Специфика и роль чувственного познания общественного человека

Процессы чувственного восприятия, каковые смогут показаться очень несложными, в действительности весьма сложны. Правильно, что при рассматривании определенного предмета, к примеру данной помещения, этого стола, этого дома и т.п., в дело включаются органы зрения. Но лишь ли они?

Мы наблюдаем на данный предмет, и отечественное видение (как и слышание, осязание, обоняние) тесно, неразрывно связано с нашим отношением к данному предмету.

Мы принимаем его как прекрасный либо ужасный, симметричный либо асимметричный, приятный либо неприятный, нужный либо вредный.

Мы слушаем музыку. Само собой разумеется, это факт, свидетельствующий о функционировании органов слуха, потому что без работы органов слуха принимать музыку нереально. Непременно, узнаваемые природные предрасположения (наличие либо отсутствие природного слуха, другими словами особенное устройство органов эмоций) ответственны для музыкального восприятия, а в особенности для музыкального творчества.

Но, сообщив о функционировании уха и слухового аппарата, мы ничего не сообщили о вправду людской содержании процесса чувственного восприятия музыки.

Во-первых, сам объект восприятия, музыка, — итог людской деятельности, что различается от эры к эре, от народа к народу и т.п. Во-вторых, и свойство человека к восприятию музыки — итог его включения в сферу культуры, приобщения к миру культуры, общения с другими людьми.Специфика и роль чувственного познания общественного человека

Так, восприятие музыки отдельным индивидом — это подлинно человеческий процесс, появившийся на протяжении совместной деятельности людей и зависящий от многих предпосылок культурного опыта. Это этап и итог многовекового развития людской культуры.

В то время, когда мы видим человека, принимаем его действия и поступки либо замечаем публичные события, механизм восприятия еще более усложняется. Красота, справедливость, прогрессивность и многие, многие другие понятия, которые связаны с ними установки и отношения незримо включаются в процесс наблюдения, восприятия таких объектов, в процесс их конкретно-чувственного освоения.

Функционирование органов эмоций — нужная объективная предпосылка познания, которая серьёзна в отношении того, что без нее познание нереально. До тех пор пока органы и мозг эмоций функционируют исправно, мы можем не подмечать их роли. Но их роль делается очевидной при повреждениях органов эмоций (особенно при врожденных).

Эти примеры говорят о внутренней мощи людской познания в его способности и целом восполнять физическое несовершенство людской организма. Так как люди, кроме того от природы лишенные свойства видеть либо слышать, смогут быть в полной мере полноценными людскими существами, развивая в себе рационального мышления и способности познания (а также во многих случаях — свойства воспроизведения мыслей и образного выражения). А вот индивиды, каковые были от природы одарены в полной мере исправно функционирующими органами эмоций, но в силу неповторимого стечения событий с самого рождения были изолированы от людской сообщества (такие редкие случаи в науке обрисованы и изучены), фактически теряют свойство к познанию.

В людской чувственном восприятии имеется еще один серьёзный элемент, что свойствен лишь человеку и не видится у животных. Человек способен охватить взором, наглядно представить себе не только то, что видел собственными глазами: чуть ли не большинство его чувственного опыта включает образы, каковые почерпнуты из описаний, сделанных вторыми людьми.

В наш век средств и быстрого развития образования массовой информации эта характерная лишь для человека свойство пользоваться чувственным опытом вторых людей, усваивать и передавать общечеловеческий опыт и тем самым раздвигать границы видимого и слышимого мира стала практически неограниченной. В данном факте четко видно значение настоящего сотрудничества многих и многих людей для создания чувственного опыта каждого человека. Тут кроме этого делается очевидным универсальное значение языка с его возможностью передавать конкретные образы при помощи слов.

Значение языка в познании по большому счету, в чувственном познании в частности огромно. Достаточно заявить, что человек, чьи органы эмоций приходят в контакт с каким-либо материальным объектом, уже владеет языком, соответственно, и навыками в потреблении понятий, каковые вместе с формами языка являются результатомаккумуляции, обобщения и накопления предшествующего исторического опыта.

Язык во многом организует и формирует чувственное познание: через язык осуществляется (причем часто бессознательно, как бы машинально) подключение отдельных фактов чувственно-эмпирического опыта каждого конкретного человека к знаниям о отношениях и существенных связях того настоящего мира, в котором живет и действует человек. Любой человек — уже за счет того, что он владеет языком, — фактически повседневно опирается на многовековой опыт обработки тех чувственных данных, каковые он приобретает при ярком столкновении с предметами, явлениями, фактами судьбы. Речь заходит об обработке при помощи понятий, конкретное содержание которых, выраженное в языковой форме, он усваивает, включаясь в публичную судьбу, в совокупность существующей в его обществе культуры, в совокупность имеющихся в обществе знаний.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: