Средневековая корея: золотое королевство силла

По окончании сокрушительного разгрома со стороны Когурё в 475 году стране Пэкче было нужно практически оживать из обломков. Внешние и внутренние распри мешали этому процессу. Тем временем остальные два корейские «королевства» неспешно накапливали силы.

Восстановление Пэкче

По окончании поражения столицу Пэкче было нужно перенести на юг, в Унджин на реке Кымган. Большая часть клана Мок, столь влиятельного при прошлом правитель Кэро, погибшем в 475 году, перебралась в Японию. Фактическую власть захватил второй род, Хэ, что ещё до падения Пэкче с переменным успехом боролся за влияние со собственными соперниками – Мок и Чин.

Представители клана Хэ сделали весьма хороший движение: они заключили альянс с влиятельным кланом Ён, что воображал местную знать равнины реки Кымган, другими словами, в сущности, аристократию новой столицы.

Преемник погибшего вана Кэро, ван Мунджу, продержался у власти всего два года: Хэ и Ён убили его, потому, что он мешал их замыслам. Они постарались возвести на престол собственного ставленника, ещё ребёнка, за которого планировали править сами. Но третий из соперников, клан Чин, также не спал.

Чин кроме этого заключили альянс с местными, с кланом Пэк – могущественным родом из окрестностей новой столицы Унджина.

Чин и Пэк не разрешили Хэ и Ён возвыситься.

Средневековая корея: золотое королевство силла
Три страны в конце V века

В следствии в 479 году на престоле Пэкче был племянник Мунджу – Тонсон-ван. Он кроме этого заключил альянс с местной знатью из равнины реки Кымган – Пэк, Ён и Са – и постарался изолировать ветхую центральную знать (Хэ и Чин). Одновременно с этим Тонсон пробовал поднять престиж собственных родственников, которым семейство Южная Ци (наследница семейства Сун) присваивала пышные китайские титулы.

Наконец, в 493 году Пэкче вступает альянс с страной Силла. Причём это был не просто контракт «о сотрудничестве» — он скреплялся браком правителя с дочерью аристократа из Силла. Все эти меры, без сомнений, стали причиной упрочнению Пэкче.

В следствии продвижение Когурё на юг было остановлено.

Сейчас в этом направлении двигалось само Пэкче.

Форпосты в равнине реки Ёнсанган были усилены, остров Чеджудо попал в сферу влияния Пэкче. Ещё более интенсивными стали торговые и дипломатические контакты с ранними национальными образованиями Японии. Но политика Тонсона, как и политика его предшественника Кэро, была через чур твёрдой для местной знати.

Население было недовольно массовыми мобилизациями в армию и на разные стройки, а у оппозиционной знати имелись индивидуальные предлоги для оппозиционных настроений.

В следствии род Пэк организовал убийство Тонсона.

«Страна золота»

На фоне политических успехов и военных соседних стран, честолюбия и активности аристократии Пэкче и Когурё обитатели Силла выглядят не сильный и пассивными. Но вычислять их таковыми – неточность. Они также обожали отчизну и хотели для неё процветания.

Более того, как раз в Силла появился тот образ патриотизма, что потом стал характерен для всей Кореи. Профессор филологииЛи Орён в собственной книге «В тех краях, на тех ветрах», посвящённой корейскому национальному характеру, так говорит об этом:

«Мы и сейчас не забываем отечественных патриотов и героев, пожертвовавших судьбой во имя страны… Все немногие скульптурные монументы в Корее посвящены в основном людям, сражавшимся за собственную страну и давшим за неё собственные жизни… Европейцев воодушевляют гении культуры и искусства, а корейцев – храбрецы-борцы и воины-патриоты. Британцы обожают сказать: «Лучше мы утратим Индию, но не утратим Шекспира». Для корейцев такая идея неприемлема.

Более того, будь кроме того в Корее таковой великий автор, как Шекспир, мы бы им пожертвовали для Индии, и это не вследствие того что мы не любим мастерство и культуру. А по причине того, что так диктует отечественная история. У нас нет времени было писать стихи и придумывать песни, а необходимо было защищать отечественную почву… Исходя из этого главные темы отечественной поэзии – это любовь к отчизне и преданность правителю. Кроме того в лирических стихах… слово «любимый» свидетельствует не «любимый», а «правитель либо страна…»

Зарождаться такое отношение, как уже говорилось, начало как раз в стране Силла. С середины V века Силла совместно со своим новым союзником, Пэкче, пробует мешать продвижению Когурё на юг, и в итоге Когурё удаётся остановить. В Силла начинают строить линию крепостей на северных и западных границах.

Золотая корона королевства Силла, датируемая V веком

Аристократия Силла – представители рода Ким – занимала все административные посты и высшие военные в стране. Тратить время на раздоры было некогда: Силла всегда угрожали ветхие неприятели – японские пираты.

Тогда же начали складываться легенды о преданных и отважных подданных. Как раз такие предания становились базой нового самосознания обитателей Силла. Говорят о правителе земель на юге страны (город Янсан, окрестности города Пусан) – Пак Чесане: в 418 году он выручил братьев вана Нульджи, каковые попали в заложники к японцам.

В отместку за это японцы сожгли его на костре, но перед этим внесли предложение перейти к ним на работу и так спасти собственную жизнь. Пак Чесан ответил, что лучше станет собакой либо свиньёй в Силла, чем знатным прислужником у вражеского владыки.

Подобные истории объединяли общество – но, конечно, не только они. В 487 году был выстроен Дворец Всевышних – центральный храм, неспециализированный для всего Силла. Он был возведён на месте рождения легендарного «основателя», другими словами прародителя правителей Силла – Пак Хёккосе.

По преданию, данный мифический персонаж показался на свет из яйца и уже в тринадцать лет проявлял неслыханную мудрость. Яйцо это было похоже на тыкву, которую в тех краях именуют «Пак» – из этого и фамилия, эта основателю теми, кто отыскал и вырастил божественного ребёнка. Дворец Всевышних был посвящён обожествлённым предкам кланов Пак и Ким и божествам Земли и Неба.

Чайник в виде дракона, изготовленный в Силла (Национальный музей Кореи, Сеул)

Любопытно кроме этого, что владык Силла, не обращая внимания на сравнительную слабость их страны, окружала роскошь: в захоронениях археологи находят пояса и золотые короны, шикарное оружие, стеклянные сосуды (уникальность для того времени), десятки слуг, убитых на протяжении погребальных церемоний. Исходя из этого японцы не без оснований именовали Силла «страной серебра и золота».

Силла и Пэкче против Когурё

Вооруженные конфликты происходили неизменно, и в «Летописях Силла», наровне с упоминаниями о достижениях в области культуры наподобие «обучили народ пользоваться телегой с бычьей упряжкой», датированного 438 годом, всегда встречаются для того чтобы рода сообщения (440 год): «Напав на южную окраину, люди Вэ захватили военнопленных и ушли». Вэ – это Япония. Через четыре года, в 444 году – новое наступление:

«Летом, в четвёртом месяце, войска Вэ в течение десяти дней осаждали Кымсон, но с истощением продовольствия ушли. Ван желал вывести войска для преследования их, но окружающие заявили, что воинское учение гласит: «Не преследуй голодных разбойников»… Не послушавшись совета, ван повёл пара тысяч наездников на преследование неприятеля и к востоку от Токсана вступил в сражение и потерпел от неприятеля полное поражение: более половины солдат было перебито, а растерявшийся ван кинул лошадь и пешком взобрался на гору, которую неприятели окружили плотным кольцом. Но внезапно настала кругом такая темень от туманов, что ничего не было возможности разобрать кроме того на расстоянии шага, исходя из этого неприятели сочли это за тайное знамение… и отошли назад».

Нападения «людей Вэ» – японских пиратов – на города Силла были таким нередким явлением, что в прибрежном районе были выстроены новые крепости и приведены в порядок боевые суда. По большому счету же крепостей в летописях перечисляется много: возводятся новые, приводятся в порядок и ремонтируются ветхие. Описываются и конфликты с Когурё, как большие, так и локальные. Так, в 450 году имел место неприятный инцидент:

«В то время, когда когурёский пограничный полководец охотился на Сильчжикской равнине, глава крепости Хасылла – Самчжик выслал солдат и убил его втайне. В то время, когда услышал об этом когурёский ван, он очень разгневался. Прибывший от него посол передал: «С того времени как я и великий ван установили дружественные отношения, мы лишь радовались.

Но сейчас вы отправили солдат и убили отечественного пограничного полководца.

Как это осознавать?» После этого, собрав войска, он напал на отечественную западную границу, исходя из этого ван Силла в униженных словах принёс ему извинения. И тогда люди Когурё удалились».

Через четыре года случилось очередное столкновение на протяжении нападения Когурё на северную границу Силла, а ещё через год, в 455 году, в то время, когда Когурё нападало Пэкче, ван Силла отправил собственные войска на помощь последнему (другими словами Пэкче).

Чайник в виде наездника, изготовленный в Силла (Национальный музей Кореи, Сеул)

В 474 году на протяжении важного конфликта между Когурё и Пэкче ван Силла снова постарался оказать помощь Пэкче, но бесполезно: «Когурёский ван Корён лично повёл войска и напал на Пэкче. Пэкческий ван Кёнса отправил сына Мунчжу прося о помощи, исходя из этого ван Силла послал войска на выручку, но они ещё не успели дойти, а столица Пэкче пала, Кёнса был убит». В 481 году – новый эпизод:

«Люди Когурё вместе с Мальгаль (будущими маньчжурами) напали на северную окраину и захватили семь крепостей… а после этого двинули войска дальше… Отечественные войска (т.е. войска Силла) и вспомогательные войска из Пэкче… отражали их, разделившись по дорогам. Неприятель потерпел поражение и отошёл, и при преследовании разгромили его… Было отрублено свыше тысячи голов».

Кстати, отрубание голов упомянуто в летописи как ответственное событие не просто так: «голова», фактически, свидетельствует «степень». Считается, что солдат, отрубивший одну вражескую голову, получает одну степень. С этим как словно бы связана характерная лишь для страны Силла совокупность сословного деления – колъпхум («уровень качества кости», т.е. «уровень качества происхождения»).

Аристократия именовалась «священная кость», «подлинная кость», а ниже следовали номерные категории «тупхум», что свидетельствует «уровень качества головы» либо «ранг головы».

Но, иначе, эта сословная иерархия, связанная прежде всего с происхождением людей и слабо сочетавшаяся с конфуцианскими представлениями, имела возможность иметь источником как раз отсталость Силла с неизжитым влиянием родового строя.

Отсталое государство

Если сравнивать с двумя вторыми из трёх стран Силла пребывало в наименее удачном положении. Расположение Пэкче было самым удобным для контактов с Китаем: к северу пребывали китайские округа Наннан и Тэбан, не отделённые от Пэкче естественными преградами, а Жёлтое море снабжало малейший путь до полуострова Ляодун. А ведь как раз из Китая в Корею шёл прогресс: новые идеи и новые технологии, религиозные и политические.

Когурё округ Наннан (в 313 году) и вместе с ним восприняло китайскую культуру, прежде всего – письменность. Буддизм пробрался в Когурё уже в 372 году и не так долго осталось ждать стал национальной религией – религией объединения страны. К пятому веку Когурё совсем оформилось как государство, занимавшее целый север Корейского полуострова.

Более того, одно время в Когурё кроме того бытовала точка зрения, в соответствии с которой не Китай, в частности Когурё есть Срединным страной, другими словами фактическим центром вселенной.

Золотые серьги — шедевр ювелиров Силла

На фоне столь блистательных соседей Силла выглядит достаточно уныло. И это не обращая внимания на тот факт и блеск золота, что среди трёх стран Силла славилось обработкой сокровищ (тогда как Когурё известно постройкой, первым делом, крепостных стен, а Пэкче – производством оружия: имеется, над чем призадуматься).

И буддизм был воспринят в Силла позднее всех – в середине VI века. Силла было самый удалено от Китая и потому китайское влияние распространилось тут существенно позднее. До VI века, фактически, это государство именуется не «Силла», а «Саро», и основной город, столица этой страны назывался «Сонаболь», «Сораболь», «Сояболь» – все они означают «столицу страны».

Характерно, что наименование «Сеул» (правильнее – «Соул») происходит от слова «Сонаболь».

Так каким же образом произошло, что «последние стали первыми»? Как отсталое государство Силла превратилось в Объединённое Силла, в «королевство», которому суждено было стать первым единым страной на территории Корейского полуострова? До этого успеха оставалось ещё больше века.

Корейский полуостров ожидали новые бури, которым, но, не удалось стереть с лица земли самобытность зарождающегося корейского этноса.

Продолжение

Корейское государство и его соседи в эпоху Силла и Корё


Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: