Схватка у перевала шуиги: «стюарты» против «панцеров»

Среди союзных армий, высадившихся на побережье Алжира и Марокко 8 ноября 1942 года, были и части 1-й бронетанковой дивизии США, которая представляла собой грозную силу, насчитывавшую более чем 350 танков и САУ. Американские танкисты не имели боевого опыта, но, делая приказ руководства, продвигались к Тунису. Определив о наступлении соперника, германское руководство решило во что бы то ни начало остановить его контрударом.

26 ноября 1942 года части 1-й бронетанковой дивизии США встретились с подразделениями 90-й африканской лёгкой дивизии вермахта. Начался первый в истории бой между германскими и американскими танкистами…

«Гонка к Тунису»

8 ноября 1942 года союзники совершили десантную операцию в Северной Африке, забрав под контроль Оран, Алжир, Касабланку и ряд других серьёзных стратегических пунктов. Французские армии, подконтрольные правительству Виши, не смотря на то, что и оказывали сопротивление, не могли удержать продвижение соперника — более того, 22 ноября колониальные подразделения, дислоцированные в Северной Африке, перешли на сторону союзников.

В первой половине ноября союзники имели возможность скоро наступать на Тунис, потому, что имели подавляющее численное превосходство над соперником. На восточном направлении 23 октября 8-я английская армия генерал-фельдмаршала Бернарда Монтгомери атаковала у Эль-Аламейна, прорвала оборону итало-германских армий и заставила танковую армию «Африка» отступать через всю Ливию.

Но генерал Кеннет Андерсон, главноком 1-й английской армией, части которой высадились в Северной Африке, не воспользовался удобной обстановкой и вместо того, дабы без промедлений продвигаться к Тунису, начал концентрацию сил для будущего наступления, и занимался вопросами сотрудничества союзных дивизий. Замешательство в управлении союзников разрешило немцам перебросить на фронт свежие части и тем самым сократить неравенство в силах.

Для противодействия союзным дивизиям, наступавшим из Алжира и Марокко, руководство армий Оси начало перебрасывать в Тунис из Италии свежие части, каковые должны были в спешном порядке организовать оборону и сдержать продвижение соперника. Руководить этими частями должен был умелый офицер, ветеран Первой Мировой, участник боев на территории СССР генерал танковых армий Вальтер Неринг.

Ранее он уже успел повоевать в Африке, руководя Африканским корпусом 9–19 марта, а после этого 29 мая-31 августа 1942 года. Неринг стал командующим 90-м корпусом, силы которого в Тунисе соответствовали составу военном бригады. Предполагалось, что позднее корпус войдет в состав группировки Роммеля, отступавшей к Тунису с востока.

Неринг, еще не оправившийся по окончании ранения, прибыл в Тунис 17 ноября и сходу принялся за работу.

В случае если уровень подготовки итальянцев был не на высоте, то германские части имели боевой опыт, были хорошо оснащены и имели возможность дать хороший отпор сопернику. Атака союзников на города Бизерта и Тунис, взявшее неофициальное наименование «Гонка к Тунису», началось только 25 ноября, в то время, когда силы государств Оси в Тунисе насчитывали более чем 23 000 человек и уже заняли оборонительные позиции.

По окончании того как англичане деблокировали Мальту и в боевые действия вступили США, у союзников улучшилась обстановка со снабжением, но ветхая неприятность решена не была: дивизии 1-й английской армии генерала Андерсона, в основном не имевшие боевого опыта, не могли достаточно прекрасно координировать собственные действия. К тому же Тунис являлся значительно более благоприятным для обороны, чем Ливия: северная и практически вся восточная его часть омываются Средиземным морем, а запад страны прикрыт Атласскими горами.

Осуществляя контроль перевалы в Атласе, итало-германские армии имели возможность удачно отражать атаки превосходящих сил соперника. Южную часть Туниса закрывала замечательная совокупность упрочнений — линия Марет. На руку итало-германским армиям было да и то, что они осуществляли контроль два стратегических глубоководных порта (Бизерта и Тунис), что разрешало приобретать подкрепления с Сицилии. Командующий германскими армиями на Средиземноморье фельдмаршал Альберт Кессельринг так обрисовывал обстановку:

«Сопернику предстояло совершить 800-километровый марш по территории малоизвестной, страшной, гористой страны. Кроме того если бы железные дороги появились в удовлетворительном состоянии, они не были вычислены на перевозку больших войсковых группировок, не говоря уже о том, что они проходили в зоне действия германских пикирующих бомбардировщиков. В общем, обстановка складывалась так, что мы не через чур опасались немедленного проведения соперником большой войсковой операции, но по в полной мере понятным обстоятельствам ожидали от него разведывательных набегов и рейдов».

Значительное препятствие для продвижения союзных армий воображали бессчётные вади — крутые овраги, пересекавшие горные равнины. Во время дождей они наполнялись водой и преобразовывались в бушующие потоки. Мосты были ветхими и ненадёжными, большая часть из них не выдерживало вес военной техники.

Рельеф разрешал применять танки лишь в районах к югу от линии Фериана — Сбейтла — Пишон, на равнинах Кайруан и Губеллат, а также в равнине реки Меджез.

Большинство авиации союзников базировалась на аэропортах в Западном Алжире, откуда не имела возможности долететь до района битв. По подсчётам английского историка Бэзила Генри Лиддела Гарта, к 20-м числам ноября 1942 года силы Вермахта на этом месте складывались из двух парашютно-десантных полков двухбатальонного состава, парашютно-сапёрного батальона, трёх пехотных батальонов новобранцев и двух рот танкового батальона с тридцатью танками — этого было вполне достаточно для сдерживания союзников.

Несколько «Блейд»

Наступление развивалось по трем направлениям: слева, у побережья, на протяжении дороги Абиод — Матеер, продвигались войска 36-й усиленной английской пехотной бригады (начальник — генерал Артур Кент-Лемон); в центре удар наносила самая замечательная группировка союзников — боевая группа «Блейд» (начальник — генерал Ричард Халл); справа действовали части 11-й усиленной английской пехотной бригады (начальник — генерал Эдуард Каас).

Схватка у перевала шуиги: «стюарты» против «панцеров»
Направления ударов группы «Блейд», 36-й и 11-й английских бригад.
worldoftanks.com

Все английские подразделения были усилены американскими бронетанковыми и артиллерийскими частями. Так, боевая группа «Блейд» имела в составе 1-й батальон 1-го бронетанкового полка (боевое руководство «В» 1-й бронетанковой дивизии США), части которого совершили 700-мильный марш от Орана. Батальон, которым руководил полковник Джон Уотерс (зять генерала Джорджа Паттона), насчитывал 54 лёгких танка М3 «Стюарт».

Командующий 1-м бронетанковым батальоном США полковник Джон Уотерс.
Atkinson R. An Army at Dawn: The War in North Africa, 1942–1943

Не считая американского танкового батальона, в состав группы «Блейд» входили 17/21-й Уланский полк, рота 10-го батальона Стрелковой бригады, батарея 6-фунтовых орудий из состава 72-го противотанкового полка, батарея 25-фунтовых гаубиц, эскадрон бронемашин, батальона 701-и подразделения истребителей танков, части 51-го зенитного эскадрон и полка 1-го полка дербиширских йоменов. Несколько «Блейд» насчитывала более чем двух тысяч солдатах, и свыше сотни танков (в основном «Стюартов»).

Лёгкий танк М3 «Стюарт» из состава 1-й бронетанковой дивизии США.
worldoftanks.com

Лёгкий танк М3 «Стюарт», главным оружием которого была 37-мм пушка М6, имел много преимуществ (несложную и надёжную конструкцию, скорострельное орудие, хороший мотор, приличную скорость), но из-за недостаточного бронирования и слабого вооружения был непригоден для танковых битв, в особенности против германских танков Pz.III и Pz.IV с усиленным бронированием. В случае если англичане старались применять М3 в разведывательных частях, то американцы включали их в состав линейных подразделений: «Стюарты» было легче транспортировать по железным дорогам.

Несколько «Блейд» должна была наступать на северо-восток, продвигаясь через Беджу и Сиди Н’Сир, потом с юга приблизиться к Матееру и нападать с фланга Тебурбу и Джедейду. 18 ноября продвижение 36-й пехотной бригады приостановилось из-за ливневых дождей, каковые размыли пути сообщения, а у Джебель-Абиода начались ожесточённые столкновения с немцами. Части 11-й пехотной бригады встретили упорное сопротивление соперника в Меджаз-эль-Бабе — так, продвигаться вперёд имела возможность только несколько «Блейд», которая разделилась на две части: первая двинулась на север (на Матеер), вторая же (в состав которой входил 1-й бронетанковый батальон США) двигаласьна восток в сопровождении разведывательных бронеавтомобилей.

25 ноября полковник Уотерс дал распоряжения трём ротам собственного батальона. Танкисты роты «А» (начальник — майор Карл Сиглин) должны были воспрепятствовать продвижению соперника в южном направлении (из Матеера). Роте «В» (начальник — майор Уильям Так) предстояло закрывать восточный край перевала Шуиги.

Рота «С» (начальник — майор Рудольф Барлоу) в составе семнадцати «Стюартов» должна была двигаться по дороге, пройти через ущелье Шувайки на Тунисскую равнину и форсировать реку Тайн. В тот же сутки задача была выполнена. Танкисты роты «С» произвели разведку местности около Тебурбы, а после этого двинулись в северном направлении (к Джедейде), сметая на своём пути маленькие заслоны соперника.

Сейчас основной задачей американцев стало взятие под контроль двух мостов через реку Меджерда, что дало бы возможность двигаться потом на восток.

До тех пор пока рота «С» шла к Джедейде, западнее данной деревни штабная рота вступила в бой с подразделениями германского 11-го парашютно-сапёрного батальона и двумя итальянскими противотанковыми САУ Semovente da 47/32. Экипаж «Стюарта» под руководством 1-го лейтенанта Уэйна Йейла скоро справился с обеими самоходками, а германские пехотинцы отошли.

Тем временем два взвода роты «А» постарались атаковать немецкие позиции в северной части перевала Шуиги, но, действуя без помощи пехоты, не рискнули наступать в лоб и ввязываться в бой с германскими противотанковыми пушками. К тому же немцы заняли оборону в каменных строениях фермы, окружённых цементными стенками, каковые были не по зубам кроме того 75-мм гаубицам, не говоря уже об орудиях М3.

У дороги, ведшей к ферме, пребывала замаскированная среди кактусов 47-мм противотанковая пушка, расчёт которой открыл огонь и подбил два «Стюарта». Но и американцы добились некоторых удач: танк начальника 1-го взвода 2-го лейтенанта Фриленда Даубина подобрался к ферме с юга, прячась за виноградниками, и стёр с лица земли более десятка германских пехотинцев, засевших в траншеях у стенки. Даубин сделал в стенке пролом и через него начал вести пламя по территории фермы.

Юный лейтенант очень сильно рисковал, потому, что корректировал пламя, высунув голову из башни танка, от которой рикошетили германские пули. Скоро орудие Даубина заклинило, «Стюарты» отошли, и ферма была обстреляна из миномётов, и самоходной гаубицы.

Приблизительно одвременно с этим танки роты «А» были атакованы германской авиацией — по словам американских танкистов, пара Ju.87 и Bf.109 совершили не меньше девяти заходов, сбрасывая бомбы и стреляя из пулемётов. В ответ американские танки пробовали вести пламя из 12,7-мм пулемётов, но большая часть «Браунингов»… заклинило. Громадную помощь в отражении авианалёта оказал экипаж зенитной самоходной установки под руководством 1-го сержанта Генри Суровски, что вёл пламя из двух 12,7-мм пулемётов.

Помимо этого, американские танкисты стреляли по неприятелю из ружей. В следствии налёта ни один танк потерян не был, но один военнослужащий погиб, а ещё пара человек были ранены.

Разгром германского аэропорта у Джедейды

До тех пор пока рота «А» вела бой у фермы, танки роты «С» с ходу захватили мост у Тебурбы, рассеяв маленькую охрану. Зная, что немцы смогут подготовить оборону моста у Джедейды, что пребывал в пяти милях к востоку, майор Барлоу приказал танкистам съехать с дороги и в целях маскировки продвигаться по оливковой роще. Во главе шел взвод под руководством лейтенанта Хукера — как раз его бойцы, взобравшись на одну из близлежащих высот, нашли германский аэропорт.

Продвижение союзных армий в Тунисе 25–30 ноября 1942 года.
warfarehistorynetwork.com

В то время, когда к бугру приблизились остальные автомобили роты, лейтенант Хукер сказал майору о «находке» и о том, что объект защищают только пара зенитных пулемётов. Барлоу приказал без промедлений атаковать аэродром: в первой линии по центру был танк самого майора, слева следовал «Стюарт» Хукера, справа — машина лейтенанта Бада Хейнса. Во второй волне следовали танки из взвода лейтенанта Дэниэла Вебстера.

Через пара мин. американцы атаковали аэродром. Майор Барлоу так обрисовывал данный бой:

«Мы открыли ураганный огонь из пулемётов и пушек по всему, что лишь попадало в поле отечественного зрения. Запылали ёмкости с бензином. Прогремели страшные взрывы.

Немцы были в шоке, потому, что не ожидали заметить отечественные танки».

Танки скоро добрались до аэропорта, по окончании чего начали расстреливать и таранить германские самолёты. Участником этих событий был пилот Люфтваффе Арндт Хапфелд:

«Это было сумасшествием, в то время, когда английские танки стали громить отечественную базу. Кое-какие автомобили пробовали взлететь, и я чудесным образом избежал столкновения с одним Bf.109».

Два германских самолёта однако поднялись в воздух (истребители Bf.109 под руководством оберфельдфебеля Ганса Корнатца и лейтенанта Юргена Хардера) и атаковали американцев. По словам Хардера, им удалось поджечь пять танков, но это вряд ли соответствует действительности, потому, что сами американцы упоминают только о двух погибших начальниках «Стюартов» (среди убитых был и лейтенант Хейнс), каковые руководили собственными экипажами, высунувшись из башен.

По подсчётам многих историков, американские танкисты стёрли с лица земли более чем 20 самолётов соперника, но сам Барлоу утверждал, что его подчинённые разнесли в клочья около 36 автомобилей и уничтожили солидную часть инфраструктуры аэропорта. В германских документах указана утрата двадцати четырёх Ju.87 и семи Bf.109. Примечательно, что на протяжении наглого рейда на аэропорт был потерян только один американский танк, что попросту «провалился сквозь землю» (его будущее малоизвестна до сих пор).

Разгромив аэропорт, Барлоу развернул собственные танки обратно к перевалу Шуиги.

Германские самолёты, стёртые с лица земли на аэропорте у Туниса
warfarehistorynetwork.com
«Стюарты» против «Панцеров»

Определив о разгроме аэропорта у Джедейды, генерал Неринг пришёл в неистовство, потому, что на пути танков Уотерса, приблизившихся прикасаясь к городу Тунису, оставались только канавы и пара 88-мм орудий. Однако Уотерс приказал своим частям прекратить продвижение и заняться обороной перевала Шуиги.

Разместив собственный штаб в крепостиу фермы Сен-Жозеф (юго-западная часть перевала), он замаскировал танки роты «А» рядом от штаба, за маленькой возвышенностью с видом на дорогу, ведшую к Матееру (три четверти мили к югу от западного края перевала). Так, рота «А» защищала подход к перевалу Шуиги.

«Стюарты» роты «В» заняли позиции к северу от перевала, и за обратным склоном горного хребта, в ста метрах от дороги. Роте «С» было поручено защищать восточную часть перевала. Танкисты окопали собственные автомобили так, что во фронтальной территории видимости был лишь лобовая часть и ствол башни, и накрыли танки маскировочными сетями.

26 ноября в 12 часов дня наблюдатели с фермы Сен-Жозеф увидели, как с севера к перевалу приближается колона вражеской военной техники. Наблюдатели рассказали об этом Уотерсу, но, применяя не сильный французские бинокли, не могли сообщить, какая как раз техника следует в колонне.

К перевалу Шуиги подошла боевая группа под неспециализированным управлением майора Рудольфа Витцига, следовавшая в Меджаз-эль-Баб и включавшая в себя подразделения 190-го танкового батальона (90-я африканская лёгкая дивизия) и 11-го парашютно-сапёрного батальона (дивизия «Фон Бройх»), в составе которых было 13 танков (включая шесть Pz.IV), нескольких бронемашин, легковые автомашины и грузовики. Основной ударной силой 190-го батальона были танки Pz.III модификации L и Pz.IV модификации F2. Последние были вооружены замечательными длинноствольными 75-мм орудиями KwK.40 L/43, бронебойный боеприпас которых был страшен для среднего танка «Шерман» на расстояниях более чем 1000 м, а лёгкий «Стюарт» имел возможность прошить более чем с 2000 м. Но, и 50-мм орудие «тройки» (KwK 39 L/60) в полной мере удачно справлялось со «Стюартом» на средних расстояниях боя.

Германские воины увидели американцев, пребывавших у фермы Сен-Жозеф, и открыли огонь. Услышал первые выстрелы, американские танкисты сняли маскировочные сети со «Стюартов» и приготовились к бою. Первыми Уотерс приказал вступить в бой экипажам трёх самоходных гаубиц T30 под руководством лейтенанта Рея Вакера.

Самоходки должны были не остановить, а только задержать соперника, потому, что не имели бронебойных снарядов.

Самоходные гаубицы Т30 Howitzer Motor Carriages.
quartermastersection.com

Самоходки приблизились к сопернику на расстояние 900 м и открыли огонь — 75-мм фугасные боеприпасы попросту отскакивали от лобовой брони германских танков. Из-за туч песка, что влекли за собой разрывы снарядов, германские танкисты не могли вести прицельный пламя по самоходкам, и те без всяких последствий произвели около тридцати выстрелов.

Выпустив дымовую завесу, самоходки скрылись в оливковой роще. Скоро с левого фланга по германским автомобилям открыли огонь танки роты «В». После этого с правого фланга ударили двенадцать «Стюартов» роты «А», а самоходки продолжили пламя, заняв новые позиции в роще.

В первой линии роты «А» пребывали три танка 1-го взвода лейтенанта Даубина, у которых были неисправны радиостанции. Даубину было нужно отдавать распоряжения руками, высунувшись из автомобиля. С дистанции в пара сот метров его танк тремя боеприпасами поджёг итальянскую бронемашину.

Тем временем германские танки успели развернуться и пошли в лобовую атаку. Даубин так обрисовывал данный бой:

«37-мм пушки отечественных танков стреляли, издавая щелчки, как пистолеты. Немцы были в неистовстве и отвечали огнём собственных долгих 75-мм орудий, каковые прошивали полностью отечественные автомобили. Кроме того в то время, когда расстояние между танками сократилась до 150 ярдов, мы все равно не могли поразить броню вражеских танков».

Два М3 взорвались, у одного боеприпасом сорвало башню. Американцы смогли стереть с лица земли только итальянскую бронемашину, утратив за пара мин. боя шесть танков. Даубин приказал собственному механику-водителю запрятать машину в вади.

Из этого укрытия танк Даубина выпустил 18 снарядов по германской «четвёрке», пребывающей на дистанции менее 150 м, но все они, по словам лейтенанта, «отскакивали от брони как хлопья попкорна». С дистанции около 50 м по американцам сделал выстрел Pz.IV, но боеприпас прошёл мимо. Даубин приказал механику-водителю вывести танк из вади и двигаться зигзагами, не давая сопернику прицелиться.

Но чуть «Стюарт» выбрался из укрытия, как взял попадание в лоб — механик-радист и водитель погибли на месте. Раненый Даубин и заряжающий смогли выбраться, но последний тут же был убит пулемётной очередью из германского танка. Лейтенант сполз в вади и остался в живых.

Схема танкового боя у перевала Шуиги 26 ноября 1942 года.
worldoftanks.com

До тех пор пока рота «А» вела лобовой бой, автомобили роты «В» обошли соперника, приблизились к нему на расстояние 150–200 м и открыли огонь по кормовой броне германских танков. Майор Так с первого выстрела попал в ходовую часть германского танка, тот остановился, и экипаж покинул его. Майор приказал вторым танкистам направляться его примеру — бить по ходовой части вражеских автомобилей.

Данный способ дал собственные результаты: шесть Pz.IV и один Pz.III были подбиты, а остаткам колонны было нужно отступать к ферме Коксен, где два германских танка заняли позицию за каменными стенками и не разрешили американцам преследовать отступающих. На протяжении преследования соперника погиб командир роты «А» майор Синглин: боеприпас угодил в башню «Стюарта». Историк Дэвид Рольф так подытожил финал боя у перевала Шуиги:

«Они или утратили гусеницы, или у них были пробиты жалюзи моторных отсеков. Но ни один германский танк не был стёрт с лица земли. Боеприпасы отскакивали от их брони, как горошины.

Это озадачило американцев.

Но так как они не знали, что настоящие бронебойные боеприпасы нормально лежат в порту, а в танках находятся лишь учебные болванки».

Итоги боя

Танковый бой у перевала Шуиги, случившийся 26 ноября 1942 года, стал первым столкновением американских и германских танкистов во время второй мировой. Обе стороны утратили однообразное количество автомобилей — по семь единиц (в отчётах 1-го танкового полка указано, что было подбито 9 германских танков). В случае если большая часть американских автомобилей было утрачено безвозвратно, то львиную долю германских танков вражеские боеприпасы попросту вывели из строя.

Поле боя осталось за американцами, а немцы отошли — так, можно считать, что победу одержали танкисты армии США. Не обращая внимания на локальный успех, танкисты 1-й бронетанковой дивизии не смогли прорваться к Тунису. 27 ноября союзники захватили Тебурбу, но через пара дней увязли в боях не на жизнь а насмерть у Джедейды.

В последних числахНоября 1942 года продвижение союзников к Тунису было остановлено, а в первых числах Декабря германская армия стали наносить замечательные контрудары (особенно ожесточёнными были битвы у Тебурбы), введя в бой большие подразделения 10-й танковой дивизии генерала Вольфганга Фишера и грозные танки «Тигр» 501-го батальона майора Ганса-Георга Людера. Активная защита итало-германских армий дорого обошлась союзникам: в Декабре ими было утрачено около двухсот орудий, более чем 170 танков и пара тысяч солдатах. Обстановку, которая сложилась для союзных армий в Тунисе по состоянию на декабрь 1942 года, ярко обрисовывал генерал Омар Брэдли:

«К концу декабря надежды Эйзенхауэра на скорое завершение кампании в Северной Африке рассеялись как дым. Союзники приступили к стабилизации собственного фронта на холодных буграх Туниса. Для организации нового наступления Эйзенхауэру требовалось сосредоточить громадные силы».

Решающее атака союзников в Тунисе последовало только в марте 1943 года — по окончании того как американцы пришли в себя по окончании германского контрудара у перевала Кассерин. Однако танковый бой 26 ноября 1942 года продемонстрировал, что грамотная тактика может свести на нет качественное превосходство и боевой опыт соперника. Лёгкие «Стюарты» одержали победу над средними Pz.IV, имевшими значительно более вооружение и мощное бронирование.

Тактика фланговых ударов, опробованная у перевала Шуиги, ещё неоднократно удачно использовалась американцами на полях сражений в Европе.

литература и Источники:

  1. Кессельринг А. Люфтваффе: поражение и триумф. Воспоминания генерал-фельдмаршала Фашисткой германии. 1933–1947. — Москва: Центрполиграф, 2003.
  2. Рольф Д. Кровавая дорога в Тунис. — Москва: АСТ, Ермак, 2003.
  3. Atkinson R. An Army at Dawn: The War in North Africa, 1942–1943. — New York: Henry Holt and Company, 2002.
  4. Daubin F. The Battle of Happy Valley. — Fort Knox: The Armored School, 1948.
  5. Defeat at Kasserine: American Armor Doctrine, Training and Battle Command in Northwest Africa, World War II. — Louisiana: University of Southwestern Louisiana, 1988.
  6. Headquarters, Armored Command. Tankers in Tunisia. — Fort Knox, KY: Military History Institute, 1943.
  7. Howe G. United States Army in World War II: Northwest Africa: Seizing the Initiative in the West. — Washington: Center of Military History, 1993.
  8. Hunnicutt R. Stuart: A History of the American Light Tank. — Novato, CA: Presidio Press, 1992.
  9. US Army Center of Military History. Kasserine Pass Battles.1st Armored Division Staff Ride in Tunisia. Washington, DC: Office of The Chief of Military History, Department of the Army, 1993.

Династия Стюартов


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Огнемётные танки против рабочего ополчения

    По окончании битв 13 октября 1941 года на ближних подступах к Калинину (сейчас — Тверь) и в его пригороде разделительной линией между советскими и…

  • Бои у арракура: сокрушительные удары из тумана

    В боксе либо втором единоборстве, в случае если соперник превосходит тебя по массе и силе, единственная надежда на скорость и отточенную технику. Быстро…

  • «Северный ветер» дует на римлен

    До тех пор пока в Арденнах длились ожесточённые сражения, германское руководство решило осуществить вспомогательный контрудар на южном фланге Западного…

  • Контрудар у пуффендорфа

    В ноябре 1944 года союзники постарались преодолеть упрочнения линии Зигфрида и пробиться вглубь Германии. Наступление началось 16 ноября, но вместо…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: