Спецназ «реджиа аэронаутика»: прицел на мальту

Хронология и даты значимых военных событий

Английский «непотопляемый авианосец» – Мальта – был настоящим бельмом на глазу для руководства государств Оси на Средиземноморском театре боевых действий. Нейтрализовать его, организовав морскую блокаду и нанося авиаудары, никак не получалось. В начале 1942 года о захвате острова действительно задумались итальянцы, каковые приступили к планированию десантной операции.

Успешная реализация операции «С3» – таковой шифр взял замысел по захвату Мальты – потребовала наличия намерено подготовленных десантных частей. Таковыми уже располагали сухопутные армии (10-й полк «Ардити»), флот (полк морской пехоты «Сан-Марко»), фашистская милиция (десантная несколько, обученная высадке с моря) а также карабинеры (парашютный батальон).

Собственного отрядом специального назначения не имелось только у «Реджиа Аэронаутика» – в это же время, необходимость создания особого десантного подразделения в составе ВВС диктовалась отнюдь не прихотью авиационного руководства, а тактической целесообразностью. Такое подразделение должно было осуществить захват и последующую оборону одного из мальтийских аэропортов, обеспечив прибытие транспортных самолетов. Для более четкой координации действий десантников с авиацией было нужно создать отряд конкретно в составе ВВС.

Штурмовой полк «Амедео д’Аоста»

12 мая 1942 года на базе парашютной школы в Таркуинии был создан 1-й парашютный отряд Королевских ВВС (1. Reparto Paracadutisti della Regia Aeronautica), скоро переименованный в 1-й штурмовой парашютный батальон (1. Battaglione d’Assalto Paracadutisti).

Если судить по заглавию, это подразделение численностью около 300 человек предназначалась для захвата серьёзных объектов.

Но мало захватить объект (к примеру, аэропорт) – его нужно ещё и удержать. Тут на помощь штурмовому батальону должна была придти вторая часть – инженерный батальон «Лорето» (Battaglione Riattatori «Loreto»), организованный на аэропорте Камери 10 июня 1942 года. В нем было около 850 человек.

В отличие от «штурмовиков», персональный состав батальона «Лорето» не проходил парашютной подготовки и предназначался для высадки посадочным методом. Фактически, наименование Riattatori возможно перевести, скорее, не как «саперный» (саперы в итальянской армии именовались Guastatori), а как «восстановительный». В этом отображалась специфика назначения части – скоро вернуть захваченный аэропорт, подготовив его к приему самолетов.

Спецназ «реджиа аэронаутика»: прицел на мальту
Полевые занятия подразделений Штурмового полка «Амедео д’Аоста»
Источник: nembo.info

Потому, что оба десантных батальона должны были функционировать в единой связке, логичным смотрелось их объединение в составе полка. Это случилось 16 ноября 1942 года, в то время, когда был организован Штурмовой полк Королевских ВВС «Амедео д’Аоста» (Reggimento d’Assalto della Regia Aeronautica «Amedeo d’Aosta»). К этому времени структура 1-го штурмового парашютного батальона (начальник – полковник Эдвино Далмас) была следующей:

  • штаб (начальник штаба – капитан Альдо Молино);
  • взвод управления;
  • технический взвод;
  • 1-я рота (начальник – лейтенант Ринальдо Мессина);
  • 2-я рота (начальник – лейтенант Франческо Ринальди);
  • 3-я рота (начальник – лейтенант Карло Карфанини).

Батальон «Лорето» (начальник – полковник Сальваторе Сковенна) имел следующую структуру:

  • штаб (начальник штаба – лейтенант Ренато Ваннутелли);
  • техническая рота (начальник – капитан Джорджио Бискончини);
  • 1-я рота (начальник – капитан Валерио Джианноне);
  • 2-я рота (начальник – капитан Джулио Маньи);
  • 3-я рота (начальник – капитан Розолео Маниси);
  • 4-я рота (начальник – капитан Карло Ветрелья).

Полковник Эдвино Дальмас
Источник: nembo.info

Батальоны различались не только численностью личного состава, но и его качеством, которое было значительно выше в штурмовом батальоне (в отличие от батальона «Лорето», он комплектовался добровольцами). В случае если бойцы штурмового батальона вооружались 9-мм пистолетами-пулеметами «Беретта», то штатным оружием батальона «Лорето» являлись 6,5-мм карабины «Каркано» мод. 91TS.

Имелось у «Лорето» и тяжелое оружие – 18 станковых и 30 ручных пулеметов, а его техническая рота располагала кроме того зенитной батареей из шести 20-мм пушек «Бреда» мод. 35. Бойцы батальона «Лорето» носили серо-голубые мундиры ВВС, и были экипированы чехословацкими касками М32/34 (захваченными в качестве трофеев в Югославии в первой половине 40-ых годов двадцатого века; в югославской армии они обозначались как М39).

Бойцы штурмового батальона носили камуфлированные десантные блузы по типу германских, прыжковую экипировку дополняли десантная каска, кожаные ботинки и наколенники.

Солдаты батальона «Лорето» носили серо-голубые мундиры ВВС, и были экипированы чехословацкими касками М32/34. Сержант на переднем замысле вооружен ручным пулеметом «Бреда» мод. 30
Источник: milistory.net

К моменту создания полка «Амедео д’Аоста» замыслы захвата Мальты потеряли актуальность. 8 ноября 1942 года войска антигитлеровской коалиции начали операцию «Торч» – высадку в Северной Африке. Вместо десанта на Мальту штурмовому парашютному батальону уже 12 ноября (за четыре дня до официального создания полка «Амедео д’Аоста») было нужно отправиться в Тунис.

17 ноября батальон усилил немецко-итальянские армии, державшие оборону в районе Джебель-Абиод. Итальянские парашютисты сражались бок о бок со собственными германскими сотрудниками из боевой группы «Витциг», возглавляемой майором Рудольфом Витцигом – храбрецом рейда на бельгийский форт Эбен-Эмаэль в мае 1940 года. Штурмовой батальон более семи дней удерживал собственные позиции, понес большие потери, комбат Дальмас был ранен.

В последних числахНоября остатки батальона эвакуировали в Италию.

отряд специального назначения ADRA

В начале 1943 года на базе остатков штурмового парашютного батальона организовали часть особого назначения ADRA (Arditi Distruttori della Regia Aeronautica). Амплуа части поменялось – сейчас вместо захвата объектов она предназначалась для диверсионно-рейдовых действий. Для ADRA отобрали около 300 человек из двух тысяч добровольцев.

Первый этап подготовки они состоялись в Таркуинии, где обучались парашютному делу.

Для получения соответствующей квалификации требовалось совершить шесть прыжков в разных условиях: днем (четыре раза с различных высот), а также в лунную и безлунную ночи. Употреблялись парашюты IF41/SP (Imbracatura Fanteria 1941/ Scuola di Paracadutosmo) – новая военный модель, превосходившая по надежности парашюты типа «Сальвадор», употреблявшиеся в итальянских ВВС. Конструкция IF41/SP, равно как и техника исполнения прыжков, была «подсмотрена» у немцев.

Для ADRA поставлялись парашюты с двумя вариантами окраски куполов: камуфляжной для дневных прыжков и тёмной – для ночных.

По окончании прохождения курса парашютной подготовки рекрутов ADRA направляли в саперную школу в городе Чивитавеккья. Тут главный акцент делался на осуществлении диверсий на вражеских аэропортах, причем кроме тривиального применения подрывных зарядов десантники обучались выведению самолетов из строя и без помощи взрывчатки (на случай, в случае если снаряжение будет утеряно при высадке). Помимо этого, бойцы отрабатывали бой и рукопашный бой с применением стрелкового оружия – штатных пистолетов-пулеметов «Беретта», и зарубежных образцов (британских, американских и германских).

Боец ADRA в полном снаряжении для десантирования парашютным методом
Источник: digilander.libero.it

К лету 1943 года отряд ADRA завершил прохождение подготовки. В то время он насчитывал 14 офицеров, 24 унтер-офицера и 270 рядовых. Первоначально отрядом руководил капитан Аральдо Ди Ангелис, позднее его поменял выздоровевший полковник Эдвино Дальмас.

В организационном отношении ADRA складывался из взвода управления и трех рот, в каждой из которых имелось девять боевых патрулей численностью по девять бойцов.

Против вражеских аэропортов

Первая боевая операция ADRA, целью которой были аэропорты союзников в Северной Африке, прошла в июне 1943 года. Для принятие участия в ней выделили десять патрулей, каковые должны были нападать семь аэропортов. Аэропорты «Бенина-1» и «Бенина-2» в районе Бенгази являлись целями патрулей лейтенанта Баккаро, младших лейтенантов Бальмаса и Комиза (исходной точкой для них был аэропорт Ираклион на острове Крит).

Патрули младшего лейтенанта Дельи Эффетти и сержанта Карраретто должны были атаковать аэродром «Кастель-Бенито» (Триполи), а патруль сержанта Ди Джусто – аэропорт «Эль-Дьем» в Ливии (эти три группы стартовали с аэропорта «Гербини» на Сицилии). Из Салон-де-Прованса в оккупированной Франции стартовали группы младших лейтенантов Марвулли и Конфетто, целями которых являлись аэропорты «Тафарауи» и «Блида» в Алжире.

Наконец, алжирский аэропорт «Бискра» должен был стать целью для патрулей старших сержантов Пенначчиотти и Страмаччиони (исходной точкой для них был аэропорт «Дечимоманну» на Сардинии). 9 июня все участники будущей операции собрались на аэропорте «Мирамаре» под Римини для прохождения инструктажа.

Несколько коммандос ADRA перед учебными прыжками
Источник: digilander.libero.it

Сначала все пошло не по замыслу – аэропорт «Гербини» подвергся налету вражеской авиации, стёршей с лица земли часть пребывавших в том месте самолетов. В следствии патрули Дельи Эффетти и Карраретто остались без средств доставки и в операции не принимали участие. Большая часть вторых групп были выкинуты на большом расстоянии от намеченных территорий.

К примеру, патруль Баккаро высадился в 40 км от места назначения и на следующий сутки был захвачен в плен.

Подобная будущее ожидала и другие патрули – с той только отличием, что одни из них были нейтрализованы сразу же по окончании десантирования, а другие спустя пара дней. Патрули Бальмаса и Комиза при десантировании были рассеяны, и их бойцы попали в плен поодиночке. Избежать данной участи удалось только двум из них – Вито Просиде и Франческо Карнелю.

Продолжив исполнение задания, они к утру 18 июня вышли к цели – аэропорту «Бенина» («Бенина-1» либо «Бенина-2» – правильные данные в источниках отсутствуют). Посвятив целый сутки наблюдению за объектом, двое отважных итальянцев под покровом темноты пробрались на аэропорт и занялись тем, для чего и была задумана операция: выведением из строя вражеских самолетов. По различным данным, Просида и Карнель сумели стереть с лица земли от 17 до 25 четырехмоторных бомбардировщиков.

Уйти безнаказанными диверсантам не удалось – при отходе они были увидены местным обитателем, что сдал их англичанам, и попали в плен.

Десантирование патруля ADRA с самолета SM.82
Источник: digilander.libero.it

Рейд против североафриканских аэропортов стал единственной боевой операцией ADRA. Из девяноста бойцов, выделенных для принятие участия в нем, только двое смогли выполнить задание. Успех Просиды и Карнеля наглядно демонстрирует, какой урон возможно нанесен кроме того минимальным числом прекрасно подготовленных диверсантов.

Возможно лишь предполагать, каковы были бы последствия, если бы хоть добрая половина патрулей высадилась в установленных территориях и смогла выйти к объектам атаки.

Обстоятельства провала операции кроются в очень необычном отношении итальянского руководства к вопросам обеспечения секретности. С одной стороны, диверсанты не могли шепетильно изучить подходы и объекты атаки к ним – соответствующие карты были выданы им только на один сутки, а после этого изъяты. С другой – персональный состав, подготавливавшийся к операции, не был изолирован.

Бойцы вольно выходили в город Римини, «расслабляясь» в компании местных девушек легкого поведения. В итоге сведения о намечавшейся диверсионной акции просочились в английскую разведку, которой удалось кроме того установить фамилии начальников большинства патрулей.

По окончании капитуляции Италии 8 сентября 1943 года около двухсот бойцов ADRA принимали участие в обороне от немцев парашютной школы в Таркуинии, и аэропортов Черветери и Витербо. По окончании нескольких суток противостояния большая часть из них перешло на сторону немцев, позднее составив костяк парашютных частей Итальянской социальной республики.

Начальник ADRA полковник Дальмас сначала был арестован немцами, но по окончании вмешательства генерала Вальтера Барентина, знавшего Дальмаса ещё по битвам в Тунисе, его выпустили на свободу. Потом Дальмас стал одним из организаторов парашютных частей «Республики Сало».

Литература:

  1. Crociani P., Battistelli P. P. Italian Army Elite UnitsSpecial Forces 1940–43. – Oxford, 2011
  2. Gaweda M. Jednostki specjalne (spadochronowe) Regia Aeronautica // Technika Wojskowa Historia. – 2013. – №1
  3. lonesentry.com/articles/ttt/italian-air-force-assault-regiment.html
  4. digilander.libero.it/avantisavoiait/Arditi%20Distruttori.htm

ГУ НП в Кировоградской области атакует — командир роты полиции Кунерт Дмитрий Андреевич


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Зенитные ракеты во вьетнаме: первая кровь

    Ровно полвека назад, 24 июля 1965 года, у вьетнамского местечка Бави Шонтэй в 50 км к западу от Ханоя боевой реактивный самолёт F-4C Фантом был в первый…

  • Битва под пилявцами: «а позора – на тысячу миллионов…»

    «Но урона в имуществе и снаряжении у нас больше чем на 7 миллионов, а позора – на тысячу миллионов, потому что при богобоязненных военачальниках и…

  • Чертов мост

    14 сентября 1799 года в 6 часов утра А. Суворов выступил с корпусом Дерфельдена из Госпенталя, в селении Урзерн соединился с Розенбергом и направил…