Спасение капрала форда

В январе 2006 года Джон Рид, глава Минобороны Англии, отправил в афганскую провинцию Гильменд 3300 солдат. Выступая в Палате общин, он надеется, что английские армии покинут Афганистан, не сделав ни одного выстрела. Этим чаяниям не суждено было сбыться: уже между октябрём года и 2006 июнем английские парашютисты в Афганистане израсходовали в битвах 450 000 патронов, 10 000 снарядов и 6 500 мин.

А 15 января 2007 года, ровно десять лет назад, в Афганистане началась одна из самых дорогостоящих и драматических операций по спасению в истории английской армии.

Война «за речкой»

Власть активистов движения Талибан над большей частью Афганистана была официально свергнута еще в ноябре 2001 года. Но уже скоро президент нового Афганистана Хамид Карзай взял неофициальное прозвище «глава горадминистрации Кабула», по причине того, что не считая столицы он практически ничем не руководил. А большой частью государства правилиактивисты движения Талибан.

Но, не особенно разбираясь в «сортах» боевиков, «активистами движения Талибан» англичане именовали и участников перемещения Талибан, и приверженцев Аль-Каиды (деятельность обеих организаций признана террористической и запрещена на территории РФ), и участников других группировок.

Провинция Гильменд, снабжать контроль над которой вызвались англичане, занимает территорию размером с Ирландию. Среди вторых провинций Гильменд заметно выделялся сбором практически половины афганского опиума. Кроме того бесперебойное снабжение английского контингента, что прибыли к месту назначения в апреле 2006 года, воображало собой значительную проблему.

В случае если людей ко мне возможно было перебросить по воздуху Чинуками «и» транспортными «Геркулесами», то любой гаечный ключ и каждую палатку приходилось практически тащить по суше из пакистанского порта Карачи. Такое путешествие длиной более чем в полторы тысячи километров занимало в условиях тамошнего распутья приблизительно 20 дней.

Спасение капрала форда
Бронированный транспортер-вездеход «Викинг» английских армии в Афганистане
defenceindustrydaily.com

В свое время коммунистический «ограниченный контингент» пробовал осуществлять контроль Гильменд, имея тут 12 тысяч «активных» штыков. Английские «товарищи по несчастью» имели возможность выделить конкретно для боя менее четверти из контингента неспециализированной численностью в 3300 человек. Первоначально разведка предполагала, что силы активистов движения Талибан в Кандагаре и Гильменде равны порядка тысячи бойцов.

Но к августу 2006 года оценки лишь для Гильменда возросли до 10 000.

По свидетельствам самих британцев, любой их блокпост преобразовывался в мини-Аламо, ночь и день обстреливаемый из РПГ, стрелкового оружия и миномётов. Временами доходило и до рукопашных схваток.

Британцы имели возможность убивать активистов движения Талибан до бесконечности. Но не могли победить этим войну. В случае если присутствие чужих армий делало жизнь местных жителей хуже — непременно обитатели переходили на сторону активистов движения Талибан.

Афганцам необходимо было предложить лучшую судьбу, чем им снабжала торговля опиумом при активистах движения Талибан — но как это сделать, никто толком не знал.

«Апачи» Туманного Альбиона

До тех пор пока стратегически новая война в Афганистане входила в мрачный тупик, тактически дела обстояли также далеко не блестяще. Солидную часть помощи сухопутных армий с воздуха приходилось делать единственной эскадрилье английских ударных вертолетов «Апач» из восьми автомобилей.

Теоретически дневная телекамера на «Апаче» с повышением в 127 раз имела возможность прочесть номер автомобиля с дистанции более чем 4 км. А ночной тепловизор разрешал различить пятна горячей крови с расстояния около километра. Новейший радар в ночи и любое время дня имел возможность распознавать на расстоянии до восьми километров более тысячи целей и определял 16 наиболее значимых из них для одновременного обстрела ракетами класа Земля-Земля Hellfire.

Так, эскадрилья из восьми «Апачей» в теории за считанные секунды имела возможность стереть с лица земли 128 танков. Неприятность заключалась в том, что в Афганистане у активистов движения Талибан не было столько танков, а чуть ли не за каждым пехотинцем приходилось охотиться раздельно.

Приземление «Апача» на базе в Афганистане
wikimedia.org

Еще одной проблемой стало то, что Британия решила не закупать вертолеты у США, а строила их сама. Само собой разумеется, двигатели «Роллс-ройс» давали практически на треть больше мощности, чем у AH64D американского производства. А складные лопасти винта разрешали базировать вертолеты на судах.

Но такая красота обходилась в 46 млн. фунтов (!) за штуку. «Апач» был вторым по цене боевым летательным аппаратом Британии по окончании истребителя-бомбардировщика «Тайфун» ценой в 62 млн. (а 1 фунт в то время стоил около $1,8). Подготовка каждого пилота-вертолетчика обходилась бюджету еще в 3 млн. фунтов, и из 800 производимых в Англии ежегодно военных пилотов только 24 имели возможность руководить «Апачем».

не меньше дорогим и сложным было обслуживание новейших автомобилей. Любой летный час «Апача» стоил 20 000 фунтов и потребовал 32 человеко-часов наземной работы. В обслуживании 8 вертолетов эскадрильи «Апачей» были задействованы 18 четырехтонных грузовиков и один восьмитонный, 7 трейлеров, 5 топливозаправщиков, 3 автопогрузчика, 2 мотоцикла, 5 «техничек» и пожарная машина.

Одна-единственная управляемая ракета Hellfire стоила как гоночный автомобиль, наряду с этим она имела возможность перенести строго определенное количество вылетов. Исходя из этого неосторожный пилот по окончании боевого вылета в полной мере мог иметь неприятную беседу с оружейником на тему «из-за чего ты выпустил левую ракету, которой еще летать и летать, а не правую?» В совокупности все эти факторы очень многое растолковывают в обрисованных ниже событиях.

В то время, когда все пошло не так

К январю 2007 года постоянные стычки с активистами движения Талибан надоели английскому руководству, и оно создало операцию уничтожения противника и поэтапного вытеснения в направлении с юга на север. На начальной стадии, 11 января, англичане удачно разбомбили позиции активистов движения Талибан в Коштае. Вторым этапом стала атака крепости Джагрум (Jugroom) в пустыне Гермсир, на крайней юге Гильменда.

Эта крепость длиной 200 м и шириной 100 м была выстроена большое количество столетий назад и имела стенки толщиной около метра.

Активисты движения Талибан применяли ее как место для отдыха и перевалочную базу. Съемки с разведсамолета Nimrod MR2 продемонстрировали, что крепость сравнительно не так давно была перестроена и была хорошо обжита.

Теоретически замысел операции был несложен и красив. Предварительно крепость накрывают порядка 45 тысячь киллограм бомб с американских стратегических бомбардировщиков В-1, вылетавших с базы Диего-Гарсия в Индийском океане. В случае если выжившие активисты движения Талибан захотят сражаться — примерно в часа ночи 15 января с ними будут иметь дело морпехи (120 человек роты «Зулу» из 45-го батальона коммандос) на бронированных вездеходах «Викинг» при помощи «Апачей», БРМ «Скимитар» и 105-мм гаубиц с близлежащей базы.

Пехота втыкает флаг в остатки форта, провоцируя тем самым соперника, и перед самым восходом солнца скоро отступает, подставляя контратакующих активистов движения Талибан под удары с воздуха. Казалось бы, что может пойти не так?

Фото крепости Джагрум http://community.battlefront.com/

Для начала, пехота опоздала с выдвижением — до шести часов утра. И уже в начале восьмого пришло сообщение о пятерых раненых. Скоро утраты уточнили — четверо раненых, один боец пропал без вести.

По описанию вертолетчиков, крепость была опустошена тяжелыми бомбами — не считая сторожевой башни на северо-востоке и главного строения. «Апачи» добили сохранившиеся постройки ракетами, а бегавших поблизости активистов движения Талибан — пушками.

Дюжина «Викингов» пересекла реку, на берегу которой стояла крепость, уже утром. Автомобили остановились у пролома, проделанного 900-кг бомбой в южной наружной стенке. Но в то время, когда пехота попыталась прорваться вовнутрь, пятерых бойцов накрыло очередью из пулемета.

Остальных прижало к почва огнем автоматов и РПГ.

Пламя велся и из сёл рядом, каковые не подверглись бомбардировке. Атака при свете дня, при неподавленном сопернике больше не имела смысла, и пехотинцы по приказу отошли. Закрывая их отход, два «Апача» расстреляли практически все снаряды.

И лишь по окончании подсчета воинов «по головам» стало известно, что один боец из пятерых раненых, капрал Мэтью Форд, пропал без вести.

Мэтью Форд
https://www.gov.uk

Высоко над полем боя нарезали круги Nimrod и беспилотный Predator. Но лишь в то время, когда на смену первой паре «Апачей», у которых кончалось горючее, прилетела свежая, стали вероятными детальные поиски. Вертолетчики, рискуя взять гранату из РПГ, наконец нашли пропавшего.

Он лежал на боку, в каске и бронежилете, с закрытыми глазами и немного открытым ртом.

Тепловизор показывал, что Форд еще теплый, видимых следов смерти не было. В случае если капрал был ранен, его необходимо было выручать как возможно стремительнее. Но как?

Верхом на вертолетах

Пехота никак не имела возможности продвинуться. Обещанное наземное подкрепление запаздывало, а время шло. Снаряды на «Апачах», подавлявшихактивистов движения Талибан, доходили к концу.

Транспортные вертолеты «Чинук» были уже заняты на вторых операциях, да и сажать громадный небронированный вертолет в месте, где и боевые «Апачи» понижались с опаской, было наверняка суицидом.

В этот самый момент один из пилотов внес предложение сумасшедший замысел, в соответствии с которому «Апачи» должны были взять на борт по паре добровольцев из морпехов и высадить их прямо в крепость. Те должны были подобрать раненого, по окончании чего на тех же вертолетах улететь. Замысел смотрелся хорошо, но была одна значительная неприятность: в «Апачах» не предусмотрено места для десанта в вертолета.

За 16 лет боевого применения никто ни разу не возил пехотинцев на «Апачах». В теории у них была «скобы и» аварийная упряжь чуть сзади кабины для эвакуации сбитых летчиков. Но летчики хотя бы приблизительно воображали себе, что такое летать «на», а не «в» вертолете, а тут предстояло без всякой подготовки взять на борт неподготовленных пехотинцев.

Схема участия вертолетов «Апачах» в операции у крепости Джагрум
http://www.telegraph.co.uk/

На помощь прилетел штурмовик А-10. Он спикировал на выходы из туннелей, где скрывались активисты движения Талибан. Попадания из известной семиствольной пушки ощущались как маленькое землетрясение.

Гул стрельбы было слышно на пара километров около.

Это дало время вертолетчикам слетать к пехотинцам, где уже вызвались четверо добровольцев. Наскоро растолковав, как пристегнуться к скобам, пилоты забрали импровизированный десант и полетели обратно к крепости.

Тем временем ближайшую деревню, из которой вели пламя активисты движения Талибан, накрыли 900-кг бомбой со стратегического бомбардировщика В-1. В клубах дыма и пыли затем взрыва один «Апач» сел прямо в крепости, второй по неточности приземлился у северной стенки вместо западной. Третий вертолет закрывал их сверху.

Пехотинцы при помощи выскочивших из автомобилей вертолетчиков под сопровождение разрывов и очередей гранат подобрали товарища и пристегнули его к машине. В 10 часов 43 60 секунд утра вертолеты взлетели. Вся наземная часть операции по спасению длилась пять мин. десять секунд.

На «Апачах» еще оставалось по 20–80 снарядов к пушкам и по нескольку неуправляемых ракет. Один экипаж расстрелял по большому счету все, что было на борту. Спасение Мэтью Форда обошлось «Апачам» (лишь по цене израсходованных снарядов) приблизительно в полтора миллиона фунтов.

Такова неспециализированная цена полутора тысяч снарядов, 62-х неуправляемых ракет и 18-ти ракет Hellfire. Из данной суммы более чем 300 000 фунтов было «выстрелено» вертолетчиками меньше чем за 60 секунд, на протяжении отхода.

Помимо этого, три 105-мм гаубицы за время операции расстреляли 430 фугасных и 20 осветительных снарядов. Американские бомбардировщики B-1 скинули шесть 450-кг и восемь 900-кг бомб. Штурмовики А-10 израсходовали 1500 снарядов, 7 неуправляемых ракет, три 250-кг бомбы воздушного подрыва и две управляемые бомбы.

На поле боя насчитали 40 трупов активистов движения Талибан.

Видео спасения с камер вертолетов попало в массмедиа и стало очень популярным

Первый же вопрос, что задало руководство возвратившимся пилотам — для чего они рисковали собой, пехотинцами и двумя сорокамиллионными автомобилями для спасения воина… что был уже мертв? Да, Мэтью Форд был убит. Оставался вопрос — в то время, когда.

И кем.

По окончании вскрытия тела стало известно, что четверо воинов были ранены, а Форд убит очередью из английского пулемета. Один из стрелков, находившихся сзади «Викингов», сделал вывод, что слышит выстрелы со стороны пролома, развернул пулемет в его сторону и открыл огонь. Форд взял 7,62-мм пулю в бицепс, пулю в пулю и грудь в голову.

Последняя пуля, в голову, должна была убить его фактически сразу же.

Но, потому, что эта пуля разбилась на части, была ли это пуля из той же роковой очереди, либо она была выпущена позднее активистами движения Талибан — осталось малоизвестным.

Разразился скандал. Стало известно, что принимавшая участие в штурме рота, пребывав на родине, кроме того не тренировалась для ведения боев в далекой азиатской стране. А в самом Афганистане она занималась патрулированием в Кабуле.

Оказалось, что командир роты стал ее начальником только за 30 дней до отправки в Афганистан.

Что подразделения роты ни при каких обстоятельствах не упражнялись совместно с применением боевых патронов. Что командующий английским контингентом молил о подкреплениях, но управление ему отказало. Исходя из этого и было нужно «затыкать дыру» кем придется.

Капитан Том Оуэн, пилот «Апача», севшего в крепости, занял место «За выдающиеся лётные заслуги» (The Distinguished Flying Cross), как и капитан Ник Борн, закрывавший огнем высадку. Вторые пилоты, штаб-сержант Кит Артур и уоррент-офицер Марк Роулингс, были награждены Армейскими крестами. Капитан Дэйв Ригг, сапер, летавший на «Апаче», также взял Армейский крест.

Морпехи, летевшие вместе с ним, не взяли ничего. Командир роты морской пехоты, которая опоздала и с атакой, и со спасением, был снят с должности — первый случай в английских вооруженных силах за десятки лет.

26 октября 2014 года Англия заявила о завершении собственного участия в операции в Афганистане.

Литература:

  • https://ukforcesafghanistan.wordpress.com/
  • Lewis Damien. Apache Dawn: Always outnumbered, never outgunned. Sphere, 2008.
  • Macy Ed. Apache. HarperCollins, 2008.
  • Helicopter rescue marine was shot by friendly fire because of inadequate training. http://www.dailymail.co.uk/
  • Poor training, confusion and friendly fire, the real story behind brave Apache rescue. https://www.theguardian.com
  • UK troops ‘to target terrorists’ http://news.bbc.co.uk/

Гравити Фолз — Кем он оказался — Серия 11, Сезон 2


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: