Шведские летчики в raf

На протяжении ВМВ шведские добровольцы проходили службу в Финляндии и вооружённых силах Германии. Но значительно большее число шведов сражалось на стороне союзников на суше, на море и в воздухе. Пара шведских летчиков проходили службу в Королевских ВВС Англии – RAF…


Ulf Christiernsson

Ulf Christiernsson (1913–1994) был одним из лучших летчиков шведских ВВС еще до ВМВ. В 1939 г., по окончании начала Зимней войны, он пожелал вступить в финские ВВС, но не взял на это разрешения. В начале 1940 г. тестировал французские истребители Morane Saulnier MS.406, доставленные в Швецию из Франции под завесой секретности для предстоящей передачи финнам.

В 1940–41 гг. швед тестировал самолеты компании SAAB, но в 1942-м обратился к собственному руководству за разрешением на работу в вооруженных силах англо-американских союзников, и взял его. По окончании переобучения, с 1 мая 1943 г. Christiernsson в течение 4 месяцев летал на самолете Wellington, осуществляя воздушное прикрытие морских конвоев. Позднее он прошел обучение управлению самолетами Mosquito и мог бы взять назначение на Дальний Восток, но отказался, растолковав это жаждой сражаться против государств Оси.

В итоге он был в Каире, где служил в 680-й эскадрилье воздушной наведения и разведки.Шведские летчики в raf На протяжении одного из полетов над Германией его самолет был поврежден зенитным огнем, но швед сумел довести собственный самолет до Белграда и посадить его. Летом 1944 он стал, быть может, первым летчиком союзной авиации, столкнувшимся в небе Германии с реактивным истребителем Ме-262.

Он был атакован, взял повреждения, но сумел уйти от преследования.

По окончании войны Christiernsson являлся гражданским пилотом в компании Scandinavian Aero, но по окончании приобретения данной компании группой SAS он вместе с участниками четырех полных экипажей был без работы. И сейчас он взял предложение от Иудейского Агентства перевозить по воздуху оружие из Европы в Израиль за 1000 долларов в месяц. Всего он осуществил 16 таких перелетов.

Позднее, во время Арабо-Израильской войны 1948 г., он совершил как минимум один боевой вылет на самолете С-46 еще с двумя шведскими авиаторами. Любопытно, что потому, что данный транспортный самолет не был простым бомбардировщиком, бомбы сбрасывали вручную через простые двери.

По окончании окончания Войны за независимость швед взял предложение продолжить работу в ВВС Израиля. Christiernsson изъявил согласие, и стал сперва капитаном израильской военной авиации, а после этого майором. Летал он по большей части на самолетах Bristol Beaufighter.

В 1950 г. он стал летчиком израильской компании El Al, позднее служил в авиакомпаниях других стран и Швеции.

Lennart Kjaer

Lennart Kjaer (1917–2003) поступил на работу в шведский торговый флот в 1934 г. учеником судового механика. Он ходил в плавания в государства Восточной Азии, Японию, Китай, Маньчжурию и СССР. Начало ВМВ его судно встретило в Красном море.

Капитан собрал моряков на палубе и сказал о том, что их судовой компании поступила просьба от правительства Англии присоединиться к конвойным перевозкам по маршруту Глазго – Нью-Йорк.

Все моряки с готовностью дали согласие на это…

Швед участвовал в нескольких трансатлантических конвоях, а также в конвое HX-84 (кроме этого известен как Jervis Bay Convoy), что был атакован 5 ноября 1940 г. германским карманным линкором Admiral Scheer. Уже на следующий сутки судно, на котором служил Kjaer, было атаковано бомбардировщиком Fw-200 в 200 милях от английского побережья. Транспорт загорелся, но команда была, по большей части, спасена.

Швед на протяжении бомбежки утратил сознание по окончании взрыва и пришел в себя уже в спасательной шлюпке.

Возможно, у него не было оснований относиться к фашистам с какой-либо симпатией…

По окончании прибытия в Глазго Kjaer добрался до Эдинбурга и поступил в RAF. Она начинал работу в наземном подразделении для улучшения собственного английского, а после этого, летом 1942 г., приступил к летным тренировкам. Пройдя обучение управлению разными самолетами в Англии и США, он с октября 1944 г. по июль 1945 г. служил в Индии, летая на транспортном самолете Dacota, сбрасывая грузы английским армиям, сражающимся в Бирме.

По окончании окончания войны он еще год служил в Индии, но после этого возвратился в Швецию, где до 1973 г. трудился пилотом на пассажирских самолетах разных авиакомпаний.

Gustav Lonnberg (1915–1980) взял летную подготовку в Англии еще до ВМВ. Возвратившись в Швецию, он в течение двух лет служил на аэропорте Bromma, летая на самолетах, буксирующих мишени для стрелковой подготовки летчиков-истребителей. В 1941 г. он возвратился в Англию и вступил в RAF, где первоначально был занят тестированием прошедших ремонт самолетов.

После этого он был переведен в боевую эскадрилью, и в мае 1942-го был сбит на протяжении вылета на оснащенном торпедами бомбардировщике Wellington.

Швед попал в плен, но сумел бежать и возвратиться в Англию. С осени 1943 г. по февраль 1946 он служил в транспортной авиации, летая на самолетах Liberator, Skymaster и Avro Yorks между Китаем и Англией. Лишь за время войны его налет составил практически 5 000 часов на 119 разновидностях самолетов – без сомнений, выдающееся достижение!

Tage Stahlenberg

Tage Stahlenberg (1920–1948) добровольно отправился на работу в RAF и прошел подготовку в лагере Little Norway (Маленькая Норвегия) в провинции Онтарио (Канада), где, по некоторым сведениям, задержался в качестве инструктора. Позднее он служил в одной из норвежских эскадрилий RAF (всего их было две – 331-я и 332-я) и совершил 127 вылетов. О его работе известно мало.

Если судить по архивным данным, два раза ему было нужно выбрасываться с парашютом, но швед пережил войну и в 1947-м возвратился на родину. 31 мая 1948 г. он погиб на протяжении полета на учебном самолете SAAB 91 Safir.

Ingvar Fredrik Hakansson появился в 1921 г. Сначала служил в165-й эскадрилье истребителей RAF, позднее в 610-й эскадрилье. 9 июля 1944 г. швед в на протяжении воздушного патруля сбил два реактивных боеприпаса V-1. Он пробовал нападать третий V-1, но сейчас двигатель его истребителя отказал.

Летчик выбросился с парашютом, но это не спасло ему жизнь…

Ralph Haggberg (на фото – между 1 и 10 февраля 1942 г.)

Ralph Haggberg (на фото – между 1 и 10 февраля 1942 г.) появился 14.03.1922 в Стокгольме. Его папа трудился в английской компании и в 1935 г. послал сына получать образование Англию. В то время, когда разразилась ВМВ, Ральф проводил каникулы в Швеции, но в октябре 1939-го решил возвратиться в Англию.

В декабре 1940 г. он вступил в RAF и 15 сентября 1941 г. взял назначение в 263-ю эскадрилью двухмоторных истребителей-бомбардировщиков Westland Whirlwinds. Позднее он был переведен в 137-ю эскадрилью и в конце 1941 – начале 1942 гг. участвовал в нескольких боевых вылетах на штурмовку наземных целей и прикрытие морских конвоев.

12 февраля 1942 г. четверка самолетов Whirlwind осуществляла воздушное прикрытие группы эсминцев над проливом Ла-Манш. Английские летчики не знали о том, что в данный сутки суда кригсмарине Scharnhorst, Gneisenau и Prinz Eugen под сильным воздушным прикрытием предприняли попытку прорваться в порты германского побережья. Самолеты Whirlwind вступили в бой с «Мессершмиттами» прикрытия, из которого шведский его товарищ и лётчик Basil Lionel Robertson так и не возвратились.

Известны еще два имени шведских летчиков, проходивших службу в RAF: Lennart Olofsson (бомбардировочная авиация) и Olof Verner Koch, но подробная информация об этих людях отсутствует.

Как мы знаем, что на стороне Финляндии (в 1941–44 гг.) сражалось около 1500 шведов и 150–200 – на стороне Германии. Правильное число шведских добровольцев в вооруженных силах союзников неизвестно, не смотря на то, что возможно встретить цифры от 6 000 до 9 000 человек. без сомнений то, что весьма многие из них были шведскими гражданами, к началу ВМВ появлявшимися в Канаде и Америке.

Помимо этого, большинство судов торгового флота Швеции с началом войны была передана правительством данной страны в распоряжение союзников.

Из более чем 8 000 моряков шведского торгового флота около 1500 погибли, в основном под ударами подводных лодок и их союзников и авиации немцев и на выставленных ими минах.

Источники:

  1. http://surfcity.kund.dalnet.se/swedish_aviators/swedes_raf.htm
  2. http://www.desertwar.net/sweden-in-world-war-ii.html

Tonica o Liverpool 7 maj 2017 Foto Bertil Hagberg


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: