В средневековье базу кодификации католического церковного права составил труд болонского монаха Грациана, предпринятый в середине XII века, — Concordantia discordantum canonum (Согласование несогласованных канонов). Данный труд потом был назван Декретом Грациана.
Грациан собрал Правила Апостолов, Вселенских и Поместных Соборов, Поместных Соборов Западной Церкви, настоящие и фальшивые папские декреталы, отрывки из творений Отцов Церкви, из пенитенциалов, извлечения из Корпуса Юстиниана и из франкских капитуляров.
Само наименование труда Грациана говорит о рвении автора доказать при помощи схоластических приемов непротиворечивость противоречащих, на первый взгляд, правовых норм, заключенных в различных источниках. Грациан сам формулирует те либо иные церковно-правовые нормы, а каноны, папские декреталы и другие источники завлекает как доводы для обоснования собственных формул — так называемых dicta Gratiani (сообщённое Грацианом).
Декрет разделен на три части: в первой говорится об источниках церковного права, после этого о должностях и священных лицах; содержание второй части образовывает учение о церковном суде, о браке и о покаянии; в третьей части речь заходит о церковных таинствах и о богослужении.
Декрет Грациана был положен в базу школьной программы канонического права. В церковно-правовой практике он начал рассматриваться как неспециализированный универсальный источник права Католической Церкви.
Позднейшие законы — папские декреталы (буллы и бреве) и распоряжения Соборов, авторизованные папами, планировали в так называемых collectiones decretalium (сборники декреталов). Составлялись они под надзором пап. Во всех этих сборниках материал распределялся по одной схеме, в 5 разделах: Judex (судья), Judicium (суд), Clerus (клир), Connubia (брак), Crimen (правонарушение).
В первом разделе обращение шла о церковных должностях, во втором — о судах, в третьем — о монахах и клириках, в четвертом — о браке, в пятом — о наказаниях и церковных преступлениях.
Недочёт сборников заключался, но, в том, что частично дублировался материал, помещенный в других сборниках, частично они содержали противоречивые нормы. Это затрудняло пользование ими. Исходя из этого в 1234 г. отец Григорий IX распорядился собрать все папские декреталы в единый свод, распределив материал по все тем же пяти разделам, и приказал пользоваться этим сводом в церковных учреждениях, школах и судах.
Сборник стал называться Decretalium Gregorii IX (noni), либо Декрет Григория IX, составив вторую часть Corpus juris canonici (Корпуса канонического права), в первую часть которого был включен Декрет Грациана.
В 1298 г. отец Бонифаций VIII распорядился собрать декреталы пап, изданные по окончании Григория IX, и включить их в его Декрет в качестве шестой книги, не обращая внимания на то, что компиляция Бонифация сама, со своей стороны, поделена на 5 тематических разделов — книг (libri).
В 1313 г. отец Климент V собрал распоряжения Вьенского Собора 1311 г. и собственные декреталы и опубликовал их называющиеся Седьмая книга (liber septimus). Но потом данный сборник стал называться Constitutiones Clementinae (Распоряжения Климента, либо Климентины).
Климентины и Сборник Бонифация составили третью часть хорошего католического Корпуса канонического права. Данный Корпус изучали во всех средневековых европейских университетах, в особенности основательно в Болонье и Париже. Преподавание канонического права заключалось в чтении текста, к которому доктором наук делались дополнения, так именуемые paleae, по имени ученика Грациана Палеа, что первым стал их делать к Декрету собственного учителя.
На текст давались толкования — глоссы. Глоссы вносились и в самые тексты, причем записывались или на полях — glossae marginales, или между строчков — glossae interlineares.
Глоссы предшественников удерживались новыми глоссаторами. Так составлялись особенные книги, в которых помещался непрерывно расширяющийся комментарий на текст — apparatus (аппарат). По окончании пересмотра и просмотра складывался комментарий, принятый школой, так называемая glossa ordinaria (установленная глосса), в отличие от частных толкований.
Из-за неизменно возрастающего невозможности и массива глосс прочесть все книги на занятиях в школе глоссаторы составляли краткие изложения глосс — суммы (summae).
Что же касается фактически законов, по окончании официально изданных компиляций Григория IX, Бонифация VIII и Климента V, частными канонистами в четрандцатом веке были составлены два новых сборника, каковые стали называться Экстраваганты (Extravagantes). Не смотря на то, что формально Экстраваганты не вошли в Корпус канонического права, в большинстве случаев они помещались в сборниках за Корпусом. Позднейшие распоряжения папских канцелярий и пап собирали в так именуемые булларии и компиляции с другими заглавиями.
В хороший Корпус канонического права вошло большое количество фальсификатов, занесенных в него через Декрет Грациана из Лже-Исидорова сборника. Помимо этого, множество законов Корпуса не имел возможности использоваться в новое время ввиду того, что светское право в католических и тем более некатолических странах уже исключало правовые правила, лежащие в базе средневекового Корпуса. К примеру, в далеком прошлом ушел из европейской правовой судьбы принцип неподсудности духовенства светским судам; от современного страны нельзя ожидать, что оно возьмет на себя обязательство предоставлять в распоряжение церковной власти brachium saeculare (светскую руку) для схизматиков и наказания еретиков.
Отдельные части Корпуса, с позиций канонистов нового времени, имеют неодинаковый авторитет. Из Декрета Грациана сохраняли силу в Католической Церкви соборные и святоотеческие каноны и папские декреталы, подлинность которых очевидна. Наоборот, суждения самого Грациана, его dicta, извлеченные из лже-декреталов, и не принятые католиками каноны Старой Церкви уже не имеют необходимой силы.
Сборники папских декреталов, изданные папами Григорием IX, Бонифацием VIII и Климентом V, и в новое время оставались источниками действующего права Католической церкви. Что же касается Экстравагантов, то, будучи частными компиляциями, они сохраняли силу только ввиду авторитетности самих документов, помещенных в них. Исходя из этого распоряжения частного характера, внесенные в Экстраваганты, потеряли силу неспециализированной нормы в отличие от частных рескриптов, вошедших в официальные сборники: они сохраняют силу неспециализированной нормы, выводимой из частного рескрипта, как из прецедента.
Законы, вошедшие в сборники Григория IX, Бонифация VIII и Климента V, относительно друг друга рассматриваются как leges priores и posteriores (законы прошлые и последующие). Что же касается актов, вошедших в один сборник, то, независимо от хронологии их издания, они рассматриваются как одновременные, т.е. позднейшие акты не имеют большей силы, чем прошлые, в случае если те и другие касаются одних и тех же юридических казусов.
Bubalo Đorđe: Time of Dushan’s Zakonik
Удивительные статьи:
- Сознательная стилизация или естественная неправильность речи
- Компетенция мирового судьи
- Научный прогресс и нравственные качества человека
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Православная каноническая оценка системы управления католической церковью
Разглядывая вопрос о структуре высшей власти Католической Церкви, с характерным для нее бесконечным абсолютизмом папских прав, делается совсем ясно, что…
-
Западные источники и сборники церковного права эпохи вселенских соборов
Так первоначально назывались сборники, включающие в себя как каноны, так и гражданские законы по церковным делам. Славянское наименование таких сборников…
-
Западные канонические сборники vii-ix вв
В первой половине VII столетия был составлен Кодекс Испанской Церкви, что приписывается св. Исидору Севильскому (†636 г.). Основанием для таковой…
-
Западные канонические сборники iv-vi вв
Первый латиноязычный канонический сборник, составленный в четвертом веке, включал в себя правила двух Соборов: Никейского и Сардикийского. Правила…