Символ веры и другие авторитетные изложения вероучения

Для неповрежденности и охранения чистоты собственного учения Церковь сначала собственного бытия прибегала к кратким изложениям вероучения — знакам. До нас дошло пара древних знаков, и среди них — Знак Григория Неокесарийского, так называемый Апостольский Знак, и Знак, приписываемый Афанасию Великому.

Общецерковное признание купил Никеоцареградский Знак, исповедание которого, по сознанию Мировом Церкви, совсем в обязательном порядке для всякого православного христианина. Более полное изложение баз православного вероучения содержится в Чине обещания и исповедания архиерейского — так называемой епископской клятве. Высоким авторитетом в Церкви пользуются книги, изданные в новое время Церковной властью: Катехизисы, в особенности митрополита Петра митрополита и Могилы Филарета, и Послание Патриархов Православной Кафолической Церкви о православной вере, составленное на Иерусалимском Соборе 1672 г.

Духовная цензура

Существование знаков веры и, так называемых символических книги неимеетвозможности, само собой разумеется, исключить появление вероисповедных удивлений, исключить лжеучения и заблуждения. В очень пространном 1 правиле Трулльского Собора за утверждением неприкосновенности изменениям и нововведениям веры, преданной нам от служителей и самовидцев Слова, перечисляются еретические учения, отвергаемые Церковью: ересь нечестивого Ария, и вымышленное им языческое инобожие, … осужденное на соборе трехсот осмьнадесяти блаженных и святых папа, … ересь нечестивого Македония, отвергнутая сто пятидесятию святыми Отцами при великом Феодосии, купно с сим и Аполлинария, что нечестиво изрыгнул, аки бы Господь приял тело без ума и души, безумное разделение Нестория, ереси суемудраго Евтихия, … Феодора Мопсуестскаго, Несториева учителя, и Оригена, и Дидима, и Евагрия, … такожде написанное Феодоритом противу правыя веры и противу дванадесяти глав блаженнаго Кирилла, и без того именуемое письмо Ивы… и … тех, каковые … едину волю и едино действо в Едином Господе Всевышнем отечественном Иисусе Христе, людям проповедывали, …Феодора (епископа) Фаранскаго, Кира Александрийскаго, Онория Римскаго, Сергия, Пирра, Павла, Петра, бывших в сем Богоспасаемом граде предстоятелями, Макария Антиохийскаго епископа, ученика его Стефана и безумнаго Полихрония… Коротко рещи, постановляем, да вера всех в Церкви Божией прославившихся мужей, каковые были светилами в мире, содержа слово судьбы, соблюдается жёсткой, и да пребывает до скончания века непоколебимою, вкупе с богопреданными их догматами и Писаниями.Символ веры и другие авторитетные изложения вероучения Отметаем и анафематствуем всех, которых они отметали и анафематствовали, яко неприятелей истины, вотще скрежетавших на Всевышнего, и усиливавшихся неправду на высоту вознести. Аще же кто-либо из всех не содержит и не приемлет вышереченных догматов благочестия, и не тако мыслит и проповедует, но покушается идти противу оных, тот да будет анафема…

Соборной власти епископата в собственности право осуществлять надзор над всеми по большому счету изданиями церковных книг — богослужебных, богословских, канонических, — в первую очередь тех, каковые официален и издаются от имени Православной Церкви. Что касается книг Священного Писания, то список их установлен канонами (85 Ап., 60 Лаод., 24 Карф., Афан. Вел., Григ.

Богосл., Амф. Икон.). В 1672 г. Иерусалимский Собор издал распоряжение, подчиняющее церковной власти толкование и всякое издание Священного Писания.

В этом распоряжении сообщено: Верим, что это Божественное и Священное Писание сказано Всевышним, и потому мы должны верить ему без всякого рассуждения, не так, как кто захочет, а как его истолковала и передала Кафолическая Церковь [1]. Определение Иерусалимского Собора опирается на 19 канон Трулльского Собора и 91 правило св.

Василия Великого (забранного из 27 главы его книги о Св. Духе, где Святой Папа излагает учение о Священном Предании).

Суд Церкви о лжеучениях и надзор над распространением и изданием книг именуется в широком смысле слова духовной цензурой. В узком смысле слова духовной цензурой именуют оценку литературных произведений с церковно-догматической точки зрения. Эта оценка возможно или предварительной, до публикации произведения, или изрекаемой уже по окончании его издания.

До изобретения книгопечатания, конечно, существовала только оценка последнего рода.

Она заключалась в осуждении произведений, проповедовавших лжеучения, и в запрещении православным просматривать их. Власть за осуждением ереси издавала распоряжения о сожжении произведений еретиков. Император Константин в связи с осуждением арианской ереси на Никейском Соборе издал эдикт о сожжении всех его учеников и книг Ария.

Император Аркадий в конце IV в. повелел стереть с лица земли книги евномиан и монтанистов.

В Александрии по требованию епископа Феофила в начале V в. сожжены были книги Оригена, Нестория и мессалиан. В 496 г. на римском соборе при папе Геласии издан был перечень запрещенных книг — Декрет Геласия о книгах принимаемых и не принимаемых.

Трулльский Собор 63 правилом постановил предавать огню повествования о мучениках, составленные для поругания христианской веры. Повести о мучениках, неприятелями истины лживо составленныя, чтобы обезславити Христовых мучеников, и слышащих привести к неверию, повелеваем не обнародовати в церквах, но предавати оныя огню. Приемлющих же оныя, либо внимающих оным как словно бы подлинным, анафематствуем. Большинство антихристианских и еретических книг истреблялась.

Но VII Всел. Собор своим 9 правилом постановил, дабы произведения иконоборцев не сжигались, а отбирались в патриаршую библиотеку для сохранения вместе с остальными еретическими книгами. Все детские басни, и неистовыя глумления, и лживыя писания, сочиняемыя против честных икон, должно отдавати в епископию Константинопольскую, чтобы положены были с другими еретическими книгами.

Аще же обрящется кто таковыя сокрывающий, то епископ, либо пресвитер, либо диакон, да будет извержен из собственного чина, а мирянин либо монах да будет отлучен от общения церковнаго. Новый метод изъятия еретических книг имел то преимущество, что при потребности возможно было по сохранившимся книгам более шепетильно изучить темперамент ереси, дабы успешнее противодействовать ей.

Потому, что, но, запрещенные и отреченные книги имели все-таки хождение в народе, иерархией составлялись перечни отреченных книг. На Западе эта практика стала неспециализированным правилом и была централизована, перечни запрещенных книг Index librorum prohibitorum стали издаваться курией.

Первый индекс был составлен инквизицией по приказанию папы Павла IV в 1559 г. С изобретением книгопечатания, в то время, когда возможность стереть с лица земли все экземпляры уже напечатанного произведения стала практически нереальной, введена была предварительная цензура. Тридентский Собор на Западе подчинил всю печать инквизиции и цензуре епископов.

В Российской Федерации предварительная цензура духовных книг введена Духовным регламентом. В Регламенте сообщено: Аще кто о чем богословское письмо сочинит, да и то ему не печатать скоро, но первое презентовать в коллегиум (т.е. в Синод), а коллегиум разглядеть обязан, нет ли какого именно в письме оном погрешения, учению православному противнаго.

В синодальную эру высшим учреждение духовной цензуры был Св. Синод; ему была подчинена вся цензурная работа. Духовной цензуре подвергались не только предназначенные для печати произведения духовного содержания, но и статьи и светские книги, в случае если светские цензоры обнаружили в них места духовного содержания, относящиеся к догматам веры либо Священному Писанию.

По окончании реформы национального строя России в 1905 г. светские произведения фактически прекратили подвергаться предварительной цензуре, среди них и духовной.

В наши дни в Русской Православной Церкви нет цензурного учреждения, а ответственность за православный темперамент журнальных статей и книг, печатаемых официально от лица Церкви, несет священноначалие, возглавляемое Первоиерархом и Священным Синодом, и действующий под его управлением Издательский отдел Столичной Патриархии.

1. Цит. по: Никодим, епископ Далматинский. Православное церковное право. С. 42. ^

Власть священнодействия

Существование знаков веры и, так называемых символических книги неимеетвозможности, само собой разумеется, исключить появление вероисповедных удивлений, исключить лжеучения и заблуждения. В очень пространном 1 правиле Трулльского Собора за утверждением неприкосновенности изменениям и нововведениям веры, преданной нам от служителей и самовидцев Слова, перечисляются еретические учения, отвергаемые Церковью: ересь нечестивого Ария, и вымышленное им языческое инобожие, … осужденное на соборе трехсот осмьнадесяти блаженных и святых папа, … ересь нечестивого Македония, отвергнутая сто пятидесятию святыми Отцами при великом Феодосии, купно с сим и Аполлинария, что нечестиво изрыгнул, аки бы Господь приял тело без ума и души, безумное разделение Нестория, ереси суемудраго Евтихия, … Феодора Мопсуестскаго, Несториева учителя, и Оригена, и Дидима, и Евагрия, … такожде написанное Феодоритом противу правыя веры и противу дванадесяти глав блаженнаго Кирилла, и без того именуемое письмо Ивы… и … тех, каковые … едину волю и едино действо в Едином Господе Всевышнем отечественном Иисусе Христе, людям проповедывали, …Феодора (епископа) Фаранскаго, Кира Александрийскаго, Онория Римскаго, Сергия, Пирра, Павла, Петра, бывших в сем Богоспасаемом граде предстоятелями, Макария Антиохийскаго епископа, ученика его Стефана и безумнаго Полихрония… Коротко рещи, постановляем, да вера всех в Церкви Божией прославившихся мужей, каковые были светилами в мире, содержа слово судьбы, соблюдается жёсткой, и да пребывает до скончания века непоколебимою, вкупе с богопреданными их догматами и Писаниями. Отметаем и анафематствуем всех, которых они отметали и анафематствовали, яко неприятелей истины, вотще скрежетавших на Всевышнего, и усиливавшихся неправду на высоту вознести. Аще же кто-либо из всех не содержит и не приемлет вышереченных догматов благочестия, и не тако мыслит и проповедует, но покушается идти противу оных, тот да будет анафема…

Соборной власти епископата в собственности право осуществлять надзор над всеми по большому счету изданиями церковных книг — богослужебных, богословских, канонических, — в первую очередь тех, каковые официален и издаются от имени Православной Церкви. Что касается книг Священного Писания, то список их установлен канонами (85 Ап., 60 Лаод., 24 Карф., Афан. Вел., Григ. Богосл., Амф.

Икон.).

В 1672 г. Иерусалимский Собор издал распоряжение, подчиняющее церковной власти толкование и всякое издание Священного Писания. В этом распоряжении сообщено: Верим, что это Божественное и Священное Писание сказано Всевышним, и потому мы должны верить ему без всякого рассуждения, не так, как кто захочет, а как его истолковала и передала Кафолическая Церковь [1]. Определение Иерусалимского Собора опирается на 19 канон Трулльского Собора и 91 правило св.

Василия Великого (забранного из 27 главы его книги о Св. Духе, где Святой Папа излагает учение о Священном Предании).

Суд Церкви о лжеучениях и надзор над распространением и изданием книг именуется в широком смысле слова духовной цензурой. В узком смысле слова духовной цензурой именуют оценку литературных произведений с церковно-догматической точки зрения. Эта оценка возможно или предварительной, до публикации произведения, или изрекаемой уже по окончании его издания.

До изобретения книгопечатания, конечно, существовала только оценка последнего рода. Она заключалась в осуждении произведений, проповедовавших лжеучения, и в запрещении православным просматривать их. Власть за осуждением ереси издавала распоряжения о сожжении произведений еретиков.

Император Константин в связи с осуждением арианской ереси на Никейском Соборе издал эдикт о сожжении всех его учеников и книг Ария. Император Аркадий в конце IV в. повелел стереть с лица земли книги евномиан и монтанистов. В Александрии по требованию епископа Феофила в начале V в. сожжены были книги Оригена, Нестория и мессалиан.

В 496 г. на римском соборе при папе Геласии издан был перечень запрещенных книг — Декрет Геласия о книгах принимаемых и не принимаемых.

Трулльский Собор 63 правилом постановил предавать огню повествования о мучениках, составленные для поругания христианской веры. Повести о мучениках, неприятелями истины лживо составленныя, чтобы обезславити Христовых мучеников, и слышащих привести к неверию, повелеваем не обнародовати в церквах, но предавати оныя огню. Приемлющих же оныя, либо внимающих оным как словно бы подлинным, анафематствуем. Большинство антихристианских и еретических книг истреблялась.

Но VII Всел. Собор своим 9 правилом постановил, дабы произведения иконоборцев не сжигались, а отбирались в патриаршую библиотеку для сохранения вместе с остальными еретическими книгами. Все детские басни, и неистовыя глумления, и лживыя писания, сочиняемыя против честных икон, должно отдавати в епископию Константинопольскую, чтобы положены были с другими еретическими книгами.

Аще же обрящется кто таковыя сокрывающий, то епископ, либо пресвитер, либо диакон, да будет извержен из собственного чина, а мирянин либо монах да будет отлучен от общения церковнаго. Новый метод изъятия еретических книг имел то преимущество, что при потребности возможно было по сохранившимся книгам более шепетильно изучить темперамент ереси, дабы успешнее противодействовать ей.

Потому, что, но, запрещенные и отреченные книги имели все-таки хождение в народе, иерархией составлялись перечни отреченных книг. На Западе эта практика стала неспециализированным правилом и была централизована, перечни запрещенных книг Index librorum prohibitorum стали издаваться курией.

Первый индекс был составлен инквизицией по приказанию папы Павла IV в 1559 г. С изобретением книгопечатания, в то время, когда возможность стереть с лица земли все экземпляры уже напечатанного произведения стала практически нереальной, введена была предварительная цензура. Тридентский Собор на Западе подчинил всю печать инквизиции и цензуре епископов.

В Российской Федерации предварительная цензура духовных книг введена Духовным регламентом. В Регламенте сообщено: Аще кто о чем богословское письмо сочинит, да и то ему не печатать скоро, но первое презентовать в коллегиум (т.е. в Синод), а коллегиум разглядеть обязан, нет ли какого именно в письме оном погрешения, учению православному противнаго.

В синодальную эру высшим учреждение духовной цензуры был Св. Синод; ему была подчинена вся цензурная работа. Духовной цензуре подвергались не только предназначенные для печати произведения духовного содержания, но и статьи и светские книги, в случае если светские цензоры обнаружили в них места духовного содержания, относящиеся к догматам веры либо Священному Писанию.

По окончании реформы национального строя России в 1905 г. светские произведения фактически прекратили подвергаться предварительной цензуре, среди них и духовной.

В наши дни в Русской Православной Церкви нет цензурного учреждения, а ответственность за православный темперамент журнальных статей и книг, печатаемых официально от лица Церкви, несет священноначалие, возглавляемое Первоиерархом и Священным Синодом, и действующий под его управлением Издательский отдел Столичной Патриархии.

1. Цит. по: Никодим, епископ Далматинский. Православное церковное право. С. 42. ^

Богослужение

Священнослужебная власть Церкви (potestas ministerii) обнаруживается в праве устанавливать порядок богослужения и выполнять само богослужение.

Формы богопочитания смогут быть разны; различия в обрядах допускаются, но обряд обязан строго и совершенно верно высказывать догматическое учение, веру Церкви. В Русской Православной Церкви с конца XVIII в. существует единоверие: в единоверческих храмах богослужение совершается по церковным книгам дониконовской печати с соблюдением дониконовской обрядности.

Но всякие

Каста — Скрепы (official video)


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: