Советская стратегическая сверхзвуковая ракета метеорит

    «Метеорит-М» Снимков летных опробований «Метеорита» не так уж большое количество. На фото «Метеорит-М» стартует с наземного стенда.

Кроме того в 1970-е годы, в то время, когда ядерный паритет между СССР и США помой-му считался свершившимся фактом, неприятность довольно большей уязвимости территории нашей страны перед ударами возможного соперника управлением СССР осознавалась и признавалась. США сделали ставку на разработку компактных дозвуковых крылатых ракет типа Tomahawk («Томагавк»).

Это относительно недорогое, достаточно дальнобойное (до 2500 км), малозаметное и не подпадающее под существовавшие ограничения оружие имело возможность появляться весьма действенным, кроме того не обращая внимания на дозвуковую скорость. А все вследствие того что, имея множество союзных территорий и баз в близи от советских границ, американцам всегда было легче дотянуться нас, чем нам их. Так, симметричный ответ в виде советского «Томагавка» не имел возможности принимать во внимание адекватным.

Мечта о долгой руке

Компенсировать данный перекос с отечественной стороны имела возможность лишь скорость и громадная кроме того если сравнивать с Tomahawk дальность.Советская стратегическая сверхзвуковая ракета метеорит Сделать ракету, которая соответствовала бы этим требованиям, внес предложение один из столпов советской ракетной техники Владимир Челомей. Согласно его точке зрения, СССР была нужна сверхзвуковая стратегическая ракета в основном воздушного и морского базирования, которая, пока «Томагавк» летит со скоростью меньше, чем у Ту-154, пройдет на сверхзвуке американскую ПВО и нанесет быстрый удар.

Челомей вычислял, и не без оснований, что именно возглавляемая им и базирующаяся в подмосковном Реутове «компания» ЦКБМ (ранее — ОКБ-52, сейчас — ОАО ВПК «НПО Машиностроение») имеет достаточный опыт создания сверхзвуковых крылатых ракет, дабы совладать с данной задачей.

Разработка комплекса «Метеорит» для базирования на стратегических бомбардировщиках и подводных лодках была выяснена распоряжением ЦК КПСС и Совмина от 9 декабря 1976 года. Головной организацией по проекту было назначено ЦКБМ. В распоряжении были сформулированы не просто высокие, но неповторимые требования к новой совокупности оружий: громадная дальность полета, высокая (сверхзвуковая) скорость, низкая радиолокационная высокая отклонение и (заметность от цели — пара сотен метров) точность.

В каком-то смысле мысль крылатой стратегической ракеты на сверхзвуке была возвратом к проектам 1950-х: МКР «Буря», «Буран» (СССР), Navaho (США). Но о повторе нечего было и думать — то были громоздкие тяжелые совокупности, а Челомею предстояло создать компактное оружие для авиации («Метеорит-А») и существующих пусковых шахт на подводных лодках («Метеорит-М»). Рассматривался и вариант наземного базирования.

В соответствии с техзаданию, нужно было вписать ракету в габариты цилиндра длиной 10−12 м и диаметром 1,65. Масса не должна была быть больше 6 т (монстры 1950-х имели стартовую массу около 150 т).

Расправить крылья

Как же мыслилась траектория полета проектируемой ракеты? При старте из подводного, надводного и наземного положения для разгона до субзвуковой скорости (первоначально — до сверхзвуковой, но позже от для того чтобы варианта было нужно отказаться) предполагалось применение стартовой разгонной ступени (СРС). СРС, выстроенная на базе жидкостного ракетного двигателя, крепилась к нижней части ракеты, не нарушая установленные для совокупности габаритные ограничения.

В варианте «Метеорит-А», другими словами при воздушном базировании, разгонная ступень не употреблялась. В обоих вариантах запускался турбостартер, снабжавший дополнительный разгон, а после этого включался маршевый турбореактивный двигатель КР-23, что снабжал выход и разгон на маршевую высоту. Крейсерский полет проходил на высоте 24 000 м при коррекции траектории и маневрировании для обхода территорий ПВО возможного соперника.

На последней стадии «Метеорит» должен был спикировать с маршевой высоты на цель.

Компоновка ракеты была выполнена по схеме «бесхвостка» со стреловидным крылом малого удлинения. На носовой части размешался поворотный дестабилизатор, на нижней поверхности хвостовой части — киль с рулем направления. В нижней части фюзеляжа ракеты — плоский регулируемый воздухозаборник маршевого двигателя.

Для размещения ракеты в заданных габаритах крылья и киль было нужно сделать складными.

В частности крылья были трехзвенными — они раскладывались посредством штоков, каковые приводились в воздействие пирозарядами.

Капризное горло

В современных американских опытах с планёрами и гиперзвуковыми ракетами главные трудности касаются сферы аэродинамики полета на скоростях, существенно превышающих 1 Мах. Из-за всевозможных процессов, носящих нелинейный темперамент, тяжело достигнуть стабильного полета боеприпаса и не меньше тяжело добиться верной и действенной работы аэродинамических рулей. Разработчикам «Метеорита», создававшим собственную ракету уже больше 30 лет назад, было нужно иметь дело ровно с теми же проблемами.

К примеру, конструктивная схема с крылом громадной площади и аэродинамическими рулями, расположенными у задней кромки крыла, владела, как выяснилось, страшным свойством аэроупругости. Это указывает, что при громадных отклонениях рулей само крыло в ответ деформировалось. И данной деформацией не было возможности пренебречь, поскольку она создавала аэродинамический момент, противоположный управляющему, и иногда сводила на нет итог перемещения элевонов.

Готового решения проблемы не было: было нужно проводить опыты и двигаться по двум дорогам в один момент. С одной стороны, нужно было расширить прочность крыла, с другой — создать посредством ЭВМ более правильную математическую модель процессов аэроупругости, дабы на ее базе создать действенную программу работы рулей.

Вторая неприятность из данной же области стала называться «горло трансзвука». Сущность ее в том, что при околозвуковых скоростях быстро возрастает лобовое сопротивление. Сейчас ТРД должен иметь избыток тяги для преодоления «горла трансзвука» и предстоящего разгона, но, владея этим избытком в теории, на практике маршевый ТРД «Метеорита» давал тягу, фактически равную лобовому сопротивлению.

Разгона не было.

И снова же конструкторская идея начала работать в двух направлениях. Нужно было расширить тягу двигателя и наряду с этим снизить лобовое сопротивление. Повышения тяги удалось добиться за счет так именуемого чрезвычайного режима работы маршевого двигателя.

При ответе второй задачи было нужно задуматься о том, какое значение имеет для аэродинамики громадных скоростей уровень качества обработки поверхностей.

Наличие заклепок, швов, да и просто шероховатостей выяснялось значительным причиной роста лобового сопротивления. Все неровности на поверхности опытных образцов были обмерены и обсчитаны. Разработчики с докторскими степенями самолично брали в руки шкурку и шлифовали окрашенные поверхности.

Проводились и опыты с покрытием ракеты шпаклевкой.

Так или иначе, но «горло трансзвука» было преодолено.

Муха спряталась

Неповторимые ответы были приняты и в сфере обеспечения радиолокационной незаметности и защиты ракеты от ПВО соперника. Кроме применения радиопоглощающих материалов, к примеру для маскировки одного из самых «светящих» элементов конструкции — воздухозаборника, для «Метеорита» была создана в НИИ тепловых процессов АН СССР особая установка для радиомаскировки ракеты.

Она снабжала обтекание боеприпаса ионизированным воздухом, поглощавшим радиоволны. Как мы знаем, что на протяжении наземных опробований представители ПВО, ранее дававшие слово «прихлопнуть «Метеорит» как муху», были поражены: на радарах им не удалось заметить ровно ничего. Вторым занимательным ответом стала буксируемая фальшивая цель.

При угрозе обстрела ПВО соперника ракета должна была выбрасывать эту цель из контейнера и буксировать на долгом тросе, изначально сложенном в бухту. Сложнее всего было добиться того, дабы из-за высокой скорости ракеты трос при разматывании не обрывался. Для более плавной размотки употреблялись вязкий герметик и амортизаторы.

Испытательные и экспериментальные пуски «Метеорита» с наземной пусковой установки, с АПЛ (проект 667 М «Андромеда») и бомбардировщика (ракеты были подвешены к намерено переоборудованному Ту-95, индекс МА) длились все 1980-е годы. Удачи и относительные успехи соседствовали с неудачами приблизительно в равных долях.

В этом нет ничего необычного, поскольку обращение шла о новаторском продукте и о широчайшей кооперации: все это потребовало долгой совершенствования и отработки разработок, а также материалов качества и улучшения сборки. Но последующие политические события, как их ни оценивай, шансов на совершенствование не дали.

Сравнительная таблица проектов СКР 1950-х проекта и годов «Метеорит»

Совершенно верно по траектории: Сверяемся по местности

Стратегическая сверхзвуковая крылатая ракета «Метеорит» имела радиус действия 3 и проектную скорость Маха около 5500 км. Одним из наиболее значимых средств, снабжающих правильное перемещение по заданной траектории, стала совокупность наведения по радиолокационным картам. Совокупность, названную «Кадр», должна была осуществлять периодическую коррекцию траектории, сравнивая замечаемые в полете изображения с заблаговременно подготовленными эталонами.

Учитывая большую высоту полета, сезонные колебания черт рельефа, и изменчивость флуктуаций и картинки сигнала, было нужно совершить важную работу по созданию цифрового метода распознавания объектов.

Компоновочная схема крылатых ракет

Маршевая ступень:

1) планер; 2) отсек боевого снаряжения; 3) приборный отсек с бортовой аппаратурой совокупности управления; 4) блок совокупности корректировки траектории полета с наведением по радиолокационным картам местности (СНРК «Кадр»); 5) антенна СНРК; 6) бортовой цифровой управляющий комплекс; 7) доплеровский измеритель скорости; 8) блок силовых коммуникаций; 9) электрогидравлическая совокупность управления воздухозаборником; 10) вертикальное оперение; 11) агрегаты совокупности терморегулирования; 12) комплекс командных устройств; 13) донный обтекатель; 14) маршевый двигатель; 15) твердотопливный турбостартер; 16) электроразъем связи с носителем; 17) топливный бак маршевой ступени; 18) питательный бак; 19) агрегаты пневмогидравлической совокупности; 20) электрогенераторы.

Стартово-разгонная ступень:

21) передний блок СРС; 22) бак «Г»; 23) бак «0»; 24) задний блок стартово-разгонной ступени; 25) силовой цилиндр автомата раскрытия крыла; 26) стартовый пороховой ракетный двигатель; 27) жидкостный ракетный двигатель СРС; 28) обтекатель воздухозаборника; 29) обтекатель хвостовой.

Статья «Пронзающая небо» размещена в издании «Популярная механика» (№126, апрель 2013).

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Сверхзвуковые крылатые ракеты

    MBDA CVS PERSEUS (Франция) Перспективная сверхзвуковая крылатая ракета. Скорость — 3 Маха. Протяженность — 5 м. масса боевой части — 200 кг. Запуск с…

  • Р-27к, советская баллистическая ракета

    Схема полета ПКБР на базе Р-27 с комбинированным наведением Схема полета ПКБР на базе Р-27 с баллистическим наведением Карта демонстрирует возможные…

  • Стратегическое оружие будущего: ракеты

    Запуск баллистической ракеты с самолета-носителя Ракета с вытяжным парашютом уже извлечена из грузового отсека и готова стартовать. Цель? До тех пор пока…

  • Попытка воссоздать советскую россию

    Владимир Владимирович Путин ни при каких обстоятельствах не спит — в отличие от собственного самого известного зарубежного коллеги по посту, — шутит The…

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Комментарии и трекбеки закрыты.

Comments are closed.