Солдатские слуги

Герои войны

В походе римскую армию сопровождал обоз, очень её бывший обузой и сковывавший скорость перемещения. В обозе везли палатки, дерево, плотничьи инструменты, множество и запасы провизии вторых вещей, нужных армии ежедневно. Кроме этого тут пребывали слуги и оруженосцы воинов, их семьи, торговцы и большое количество нестроевого люда, следовавшего за армией в надежде на добычу.

Оставаясь фактически невидимыми для историков, они, однако, разделяли с воинами плоды победы и бремя опасности.

Количество нестроевых и слуг в римской армии

Количество слуг в армии не легко поддаётся учёту, потому, что источники вспоминают о них только вскользь. Гигин информирует, что на один легион приходится 530 «вексиллариев», под которыми тут, самый возможно, подразумеваются обозные слуги. В соответствии с Вегецию, они выступали под особенным знаменем «вексиллумом».

Так, на десять воин приходился один слуга, что есть, само собой разумеется, только минимально допустимым числом. В случае если вычислять, что воины сами несли собственное оружие и индивидуальные вещи, но наряду с этим палатку, колья для палисада, шанцевый инструмент, ручную мельницу, и минимальный запас продовольствия везли на вьючном муле, то на центурию должно было приходиться 10 мулов, а на легион 600 мулов. И за этими животными также должны были заботиться обозники.

На практике число гражданских всегда было намного большим, потому, что со обозниками и слугами солдат смешивались торговцы и маркитанты, кроме этого сопровождавшие армию. Иногда военное руководство стремилось ограничивать их количество, в особенности на протяжении долгих стоянок. В то время, когда в 133 году до н.э.

Сципион Эмилиан приказал выставить эту публику из римского лагеря, разбитого под стенками осаждаемой им Нуманции, оказалось, что на 60 тысяч воинов приходилось практически 2 тысячи одних лишь девушек легкого поведения.

Ещё одну цифру количества нестроевых приводит историк Валерий Анциат, в то время, когда говорит о поражении римской армии, в 105 году до н.э. стёртой с лица земли тевтонами и кимврами при Араузионе. Он утвержает, что в данный сутки погибло 80 000 солдат и ещё 40 000 пребывавших в лагере обозников, слуг, женщин и маркитантов. Корнелий Тацит, говоря о продвижении на Рим германской армии Вителлия в начале 69 году, информирует, что в ней насчитывалось 60 000 солдат и «ещё больше обозных рабов и войсковой прислуги, выделявшихся собственной развращённостью кроме того среди невольников».

Солдатские слуги
Погребальный монумент центуриона Марка Целия, что изображён тут в обществе двух собственных вольноотпущенников. Археологический музей, Бонн
Происхождение

без сомнений, часть этих слуг была рабами либо вольноотпущенниками. Центурион Марк Целий, проходивший службу в XVIII легионе и погибший в 9 году н.э. вместе с армией Квинктилия Вара в Тевтобургском лесу, изображён на своём надгробном монументе в обществе двух вольноотпущенников, поделивших его судьбу. Второй центурион, знакомый нам только по собственной надгробной эпитафии, завещал по окончании собственной смерти отпустить на волю принадлежавших ему девять (!) рабов.

Воинам кроме этого не возбранялось обладать рабами. Надпись упоминает вольноотпущенника воина, что трудился серебряных дел мастером. Второй солдатский вольноотпущенник был маркитантом в том же легионе, в котором служил его господин.

Если судить по неспециализированной этнической принадлежности господина и раба, кое-какие из них могли быть приведены воинами с собой из дому, кроме того прежде поступления в армию. Очень красноречивы имена рабов отборных наездников императорского эскорта, большая часть из которых рекрутировалось из германских провинций: Батав, Гельвет, Рет, Норик и т.д. Иногда среди воинов в качестве военной добычи распределялись захваченные военнопленные, каковые кроме этого имели возможность поступать к ним в услужение.

В 326 году император Константин издал закон, предписывающий принимать сыновей ветеранов являться всадниками, если они являлись в армию с собственным конём. В случае если же они приходили в армию с двумя лошадьми либо слугой и конём, им предписывалось сходу предоставлять звание цирцитора. Наконец, закон 406 года давал слово деньги и свободу слуге, в случае если тот сам запишется в воины.

Действительно, не в полной мере светло, идёт ли обращение тут о рабах, потому, что последним ранее под страхом смерти запрещалось проходить службу в армии.

Вотивный рельеф из Аркадии II века н.э.

Наездник изображён в смелой наготе, его доспехи и оружие развешены на дереве, мальчик-слуга подаёт шлем и держит лук в второй руке. Национальный музей археологии, Афины

Не считая рабов, обязанности слуг имели возможность делать младшие родственники, а также дети воинов. Малоизвестный продолжатель Цезаря, говоря о сражении при Тапсе в 46 году до н.э., упоминает о том, как «бывшие в лагере обозные и рабы мальчики» отразили неожиданную атаку помпеянцев, кидая в них копья и камни.

Из Новиомага (Неймеген) в Нижней Германии происходит эпитафия погибшего в 18-летнем возрасте Аврелия Флавия, делавшего обязанности обозного в Х Сдвоенном легионе, в котором служил его папа. Наконец, на некоторых погребальных стелах мы видим малолетних детей воинов, либо стоящих рядом со собственными отцами, либо подающих им оружие. Примечательно, что Маврикий в «Стратегиконе» рекомендует полководцу принять меры, нужные, дабы в сутки сражения запасные кони, покинутые в лагере, сохраняли хладнокровие, «потому, что ими руководят малолетние слуги».

Содержание слуг

По данным, приводимым Полибием, в середине II века до н.э. римские наездники приобретали жалование, в три раза превышавшее доход рядовых солдат, и двойной хлебный паёк чтобы иметь возможность содержать слугу. Пехотинцы должны были содержать слуг за личный счёт. Последовательность дошедших до нас папирусов II–III столетий н.э. удостоверяет, что суммы на их пропитание бережно вычитались из солдатского жалования.

Фрагмент платёжной ведомости из Дуры-Европоса с вычетом 60 денариев «на прокорм слуги», датируемый 219 годом, свидетельствует, что кроме того воины запасных когорт имели слуг, не смотря на то, что, вероятнее, в меньшем количестве, чем имевшие более щедрое жалование наездники кавалерийских отрядов либо легионеры.

Во второй половине III – начале IV столетий правительство предоставило армейским – не только наездникам, но и пехотинцам – право на бесплатное получение продуктовых пайков, на себя самих, на участников семей а также на слуг (???????????). В конце IV века часть этих раздач осуществлялась в финансовой форме. Маврикий настоятельно рекомендует осуществлять контроль за тем, как расходуются эти деньги:

«направляться обязать стратиотов, прежде всего тех, каковые приобретают плату на содержание обслуги (???????????), обязательно позаботиться обо всех собственных слугах, как рабах, так и свободных, укомплектованных в соответствии с их назначением; нужно в момент очередной выплаты жалования составить перечни и произвести тщательный учет как стратиотов, так и их слуг, и их оружия, дабы стратиоты знали, на каких юридических основаниях они взяли выплату, и дабы на протяжении войны не было нужно по обстоятельству уменьшения либо нехватки слуг определять некоторых из стратиотов в обоз, тем самым уменьшая число участвовавших в бою».

Что принципиально важно, тут же Маврикий настоятельно рекомендует полководцу обеспечить слугами кроме того беднейших солдат, каковые не смогут содержать их за личный счёт:

«В случае если же кое-какие стратиоты, как это случается, не имеют возможности купить слуг, нужно обеспечить стратиотов нижних чинов из для того чтобы расчета: на нескольких человек – один слуга; подобным образом направляться поступить в отношении вьючных животных, нужных для перевозки из палаток и панцирей».

Слуга ведёт осёдланную лошадь собственного хозяина. Погребальная стела I века н.э. Археологический музей, Бонн
обучение и Организация

Иосиф Флавий информирует, что на марше во главе армии налегке двигались лучшие отряды, после этого легионы, любой из которых выступал впереди своего обоза. Сзади вьючных животных, возивших поклажу воинов, шли слуги. Замыкал построение арьергард.

При опасности с флангов колонну закрывали наездники.

При угрозе нападения соперника на открытой местности легионы перестраивались в каре, размещая наряду с этим обоз в середине. Структура обоза соответствовала военной форме организации. По словам Вегеция, обозные служители, т.н. «галиарии», разбивались на отряды, любой под собственным знаменем, «дабы все знали, под какое знамя обязан планировать тот либо второй обоз».

Во главе каждого отряда стоял глава, избиравшийся из самые опытных и подходящих для этого дела.

Под его командованием состояло до 200 вьючных их погонщиков и животных.

Обозные служители должны были проходить армейские тренировки вместе с воинами. Их учили ходить походным шагом, бегать, прыгать а также плавать, «дабы в необходимый момент, – по словам Вегеция, – с ними, неопытными, не произошло чего-либо нехорошего». В следствии этих тренировок по своим навыкам обозные практически не уступали воинам. Иосиф Флавий, перечисляя собранные в 67 г. Веспасианом у Птолемаиды силы римской армии, подмечает:

«По знанию армейского дела обоз должен быть кроме этого причислен к ратному войску, по причине того, что в мирное время прислуга занята неизменно теми же упражнениями, что и их господа, а в войне она разделяет опасности последних, так что в физической силе и опытности она никому не уступает, не считая разве собственных господ. Уже в одном этом пункте хороша удивления мудрость римлян, что они пользуются обозом прислуги не только для служебных обязанностей повседневной судьбе, но умели приспособить его кроме этого к самой войне».

Надгробный монумент Тита Флавия Басса, проходившего службу в але Нориков. Сам Флавий Басс изображён в виде наездника, поражающего копьём соперника. Сзади него изображена фигура слуги, что вооружён круглым щитом и двумя копьями. Музей римской цивилизации, Рим
Снаряжение

На рельефах и погребальных стелах мы обычно видим слуг воинов, стоящих при оружии бок о бок со собственными хозяевами. Особенно известны в этом замысле стелы, принадлежавшие сражавшимся в кавалерийских отрядах уроженцам нижнегерманских провинций второй половины I века н.э. Простого для этих изображений атакующего всадника, в большинстве случаев, сопровождает слуга, вооружённый одним либо двумя копьями, шлемом и щитом.

Тот же сюжет имеет широкое распространение на надгробьях отборных наездников императорского эскорта в Риме II – начала III столетий. Темперамент армейского снаряжения изображённых тут пехотинцев мало уступает оружию воинов регулярных пехотных отрядов, но, в большинстве случаев, они не носят пояса (cingulum militare), являвшегося в представлении римлян принадлежностью настоящего солдата.

В отечественном распоряжении кроме этого имеется последовательность надписей, каковые позволяют конкретно выяснить принадлежность вооружённых пехотинцев на стелах в качестве слуг наездников. К примеру, алтарь из Рима, поставленный наездником императорского эскорта, на центральном панно содержит изображение погребального пира, на котором присутствует сам погибший.

Ниже рельефного изображения находится погребальная эпитафия с перечислением имени покойника, его возраста, срока работы и ступенями его карьеры. На рельефе с левой стороны алтаря мы видим вооружённого пехотинца, ведущего под уздцы осёдланную лошадь. Надпись удостоверяет имя изображённого слуги: «Кварт, вольноотпущенник, переживший его на 21 сутки».

Надгробный монумент Гая Комиана, наездника алы Англичан. Сам Комиан изображён возлежащим на ложе, перед которым установлен стол с угощением. Ниже видно изображение двух слуг, один из которых хлопочет у стола, а второй держит в руках круглый щит и ведёт под уздцы осёдланную лошадь собственного хозяина. Музей Аквинка
Военное значение

Не смотря на то, что, строго говоря, на слугах воинов в первую очередь лежало исполнение хозяйственных обязанностей по лагерю, они часто принимали яркое участие в боевых действиях. Плутарх говорит, что сражение с тевтонами при Аквах Секстиевых в 102 году до н.э. началось с обычной потасовки обозных:

«Рабы, во множестве следовавшие за войском, не имея воды ни для себя, ни для вьючных животных, гурьбой спустились к реке. Они захватили с собой не считая сосудов секиры и топоры, а кое-какие кроме того мечи и копья, дабы добыть воды, пускай кроме того с бою. Сперва на них напала лишь малая часть соперников, все остальные сейчас либо купались, либо завтракали по окончании купания… На крик сражавшихся сбежалось большое количество римлян, потому что Марию было тяжело сдерживать солдат, опасавшийся за собственных рабов.

Самые агрессивные из дикарей – амброны – также ринулись к оружию… Вначале амброны стояли за рекой, но опоздали они переправиться и выстроиться, как лигуры бегом ринулись на неприятелей, вступивших на берег первыми, и завязали рукопашный бой, а римляне, примчавшись с бугра на помощь лигурам, налетели на дикарей и обратили их в бегство».

Успешной набегом обозных слуг был решён финал сражения при Нисибисе, которое в 217 году император Макрин вёл против парфян:

«Макрин чуть было не утратил целый лагерь, но на помощь ему пришли обозные и оруженосцы, появлявшиеся рядом. Потому что они устроили наглую набег и ринулись на дикарей. Сама внезапность нападения была им на руку, так что их приняли за вооруженных солдат, а не просто ассистентов».

Римский слуга и военачальник, поддерживающий его лошадь под уздцы.

Обратите внимание на шлем с высоким навершием у слуги на голове. Рельеф саркофага начала III века. Лувр, Париж

Наконец, применение обозных в решительный момент боя имело возможность оказать помощь полководцу ввести соперника в заблуждение довольно настоящей численности сражающихся. Секст Юлий Фронтин приводит пример следующей военной хитрости:

«Консул Гай Сульпиций Петик перед боем с галлами приказал погонщикам тайно отойти с мулами на ближайшие горы и, в то время, когда сражение разгорится по-настоящему, показаться перед сражающимися, как словно бы бы на конях. В следствии галлы, думая, что к римлянам пришла подмога, отошли уже на пороге победы».

Литература:

  1. Speidel M. P. The Soldiers’ Servants // Ancient Society 1989, vol. 20, p. 239–248.
  2. Speidel M. P. Riding for Caesar: The Roman Emperors’ Horse Guards. Cambridge: Harvard 1994.
  3. Speidel M. P. Lixia in the III Thracian Cohort in Syria // Zeitschrift fur Papirologie und Epigraphic 1980, Bd. 38, S. 145–147.
  4. Иванов Р. Lixa на V Македонски легион от Ескус // Археология 1989, № 3, с.45–49.

Гора самоцветов — Солдатская песня (Soldier#39;s song) Русская сказка


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Солдатские письма двухтысячелетней давности

    Независимо от того, какое за окном столетие, солдат постоянно хочет поскорее возвратиться к себе и волнуется о собственных родных. Это справедливо как…

  • Тропа кокода: «солдатская голгофа»

    Наступление японской армии на острове Новая Гвинея летом 1942 года должно было стать очередным успехом победоносных завоевателей, но действительность…

  • Женщины в солдатском строю

    По данным начальника пресс-службы Восточного военного округа ВС РФ полковника Александра Гордеева в этом году на контрактную работу в армии округа…

  • Германские войны: удар в спину

    Римское наступление на Германию, начавшееся с первыми походами Друза в 12 на данный момент. до н.э., длилось уже два десятилетия. За это время сменилось…