Сохранение авторской идеи как основной принцип реставрации дпи

Определение цели реставрации.Ю.Г. Бобров, создатель самая значимой работы по теории реставрации «Теория реставрации противоречия искусства: и памятников закономерности» пишет: «развитие практической и теоретической деятельности породило три главные методики, сущность которых высказывают три Великие Идеи реставрации. Первая — восстановление произведения в его начальном виде; вторая — сохранение объекта в максимальной неприкосновенности, третья — согласование и выявление исторических и художественных сокровищ объекта».[10] Так, установление цели выяснит стратегию и тактику реставрационных мероприятий, и долю различных видов действия – реконструкции, научной реставрации и консервации.

Существует множество объективных обстоятельств, каковые исключают единство правил реставрации произведений изобразительного и декоративно-прикладного мастерства.

В реставрационной теории и практике существуют две опытные позиции, два мировоззрения – одно отдает приоритет художественному образу, второе мыслит произведение искусства как предмет материальный. Исходя из этого цели восстановления монумента понимаются по-различному. Одним из своеобразных особенностей декоративно-прикладного мастерства есть различие между авторским планом и его конкретным воплощениемв материальной структуре, наличие вариантов и повторений.Сохранение авторской идеи как основной принцип реставрации дпи

Использование к предметам декоративно-прикладного мастерства понятий «неповторимый», «авторский» правомерно только в отношении произведений, относящихся ко времени ручного производства, древних, дошедших в единичных экземплярах, единичных авторских изделий. Авторские изделия декоративно-прикладного мастерства, в большинстве случаев, тиражируются, выполняются серийно в рамках массового поточного производства.

консервация и Реконструкция предметов декоративно-прикладного мастерства смогут преследовать неспециализированные цели. Специфика данного вида мастерства обусловливает возможность и правомерность реконструкции с целью сохранения авторской идеи.

Неприкосновенность подлинника. Одним из наиболее значимых правил научной реставрации, созданным в Венецианской хартии реставраторов, есть принцип минимального вмешательства в исторический материал. В предмете декоративно-прикладного мастерства нужно сохранить предельное число настоящих подробностей.

инструкции и Методические рекомендации по проведению реставрационных мероприятий для различных видов прикладного мастерства запрещают вторгаться в материал монумента и создавать неоправданный демонтаж конструкции. Сейчас, в связи со стремительным развитием современных технологий и материалов, данный принцип делается особенно актуальным.

В Венецианской хартии реставраторов отмечается: «…реставрация основывается на уважении подлинности материала… , если классическая техника окажется негодной, упрочнение монумента возможно обеспечено при помощи современной разработке …эффективность которой подтверждена научными данными и гарантирована опытом». Проект «Кодекса этики реставрационных профессий РФ» придерживается второй концепции, настаивая на том, что «… для монумента самые корректным есть изучение, использование и восстановление исторических разработок».

Но из-за потери исторических разработок либо по каким-либо вторым обстоятельствам появляется необходимость применения новых материалов. В этом случае направляться не забывать об исключении возможности нарушения исторического вида монумента, в противном случае монумент как такой перестает существовать, остаются лишь его фрагменты. Использование вторых материалов вероятно при условии, что они не причинят вреда объекту, другими словами их физико-химические особенности соответствуют материалам монумента.

Сохранение старения материала. Многие предметы декоративно-прикладного мастерства полезны как раз благодаря естественному старению материала. Форма предмета, неспециализированная композиция, темперамент декора, технологии изготовления и особенности конструкции являются показателями принадлежности его тому либо иному временному периоду, определенному историческому либо национальному стилю.

Но о подлинности вещи говорит как раз состояние материала, из которого она изготовлена, уровень его естественного старения.

Сохранение показателей прошедшей реставрации. Отношение к предмету декоративно-прикладного мастерства как к историческому документу должно удерживать реставратора от удаления следов прошедшей реставрации и ремонтов.

направляться аккуратно и с опаской относиться к свидетельствам судьбы предмета, каковые столь ярко говорят об трансформациях требований и вкуса, предъявляемых предметам утилитарным и декоративным. «Художественное улучшение» предметов прикладного мастерства иногда выполнялось по требованию клиента. Ликвидируя подобные «исторические наслоения» возможно утратить следы истории монумента декоративно-прикладного мастерства.

реставрация и Ремонт предметов в XVIII-XIX столетиях производилась специалистами, ремесленниками, специализирующимися в данной области, изготавливающими этот вид предметов. Следы их вмешательства дают бесценные сведения о технологиях и материалах прошлого.

Отличимость привнесенных дополнений.Предусматривается возможность визуального опознания восполненных частей. Это не образовывает трудностей при условных приемах реконструкции. Второй метод нанесение реставраторских меток на имитационных дополнениях.

Обратимость реставрационных материалов.В ходе реставрационной работы направляться избегать материалов и действий, исключающих возможности повторной реставрации, и применение не хватает друзей, непроверенных на практике материалов.

Ограниченность реставрационного вмешательства. Все работы по реставрации должны быть обусловлены их очевидной необходимостью. определения и Принцип обоснованности любого реставрационного вмешательства есть одним из наиболее значимых правил современной научной реставрации.

Его база заложена в Этических кодексах опытных реставраторов культурных, исторических и предметов искусств и художественных ценностей различных государств. Реставрационное вмешательство нужно и оправдано, в случае если без него монументу угрожает опасность разрушения либо его вид очень сильно искажен.

Ответственным требованием современной реставрации есть светло осознанная исполнителем вынужденность и строгая ограниченность реставрационного вмешательства нужным минимумом работ, а не восстановление предмета в первозданном виде, что характерно «коммерческой» антикварной реставрации. Исходя из этого небольшие повреждения – царапины, сколы, швы склейки, потертости и т.д. не подлежат маскировке.

Поступающие на реставрацию, предметы имеют разные повреждения и разную степень сохранности. Приступая к практическим работам по восполнению и консервации потерь в каждом конкретном случае нужно определить меру вероятного реставрационного вмешательства. В некоторых случаях достаточно соединения фрагментов и укрепления конструкции.

Таковой подход нужен при отсутствия убедительных аналогий и документальных данных по предмету.

От доделок нужно отказаться и в том случае, если они будут столь велики, что будут довлеть над сохранившимися фрагментами подлинника.

Сохранение стиля.Запрещено подвергать предмет декоративно-прикладного мастерства радикальной переделке и поменять его стиль. Таковой подход к реставрации был характерен для второй половины XIX века. Сейчас в области так называемой антикварной реставрации он возродился снова.

Отдельные реставраторы в коммерческих целях переделывают предметы, стремясь сделать их более «стильными». Об этом свидетельствуют бессчётные подделки, рассчитанные на неопытных коллекционеров.

Организация постепенной работы, начиная с минимальных, самых первостепенных операций именно и ставит задачей исключение чрезмерных, неубедительных и необязательных вторжений в подлинник.

Главные этапы процесса реставрации предмета декоративно-прикладного мастерства:

1. Начальным этапом проведения любых реставрационных мероприятий есть предреставрационное изучение. На базе его результатов разрабатывается методика проведения реставрации.

В принятой ЮНЕСКО интернациональной Конвенции об охране Глобального культурного и природного наследия (ратифицирована СССР в 1988 г.) монумент наследия выяснен как «научный документ, исторический источник, … произведение, несущее духовные послания прошлого, каковые остаются в нашей жизни людей свидетелями вековых традиций. Человечество с каждым днем все более поймёт общечеловеческую сокровище монументов, разглядывает их как неспециализированное наследие и перед лицом будущих поколений признает совместную ответственность за его сохранность.

Оно вычисляет себя обязанным передать монументы во всем достатке их подлинности». «Прочтение» этого документа и образовывает цель реставрации. Для этого требуется тщательное и всестороннее изучение монумента: анализ произведения с целью определения и атрибуции его художественной и исторической ценности, конструктивное и материально-техническое обследование, историко-архивные изыскания.

Предварительное изучение предмета осуществляется на базе документальных свидетельств (фотографий, письменных источников, изобразительного материала в виде рисунков и картин, его изображений на вторых предметах и т.д.) с целью обнаружения его поиска и первоначального облика аналогов, в случае если таковые вероятны. При происхождении у реставратора сомнений нужна консультация со экспертами, музейными сотрудниками, искусствоведами.

2. Визуальное обследование. На протяжении визуального обследования выполняется подробное описание монумента: выявляются и фиксируются все найденные недостатки (видимые, мало видимые и скрытые). В описании указываются все главные виды повреждений, особенного внимания требуют повреждения технологического характера.

В случае если предмет подвергался реставрации, отмечаются все ее привнесения и их состояние.

3. Повреждения предметов декоративно-прикладного мастерства, поступающих на реставрацию возможно классифицировать следующим образом:

  • Повреждения, вызванные несоблюдением разработки изготовления. Их возможно поделить на две группы. Первая – повреждения, каковые не подлежат реставрационному вмешательству. Эти недочёты воздействуют на внешний вид предмета, снижают художественную сокровище, сужают его экспозиционные возможности, но не воздействуют на сохранность предмета. Вторая несколько – те повреждения, каковые влияют на состояние сохранности предмета, иногда угрожают его существованию.
  • Повреждения, купленные предметом за время бытования. Среди них выделяют:

— повреждения механического происхождения;

— повреждения, вызванные загрязнением поверхности предмета;

— повреждения, появившиеся под действием внешней среды;

— микробиологические повреждения;

— вызванные нарушением технологических норм реставрации.

Визуальное обследование значительно чаще не предоставляет реставратору исчерпывающей информации о состоянии монумента. В этом случае нужны лабораторные изучения, основанные на современных научно-способах обследования и технологических методах: химические, оптические, технологии создания и физические исследования материалов объекта; спектральный, хроматографический, микрокристаллический и другие виды анализа, обзорное рентгенографирование, микро- и макрофильмирование и т.д.

При подготовке реставрационного проекта эксперты должны быть вооружены последними достижениями науки, используемыми в реставрации и дающими возможность предусмотреть последствия применения той либо другой технологии. Сейчас нереально обойтись без применения современных технологий и материалов, а это указывает, что реставратор обязан обладать научными данными в области физико-химических особенностей исторических их совместимости и материалов с современными материалами; уделять особенное внимание систематизации и сбору информации о состоянии монументов с учетом информации о используемых технологиях и материалах; учитывать наличие существующих либо разрабатывать новые методики, учитывающие изюминки проводимых работ по реставрации; изучать опыт восстановления, возрождения и использования исторических разработок, т.к. они учитывают особенности памятника и художественные нюансы и уже доказали собственную жизнеспособность, разрешив ему сохраниться до наших дней.

Полученные эти являются базой для разработки реставратором разработки реставрации предмета. Перед тем как начать реставрацию нужно всесторонне продумать целый процесс и разработать постепенную ее проведения обоснование и программу работ, наметить методику исполнения каждого реставрационного мероприятия.

Предложенная реставратором программа рассматривается, обсуждается и утверждается Реставрационным советом, в состав которого входят научные сотрудники и хранители фондов, представители администрации. При необходимости Совет вносит дополнения, пожелания и исправления в реставрационную программу. Все спорные вопросы, которые связаны с применением необыкновенных технологических ответов и все предложения, вызывающие сомнения в обязательном порядке рассматриваются Реставрационным Советом.

Практика коллегиального дискуссии, широкой гласности и постоянного контроля разрешает избежать неточностей при проведении реставрации.

Из-за повреждений и многообразия утрат, характерных кроме того для одного вида декоративно-прикладного мастерства нереально предложить рецепты на все случаи реставрационной практики. Каждому предмету нужен личный подход, лично созданная стратегия и реставрации и тактика консервации.

Программа проведения работ, составленная на базе задания на реставрацию, принятого Реставрационным советом, и ее обоснование записываются в паспорте монумента. В паспорте фиксируются и все сведения о предмете, собранные реставратором на протяжении предреставрационного изучения: о условиях и месте постоянного хранения, каталожные информацию о нем (создатель, место и время создания, материал, техника выполнения), основания для реставрации, главные эти по истории монумента, состояние монумента при поступлении на реставрацию.

Программа проведения реставрации включает в себя следующие плановые работы:

  • необходимое сохранение уникальных частей,
  • консервационные работы, нацеленные на прекращение естественного разрушения монумента,
  • вероятно более полное, научно обоснованное восполнение потерь,
  • маркировка снова изготовленных восполнений и деталей,
  • фиксация трансформации состояния в соответствующих документах,
  • составление подробного описания экспоната и произведенной работы, выдача рекомендаций по экспонированию и обслуживанию.

В ходе реставрации должны быть зафиксированы все действия выполненные реставратором с максимально подробным описанием всех операций, технологии, инструментов и рецептур материалов, иллюстративным материалом (фото: до реставрации – в ходе реставрации – по окончании реставрации). Кроме этого в паспорт записываются результаты совершённых мероприятий с описанием трансформаций технологического состояния монумента, трансформаций внешнего вида по окончании реставрации, уточнения в рекомендации реставратора и атрибуции памятника по условиям предстоящего хранения монумента. Эти паспорта реставрации являются серьёзными архивными документами, содержащими материалы для наблюдений за состоянием экспоната по окончании реставрации.

В будущем реставратор обязан совместно с хранителем создавать регулярные профилактические осмотры фондов, периодичность которых определяется условиями хранения в музее различных предметов декоративно-прикладного мастерства. На музейного реставратора возлагается кроме этого ответственность за сохранность монумента при подготовке его к экспонированию на временных выставках.

Реставрация разных видов декоративно-прикладного мастерства имеет собственные особенности. Для отдельных его видов написаны особые реставрационные методики. Но разработка неспециализированных теоретических положений, нужных для определения закономерностей, свойственных данной сфере реставрационной деятельности до тех пор пока нет.

Реставрация — сложная многоплановая структура, в которую вовлечены самые различные виды духовной и материальной людской деятельности. Реставрация начинается во многих направлениях. Реставратору нужно с одной стороны погружаться в прошлое, осваивать технологические секреты различных ремесел, иначе, быть в курсе последних современных научных достижений.

Профзнания в области физики, биологии и химии должны сочетаться с развитым эстетическим вкусом, познание закономерностей развития стилей в мастерстве с пониманием микропроцессов, происходящих в материале монумента.

Многоаспектность реставрации затрудняет ее классификацию как рода определенных опытных занятий. Сперва она причислялась к художественной деятельности, к ремеслу, сейчас определяется как новая прикладная и междисциплинарная научная дисциплина, как сфера сопряжения правильных естественно-научных и гуманитарных знаний. Но ее художественно–эстетический статус поменять запрещено, исходя из этого талант, художественный вкус и что особенно принципиально важно в реставрации декоративно-прикладного мастерства, умение реставратора трудиться руками не сможет стать пережитком донаучного прошлого.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: