства всевышних….[1446]И он сходу говорит ему метод выхода из данной ситуации: семья обязана принести демонам жертву, потому, что это грехи погибшего заграждают ему дорогу, и семья обязана искупить его грехи жертвами.

Эти пара замечаний дают представление о функции шаманизма в религии на-кхи: шаман выслан всевышними для защиты людей от демонов; эта защита еще более нужна по окончании смерти, поскольку люди являются великими безбожниками, что делает их добычей для демонов. Но всевышние, смилостивившись над людьми, выслали Первого Шамана, дабы он продемонстрировал дорогу к божественной обители. Как и у тибетцев, связь между Почвой, Преисподней и Небом осуществляется через вертикальную ось, Axis mundi.

Посмертное нисхождение в Преисподняя, с переходом через мост и лабиринтным проникновением через девять оград (кругов), кроме этого сохраняет схему посвящения: никто неимеетвозможности достигнуть Неба без предварительного нисхождения в Преисподнюю. Шаман играет роль как проводника душ, так и наставника посмертного посвящения. По всей видимости, обстановка шамана в религии на-кхи воображает старый этап, через что должны были кроме этого пройти другие религии Центральной Азии; в сибирских мифах о Первом Шамане мы встречаем мотивы, не лишенные связи с мифической биографией Дто-мбы Ши-ло.

Уличное выступление Noize MC в образе бомжа


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: