Солнце и богиня весенних гроз 5 страница

Так как вихрям и тучам, наровне с божественным, придавался и демонический темперамент, то заклятия на любовь обращаются время от времени к нечистой силе. Приводим заговор из следственного дела 1769 года: Отправлюсь я, хороший молодец, взглянуть в чистое поле западную сторону под сыру-матерую почву, и паду я собственной буйною головою о почву сыру-матерую, поклонюсь и помолюсь самому сатане: гой еси ты, правитель сатана! пошли ко мне на помощь, рабу собственному, часть бесов и дьяволов с огнями горящими, и с пламенем палящим, и с ключами кипучими, и дабы они шли к рабице-женщине (либо: молодице) и зажигали б они по моему молодецкому слову ее душу, и тело, и буйную голову, ум, и слух, и ясные очи… чтобы она, раба, от всего телесного пламени не имела возможности бы на меня, хорошего молодца, и на мое белое лицо наглядеться и насмотреться, и шла бы она в мою молодецкую думу и думицу и в молодецкую телесную мою утеху, и не имела возможности бы она насытиться… и не имела возможности бы она без меня ни жить ни Сыть, ни имеется ни выпивать, как белая рыба без воды, мертвое тело без души, младенец без матери, и сохла бы она по мне своим белым телом, как сохнет (трава) от великого жару, и от красного солнышка, и от буйного ветра.

Из старейшего воззрения на грозу, как на брачный альянс, появилось множество гаданий, поверий и свадебных обрядов, связывающих предвестия о браках и идеи чадородия и семейного счастья с разными символическими представлениями грома, дождя и молнии.Солнце и богиня весенних гроз 5 страница

Так как земной пламя был эмблемою небесного пламени мол-кий, а вода — дождя, то из этого понятны следующие гадания:

  • Женщина вздувает с уголька пламя на лучину; если она продолжительно не разгорается, то супруг будет непослушный, крутой характером, и напротив.
  • Зажигая с одного финиша лучину, втыкают ее вторым финишем в бревно и примечают: в какую сторону упадет пепел — с той стороны жених явится. Либо обмакивают лучину в воду и позже зажигают и, смотря по тому, не так долго осталось ждать либо медлительно она загорится — делают заключение о удачном либо невыгодном женихе…
  • Собравшись толпою, бегут крестьянские девушки к реке либо пруду, набирают в рот воды и торопятся воротиться в избу; в случае если удастся донести воду во рту, то жених посватается; а которая женщина выпустит воду от испуга, кашля либо утомления — той нечего и думать о женихе; воротившаяся прежде всех с во дою — прежде всех и замуж выйдет.
  • Поздно вечером съедает гадальщица наперсток соли, дабы возбудить в себе жажду и, ложась дремать, приговаривает: Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот меня напоит! Суженый есть во сне и подает ей выпивать: напиток данный — метафора оплодотворяющего семени дождя, которым напоится богиня Почва на протяжении весеннего сочетания ее с отцом Небом.
  • Перед отходом ко сну женщина продевает в собственную косу висячий замок, закрывает его и причитает: Суженый-ряженый! приди ко мне ключ попросить. То же самое причитает она и над ведрами, перевесла которых запираются на ночь висячим замком, и над палкою, которая кладется поперек проруби с таким же замком. В случае если приснится женщине, что кто-нибудь из холостых парней приходил к ней за ключом, то она принимает это за предвестие скорого с ним брака. Как всевышний-громовник лишь тогда овладевает любовью облачной девы, в то время, когда откроет ключом-молнией доступ к дорогому напитку живой воды (дождю) и упьется им, так и жених в этом превосходном гаданье представляется отмыкающим закрытое сокровище невинного напитка. Коса кроме этого знак девственности, и по свадебному обряду жених берёт ее у своих родителей невесты…

В соответствии с с старейшим воззрением, амурное удовольствие разъясняется под метафорическим образом испивания воды… Хороший молодец приезжает во дворец Царь-женщины, которая дремала на ту пору глубоким, богатырским сном; позарился на ее несказанные красоты и смял красу девичью, а сам поскорей на коня и ускакал: не оправил кроме того постельных покровов. Пробуждается от сна Царь-женщина и говорит во бешенстве: Какой это невежа в моем доме был, воды испил, колодец не закрыл! (либо: квас выпивал, да не покрыл!)

Основными знаками молнии была стрела, а дождя — вино и мёд; и то и другое занимают важное место в свадебном обряде… В народных русских сказках царь дает своим сыновьям таковой приказ: Сделайте себе по самострелу и разрешите войти по каленой стреле; чья стрела куда упадет — с того двора и невесту бери! (либо: какая женщина подымет стрелу — та и невеста!) Из этого делается понятным, из-за чего в старину, окручивая невесту, девичью косу ее разделяли стрелою, а гребень, которым коса расчесывалась, обмакивали в мед либо вино; из-за чего в сеннике, где клали молодых дремать, по углам и над брачною постелью утверждали стрелы; из-за чего наконец, в то время, когда просыпалась юная на другой сутки брака, то покров с нее приподнимали стрелою.

Как метафора молнии, которой Перун сверлит облака, проливает дожди и снимает с неба облачные покровы, стрела в свадебном обряде являлась знамением плодородия и вместе с тем была орудием, освящающим брачный альянс… Но как тем же орудием поражает Перун демонов, то стрела служила на протяжении свадьбы и предохранительным средством против влияния нечистой силы и злых чар. То же значение соединялось и с другою эмблемою молнии — острым клинком.

Спальню молодых защищал в старину конюший либо ясельничий, разъезжая около нее с обнаженным клинком…

По древнему обычаю, крестьянская свадьба не бывает без браги и пива, и выражение заварить пиво либо брагу поныне употребляется в смысле: подготавливаться к свадьбе. Женщины, желающие поскорей выйти замуж, прибегают к такому средству: тайно ото всех ставят в печь корчагу и заваривают в ней солод; в то время, когда солод поспеет, корчагу выносят за ворота и в том месте спускают сусло, с надеждою, что прежде, чем окиснет пиво, придет жених свататься и что этим самым пивом придется его потчевать. Подблюдная святочная песня, предсказывающая быстрый брак, гласит :

Еще ходит Иван по погребу, Еще ищет Иван неполного, Что неполного, непокрытого; Еще желает Иван дополнить Собственную братину зеленым вином.

Т. е. жених ищет невесту, которая уподобляется тут братине с вином. На таком же уподоблении появились и следующие интересные обряды: в том случае, в то время, когда будет найдено, что невеста вышла замуж нецеломудренною, родной матери ее подают стакан меда (вина либо пива), внизу которого специально делают отверстие, закрываемое пальцем; как не так долго осталось ждать мать берется за стакан, отверстие раскрывается — и мед (вино либо пиво) утекает: символ, что сладкий напиток девственности уже выпит прежде брака. В случае если же невеста отыскана будет непорочною, то к собранным гостям выносят ее окровавленную сорочку, и в тот же час начинаются вакхические песни, пляски и битье рюмок, чашек и по большому счету посуды, чем символически выражается совершившийся акт брачного альянса: невинная чара разбита, и вино из нее выпито радостным супругом.

Всевышний-громовник представлялся кузнецом, фантазия олицетворяла его медведем, а гром метафорически уподоблялся звону колокола: все эти мифические представления нашли себе использование в народных поверьях о брачном альянсе. Подблюдная песня:

Медведь-пыхтун По реке плывет; Кому пыхнет во двор, Тому зять в терем, —

предсказывает скорую свадьбу…

На море на океане, на острове на Буяне (читаем в одной присушке) стоят три кузницы, куют кузнецы в том месте на трех станах. Не куйте вы, кузнецы, железа белого, а прикуйте ко мне молодца (либо: красную женщину); не жгите вы, кузнецы, дров ореховых, а сожгите его ретиво сердце — дабы он ни яством не заедал, ни питьем не запивал, ни во сне не засыпал, а меня бы обожал-уважал паче отца-матери, паче роду-племени. А вот святочная песня предсказывающая женитьбу:

Идет кузнец из кузницы, Несет кузнец три молота. Кузнец, кузнец! ты скуй мне венец, Ты мне венец и золот и нов, Из остаточков — золот кольцо, Из обрезочков — булавочку…

Сковать свадьбу значит: сковать те невидимые, нравственные цепи (обязанности), каковые налагают на себя вступающие в супружество и символическими символами которых помогали кольца; Будущее, заведывающая людскими жребиями, по свидетельству народного эпоса, кует и связывает по две нити и тем самым определяет, кому на ком жениться. Как эмблема супружеской связи, кольцо в народной символике приобретает метафорическое значение женского детородного участника, а палец, на что оно надевается, сближается с фаллосом. В тайных кольцо либо кольцо изображаются так: Стоит девка на горе да дивуется дыре: свет моя дыра, дыра золотая! куда тебя дети? на живое (сырое) мясо вздети. В былине о Ставре-боярине неузнанная мужем супруга раскрывается ему следующей тайной:

Как ты меня не опознываешь? А доселе мы с тобой в свайку игрывали: У тебя де была свайка серебряная, А у меня кольцо позолоченное, И ты меня поигрывал, А я тебе толды-вселды!

Петух, именем которого доселе именуют пламя, почитался у язычников птицею, посвященною Перуну и очагу, и вместе с этим — эмблемою плодородия и счастья. Силою последнего щедро наделила его природа, так что это свойство петуха обратилось в поговорку.

Вот из-за чего при свадебных процессиях носят петуха; вот из-за чего курица и петух составляют непременное свадебное кушанье; по этим же птицам гадают и о суженых. а) Женщины снимают с насеста кур и приносят в светлицу, где заблаговременно припасены вода, кольца и хлеб золотое, серебряное и бронзовое; чья курица начнёт пить воду — у той женщины супруг будет пьяница, а чья примется за хлеб — у той супруг бедняк; в случае если курица подойдет к золотому кольцу — это сулит богатое замужество, в случае если к серебряному — жених будет ни богат, ни беден, а вдруг к бронзовому — жених будет бедный; станет курица летать по помещению и кудахтать — символ, что свекровь будет ворчливая, злая. б) Приготовляют на полу тарелку с водой и насыпают кучками просо и жито, а на покуте ставят квашню и сажают в нее петуха; в случае если петух вылетит и бросится прежде на воду, то супруг будет пьяница, а вдруг на зерна — супруг будет бережливый хозяин. в) Холостые девицы и парни становятся в круг, насыпают перед собою по кучке зернового хлеба (часто зерно это насыпается в разложенные на полу кольца) и бросают в середину круга петуха; из чьей кучки он начнёт клевать — тому молодцу жениться, а женщине замуж выходить. г) Сажают под решето петуха и курицу, связавши их хвостами, и подмечают: кто из них кого потащит? По этому заключают: заберёт ли верх в будущем супружестве супруг либо супруга. Либо петуха с курицею на середину помещения: в случае если петух расхаживает гордо, клюет курицу, то супруг будет сердитый, и напротив, смирный петух сулит и кроткого мужа…

Зерновой хлеб, овин, где его просушивают, решето, которым просеивается мука, и квашня, где хлеб месится, — все это эмблемы плодородия. В Германии по крику петуха девушки гадают о собственном суженом; у римлян крик курицы петухом, в применении к браку, предсказывал властвование жены над мужем.

Традиционные колядки и святочные песни на сцене ДК «Белая Дача».


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: