Снайпер 1931 года – один из лучших образцов жанра

«Я и по сей день, думается, до небольшой подробности воображаю себе кадры ещё из довоенного фильма «Снайпер». В нём рассказывалось о подвигах сверхметкого русского стрелка-снайпера в первую империалистическую войну. Особенно ярко запомнились эпизоды из фильма, которые связаны с искусной маскировкой. Сделав макет пня либо убитой лошади и пристроив его на нейтральной полосе, перед окопами соперника, снайпер забирался в данный макет и метко разил оттуда неприятеля»

Евгений Адрианович Николаев, журналист, снайпер и писатель

Предел 20-х и 30-х годов прошлого, двадцатого века стал временем расцвета кинематографа, а также армейского. Недавняя мировая война покинула глубочайший след в сознании десятков миллионов людей. Исходя из этого, когда развитие техники съёмок разрешило воплотить на экране кошмары войны, зрители заметили множество батальных картин.

Лишь 1930 год принес «На западном фронте без изменений», «Ангелов ада», «Западный фронт 1918 , «Утренний патруль», «The flight commanderи «Journey’s End».

Интерес публики подогревался и опасениями новой войны – на дворе бушевала Великая депрессия, мир опять содрогался.

Советские режиссёры кроме этого не прошли мимо таковой воистину животрепещущей темы. В первой половине 30-ых годов двадцатого века на экраны СССР вышел фильм «Снайпер».Снайпер 1931 года – один из лучших образцов жанра Мастерство снайперов – невидимых метких стрелков, не опытных промаха, сейчас завлекает внимание зрителей, но мало в каком фильме оно было продемонстрировано так точно.

– Находись, кто идёт!
– А тебе, линия побери, какое дело?
– Проходите, шотландцы!

Первые кадры – начало войны. Под известную песню «Типперери» весёлые и гордые воины маршируют на параде, их забрасывают цветами восторженные обыватели. Маршируют они, как не так долго осталось ждать выяснится, навстречу смерти.

Милитаристический угар не выручает от пулемётов и снарядов.

Не обращая внимания на то, что СССР в начале 30-х был, мягко говоря, небогатой страной, другие детали и униформа – указатели, надписи на автомобилях, плакаты на стенах воссозданы очень шепетильно.

Обратите внимание на решётки под ноги – редкая вещь в кино

Кроме этого обратите внимание на камуфлированный щиток пулемёта – создатели фильма не потеряли кроме того такую подробность

Окопный быт: воины сидят в траншеях, едят консервы. В фильме, как и в действительности, французские воины носят каски Адриана, английские – характерные «тазики». Действительно, в большинстве случаев они вести войну на собственных участках фронта, практически не видя друг друга, но обстановка, в то время, когда они занимают одни те же окопы, теоретически вероятна.

Воины, замечая носилки с очередным убитым, обсуждают неуловимого германского снайпера. Один из них открывает заслонку в амбразуре, выглядывает – в этот самый момент же делается новой жертвой. Полностью точный эпизод: при расстоянии до вражеских траншей в 100–200 метров мельчайшее шевеление приводило к немедленному ответу.

В большинстве случаев, обрисовывая смертоносный пламя, говорят «не было возможности кроме того головы поднять».

На фронтах Первой мировой, где мрачной действительностью стал снайперский террор, часто не было возможности высунуть кроме того половины головы либо выставить трубку перископа. Будущее воина, решившего выглянуть над парапетом, описывалась скупой строчком «мы похоронили его там-то». Кроме того заслонку в амбразуре открывали, стоя сбоку, дабы не быть задетым выстрелом, предварительно выставив кокарду фуражки и подождав около 60 секунд.

На помощь приходят два снайпера. Причём снайперы – русские. Капитан, лучший стрелок русского корпуса в Франции, и несложный воин, бывший рабочий.

Хороший киноконфликт: суетливый офицер, с бурной жестикуляцией горячо агитирующий за защиту «всевышнего, отечества и царя», и флегматичный задумчивый воин.

Программа обучения снайперов и многие эпизоды фильма забраны из книги Хескет-Притчарда «Sniping in France», переведённой в СССР в 1925 году. Создатель был одним из основателей английского снайперского перемещения, так что замечательно знал все тонкости ремесла. В фильме кроме того упоминается настоящая снайперская школа.

«Вы лежите на газоне – и вас не видно». Только детально показывается мастерство маскировки и правильной стремительной стрельбы на различные расстояния.

И тут фильм практически фотографически точен, примером чему – маскировка настоящих снайперов.

Сбор партии «негромкой смерти» (в большинстве случаев так именовали себя канадские разведчики). Снайперы вправду придавались разведчикам, часто сами ходили за линию фронта либо были наблюдателями – последние ценились очень. Обратите внимание на огнемёт в руках воина Антанты – редкое появление на экране.

Действительно, огнемёт придавался бы не столько разведчикам, нацеленным на негромкий «стелс»-рейд, сколько участникам силовой разведки боем.

К концу войны начал преобладать второй вариант.

Пути двух русских во Франции неспешно расходятся всё дальше. Капитан сидит в комфортном блиндаже, наслаждается изысканной едой, музыкой и шампанским. Солдат по приказу откладывает тарелку с тёплой едой и идёт в ночь мокнуть под дождём, карауля вражеского снайпера.

Оказывается, немец скрывается в шепетильно замаскированном укрытии.

Русский снайпер очень тихо убивает германского «сотрудника» ножом и приносит трофейные документы в штаб. И опять в полной мере вероятный эпизод – снайперы Первой мировой пользовались не только ружьями. Неприятель оказывается сотрудником русского не только в военной, но и мирной профессии – рабочим металлургического завода.

Тем временем идут новые и всё новые битвы – а также в воздухе. Воины видят равнодушие офицеров и бессмысленные жертвы. Пропаганда в фильме отнюдь не топорна, зритель неспешно сам задаётся вопросом – что делает русский рабочий в чужой стране?

Что и от кого защищает?

Ирония судьбы – воина, как снайпера, учили прежде всего убивать офицеров. «Само собой разумеется, вражеских». Но тут в далёкой России происходит Революция. Капитан в неистовстве, воины рвутся на далёкую отчизну.

Казалось бы, по законам жанра нас ожидает смертельная дуэль двух подготовленных убийц, где-нибудь над жерлом вулкана – но режиссёр делает неожиданный движение. Крик вестовых «Война закончена!» – и два русских снайпера, чуть не убивших друг друга, расстаются на 13 лет, опять встретившись уже в «настоящем», другими словами в первой половине 30-ых годов двадцатого века.

К этому времени бывший воин – глубокоуважаемый мастер в ЖД мастерской «у западной границы». Мелкий, но показательный штрих – в бригаде как минимум пара рабочих носят часы – в то время, в то время, когда качественные часы было тяжело отыскать кроме того начальникам Красной армии. По окончании юноши и ударной работы, и девушки идут в тир.

Снайпер не забыл собственной военной профессии – и степенно растолковывает молодёжи тонкости работы с телескопическим прицелом.

Вопрос беззаботного рабочего «Кто нас по большому счету прикоснётся?» срочно приобретает ответ в виде пограничного налёта. Но с должной подготовкой кроме того простые рабочие вместе с красноармейцами смогут отразить набег – и два заклятых неприятеля опять заметят друг друга. Бой продемонстрирует, кто из них лучше освоил мастерство снайпера…

сценарист и Режиссёр фильма Семён Тимошенко, уже снявший «Наполеон газ», будущий создатель «Небесного» тихохода «и Вратаря», собрал красивых актёров. Ключевую роль русского снайпера выполнил Пётр Соболевский, выпускник Фабрики эксцентрического актёра Козинцева и Трауберга. «Новый Вавилон», «Мы из Кронштадта», «Моряки», «Небо Москвы», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков», «Тайна двух океанов» – только часть его фильмографии. Любопытно, что Соболевский часто игрался чужестранцев.

Основной отрицательный храбрец, капитан – Борис Шлихтинг, которому было не привыкать изображать полицейских, прочих негодяев и офицеров советского кино.

В эпизодической, но яркой роли непутёвого любителя тенниса блеснул Леонид Кмит, будущий легендарный народный любимец Петька из фильма о Чапаеве.

Владимир Гардин, классик ещё дореволюционного кино, сыграл генерала.

Фильм стал не только редкой жемчужиной жанра, но и послужил нужным «книжкой» будущим бойцам. Лишь Евгений Николаев, обожавший «Снайпера» с детства, в годы ВОВ записал на собственный боевой счёт 324 стёртых с лица земли германских солдат и офицеров.

Источники:

Herbert W. McBride. A Rifleman Went To War. Plantersville, S.C. : Thomas G. Samworth, Small-Arms Technical Publishing Co. 1935.

Prichard, Hesketh Vernon Hesketh. Sniping in France, with notes on the scientific training of scouts, observers, and snipers. London, Hutchinsonco, 1920.

Николаев Е. А. Снайперские дуэли. — М. : Яуза : Эксмо, 2009.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: