Сталин, церковь и война

Эра правления Сталина была ознаменована беспрецедентными для русской истории преследованиямицерковь. В следствии репрессий 1930-х годов лишились судеб много тысяч православных мирян и священников. Но в 1940-х годах политика Сталина претерпела резкое изменение: преследования стихли, священники приобрели господдержку а также возможность избрать патриарха, место которого пустовало практически 20 лет.

Чем был обусловлен столь радикальный поворот? Как честны спекуляции о «раскаянии» Сталина перед лицом угрозы поражения в Великой Отечественной войне? История взаимоотношений православной церкви и советского государства даёт возможность ответить на данный вопрос без преувеличений и мифов.

Борьба с опиумом для народа

Наровне с разрушением храмов, убийствами и ссылками верующих, правительство проводило менее очевидную политику подчинения церковных иерархов собственной власти. Вначале для данной цели послужила «Живая Церковь» обновленцев — священников, сочувствовавших революционерам и не признававших власть патриарха Тихона. Но, не обращая внимания на их политическую активность, не все советские христиане пошли за раскольниками.

Первая попытка забрать религию под госконтроль закончилась неудачей.

Тогда правительство пошло вторым путём: раз церковьне удалось победить — её необходимо возглавить. Во второй половине 20-ых годов XX века митрополит Сергий (Старогородский), бывший в то время Помощником Патриаршего Местоблюстителя, опубликовал декларацию о сотрудничестве с СССР. Этот ход имел далеко идущие последствия и не имел возможности не возмутить часть мирян и духовенства (прежде всего, в Ленинграде).

Митрополита пробовали отговорить от намечающегося курса «порабощения церкви», к нему отправляли делегации и обращения. Представитель одной из таких делегаций вспоминает реакцию Сергия: «Ну нас гонят, а мы отступаем!

Но мы сохраним единство церкви!» Позиция Помощника Патриаршего Местоблюстителя казалась в то время более чем спорной и стала причиной новому расколу: по стране начало распространяться перемещение «непоминающих» — мирян и священнослужителей, не молившихся на Литургии за митрополита Сергия и гражданские власти. Однако, для народа и истории страны в целом подобная позиция церкви была, скорее, благом.

Сталин, церковь и война
Митрополит Сергий (Старогородский)

Перепись 1937 года даёт основание считать, что потребность советского народа в религии сохранялась вопреки антиклерикальной политике правительства. Из практически 100 тысяч опрошенных на протяжении переписи более половины заявили о собственной вере в Всевышнего. Помимо этого, с учётом воздуха постоянных арестов священников и верующих многие имели возможность от ответа.

По плану правительства, включение для того чтобы вопроса в анкету должно было показать удачи борьбы с «религиозными предрассудками» — и в этом отношении потерпело полный провал. В переписи 1939 года его уже не было.

Не обращая внимания на сохранявшуюся у народа потребность в религии, к концу 30-х годов в СССР осталось менее 100 соборных и приходских храмов. Давление на церковь ослабло лишь с началом Второй мировой, в то время, когда власть поняла необходимость любой ценой сплотить народ перед лицом надвигающейся опасности. Помимо этого, на решение отказаться от тотального уничтожения церкви повлияло вхождение в СССР западных Белоруссии и областей Украины в конце 1939 года.

Закрыть в одночасье множество пребывавших в том месте храмов и монастырей, озлобив против новых хозяев большую часть местных жителей, правительство не решилось.

Священная война

22 июня 1941 года православные отмечали Сутки всех святых, во всех сохранившихся храмах шли праздничные воскресные богослужения. Митрополит Сегрий, ставший к тому моменту Патриаршим Местоблюстителем, сразу же отозвался на ужасные известия о начале войны. В «Послании пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» он обозначил линию поведения, шедшую вразрез с замыслами германских захватчиков предстать «освободителями» русских христиан от гнёта коммунистов. Помощник Патриарха обратился к верующим с этими словами:

«Жалкие потомки неприятелей православного христианства желают ещё раз постараться поставить народ отечественный на колени пред неправдой, обнажённым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью Отчизны, родными заветами любви к собственному Отечеству».

Перед лицом великой опасности народ, церковь и государство сплотил единый патриотический порыв. Благодаря поэту Лебедеву-композитору и Кумачу Александрову Великая Отечественная война вошла в умы советских их потомков и граждан как «Священная война». Призыв к огромной стране подняться на борьбу с «проклятою ордой» рифмуется с другим ответственным произведением сталинской эры — фильмом «Александр Невский», вышедшим за три года до войны и возвратившимся на экраны кинотеатров в первой половине 40-ых годов двадцатого века.

Народу возвращали память о смелой славе предков, талантливой вдохновить на подвиги. Имена Дмитрия Александра и князей Невского Донского, причисленных церковью к лику святых, были неразрывно связаны с той «Святой Русью», которую советская власть вначале пробовала искоренить. Неслучайно и в обращении Станина 3 июля по окончании официального: «Товарищи!

Граждане!» — раздалось непривычное христианское: «Братья и сёстры!» Этими словами традиционно начинаются церковные проповеди.

Священники не исчерпывались молитвами и агитацией прихожан за победу русского воинства. Не обращая внимания на отсутствие у церкви собственных банковских квитанций и официальный запрет заниматься благотворительностью, по всей стране при храмах собирали средства для отправки в Фонд обороны. Митрополит Сергий официально призвал к этому верующих 14 октября, но это было скорее формальностью: священники начали собирать помощь для фронта с самого начала войны.

Всего к лету 1945 года на потребности армии было пожертвовано более 300 миллионов рублей. Учитывая, в каком плохом положении пребывала церковь к 1941 году, данный вклад заслуживает уважения. Раздельно необходимо подчеркнуть общецерковную танковую колонну «Дмитрий Донской» — 40 автомобилей Т-34 челябинского производства — и авиационную эскадрилью имени Александра Невского, созданные на деньги верующих.

Танковая колонна «Дмитрий Донской»

http://pro-tank.ru

До войны правительство стремилось оборвать все связи духовенства с внешним миром, дабы нелицеприятные факты массовых убийств и репрессий по религиозному показателю не просочились наружу. По окончании нападения Германии внешнеполитическая роль Столичной Патриархии существенно возросла. Обстоятельств тому было пара.

Во-первых, СССР к началу войны добилось больших удач в подчинении церкви собственной власти: иерархов осталось мало, каждого из них возможно было проконтролировать. Помимо этого, их связывало соглашение 1927 года о лояльности политике правительства и общепринятое церковное правило — поддерживать существующую власть, какой бы она ни была.

Во-вторых, у патриархии так же, как и прежде оставались важные дипломатические возможности, разрешавшие установить контакты с влиятельными религиозными течениями на Западе. Это возможно было применять и для влияния на антифашистскую борьбу в оккупированной Восточной Европе, и как дополнительный канал для продвижения советской идеологии. Начало данной деятельности было положено в первой половине 40-ых годов XX века посланием патриархии к верующим православных государств: Греции, Румынии, Болгарии, Югославии и других.

В-третьих, союзники СССР по антигитлеровской коалиции проявляли живой интерес к судьбе Православной церкви в Советском Альянсе, и Сталин счёл удачным представить обстановку в лучшем свете.

Встреча в Кремле

1943 год стал переломным как для хода войны, так и для взаимоотношений Русской православной церкви с страной. По окончании победы под Сталинградом интернациональные симпатии были целиком и полностью на стороне СССР. Во время войны авторитет СССР, несшего главную тяжесть противостояния агрессии гитлеровской Германии, неизмеримо вырос.

Сочувствие к сражающемуся народу поменяло в глазах образ и мировой общественности самого страны.

Сталин осознавал, что для предстоящего упрочнения положения СССР возможно задействовать ещё один фактор — церковь. Вечером 4 сентября 1943 года в Кремле глава СССР встретился с митрополитами Сергием (Старогородским), Николаем (Ярушевичем) и Алексием (Симанским). Беседа была важной для обеих сторон: правительство взяло полный контроль над РПЦ, церковь же наконец смогла жёстко узаконить собственное положение.

Митрополит Николай (Ярушевич) благословляет бойцов

http://www.seun.ru

На протяжении двухчасовой встречи Сталин отметил патриотическую деятельность священников и попросил их высказаться о «назревших, но неразрешённых» вопросах. В первую очередь митрополиты подняли проблему избрания патриарха: для этого необходимо было взять одобрение правительства и созвать архиерейский Собор. Сталин такое одобрение дал и внес предложение показать в этом деле «большевистские темпы»: для доставки епископов в Москву были выделены правительственные самолёты.

Именно поэтому стало возмможно избрать нового патриарха уже 8 сентября. Кроме этого были затронуты вопросы о подготовке новых кадров духовенства, издании издания Столичной Патриархии, открытии последовательности церквей, освобождении некоторых архиереев из заключения и механизме пополнения церковной казны.

По всем заявленным проблемам Сталин поддержал позицию митрополитов и давал слово помощь в их разрешении. Но следом пришёл его черед сделать серьёзное объявление: правительство образует особый орган для ответа церковных вопросов — Совет по делам РПЦ под управлением майора госбезопасности Г. Г. Карпова. Так, была сформулирована новая парадигма взаимоотношений православной церкви и СССР: сочетание формальной полного контроля и поддержки.

Патриарх Алексий I и митрополит Николай (Ярушевич) на фоне портрета Сталина

Архиерейский Собор вправду состоялся 8 сентября. Первым по окончании продолжительного перерыва Патриархом всея Руси стал Сергий (Старогородский). Но по вторым вопросам дела шли не так прекрасно: первое распоряжение, разрешающее открыть храм, вышло лишь в феврале 1944 года.

Архиерейский собор 8 сентября 1943 г. В центре, слева направо: митрополиты Алексий (Симанский), Сергий (Старогородский), Николай (Ярушевич)

https://ru.wikipedia.org

Смена правительственного курса в отношении РПЦ не была следствием тягот войны. В первой половине 40-ых годов двадцатого века Сталин думал не о покаянии, а о послевоенном мироустройстве. Церковь стала серьёзным инструментом его интернациональной политики.

Столичная Патриархия сосредоточилась на новых задачах: переводе под собственный контроль заграничных приходов, противостоянии Ватикану, утверждении собственного главенства в христианском мире.

Церковь частично оправдала возложенные на неё ожидания: православные христиане в Восточной Европе стали во всём ориентироваться на Столичную Патриархию, снабжая интернациональную помощь советскому правительству «народной народовластии». Но период столь государства и тесного взаимодействия клириков продлился недолго: во второй половине 40-ых годов XX века внешнеполитический курс Сталина сменился, церковь начала играть менее большую роль и утратила часть взятых преференций.

Использованная литература:

  1. Шкаровский М. В. РПЦ в сталинскую эпоху и Хрущёве (Национально-церковные отношения в СССР в 1939–1964 гг.). М., 1999.
  2. Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997.
  3. Зоберн В. победа и Бог. Верующие в великих войнах за Россию. М, 2014.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Затопление кораблей: методика войны

    БПК «Очаков» пребывал в составе ВМФ России с 1973 по 2011 год, но самую увлекательную собственную миссию выполнил уже по окончании списания. На снимке…

  • Крымская война: китайские пираты и игра по разным правилам

    Картина сложившейся незадолго до Крымской войны обстановки на Дальнем Востоке и Тихом океане будет неполной без упоминания одного факта, что практически…

  • Безумный джек – последний романтик войны

    Его начальники отзывались о нем так: «Доблесть Джона Малькольма Торпа Флеминга Черчилля несколько раз игралась важную роль в финале битвы. Его сила духа…

  • Философия войны

    Карл Филипп Готтлиб фон Клаузевиц был практически обыкновенным армейским, второстепенным деятелем за спиной великих прусских армейских реформаторов –…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: