Современный подход в изучении каббалы

Обновленный подход в изучении и изложении каббалы начал формироваться в ХХ веке. Методику духовного постижения, пригодную для современного человека, смог создать великий каббалист, фактически, отечественный современник, рав Йегуда Ашлаг, взявший имя Бааль Сулам, по заглавию собственного комментария «Сулам» на «Книгу Зоар».

История развития каббалистической методики

08_Видео фрагмент

08_Аудио фрагмент

Кроме глубочайшего духовного опыта, его труды отличает воистину неповторимая широта обсуждаемых тем и впечатляющий комплект научных фактов о строении мироздания. Разглядывая такие мировые проблемы, создатель акцентирует внимание, только, на предназначении и роли человека. Будучи создателем нового подхода к трактовке работ АРИ, Бааль Сулам считается основоположником современной каббалистической науки.

Им создано более десятка больших произведений.

Рис. 1.8.1. График зависимости развития эгоизма довольно временной оси (продолжение).

Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам) появился в Варшаве в 1884 г. и уже с ранних лет был отмечен преподавателями как человек, без конца стремящийся к раскрытию тайн мироздания. Он поражал собственных наставников блестящим знанием основополагающих произведений иудаизма, и тем, что освоил подлинники трудов выдающихся западных философов, а также Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше и Маркса.Современный подход в изучении каббалы Потом в собственных статьях он сравнит их идеи с позицией каббалы.

По окончании Первой Мировой, в первой половине 20-ых годов двадцатого века, Бааль Сулам покидает Польшу и перевозит собственную семью в Палестину. Сходу по прибытии в Иерусалим он отправляется в старую каббалистическую школу «Бейт Эль», в течение 200 лет являвшуюся центром изучения данной совокупности знаний. Но Бааль Сулам скоро разочаровывается в иерусалимских каббалистах, уровне их образования и самом подходе к преподаванию и изучению данной науки.

Оценив ситуациюи видя духовное падение весов, он захотел поменять движение исторического развития, что не предсказывал, согласно его точке зрения, ничего, не считая наступления новой трагедии и еще более лишений и страшного периода страданий. Бааль Сулам собирает группу учеников и начинает писать книги, где ставит целью обучение методике верного разумного существования и восприятия реальности в ней. Еще в Польше Бааль Сулам стал известен как великий знаток каббалы, ученик умнейших каббалистов, продолжавших цепочку передачи каббалистических знаний по окончании Бааль Шем-Това.

Во второй половине 20-ых годов XX века Бааль Сулам отправляется в Лондон, где в течении двух лет трудится над созданием комментария на книгу АРИ «Древо судьбы», что именуется «Сияющий лик». Целый данный период он ведет оживленную переписку со собственными учениками, растолковывая им в письмах ключевые принципы духовной работы человека[21].

Возвратившись в Иерусалим (1928), Бааль Сулам преподаёткаббалу и писать собственный монументальный труд, а спустя пара лет издает трактат «Учение Десяти Сфирот». Десять сфирот – это внутренняя структура мироздания, включающая в себя духовный мир, души и наш мир, населяющие миры.

Книга «Учение Десяти Сфирот» складывается из шести томов (в общем итоге более чем 2000 страниц) и включает в себя все, что было создано каббалистами в течении всей истории существования данной науки. В отличие от своих предшественников, Бааль Сулам составил собственный труд, строго придерживаясь всех канонов отвлечённого книжки: в том месте имеется перечень контрольных ответов и вопросов для самопроверки, словарь определений, основных понятий и терминов, ссылки и алфавитный указатель на письменные источники.

В первой части книги Бааль Сулам излагает сущность поставленной им перед собой задачи: «В собственном анализе я попытался растолковать десять сфирот, как этому научил нас божественный мудрец АРИ – в соответствии с их духовной чистотой, свободной от каких бы то ни было осязаемых понятий – дабы любой начинающий имел возможность приступить к изучению науки каббала и не потерпеть неудач по обстоятельству материализации значений слов или других неточностей. Так как познание десяти сфирот есть базисным для осмысления остальных вопросов данной науки» [22].

В собственных работах Бааль Сулам неизменно стремился выразить внутреннюю сущность каббалы, очистить от примитивных средневековых представлений о ней, как о магии и мистике полной абсурдных фантасмагорий и чудес. Он видел в данной науке замечательное орудие, талантливое поменять человека и послужить его совершенствованию.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века Бааль Сулам приступает к созданию комментария на «Книгу Зоар», называющиеся «Перуш Сулам» (букв. «Комментарий лестницы»). Не обращая внимания на ухудшение состояния организма, он в течение тринадцати лет трудится по восемнадцать часов в день. О цели создания этого фундаментального комментария Бааль Сулам пишет в «Предисловии к Книге Зоар»:

«Из сказанного выше можно понять незнания духовной и причину тьмы, обнаруживаемых в отечественном поколении: это случилось вследствие того что люди прекратили изучать науку каббала…

Я знаю, что обстоятельство пребывает в том, что упала вера, в особенности вера в великих мудрецов поколений, а книги каббалы и «Книга Зоар» полны примеров, забранных из отечественного мира. Исходя из этого появляется ужас, что вреда будет больше, чем пользы, потому, что легко возможно начать воображать себе овеществленные образы.

Это обязало меня сделать подробные комментарии на произведения великого АРИ, а сейчас и на «Зоар», и этим я всецело ликвидировал ужас, потому как прояснил все духовные понятия, отделив их от какого именно бы то ни было материального представления, выведя их за рамки времени и пространства (как убедятся изучающие), чтобы разрешить любому простому человеку изучать «Книгу Зоар» и умножать разум в ее свете.

Я назвал данный комментарий «Сулам» (Лестница), потому, что у него такое же назначение, как у и лестницы: в случае если перед тобой красивая вершина, то, дабы встать к ней и получить все сокровища мира, не достаточно только лестницы. Но лестница не есть целью сама по себе, по причине того, что, в случае если остановишься на ее ступенях и не будешь подниматься дальше, то не выполнишь задуманное.

Так и с моим комментарием к «Зоар»: я не ставил собственной целью разъяснить всю глубину «Книги Зоар» так, что нереально было бы выразить большего. Я желал только указать путь и сделать из этого комментария управление к действию для каждого человека, дабы он смог с его помощью встать, вникнуть в глубину и заметить сущность «Книги Зоар». Лишь в этом содержится цель моего комментария» [23].

По окончании выхода в свет книги «комментарий Сулам на книгу Зоар», Й. Ашлаг взял имя «Бааль Сулам» (букв. «обладатель лестницы» в духовный мир). Так принято среди мудрецов каббалы – именовать человека не по имени собственному, а по его наивысшему достижению.

Посвятив всю собственную жизнь распространению каббалы, и покинув по окончании себя драгоценный материал, в котором изложена вся современная каббалистическая методика, величайший каббалист XX века Бааль Сулам умер в 1954 году. Он смог обработать, изложить и преподнести нам все каббалистические источники в том виде, что пригоден как раз для нас, его современников.

Не обращая внимания на то, что Бааль Сулам жил в наши дни, с его творческим наследием происходило совсем то же самое, что с «Книгой Зоар» и с трудами АРИ. Часть исходников была собрана, часть запрятана в подвалах, часть сожжена, но они до сих пор всплывают «» и публиковаться. Сейчас остается большое количество неопубликованных источников Бааль Сулама, каковые на данный момент подготавливаются к публикации.

Бааль Сулам есть последним звеном в цепочке великих каббалистов древности, он стоит на стыке будущего поколений и прошлого.

РАБАШ

Дело отца продолжил его старший сын, Барух Ашлаг (РАБАШ). Он появился в 1906 году, и, будучи еще ребёнком, переехал с отцом из Польши в Иерусалим, обучаясь у него всю собственную жизнь. По окончании смерти Бааль Сулама, РАБАШ издал полный комментарий «Сулам» и остальные рукописи отца, а после этого, сам начал писать статьи по методике внутренней работы человека, стремящего постичь подлинную действительность.

До него ни один каббалист этого не делал. В собственных работах РАБАШ дал подробное описание этапов духовного пути человека. Потом из них был составлен пятитомник «Этапы постижения» (Шлавей Сулам).

Помимо этого, РАБАШ передал нам неповторимые записи объяснений духовных состояний человека, взятых им от отца, каковые он так и назвал «Услышанное» (Шамати).

РАБАШ умер в 1991 году.

Наровне с трудами Бааль Сулама, его работы являются нужным письменным источником по каббале: их изучение раскрывает перед человеком подлинную картину окружающей действительности и выводит его на как следует другой уровень разумного существования в гармонии с природой, при полной реализации собственного высшего назначения – постижения плана творения.

Стадии развития жажд

Отечественная история началась с возникновением на земле человека и развитием у него эгоистического жажды наслаждаться. На начальной стадии это было желание нулевой степени – в нем человек чувствовал только импульс к удовлетворению телесных потребностей, практически подобных с теми, какими владеет животное: семья, секс, еда, кров, тепло. В таком жажде человечество развивалось в течение тысяч лет.

Чем эгоистичнее становилось желание наслаждаться, тем меньше времени требовалось на его реализацию, и происхождение следующего. В нашей жизни мы замечаем немыслимое повышение данной скорости: каких-нибудь сто лет назад на перемены, каковые на данный момент происходят мгновенно, требовалось в десятки раза больше времени.

Человек начал развиваться – от телесных жажд к более сильным, последовательно преодолевая соответствующие этапы, пока не достиг жажды к Высшему состоянию – последней стадии развития эгоизма. Жажды, сменяющие друг друга в течении всего становления человечества, таковы:

  • телесные,
  • к достатку,
  • к почестям, власти,
  • к знаниям,
  • к Высшему

Эгоистическое развитие жажд – тупиковая ветвь эволюции

09_Видео фрагмент

09_Аудио фрагмент

Рис.1.9.1. График зависимости уровней жажды от временной оси

Сейчас человечество находится на этапе, что каббалисты предрекали с самого зарождения каббалистической науки (приблизительно, с XVIII в. до н.э.). Они говорили, что, начиная с 1995 года, в человеке появится внутренний порыв к высшему наполнению, знанию, потому, что, по большей части, к этому времени он уже исчерпает собственные способы и предыдущие желания их удовлетворения.

В последовательных кругооборотах судеб человек прошел все периоды развития собственного эгоизма. Сейчас, не смотря на то, что в нем и присутствуют в смешенном виде все прошлые жажды, жажда Высшего наполнения превалирует над всеми остальными: человек начинает все явственнее чувствовать, что не приобретает удовлетворения от осуществления прошлых удовольствий.

В «Книге Зоар» сообщено, что на последней стадии собственного развития человечество придет к ответу, что Верховный мир есть как раз той областью, где оно должно существовать. Из-за чего люди не могли сделать таковой вывод раньше, а лишь на данный момент начинают чувствовать это желание? Возможность развиваться, начиная с первого уровня эгоистического жажды, существовала задолго до появления «Книги Зоар», в эру древних философов – в VII–IX вв. до н.э.

Но, по многим причинам, каббала не смогла предложить древним народам путь нужного исправления эгоизма в любой момент его роста.

Философы древности, не смотря на то, что и изучали науку каббала, не приняли ее на вооружение в качестве способа практического исправления природы человека, и мир развивался , движимый только силой неисправленного эгоистического жажды. Об этом писал Иоганн Рейхлин в собственной книге «De arte cabbalistica»: «Мой преподаватель Пифагор, папа философии, все таки перенял собственный учение не от греков, а скорее от иудеев. Исходя из этого он должен быть назван каббалистом… И он первенствовал , кто перевел слово «Каббала», малоизвестное его современникам, на греческий язык словом «философия».

В «Книге Зоар» сообщено, что это произведение останется скрытым от человечества до конца XX века, в то время, когда эгоизм достигнет таковой ступени развития, что человек сам убедится в его опасности и неплодотворности. Иначе, человек не отыщет в отечественном мире ничего, что наполнило бы его эгоизм. Оба эти ощущения вынудят его прислушаться к рекомендациям, каковые предлагает каббала.

Необходимость раскрытия каббалы

10_Видео фрагмент

10_Аудио фрагмент

Тест

1. Как именовалась первая каббалистическая книга?

а. – «Книга Создания»;

б. – «Тайный Ангел»;

в. – «Книга Зоар»;

г. – «Духовный поиск».

2. На каком языке написана «Книга Зоар»?

а. – на арамейском;

б. – на иврите;

в. – на арабском;

г. – на греческом.

Полезно ли православному человеку изучать каббалу?


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: