Сражение авианосцев, которое не состоялось

Весной 1942 года Япония пребывала на пике собственной военной мощи. флот и Императорская армия разгромили силы Англии, США, Нидерландов и всецело обладали стратегической инициативой. В первых числах Апреля японское ударное соединение авианосцев адмирала Нагумо показалось в Индийском океане.

Английский флот, скованный борьбой с Италией и Германией, имел возможность выделить для борьбы с данной угрозой только незначительные силы.

И однако лётчики и английские моряки решили кинуть вызов неприятелю, что пользовался славой непобедимого.

Силы и замыслы сторон

В феврале 1942 года Англия потерпела самое тяжёлое и унизительное поражение в собственной военной истории: сдалась крепость Сингапур. Разгром в Малайе привёл к тому, что в плен к японцам попало более 100 тысяч английских, индийских и австралийских военнослужащих. Главная позиция в Азии, которую британцы усиливали десятилетиями, была потерянной.

быстрое падение и Захват Сингапура голландских баз в Индонезии открывали японцам путь в Индийский океан. Уже в начале Марта Адмиралтейство заявило английскому правительству, что следующей целью соперника станет остров Цейлон.

Всё это означало, что Англии нужен сильный флот в Индийском океане. Но судов критически не хватало, поскольку Королевскому ВМФ приходилось в один момент сражаться с Италией и Германией. В распоряжение командующего Восточным флотом адмирала сэра Джеймса Сомервилла, назначенного на данный пост в последних числахМарта, безотлагательно передавались свободные боевые единицы, включая голландские и австралийские суда.

На бумаге корабельный состав смотрелся большим, но его настоящая боевая сокровище не вызывала иллюзий у умелого фронтовика Сомервилла. Тем более что британцы всерьёз опасались японского морского десанта на Цейлон. По окончании войны Уинстон Черчилль писал:

«Самым страшным моментом войны, позвавшим у меня громаднейшую тревогу, был тот, в то время, когда японский флот направлялся к морской базе и Цейлону на острове. Захват Цейлона, установление вражеского контроля над Индийским океаном и угроза захвата Германией Египта в то же самое время означали бы, что кольцо замкнулось, и будущее смотрелось самым мрачным».

Сражение авианосцев, которое не состоялось
Карта главных событий японского рейда в Индийский океан, 1942 год. Цифрами обозначены: 1) воздушный удар по Коломбо 5 апреля; 2) потопление английских тяжёлых крейсеров 5 апреля; 3) воздушный удар по Тринкомали и потопление английского лёгкого авианосца 9 апреля; 4) действия японских рейдеров в Бенгальском заливе 5–6 апреля.
ibiblio.org

Ядром Восточного флота были четыре линейного корабля типа «R» — ветхие тихоходные суда, имевшие не сильный ПВО. На их фоне выделялся линейный корабль Warspite — кроме этого ветхий, но прошедший полную модернизацию и прекрасно продемонстрировавший себя в битвах на Средиземном море. Британцы не забывали о печальной судьбе линейного корабля Prince of Wales и линейного крейсера Repulse, а потому попытались обеспечить артиллерийским судам воздушное прикрытие.

Для данной цели они смогли выделить только два тяжёлых и один лёгкий авианосец с самолётами, каковые значительно уступали японским по всем чертям. эсминцы и Крейсеры представляли собой «коллекцию» судов различных типов (по большей части устаревших), каковые ни при каких обстоятельствах не действовали совместно. Сомервиллу было нужно поделить флот на две группы: быстроходную и «медленную», дабы хоть как-то сбалансировать собственные силы.

Осмотрительный адмирал решил разместить собственные суда не на Цейлоне, как в большинстве случаев, а в тайной базе на атолле Адду (Мальдивские острова).

Соединение «А» (быстроходное) строилось около новых тяжёлых авианосцев Indomitable и Formidable, авиагруппы которых в целом насчитывали 33 истребителя (Sea Hurricane, Fulmar, Martlet) и 46 торпедоносцев Albacore. Эскорт снабжали линейный корабль Warspite (под флагом адмирала Сомервилла), два тяжёлых и два лёгких крейсера, шесть эсминцев.

Соединение «B» («медленное») под руководством адмирала Алджернона Уиллиса складывалось из четырёх ветхих линейных кораблей (Ramilles, Resolution, Revenge, Royal Sovereign), ветхого лёгкого авианосца Hermes (без авиагруппы — другими словами практически невооружённого), трёх лёгких крейсеров и восьми эсминцев. Помимо этого, у Сомервилла имелись шесть подводных лодок. Единственным относительным преимуществом, которым имели возможность похвастаться британцы, было наличие у них поисковых радаров на некоторых торпедоносцах Albacore — теоретически это давало шанс на успешную атаку ночью либо в непростых погодных условиях.

Строй судов Восточного флота: за линкором Warspite идут тяжёлый авианосец Formidable, линейные корабли Resolution и Royal Sovereign.
iwm.org.uk

Состояние наземных сил обороны Цейлона кроме этого не внушало оптимизма. В столице острова Коломбо имелись 38 истребителей Hurricane, 12 флотских истребителей Fulmar, 11 бомбардировщиков Blenheim и 8 летающих лодок Catalina. В военно-морской базе Тринкомали базировались 16 истребителей Hurricane, 16 флотских истребителей Fulmar, 16 торпедоносцев Swordfish (авиагруппа авианосца Hermes) и 4 летающие лодки Catalina.

Из расшифрованного радиоперехвата английская военно-морская разведка получила данные о том, что атака Цейлона вероятна 1 апреля — именно на эту дату и ориентировался адмирал Сомервилл, пробовавший поймать соперника ночью, дабы иметь хоть какие-то шансы на успех. Командующий Восточным флотом сформулировал собственный замысел следующим образом:

«Я планирую держать флот в море как возможно продолжительнее, дабы не появляться пойманным в гавани. Кроме этого я собираюсь избегать дневного боя и постараюсь нанести торпедный удар ночью. Я не планирую предпринимать действий, каковые не дают надёжных шансов на успех».

Английская разведка была права, в то время, когда предвещала наступление японцев на Цейлон в начале Апреля 1942 года. Однако японская «Операция “С”» (такое условное наименование она взяла) не подразумевала высадку морского десанта на остров, чего опасались британцы.

Для воздушного удара по Цейлону и найденным английским боевым судам предназначалось ударное соединение адмирала Тюити Нагумо, складывавшееся из пяти тяжёлых авианосцев (Akagi, Hiryu, Soryu, Shokaku, Zuikaku) — всего 105 истребителей А6М, 114 пикирующих бомбардировщиков D3A и 123 торпедоносца B5N. Эскорт включал в себя четыре линейных крейсера (Kongo, Haruna, Kirishima, Hiei), два тяжёлых и один лёгкий крейсер, девять эсминцев. Действия против судоходства в Бенгальском заливе поручались рейдерскому соединению адмирала Дзисабуро Одзавы: лёгкий авианосец Ryujo (12 истребителей А5М и 15 торпедоносцев B5N), пять тяжёлых и один лёгкий крейсер, восемь эсминцев, четыре подводные лодки.

Ударное соединение Нагумо в Индийском океане. В голове идут авианосцы, за ними следуют линейные крейсеры.
combinedfleet.com
Атака Коломбо. Несостоявшийся бой авианосцев

30 марта 1942 года соединения адмирала Сомервилла начали поиски соперника к юго-востоку от Цейлона. Планировалось, что самолёты с авианосцев смогут атаковать японцев в ночь на 1 апреля. К несчастью, эти разведки были ошибочными, и никаких следов вражеских судов отыскать не удалось.

2 апреля Сомервиллу было нужно принимать сложное ответ, и он приказал временно завершить операцию.

Необходимо принимать в расчет тот факт, что кое-какие из его судов были в нехорошем состояниии не могли продолжительно функционировать в условиях тропической жары (к примеру, все четыре ветхих линейного корабля типа «R»). Утром 3 апреля основные силы Восточного флота направились в тайную базу на атолле Адду, а тяжёлые крейсеры Dorsetshire и Cornwall ушли в Коломбо (первый — для ремонта, второй — для сопровождения конвоя в Австралию). Лёгкий авианосец Hermes направлялся для чистки котлов в Тринкомали, его сопровождал австралийский эсминец Vampire.

Ударное соединение Нагумо вышло в море с индонезийского острова Сулавеси лишь 26 марта, и его действия не были полностью разгаданы английской разведкой. Найти основные силы британского Восточного флота японцы не смогли — но, они к этому и не стремились. Нагумо действовал по собственному графику, предполагавшему воздушную атаку Коломбо утром 5 апреля.

Кое-какие историки утверждают, что удар намерено планировался в сутки Пасхи, дабы застать защитников города неожиданно, но данное вывод спорно. Но, совсем неожиданной атаки не получилось: 4 апреля в 16:00 японские авианосцы, пребывавшие в 640 км к югу от Цейлона, нашла летающая лодка Catalina. Её скоро сбили истребители воздушного патруля, но пилот (канадский сквадрон-фаворит Леонард Бирчелл) успел передать сообщение.

Английская пропаганда прославила лётчика как «спасителя Цейлона» — к счастью, ему и участникам его экипажа удалось выжить в японском плену.

Леонард Бирчелл в кабине собственной летающей лодки.
iwm.org.uk

Адмирал Сомервилл приказал собственному быстроходному соединению покинуть остров Адду и постараться выйти на позицию для перехвата японских авианосцев — от соперника его отделяли практически 1000 км. Что же касается «медленного» соединения, то оно выяснилось связано тихоходными и капризными линейными кораблями типа «R» и фактически не имело шансов вступить в бой. Тем временем штаб обороны Коломбо приказал судам и кораблям покинуть гавань: британцы весьма опасались «второго Пёрл-Харбора».

Крейсеры Dorsetshire и Cornwall, сравнительно не так давно пришедшие в порт, получили приказ уходить на юг для соединения с главным флотом. Но, нельзя сказать, что британцы имели возможность встретить неприятеля во всеоружии: по малоизвестным до сих пор обстоятельствам радары ПВО были неисправны (в качестве оправданий именуют то несвоевременный ремонт, то дефицит запчастей, то отсутствие персонала).

Утром 5 апреля с японских авианосцев встали 36 истребителей А6М, 38 пикирующих бомбардировщиков D3A и 53 лёгких бомбардировщика B5N. Ударом руководил капитан второго ранга Мицуо Футида, ранее руководивший атакой гавани Пёрл-Харбора. По окончании 7 часов утра самолёты показались над Коломбо.

Из-за таинственной неисправности радаров в воздухе японцев встретили только восемь британских истребителей — остальным «харрикейнам» и «фулмарам» было нужно взлетать на протяжении атаки бомбардировщиков B5N, под ударами истребителей эскорта. Тем временем пикирующие бомбардировщики D3A атаковали гавань Коломбо. Не обращая внимания на противодействие «харрикейнов», пикировщики потопили ветхий эсминец Tenedos и вспомогательный крейсер Hector.

Портовые сооружения серьёзно не пострадали.

Бой завершился по окончании 8:30, по его итогам японцы заявили об уничтожении 39 истребителей и 8 разведывательных «свордфишей», перехваченных в воздухе. Британцы признают утрату 21 и 6 автомобилей соответственно. Со своей стороны, из 24 английских заявок на победу японцы признали лишь пять.

Тяжёлые крейсеры Cornwall (слева) и Dorsetshire (справа) под атакой японских пикирующих бомбардировщиков.
armouredcarriers.com

В 8:30 из Коломбо вылетели 10 средних бомбардировщиков Blenheim, каковые не смогли отыскать японские авианосцы. Японцам же улыбнулась успех: около 10:00 гидросамолёт с тяжёлого крейсера Tone сказал, что видит в море два боевых корабля, сперва опознанных как эсминцы. Это были крейсеры Dorsetshire и Cornwall, шедшие на соединение с Сомервиллом.

Для атаки с авианосцев взлетели 53 пикирующих бомбардировщика D3A — японцы смогли «дотянуться» соперника на расстоянии более 300 км от Коломбо, что выяснилось для британцев неприятным сюрпризом. Начальник Dorsetshire кэптен Огастес Агар вспоминал:

«От отечественного внимания ускользнули боеспособность и радиус действия японских морских самолётов. Мы вычисляли их равными своим, но позднее стало известно, что мы их, увы, недооценивали. Они были фактически вдвое посильнее отечественных самолётов.

Неудивительно, что, в то время, когда 5 апреля мы заметили первого японского “соглядатая” над горизонтом, мы понятия не имели, что они смогут дотянуться нас так на большом растоянии».

В 17:00 планировалась встреча крейсеров с главными силами Восточного фота, что имело возможность бы обеспечить им защиту истребителей. Но японцы подоспели первыми — атака началась в 13:40. Попавшие под удар суда передали Сомервиллу сигнал тревоги, но взять воздушное прикрытие опоздали.

Через считаные 60 секунд они оказались под градом бомб (утверждается, что один лишь Cornwall взял 11 попаданий). Уже к 14:00 оба крейсера тонули, на них погибли 420 человек, ещё свыше тысячи на следующий сутки спасли британцы. Руководивший атакой капитан-лейтенант Такасиге Эгуса позднее издевательски объявил, что топить английские суда было несложнее, чем атаковать корабль-мишень Settsu.

Взлёт торпедоносцев Albacore с палубы тяжёлого авианосца Formidable.
iwm.org.uk

Практически сразу после смерти крейсеров чуть было не состоялся боевой контакт английских и японских авианосцев. К 15:00 быстроходное соединение Сомервилла и ударное соединение Нагумо разделяли около 300 км. В 16:55 разведывательный самолёт с Indomitable нашёл японские суда, но его тут же сбили вражеские истребители, и пилот опоздал передать подробное сообщение.

У английского адмирала показался шанс на воздушную атаку в сумерках, но он не знал приблизительного количества вражеских судов, их строя и курса, а потому не решился поднимать ударные самолёты. Лишь в 18:17 второй патрульный Albacore, чудесным образом ускользнувший от смертоносных «зеро», сказал о двух японских авианосцах в двухстах километрах к северо-западу. Сомервилл приказал идти на сближение и поднял дополнительные разведывательные самолёты, оснащённые радарами.

Сложно сообщить, какими бы имели возможность появляться результаты ночной торпедной атаки, но разведчики японцев не нашли. Ночью английский и японский флоты разошлись в противоположных направлениях на дистанции в 160 км.

Нагумо также не повезло, и он не смог найти английские авианосцы. 6 апреля японское ударное соединение ушло на юг от Цейлона и приняло горючее с танкеров. В данный сутки англичане занимались спасением экипажей погибших крейсеров, а вечером опять подняли в атмосферу разведчиков с радарами — и снова бесполезно.

Поиск, совершённый самолётами с береговых баз Цейлона, кроме этого не дал результата.

Британцы опасались не только вероятной смерти собственных авианосцев в неравном бою, но и налёта японцев на тайную базу Адду, что угрожало «вторым Пёрл-Харбором» (ветхие линейные корабли смотрелись беспомощными против японской воздушной мощи). Утром 8 апреля Сомервилл приказал собственному «медленному» соединению уходить в Кению, а быстроходное соединение отступало в Бомбей. Английский командующий признал поражение, и Адмиралтейство дало согласие с ним.

Но, линкоры и авианосцы Восточного флота скоро опять пошли в бой — уже в мае 1942 года они снабжали высадку морского десанта на остров Мадагаскар, контролировавшийся французами-вишистами.

Палуба тяжёлого авианосца Akagi на протяжении рейда в Индийский океан.
combinedfleet.com
Атака Тринкомали. Действия японских рейдеров

Как стало известно по окончании войны, японцы не знали о английской тайной базе и не планировали атаковать её. Следующей задачей Нагумо стала атака военно-морской базы Тринкомали на Цейлоне. Кое-какие историки утверждают, что планировалось застать в гавани основные силы английского Восточного флота, но сложно сообщить, вправду ли таковой план имел место.

В любом случае вечером 8 апреля практически повторилась обстановка с атакой Коломбо. Японские авианосцы снова были обнаружены патрульной «каталиной», и руководство базы приказало уводить из гавани суда. Так, в море был ветхий лёгкий авианосец Hermes, авиагруппа которого осталась на береговой базе — в корабельном ангаре имелись только два неисправных торпедоносца Swordfish.

Невооружённый корабль шёл в сопровождении австралийского эсминца Vampire 1917 года постройки.

В 6:35 радары ПВО базы Тринкомали сказали о приближении вражеских самолётов, по окончании чего в атмосферу встали 17 «харрикейнов» и 6 «фулмаров». Японская ударная волна складывалась из 41 истребителя А6М и 91 лёгкого бомбардировщика B5N. Раннее оповещение дало британцам кое-какие шансы удачно отразить воздушную атаку.

Японские бомбардировщики атаковали гавань, добившись довольно скромных результатов: им удалось затопить на мелководье один транспорт, повредить монитор Erebus, стереть с лица земли склад снарядов и пара ёмкостей с горючим. Налёт завершился в 8:00. Британцы заявили об уничтожении 11 самолётов, из которых японцы признают не более пяти (утверждается, что один либо два сбитых японских самолёта таранили наземные цели). Из 36 японских заявок на воздушные победы британцами признаны только 8.

Лёгкие бомбардировщики B5N с авианосца Zuikaku на протяжении бомбардировки Тринкомали.
armouredcarriers.com

Как и при с атакой Коломбо, успех ожидал японский флот не в гавани, а в открытом море. Около 8:00 разведчик с линейного крейсера Haruna сказал о том, что видит авианосец, и Нагумо приказал без промедлений кинуть в наступление на него остававшиеся в резерве пикирующие бомбардировщики — 85 D3A в сопровождении шести истребителей. Hermes (а это был именно он) закрывали шесть флотских истребителей Fulmar, каковые заявили о трёх сбитых пикировщиках (ценой смерти одного самолёта).

Увы, японскую атаку, начавшуюся в 10:15, английские лётчики сорвать не смогли. Правильное количество бомб, попавших в ветхий авианосец, неизвестен (довольно часто именуют фантастическую цифру в 40 попаданий), но оно выяснилось очень громадным — уже в 10:55 корабль перевернулся и затонул, погибло около 300 человек. Скоро показались ещё шесть английских «фулмаров», но и они не смогли не допустить избиение.

Покончив с Hermes, японские пикировщики скоро потопили все суда и корабли, пребывавшие поблизости: эсминец Vampire, корвет Hollyhock, два танкера и транспорт. Британцы показывают, что все эти атаки обошлись японцам только в четыре самолёта при двух сбитых «фулмарах», японцы же заявили о пяти стёртых с лица земли английских истребителях.

не сильный утешением для Королевских ВВС выяснилось то, что они первыми В первую очередь войны наконец-то смогли нападать японские тяжёлые авианосцы. В 10:50 на цель зашли 11 средних бомбардировщиков Blenheim, вооружённых 250-кг бронебойными бомбами. Как ни необычно, японцы первоначально не увидели их, и английским лётчикам удалось добиться родных разрывов рядом с авианосцем Akagi.

Лишь затем на бомбардировщики обрушились патрульные «зеро», каковые сбили пять автомобилей (со своей стороны, британцы претендуют на два истребителя, сбитые огнём бортстрелков). Данный бой стал для адмирала Нагумо последним столкновением с соперником на протяжении «Операции “С”», так как главные задачи считались выполненными. Ударное соединение развернуло на восток и уже 13 апреля достигло Сингапура.

Неповторимая фотография, сделанная на палубе гибнущего лёгкого авианосца Hermes.
armouredcarriers.com

Параллельно с боями у Цейлона в Бенгальском заливе проходила операция против английского судоходства, которую вело рейдерское соединение адмирала Одзавы. Эти события были лишены каких-либо драматичных эпизодов по обстоятельству полного отсутствия сопротивления со стороны британцев. 5–6 апреля японцы вели настоящую охоту на беспомощные суда у северо-восточной части береговой полосы Индии.

Всего за два дня вооружённые бомбами самолёты очень5N с лёгкого авианосца Ryujo и разделившиеся на группы японские крейсеры стёрли с лица земли 20 судов неспециализированным водоизмещением 93 247 т и повредили ещё три судна. Помимо этого, лёгкие бомбардировщики с Ryujo нападали маленькие прибрежные города Вишакхапатнам и Какинада — это первенствовалибомбардировки континентальной Индии в годы Второй мировой войны. Никаких утрат рейдеры не понесли и 11 апреля возвратились в Сингапур.

Рейд японского флота в Индийский океан стал очевидной неудачей Англии, у которой не хватало сил, дабы организовать сопротивление. Претензии британской стороны на то, что ей якобы удалось сорвать японский десант на Цейлон, не соответствуют действительности: такая операция просто не планировалась.

Однако поражение английского Восточного флота не стало трагедией — хорошую роль сыграла осторожность адмирала Сомервилла, что не рисковал самые ценными судами. Что касается адмирала Нагумо, то блестящие удачи рейда не отменяют того факта, что он допустил последовательность важных неточностей, повторение которых скоро стало причиной разгрома- японского авианосного флота.

От внимания японцев ускользнуло то, что соперник знал об их появлении у Цейлона и по мере сил пробовал планировать оборону. Со своей стороны, Нагумо не догадывался о действиях вражеских тяжёлых авианосцев и не смог найти их самостоятельно (в частности, в сражении 5 апреля). Парадоксально, но факт: победа японского флота у Цейлона стала необычной репетицией трагедии у Мидуэя, где японцам противостоял более сильный и враждебный соперник.

«Англия будет вести войну с Японией до самого финиша». В 1945 году самолёты с авианосцев Indomitable и Formidable нападали цели на территории Японии.
iwm.org.uk

литературы и Список источников:

  1. http://www.armouredcarriers.com/.
  2. http://www.combinedfleet.com/.
  3. http://www.iwm.org.uk/ (сайт Имперского военного музея Англии).
  4. Kageyama Koichiro. The Third Mobile Operation in the Indian Ocean (C Operation). http://www.combinedfleet.com/articles.htm.
  5. Roskill S. War at sea 1939–45. Volume II: The period of balance. http://www.ibiblio.org/hyperwar/UN/UK/UK-RN-II/index.html.
  6. Somerville J. Report of proceeding of Eastern Fleet from 29th march to 13th April 1942. http://www.armouredcarriers.com/adm-s4682-somervilles-report-of-proceedings.
  7. Stuart R. 20 Ships, Not 23: Ozawa’s Score, 5–6 April 1942. http://www.combinedfleet.com/articles.htm.
  8. Далл П. С. Боевой путь Императорского японского флота. http://militera.lib.ru/h/dull/index.html.
  9. Моррисон С. Э. Американский ВМФ во Второй мировой: Восходящее солнце над Негромким океаном. — М.: АСТ, 2002.
  10. Хорикоши Д., Окумия М., Кайдин М. «Зеро!» Японская авиация во Второй мировой. — М.: АСТ, 2000.

Джеральд Форд — новый класс авианосцев США


Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: