Советские ироссийские крылатые ракеты: история

Про военное

    ФАУ-1 V-1 (Фау-1, от нем.оружие возмездия) — самолет-боеприпас, состоявший на вооружении армии Германии в конце Второй мировой. Ракета Фау-1 первенствовалаиспользовавшимся в настоящих военных действиях дистанционоуправляемым самолетом. Первое боевое применение — 13 июня 1944 года.
    Использовалась для стрельбы по британской территории. Всего было выпущено около 10 000 снарядов, что повлекло за собой смерть более 6000 человек.
    За характерный звук ПуВРД V-1 взяла у британцев прозвище «жужжащая бомба» (buzz bomb)
    10Х Большая скорость полета: 656 км/ч Размах крыльев: 5,37 м Снаряженная масса: 2150 кг Высота: 1,42 м Большая дальность полета: 240 км Практический потолок: 2700−3050 м (на практике летала на высотах от 100 до 1000 м) Вес боевой части: 830 кг Двигатель: ПуВРД Argus As 14 с тягой 2,9 кН (296 кГс)
    Комплекс береговой обороны «Редут» Был создан на базе первой в мире самонаводящейся крылатой ракеты П-35 и принят на вооружение во второй половине 60-ых годов двадцатого века. Он складывается из самоходной пусковой установки, ракеты П-35Б, и автомобили с совокупностью управления «Гор» и РЛС на автомобильном шасси
    Комплекс может принимать целеуказания с вертолётов и самолётов.Советские ироссийские крылатые ракеты: история

Благодаря высокой скорости маршевого полета ракеты существенно увеличивается возможность прорыва ПВО. Боеголовка — фугасного либо ядерного типа.

    Благодаря высокой дальности стрельбы одна батарея (3 пусковые установки) может закрывать побережье протяженностью в много километров
    На противокорабельной крылатой ракете «Гранит» в первый раз в мире реализован подводный старт сверхзвуковой крылатой ракеты с воздушно-реактивным двигателем, решена задача построения залпа ракет в едином информационном пространстве, целераспределения и избирательного поражения групповой цели в независимом режиме стрельбы по принципу «выстрелил — забыл»
    ПКР «Яхонт» — одна из самых идеальных в мире противокорабельных ракет. По окончании старта она набирает высоту до 14 000 м. По окончании начального захвата цели на дальности до 75 км «Яхонт» выключает РЛС и понижается до 5−10 м. Перед поражением цели РЛС включается снова. На финальном участке сверхзвуковая скорость существенно затрудняет поражение ракеты средствами ПВО

Ракета «Икс»

В том самом сентябре 1944-го ОКБ завода № 51 (он находится в Москве, рядом от станции метро «Динамо») возглавил Владимир Челомей. К своим 30 годам он успел стать признанным экспертом в области теории колебаний, в частности колебаний в авиационных двигателях. Не считая теоретических работ, за плечами Челомея был и опыт практического конструирования.

Еще в первой половине 40-ых годов XX века, управляя отделом в Центральном университете авиационного моторостроения, он создал, выстроил и испытал пульсирующий воздушно-реактивный двигатель (ПуВРД). Двигателем для того чтобы же типа была оснащена германская V-1, а потому неудивительно, что возглавить работы по созданию советского самолета-боеприпаса, в частности на базе трофейных разработок, было предложено как раз Челомею.

Военная ситуация потребовала от конструкторов ОКБ трудиться в высочайшем темпе и в предельно сжатые сроки. Так, начав 27 сентября 1944 года выпуск чертежей отсеков планера, крыльев, других узлов и двигательной установки будущей ракеты, уже 16 октября ОКБ передало всю чертежную документацию фабрикам-изготовителям. Челомей присвоил самолету-боеприпасу наименование 10Х.

Буква «икс» в индексе должна была подчеркивать секретность и необычность проекта.

Наступил новый, 1945 год. К февралю войска СССР пересекли границу Германии и заняли плацдармы на западном берегу Одера, а одвременно с этим среди песчаных барханов в окрестностях узбекского города Джизак началась подготовка к опробованию первой советской крылатой ракеты. на данный момент уже практически нереально установить, из-за чего пуски 10Х было решено проводить как раз в Средней Азии.

То было время ошибок и проб: подобные опробования проводились в первый раз, и, очевидно, намерено оборудованных полигонов для них попросту не существовало.

20 марта 1945 года в небо над пустыней встал бомбардировщик Пе-8 и произвел первый пуск «изделия 10». Опробования шли до середины лета. Всего самолеты Пе-8 и ЁР-2 «отстреляли» под Джизаком 70 самолетов-снарядов.

Во второй половине 40-ых годов XX века 10Х была рекомендована для принятия на вооружение ВВС.

Так будет?

В случае если посмотреть на фотографии V-1 и 10Х, возможно легко подметить, что эти аппараты, по крайней мере снаружи, мало чем отличаются друг от друга. И это не страно. Конструкция советского самолета-боеприпаса во многом повторяла V-1, и тактико-технические характеристики двух ракет фактически аналогичны.

Но на этом ОКБ завода № 51 не остановилось: за 10Х последовали новые разработки, каковые по техническим параметрам уже существенно превосходили германскую базу.

Одно оставалось неизменным — пульсирующий воздушно-реактивный двигатель. Владимир Челомей свято верил в возможности этой конструкции. Будучи учителем МВТУ, он выступил в качестве научного руководителя целой группы выпускников, защищавших дипломы как раз по ПуВРД.

Студенты разрабатывали и сам боеприпас, и двигатель, и теорию двигателя. Позднее эти выпускники взяли распределение на завод № 51, где трудились в одной команде со своим преподавателем.

Но оптимизм довольно ПуВРД разделяли не все. На защите дипломов по ПуВРД в стенках «бауманки» второй узнаваемый конструктор — Михаил Бондарюк, бывший главой национальной экзаменационной рабочей группе, — вступил в полемику с Челомеем: «Ну прекрасно, у тебя превосходные парни, они сделали увлекательные проекты, но из-за чего все они забрали в качестве двигателя для собственных аппаратов пульсирующий двигатель?

Сейчас известны все преимущества прямоточных ВРД, каковые способны трудиться на громадных Махах, в следствии ракета получает сверхзвуковые скорости, тогда как пульсирующий двигатель у тебя, Владимир Николаевич, лишь на дозвуке трудится. Он же неимеетвозможности трудиться как сверхзвуковой! Так как в лучшем случае он будет трудиться на сверхзвуковом режиме как самый нехороший прямоточный двигатель!»

Челомей среагировал жадно, поскольку под сомнение ставились вся его авторитет и работа учителя. Он выбежал на сцену актового зала и принялся чертить на доске график, что демонстрировал, что при околозвуковых и сверхзвуковых скоростях тяга ПуВРД обязана быстро увеличиться. На вопрос Бондарюка об источнике таковой уверенности Челомей только быстро кинул в ответ: «Так будет!»

Это были не просто слова. Челомею и возглавляемому им ОКБ вправду удалось существенно улучшить характеристики ПуВРД. Усовершенствования вносились в конструкцию воздухозаборника, клапанной решетки, выхлопного сопла, изменялось кроме этого соотношение размеров отдельных узлов.

В случае если боеприпас 10Х имел дальность 230 км при большой скорости 620 км/ч и массе боевой части 500 кг, то двухдвигательная ракета авиационного базирования 16Х хоть и летала на 200 км, но владела большой скоростью 900 км/ч и несла заряд весом 900 кг. Пробовали отыскать и новые применения для ПуВРД. Считалось, к примеру, что таковой двигатель окажет помощь и авиации выйти на сверхзвуковые скорости.

Во второй половине 40-ых годов двадцатого века на воздушном параде в Тушино над зрителями пронеслась девятка истребителей Ла-11 с невообразимо грохотавшими ПуВРД, каковые употреблялись в качестве ускорителя.

И все-таки ПуВРД и крылатые ракеты, каковые вели собственную родословную от V-1, были тупиком. Предположение Челомея о том, что ПуВРД возможно действенным на сверхзвуковых скоростях, не оправдалось, а первые советские самолеты-боеприпасы все же отличались тихоходностью и низкой точностью попадания. нужды и Время обороны страны потребовали новых ответов, но на пути предстоящих конструкторских изысканий поднялись административные преграды.

В марте 1953 года ОКБ завода № 51 было расформировано, а территорию предприятия отдали в ведение другого главного конструктора — А.И. Микояна.

Где расправить крылья?

Начало 1950-х, разгар «холодной войны». Уже создано советское атомное оружие, но нет ни баллистических межконтинентальных ракет, ни стратегической авиации, дабы с их помощью при необходимости нанести ядерный удар по территории США. Нет всего этого и у Америки, но у нее имеются союзники в близи от советских границ.

В государствах НАТО размещаются аэропорты бомбардировочной авиации, а в первой половине 50-ых годов XX века в Западной Европе появляются тактические ракеты с ядерными боеголовками. В качестве одной из возможностей адекватного ответа советским управлением рассматривается подводный океанский флот. Субмарина может скрытно подобраться к неприятельскому берегу, всплыть, а дальше Дальше нужна ракета.

Но первые советские самолеты-боеприпасы были сконструированы для стрельбы с наземных катапульт и самолётов, установленных на танковом шасси. Пуск крылатой ракеты с подлодки (кроме того в надводном положении — о подводных стартах тогда не было и речи!) воображал собой отдельную техническую проблему. Как сделать ракету достаточно компактной, дабы взять на борт подводного ракетоносца большой боезапас?

Как добиться ее точного наведения и правильного старта при запуске с качающегося на волнах основания?

Летом 1955 года создать проект самолета-боеприпаса, стартующего с подлодки, было поручено известному советскому конструктору гидросамолетов Г. М. Бериеву и его ОКБ завода № 49, что базировался в Таганроге. Сроки были поставлены, как водится, сжатые, и уже во второй половине 50-ых годов двадцатого века на Национальном центральном полигоне Капустин Яр начались опробования проекта П-10. Пуски проводились со стенда, имитировавшего качку подлодки по крену и тангажу.

Одну из самых громадных неприятностей для конструкторов воображали крылья самолета-боеприпаса. Понятное дело, что крылья ракеты должны быть складными, в противном случае боеприпас будет занимать на подводной лодке непозволительно много места. В соответствии с проекту ракета П-10 размещалась в трубчатом контейнере сзади рубки подлодки.

Контейнер имел заднюю раскрывающуюся переднюю и стенку — глухую. Перед стартом задняя стена раскрывалась, тележка с ракетой выкатывалась на расположенную сзади пусковую установку и закреплялась на ней. После этого пусковая установка поднималась на 20 градусов.

Затем раскладывались крылья и включался маршевый турбореактивный двигатель. Наконец, по команде запускались стартовые самолёт и пороховые ускорители-боеприпас отправлялся в полет.

Нетрудно подметить, что, не будь у ракеты крыльев, этап с выкатыванием возможно было бы миновать и вести стрельбу прямо из контейнера. Это упростило бы целый механизм, понизив возможность отказа, но основное — разрешило бы существенно сократить время, нужное для выстрела. Не следует забывать, что стрельба должна была вестись из надводного положения, а также лишние секунды нахождения субмарины на поверхности увеличивали возможность ее уничтожения соперником.

Однако стендовые и летные опробования П-10 на полигоне прошли по замыслу и дали необходимый итог. Осталось совершить пуски с подлодки, дабы совсем убедиться в работоспособности нового оружия. Но, в успехе ОКБ Бериева мало кто сомневался.

Летом 1957 года дизельная подлодка проект 611 была переоборудована под размещение П-10, а в осеннюю пору в Белом море начались опробования. Но в октябре рядом с субмариной проекта 611 пришвартовалась вторая подлодка. На ней, как и на «соседке», был установлен трубчатый контейнер, лишь меньшего размера.

То, что пребывало в этого контейнера, практически означало решение суда проекту П-10.

Возвращение

Крылатая ракета П-5 стала первым детищем нового конструкторского бюро во главе с В.Н. Челомеем. Еще до ликвидации ОКБ завода № 51 конструктор внес предложение правительству проект оснащения подводных лодок самолетами-боеприпасами 10Х.

Предложение было встречено с интересом, и Челомей в сотрудничестве с конструктором подводных лодок П.П. Пустынцевым (ЦКБ-18, сейчас — ЦКБ «Рубин») приступил к реализации темы «Волна». В первой половине 50-ых годов XX века, в то время, когда ОКБ завода № 51 ликвидировали, было нужно прервать и данный проект.

Но по окончании смерти Сталина Владимир Челомей приложил все собственный влияние и энергию для продолжения работ в области ракетного оружия для подводного флота. 9 июня 1954 года вышел приказ Минавиапрома о создании Особой конструкторской группы (СКГ-10), которая временно разместилась на заводе № 500 в Тушино. Возглавил группу, очевидно, сам Челомей.

Год спустя СКГ-10 была преобразована в ОКБ-52 и взяла здания и территорию Реутовского механического завода.

Так началась история легендарного ракетно-космического предприятия, сейчас ОАО «Военно-промышленная корпорация ‘НПО машиностроения».

Вид новой крылатой ракеты (как раз в середине 1950-х это наименование вытеснило термин «самолет-боеприпас») сформировался в середине 1955 года, и уже в августе совместным распоряжением ЦК КПСС и СМ СССР было издано постановление о разработке ракеты с индексом П-5.

В первый раз коллективы, трудившиеся над П-10 и П-5, встретились между собой на стендовых опробованиях на полигоне Капустин Яр во второй половине 50-ых годов двадцатого века (наряду с этим, очевидно, многие конструкторы из соперничающих «компаний» были в далеком прошлом привычны между собой по прошлой совместной работе). Следующее рандеву произошло год спустя на Белом море. По срокам опробований какое количество-5 отставала от П-10.

Экспедиция КБ Бериева уже вовсю проводила летные опробования, а первый пуск ракеты П-5 с подлодки был выполнен лишь 22 ноября. К месту старта субмарина шла в сопровождении ледокольных буксиров, поскольку на поверхности моря уже показались плавучие льды.

Но маленькое отставание ничего не решало: ракета П-5 опережала собственного соперника по конструкции. Дело в том, что ракетой П-5 возможно было стрелять прямо из контейнера.

О пользе «технического авантюризма»

Еще в первой половине 50-ых годов XX века Челомей, пребывав в одной из командировок, подошел к окну гостиничного номера и легким толчком раздвинул оконные створки. Это перемещение стало для конструктора настоящим «ньютоновым яблоком». Да-да, как раз так, легко, прямо в полете, а не на пусковой установке, должны раскрываться крылья ракеты!

Мысль старта со сложенными крыльями и их последующего раскрытия в воздухе была положена в базу проекта П-5.

Концепция Челомея тут же встретила пламя критики как со конструкторов и стороны учёных, так и со стороны партийно-национальных органов. Не кто другой, как Г. М. Бериев послал в ЦК КПСС доклад, в котором конкретно назвал челомеевские идеи «техническим авантюризмом». Что ж, с критикой собственных идей Челомею было нужно столкнуться не в первый раз, и, как мы не забываем, иногда критика была честной.

Так как правы были те, кто вычислял тупиком ПуВРД, и конструктор должен был с этим дать согласие: в проекте П-5 в качестве маршевого двигателя предусматривался ТРД. А что если Челомей опять был в плену несбыточных надежд? Нельзя сказать, что сомнения по этому поводу терзали лишь недругов будущего академика.

В успешном финале проекта не были уверены и сами сотрудники ОКБ-52.

В действительности, ракете предстоит стартовать с качающегося основания. Наряду с этим в первую секунду полета она не будет иметь никакого управления, поскольку стартовые ПРД не оснащены поворотными соплами. Применять аэродинамическую устойчивость также нет возможности — она лишь ухудшается раскрытием крыла с неизбежной наряду с этим асимметрией обтекания ракеты потоком воздуха.

Со всеми этими начальными условиями должен был совладать автопилот аналоговой схемы, потому что в те времена быстродействующих и тем более компактных бортовых ЭВМ просто не было в природе.

Но Челомей был уверен: ракета полетит. В этот самый момент он был на 100% прав.

П-5 коренным образом отличалась от всех ракет того времени. Она имела совсем новое уровень качества, каким не владела ни одна крылатая ракета в мире. Контейнер с ракетой был на подлодке в горизонтальном положении (вне прочного корпуса), а перед стартом поднимался на угол возвышения 15 градусов. Запуски маршевого ТРД проводились прямо в контейнере, а раскрытие крыла — по окончании выхода ракеты из него.

Это разрешило расширить боезапас ракет в два раза против П-10.

В варианте П-10 требовались две длины ракеты для одной пусковой установки (протяженность контейнера с ракетой в походном положении плюс протяженность ракеты, выкаченной на пусковую установку), а для П-5 — одна протяженность. У ракеты П-5 быстро уменьшалось время на производство запуска, соответственно, и время нахождения лодки в надводном положении.

Сейчас раскрытие крыла по окончании старта используется фактически во всех ракетах для того чтобы класса, но тогда, полвека назад, только обвиненный в «техническом авантюризме» Челомей и пара поддержавших его конструкторов, к примеру С.А. Лавочкин, смогли посмотреть в будущее и заметить верное ответ.

Опробования длились еще два года, а в апреле-мае 1960-го на Тихоокеанском флоте была совершена сдача первой серийной подлодки проекта 659, вооруженной крылатыми ракетами П-5. Позднее была создана и модификация П-5Д с повышенной точностью попадания за счет применения доплеровской совокупности навигации для измерения скорости сноса. На базе данной модификации был создан мобильный комплекс ФКР-2 наземного базирования.

Убийцы авианосцев

Все крылатые ракеты, созданные под управлением Челомея до проекта П-5 включительно, предназначались для преодоления ПВО поражения и противника наземных целей. Но с возникновением стратегической авиации и МБР у крылатых ракет показалась значительно более актуальная задача.

Советское управление изрядно тревожило нарастающее присутствие ВМФ США фактически на всех вероятных театрах боевых действий (ТВД). Особенную тревогу приводили к авианосным группировкам. А вместе с тем коммунистический флот существенно уступал НАТО в качестве и количестве кораблей ВМФ.

И вот еще во второй половине 50-ых годов двадцатого века Челомей внес предложение создать новое поколение крылатых ракет, талантливых поражать точечные цели соперника, среди них и движущиеся надводные суда (крейсеры, авианосцы, эсминцы). Это имело возможность стать «асимметричным» ответом возможному сопернику и дать паритет на морских театрах боевых действий при намного меньших затратах на вооружение. В итоге ОКБ-52 создало противокорабельную ракету П-6, ставшую родоначальницей целого семейства оружий, созданных в челомеевской «компании» для советского и русского ВМФ.

Телеуправляемая ракета П-6 стартовала с подлодки, находящейся в надводном положении. Ее полет складывался из двух этапов. По окончании старта ракета поднималась на высоту 7000 м, что разрешало ее оборудованию «заглядывать» за радиогоризонт, не теряя связи с оператором на подводной лодке.

Оператор со своей стороны имел возможность посредством установленной в головке самонаведения радиотрансляционной аппаратуры заниматься поиском цели.

Когда необходимая цель была обнаружена, происходило наведение. Затем подлодка имела возможность затевать погружение, а для ракеты наступала вторая стадия полета. Она понижалась до 100 м и летела горизонтально.

Наряду с этим головка самонаведения сопровождала цель до момента ее поражения.

В июле 1962 года на Тихоокеанском флоте в присутствии Н.С. Хрущева были совершены пуски П-6 и других созданных к тому времени в советских КБ морских ракет. Сергей Хрущев, сын главы страны, продолжительное время проработавший в ОКБ-52, вспоминает об этом событии в собственной книге «Никита Хрущев: кризисы и ракеты»: «Наступила очередь крылатых ракет.

Сперва с подлодки, державшейся рядом от крейсера, стартовали две П-5. За П-5 последовали новинки.

На полном ходу флагманский крейсер ‘Адмирал Ушаков’ начал обходить его младший собрат, эскадренный миноносец ‘Грозный’. На носу и на корме вместо классических пушек возвышались грандиозные четырехтрубные сооружения ‘Грозный’ воображал серию новых ударных судов, на которых классическую артиллерию главного калибра заменяли челомеевские крылатые ракеты, талантливые поражать суда соперника на немыслимой раньше дальности Через пара секунд ракета унеслась за горизонт.

Потянулись 60 секунд томительного ожидания Наконец праздничный голос диктора разнес по палубе: ‘Цель поражена’. Челомей облегченно набрался воздуха. Ракета летала уже второй год, попадала устойчиво, но в присутствии руководства так нередки ‘визит-эффекты’»

Развитием противокорабельной темы стала телеуправляемая ракета П-35, поступившая на вооружение в первой половине 60-ых годов двадцатого века и использовавшаяся для стрельбы как с надводных судов, так и из шахтных и с мобильных пусковых установок наземного базирования (комплекс береговой охраны «Редут»).

Между двух стихий

Крылатые ракеты морского базирования всегда совершенствовались. Увеличивались их точность и дальность, значительно улучшались средства наведения. Но одна желаемая цель все же пока не была достигнута.

Ни в Советском Альянсе, ни где-либо еще в мире крылатые ракеты не умели стартовать с подлодки, находящейся под водой.

А ведь это имело возможность бы существенно повысить возможность выживания подлодки и улучшить ее тактические характеристики за счет внезапности и скрытности атаки.

Разработка крылатой ракеты с подводным стартом началась в ОКБ-52 еще на заре 1960-х годов. Несложно представить себе, что на своем пути конструкторы встретили не меньше трудностей, чем при проектировании ракеты с раскрывающимися по окончании старта крыльями.

Дело в том, что на протяжении подводного старта возмущения в совокупности стабилизации ракеты, накопленные на подводном участке, и при переходе ракеты из водной среды в воздушную, добавляются ко всем вторым возмущениям, в большинстве случаев присутствующим при ее перемещении. А совладать с этими возмущениями весьма непросто.

Было нужно в ОКБ-52 организовать особую лабораторию с гидробассейном и моделью подлодки. После этого в Черном море разместили особый погружаемый стенд, с которого велись опробования натурных ракет, и только затем ракету поставили на подлодку.

Первая в мире крылатая ракета с подводным стартом «Аметист» была принята на вооружение подводных лодок ВМФ во второй половине 60-ых годов XX века. За ней последовали и другие разработки ОКБ-52 (ЦКБ «Машиностроение», НПО Машиностроения) — «Малахит», «Базальт», «Гранит», «Яхонт», любая из которых воплощала в себе новейшие технические ответы и давала в руки армии нашей страны все более и более идеальные средства борьбы с морскими целями, а также авианосными группировками, радиус действия ПВО которых образовывает до 500 км.

Но первые революционные шаги на пути создания советских крылатых ракет были сделаны практически полвека назад, в эру бурного развития ракетно-космической техники.

ПуВРД

    Пульсирующий воздушно-реактивный двигатель (ПуВРД) — бескомпрессорный воздушно-реактивный двигатель периодического действия с теплоподводом к рабочему телу при повышенном давлении газового потока. По типу рабочего процесса ПуВРД возможно поделить на две главные группы: волнового типа без автоматических клапанов либо с клапанами на входе и с продувкой и принудительным наполнением

В ПуВРД увеличение давления в ходе сгорания горючего в камере приводит в перемещение массу газа и воздуха, заполняющих камеру и долгое реактивное сопло, и приводит к перераспределению давления по тракту двигателя, благодаря чего часть и камера сгорания реактивного сопла заполняются новыми порциями воздуха и давление в камере увеличивается перед сгоранием топливно-воздушной смеси в новом цикле. в ПуВРД, имеющих маленькое сопло, автоколебания не играются заметной роли, а привод клапанов, наполнение и продувка камеры осуществляются принудительно. По конструктивным изюминкам различают ПуВРД бесклапанные, с одноклапанной камерой сгорания (клапаны на входе) и с двухклапанной камерой сгорания (клапаны на выходе и входе из камеры).

Совершенный цикл ПуВРД — цикл со сгоранием при постоянном количестве (v=const) — снабжает потенциальные термодинамические преимущества ПуВРД перед прямоточным воздушно-реактивным двигателем, трудящимся по циклу со сгоранием при постоянном давлении (p=const). Настоящий цикл ПуВРД зависит от потерь и типа двигателя в элементах, различаясь в бесклапанных, одно — и двухклапанных ПуВРД. в самый распространенном типе ПуВРД (ПуВРДвт) большое давление в цикле в 2,5−3 раза ниже, чем в цикле со сгоранием при v=const. в отличие от прямоточного воздушно-реактивного двигателя, ПуВРД развивает тягу в стартовых условиях (при нулевой скорости полета), но уже при превышении скорости 0,4−0,5 маха ПуВРД уступает по лобовой тяге (из-за значительно меньшего расхода воздуха) и удельной массе.

Самолет-боеприпас 10Х

    Главные характеристики: Дальность полета: 230 км Скорость полета: 620 км/ч Масса боевой части: 500 кг

Первая в стране крылатая ракета с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем (ПуВРД) для оружия авиационных носителей. Предназначена для поражения объектов соперника на большом удалении от предела пуска с самолета-носителя. Начало разработки — сентябрь 1944 года.

Самолет-боеприпас 10ХН

    Главные характеристики: Дальность полета: 240 км Скорость полета: 700 км/ч Масса боевой части: 800 кг Точность попадания при дальности 240 км: +/- 8 км Высота полета: до 3000 м Протяженность: 8417 мм Размах крыльев: 5730 мм

Первая в СССР крылатая ракета наземного базирования. Модификация ракеты 10Х. Предназначена для поражения больших армейских объектов и городов, защищенных замечательной совокупностью ПВО.

Для осуществления наземного старта употреблялась подвижная катапульта, устанавливаемая на шасси танка Т-34 либо на колесном прицепе.

Старт посредством ракетного ускорителя.

Самолет-боеприпас 16Х

    Главные характеристики: Дальность полета: 200 км. Скорость полета: 980 км/ч.

Стартовая масса: 2600 кг. Масса боевой части: 900 кг

Первая в мире крылатая ракета с ПуВРД (два двигателя), достигшая предельной дозвуковой скорости полета для этого типа двигателя (980 км/ч). Предназначена для уничтожения целей в глубоком тылу соперника при нахождении ракетоносца вне территории ПВО. Ракета входила в состав авиационного ракетного комплекса «Прибой».

Носители — самолеты Ту-2 и Ту-4.

Крылатая ракета П-5

    Главные характеристики: Дальность полета: 500 км Скорость полета: 1300 км/ч Высота полета: 10−800 м Стартовая масса: 5400 кг Точность попадания: на дальность 240 км +/-3; на дальность 400 км +/-8 Совокупность управления: программное независимое управление

Первая в мире ракета с машинально раскрывающимся в полете крылом, стартующая из герметичного контейнера. Во время 1959—1967 годов комплекс был действенным средством доставки атомного оружия на межконтинентальную дальность. Ракета предназначена для поражения береговых, административных, промышленных объектов и военно-морских баз, расположенных как на побережье, так и в глубине территории.

Комплекс принят на вооружение в составе подводных лодок проектов 644, 651, 665 и 659.

Крылатая ракета П-6

    Главные характеристики: Большая дальность стрельбы с избирательным поражением цели: 250 км; без избирательного поражения цели: 350 км Скорость полета: 1450−1650 км/ч Масса боевой части: 500 кг Высота полета: на марше до 7000 м; на конечном участке 100 м Стартовая масса: 5600 кг

Первая в мире самонаводящаяся противокорабельная ракета для подводных лодок. Ракета снабжает избирательное поражение как в режиме самонаведения, так и в командном режиме (трансляция телеизображения, телеуправления). Комплекс с ракетой П-6 рекомендован для поражения надводных судов, находящихся за радиолокационным горизонтом.

Комплекс создавался как составная часть разведывательно-ударной совокупности, складывающейся из ракет, спутников УС-А и УС-П. Ракетный комплекс был принят на вооружение в составе подводных лодок проектов 675, 651 в первой половине 60-ых годов двадцатого века.

Крылатая ракета «Аметист»

    Главные характеристики: Дальность полета: 70 км скорость полета: 1100−1300 км/ч высота полета: 60 км стартовая масса: 4040 кг совокупность управления: независимая, с радиолокационной головкой самонаведения

На протяжении разработки комплекса в первый раз в мире реализован подводный старт крылатой ракеты. Рекомендован для избирательного поражения надводных целей с подлодки, находящейся в подводном положении. Ракета имеет раскрывающееся под водой крыло, длительно трудящийся твердотопливный маршевый двигатель и всецело независимую совокупность наведения.

Статья «Крылатые ракеты: история лидерства» размещена в издании «Популярная механика» (№73, ноябрь 2008).

Часть 1: Патроны 7,62 и 5,45 (ящик, цинк, пачка, разборка и распил)


Похожие статьи, которые вам понравятся: