Швеция под ударом «оружия возмездия»

В полном соответствии с известной поговоркой, в то время, когда великие державы начинают выяснять отношения, лбы трещат и у других стран. Нейтральная Швеция всю Вторую мировую войну с ловкостью канатоходца балансировала между враждующими армейскими блоками, но и на её территории взрывались германские ракеты. Но, предприимчивые шведы смогли извлечь пользу кроме того из этих досадных происшествий.

Не в ту степь

Германские ракеты V1 и V2 («Фау-1» и «Фау-2») сейчас легендарны . Союзники по Антигитлеровской коалиции в конце Второй мировой взяли в качестве трофеев бессчётные образцы этих крылатых и баллистических ракет. Более того, кроме того германские учёные, участвовавшие в их создании, стали необычными «трофеями».

Самым известным из них есть Вернер фон Браун, конструктор ракеты А-4 (V2), член НСДАП и штурмбаннфюрер СС – и потом один из «отцов» американской космической программы. Общепризнано, что успехи германских учёных имели огромное значение для ракетостроения Англии, СССР, США и Франции.

Ракета V1 на стартовой площадке в лесу Ив на юго-востоке от Дьеппа, Франция

Значительно менее известен тот факт, что германские ракеты внесли неоценимый вклад в развитие ракетной техники в нейтральной Швеции.Швеция под ударом «оружия возмездия» И обстоятельством этому во многом стало, как это ни необычно, определённое несовершенство германской ракетной техники.

Дело в том, что совокупность управления германской крылатой ракетой V1 представляла собой достаточно примитивный по теперешним меркам автопилот, включавший в себя три гироскопа (один трёхстепенный и два двухстепенных), барометрический магнитный компас и датчик высоты. По последнему перед стартом производилось наведение ракеты на цель, а барометрический датчик и гироскопы снабжали стабилизацию ракеты по тангажу и курсу.

Примечательно, что у V1 по большому счету отсутствовало управление по крену – считалось, что аэродинамика крылатой ракеты снабжает достаточную устойчивость довольно продольной оси. Эту особенность в борьбе с V1 применяли лётчики английских ВВС, в то время, когда кончиком крыла самолёта переворачивали V1 в воздухе – затем она сходу падала.

Силуэты ракеты V1 (слева) и истребителя Supermarine Spitfire Королевских ВВС. Последний своим крылом «подцепляет» плоскость ракеты, пробуя её перевернуть

Автопилот руководил рулями курса и высоты при помощи пневматической совокупности, трудившейся на сжатом воздухе. Но, при всей хитроумности совокупности управления, точность V1 была не на высоте и не превышала пятнадцати километров. Передовое, но ещё очень несовершенное оружие доставляло много проблем и самим немцам: около 20% ракет отказывало либо взрывалось при запуске.

Большое число (по разным оценкам, ещё около 20%) из приблизительно 10 000 запущенных немцами ракет падало в разных районах Северного и Балтийского морей. А 17 июня 1944 года одна из отклонившихся от курса V1 кроме того упала на бункер Гитлера в Марживале.

15 ноября 1943 года остатки крылатой ракеты V1 были отысканы в шведском лене (лен — административно-территориальная единица, округ) Блекинге, в 20 километрах к юго-востоку от центра лена города Карлскруна. Практически сразу после этого, 30 ноября, ещё одна ракета нашлась в лене Сконе, в 7 километрах к востоку от Юстада. Что характерно, обнаружить германские «подарки» шведы начали ещё до начала их боевого применения по территории Англии, – в Скандинавию залетали экспериментальные образцы, запускавшиеся немцами из исследовательского центра на острове Узедом в устье Одера.

После этого последовала практически полугодовая пауза, в течение которой германское «оружие возмездия» прекратило попадать по территории гостеприимного нейтрального страны (либо падало в том направлении, где его так и не нашли). 11 мая 1944 года прекрасно сохранившуюся ракету V1 шведы нашли у Брёсарпа в Сконе. 13 июня того же года в Смоланде, в 30 километрах к северо-западу от Кальмара, на шведскую почву «приземлилась» баллистическая ракета V2.

17 июня немцы посредством V1 начали массированные обстрелы ракетами Лондона, и до 1 ноября 1944 года шведы нашли на территории собственного страны ещё три германских ракеты V1. Так, всего на юге Швеции были обнаружены остатки семи германских ракет – шести крылатых V1 и одной баллистической V2.

Места падения германских ракет в южной Швеции в 1943–1944 годах

Места падения германских ракет в южной Швеции в 1943–1944 годах.

  1. 15 ноября 1943 г. Ракета V1, Ютланган (20 км к юго-востоку от Карлскруны), Блекинге.
  2. 30 ноября 1943 г. Ракета V1, Нюбро (7 км к востоку от Юстада), Сконе.
  3. 11 мая 1944 г. Ракета V1, Бертилсторп, (15 км к северо-западу от Кивика), Сконе.
  4. 13 июня 1944 г. Ракета V2 номер 4089 (30 км к северо-западу от Кальмара), Смоланд.
  5. 27 июля 1944 г. Ракета V1 (3,5 км к северо-западу от Карлскруны), Блекинге.
  6. 7 сентября 1944 г. Ракета V1, Труннеруп, Сконе.
  7. 1 ноября 1944 г. Ракета V1, Баскемолла, Сконе.

Противокорабельные шведские ракеты на базе V1

Германские крылатые ракеты V1 были с огромным интересом изучены шведскими Университетом авиационных изучений (FFA, Flygtekniska forsoksanstalten) и военно-морской верфью в Шеппсхольмене. В книге «Robot 50 ar», размещённой в 1997 году компанией SAAB, говорится:

«Германские ракеты продемонстрировали новые пути для развития всех трёх видов армии. ВМС разглядывали воздушные торпеды как один из вариантов замены подводных торпед; сухопутные армии разглядывали их как альтернативу для ствольной артиллерии, а ВВС разглядывали их в качестве беспилотных летательных аппаратов разного назначения».

Шведские ВМС первыми заказали компании SAAB строительство «воздушных торпед» на базе V1. По сути это были те же крылатые ракеты с усовершенствованным шведскими конструкторами пульсирующим воздушно-реактивным двигателем. В 1945 году, уже по окончании окончания военных действий в Европе, шведская делегация посетила Англию, где смогла взять дополнительную данные по V1.

Строительство первой ракеты Saab RB 310 началось в том же, 1945 году, а первые её опробования были совершены в июне 1946 года. Снаружи шведская ракета очень сильно отличалась от V1 тем, что её двигатель размешался в фюзеляжа, и воздушное пространство попадал в него через боковые воздухозаборники. Был усовершенствован и автопилот.

Ракета длиной в 4,73 метра и массой в 265 кг разгонялась до скорости в 620 км/ч.

Всего было выстроено 5 таких устройств.

Шведская экспериментальная «воздушная торпеда» Saab RB 310 на пусковой катапульте
users.telenet.be

Развитием RB 310 стала более большая ракета RB 311, имевшая длину в 6,7 метра и массу около 900 килограмм. Эта «воздушная торпеда» разгонялась уже до скорости в 792 км/ч. Их в 1948–49 годах было выстроено 10 штук.

Ракета RB311
users.telenet.be )

Следующей в семействе шведских ракет, создаваемых по заказу ВМС, была противокорабельная Saab RB 315. Первые пара ракет из серии в 193 штуки выстроила Saab, а главную часть – компания CVA. Масса ракеты длиной в 4,7 метра и диаметром 80 см составляла 880 кг; она развивала скорость до 756 км/ч.

RB-315 испытывалась в 1953–59 годах, среди них и путём пусков с эсминцев шведского флота.

Не обращая внимания на бессчётные усовершенствования, управление сервоприводами органов управления в ней осуществлялся равно как и в V1, при помощи сжатого воздуха. Принципиальным отличием от V1 и прошлых шведских ракет было наличие четырёх пусковых ракетных двигателей, каковые разрешали RB 315 разгоняться до скорости, достаточной для работы пульсирующего воздушно-реактивного двигателя, без помощи пусковой катапульты.

Крылатая ракета RB 302 на пусковом устройстве в Карлсборге
robotmuseum.se

Параллельно с ВМС собственную программу по разработке крылатых ракет осуществляли и ВВС Швеции. Серия создаваемых в её рамках экспериментальных ракет RB 301, RB 302, и RB 303 увенчалась ракетой RB 304, принятой на вооружение как противокорабельная самонаводящаяся ракета воздушного базирования RВ 04 (Robot 04). При её создании употреблялись наработки, полученные при проектировании прошлых образцов, и RВ 04, разные модификации которой простояли на вооружении в Швеции до 2000-х годов, также возможно назвать прямым потомком V1.

Противокорабельная ракета RB 04, «потомок» германской V1, под крылом штурмовика SAAB A 32A Lansen в Музее шведских ВВС
Приключения «беглой» V2

Как уже упоминалось выше, одной из разбившихся в Швеции германских ракет была баллистическая ракета дальнего действия V2. 13 мая 1944 года при опробовании ракеты под серийным номером 4089 с установленным блоком радиоуправления (подобным тому, которым оснащались германские зенитные управляемые ракеты Wasserfall) случилась накладка. Оператор, присутствующий при запуске в первый раз, был так изумлён зрелищем запуска, что на какое-то время утратил контроль над ракетой.

Этого мгновения хватило, дабы V2 скрылась в кучевых тучах и провалилась сквозь землю из поля зрения расчёта. Планировалось, что она упадёт в море в районе оккупированного Германией датского острова Борнхольм, но всё обернулось в противном случае.

Оператор руководит ракетой «Вассерфаль». Справа – кнюппель (прообраз современного джойстика), слева — электронно-лучевая трубка

Норовистая ракета, пролетев 350 километров, пересекла Балтийское море и разорвалась приблизительно в полутора километрах над шведской провинцией Смоланд на глазах у семьи фермеров Эрландссонов. Позднее Георг Эрландссон и его сын Ивар вспоминали, как грохот от взрыва заложил им уши, лошади упали на колени, а с неба «пролился» ливень железных обломков.

Шведские дети фотографируются у элемента германской баллистической ракеты V2, упавшей на территорию Швеции
dflund.se

Шведские армейские не сходу сообразили, что случилось, и к тому моменту, в то время, когда газетам запретили писать об этом инциденте, немцы уже знали, куда делась их «беглая» ракета. Вальтер Дорнбергер, начальник ракетного исследовательского центра в Пенемюнде, откуда осуществлялся запуск злополучной V2, перед тем, как доложить Гитлеру о происшествии, испытывал определённое беспокойство – всё-таки его детище упало на территорию нейтральной страны.

Но фюрер успокоил Дорнбергера, объявив, что инцидент был нужным для шведов, поскольку разрешил им понять, что немцы способны обстреливать их страну прямо с территории Германии. Дабы, со своей стороны, успокоить Гитлера, Дорнбергер заверил его, что тайное радиооборудование V2 должно было гарантированно разрушиться при взрыве. И вот тут он очень сильно совершил ошибку.

В ракете, наверное, взорвался в следствии неисправности топливный бак, а не боезаряд.

В следствии боевая часть, радиооборудование и ракетный двигатель упали на землю довольно слабо повреждёнными.

Ракета V2 перед запуском в Пенемюнде
dflund.se

Обнаруженныеместе и реквизированные у местных обитателей (разобравших подробности ракеты на сувениры) фрагменты были доставлены шведскими армейскими сперва в 12 авиаполк в Кальмаре, а после этого в Университет авиационных изучений. Перед тем как говорить об их предстоящей судьбе, необходимо осуществить маленькое отступление, посвящённое изюминкам шведской внешней политики в тот период.

В начале Второй мировой шведское правительство с известной долей симпатии относилось к Германии. Третий рейх был стабильным (и благодаря потребностям военной индустрии чуть ли не глубоким) рынком сбыта для шведской металлической руды.

На практике «прогерманскость» шведского правительства выражалась, к примеру, в том, что оно разрешало транзит германских армий через собственную территорию в оккупированную Германией Норвегию и в союзную ей Финляндию (всего с 1940 по 1943 год через Швецию было перевезено более 2 миллионов германских солдат). Тиражи газет, публиковавших антинацистские статьи, довольно часто конфисковывались и уничтожались, а 22 июня 1941 года самая популярная газета страны Аftonbladet вышла со статьёй называющиеся «Европейская освободительная война».

С ходом времени, но, стало ясно, что шансы Германии на победу в войне уменьшаются. По окончании Сталинградской битвы в Швеции закончилась конфискация тиражей газет с антигерманскими статьями, а по окончании высадки союзников в Нормандии Швеция совсем развернула вектор внешней политики в сторону Антигитлеровской коалиции. Именно поэтому двенадцать коробок с обломками V2 были посланы в Англию в обмен на поставку партии истребителей Supermarine Spitfire.

Английская реконструкция германской ракеты V-2, выполненная, по большей части, по фрагментам, взятым из Швеции
dflund.se

Англичане сохраняли надежду, что, взяв подробную данные об устройстве германской баллистической ракеты, смогут придумать метод противодействия ей. И тут шведская «находка» ввела британцев в заблуждение.

На шведском острове Эланд в маленьком домике была размещена команда из одного английского офицера и четырёх солдат с оборудованием для радиоперехвата, которое должно было оказать помощь фиксировать запуски V-2 из Пенемюнде (что было возмутительным нарушением шведского нейтралитета и ярко иллюстрировало дрейф шведской внешней политики в направлении Антигитлеровской коалиции). К сожалению, в действительности совокупность дистанционного радиоуправления, которая была обнаружена среди обломков V-2, ставилась не более чем на 20% запускаемых германских баллистических ракет.

Современный вид на строение в Оттенби, в котором размещалась английская станция слежения за пусками германских ракет V-2
dflund.se

Но, даже если бы британцы смогли надёжно фиксировать пуски всех германских баллистических ракет, практическую пользу из данной информации извлечь было бы не легко. Создание надёжно действующей совокупности противоракетной обороны, талантливой уничтожать баллистические ракеты соперника, и на века и начало остаётся сверхсложной технической задачей, до полного ответа которой, наверное, ещё весьма на большом растоянии.

Литература:

  • Shirer A. The Rise and Fall of the Third Reich, 1959
  • Dornberger, Walter. V-2, Ballantine Books, New York 1954
  • Reuter, Claus. The V2 and the German, Russian and American Rocket Program, S.R. ResearchPublishing; 2 edition, 2000
  • Tyska robotar som stortat i Sverige 1943–1944, dflund.se
  • The Rocket and I dflund.se
  • Allmant om marinens forsoksrobotar robotmuseum.se
  • Zweden — Saab RB 310, Zweden — Saab RB 311 users.telenet.be/

Александр Сирота
/
Неудавшаяся ковка молота Тора
В конце 60-х — начале 70-х годов XX века Швеция чуть не пополнила последовательности ядерных держав. Что этому помешало?

  • атомное оружие
  • технологии
  • Швеция

Александр Сирота
/
Копьё, робот, удар морской змей и молнии
Если бы шведское атомное оружие было создано, какими были бы средства доставки для него?

  • атомное оружие
  • технологии
  • Швеция

Опубликовано видео запуска КНДР межконтинентальной баллистической ракеты


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Удар серпом по старым представлениям о войне

    Германской армии требовалось средство для стремительного обороны развития и взлома противника своевременного преимущества, взятого на узком участке…

  • Удар с пулковских высот

    Во второй половине января 1944 года Ленинградский фронт нанёс сокрушительный удар по германской 18-й армии, отбросив соперника от Ленинграда и всецело…

  • Ответный удар макартура

    Тяжёлые битвы на Новой Гвинее в первой половине 40-ых годов XX века стали для австралийцев и американцев настоящей школой войны в джунглях. Годом позднее…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: