Стальные змеи cоветского cоюза: колея

    О действиях бронепоездов на фронтах Великой Отечественной известно значительно меньше, чем о действиях танков и артиллерии. Но не обращая внимания на то что в середине XX века эра бронепоездов близилась к концу, на их счету много славных подвигов.
    Бронепаровозы На одной заправке водой и топливом бронепоезд имел возможность преодолеть до 120 км с большой скоростью 45 км/ч. В качестве горючего употреблялись уголь либо мазут. Наряду с этим любой бронепоезд имел два паровоза.

Простой паровоз употреблялся при долгих переездах, а бронированный — на протяжении боевых действий.
Советская бронедрезина Д-2 Употреблялась как самостоятельно, так и в составе бронепоездов

К сожалению, действиям бронепоездов во время ВОВ в отечественной литературе уделено достаточно скромное внимание по с равнению с другими видами оружия. Об участии бронепоездов в битвах за Отчизну говорили статьи А.Н.Манжосова, о подвигах железнодорожников в 1941—1945 годах писал Г. А.Куманев, в первой половине 90-ых годов двадцатого века был издан коллективный труд «Бронепоезда в Великой Отечественной войне». Техническим описаниям бронепоездов кроме этого посвящены статьи и монография М.В.Коломийца.

В это же время интерес массового читателя к бронепоездам довольно большой. Около выставленных на почетную стоянку бронепаровозов и бронеплощадок бронепоездов постоянно толпится большое количество людей, которых интересуют одинаковые вопросы.Стальные змеи cоветского cоюза: колея Что воображало собой неспециализированное устройство бронепоезда периода ВОВ?

Какие конкретно подвиги совершили экипажи бронепоездов?

какое количество бронепоездов было утрачено в битвах и по каким обстоятельствам? Краткие ответы на эти вопросы находятся в данной статье.

Как устроен бронепоезд

Матчасть отечественных бронепоездов в большинстве случаев складывалась из бронированного паровоза, двух-четырех бронеплощадок, площадок ПВО и четырех (реже двух) контрольных платформ.

В большинстве случаев бронепоезда водили паровозы серии О разных модификаций. Они были главными грузовыми паровозами 1920-х и имели возможность вести состав массой до 700 т — вполне достаточно для бронепоезда. Бронирование паровоза составляло на различных бронепоездах от 10 до 20 мм.

Бронепаровоз в большинстве случаев размешался посередине бронепоезда за бронеплощадкой.

Бронеплощадка представляла собой усиленную четырехосную либо двухосную ЖД платформу. Платформа имела металлической корпус и располагала одной либо двумя артиллерийскими башнями. Артиллерийское оружие этих башен было очень разным.

Бронепоезда вооружались 76-мм орудиями примера 1902 г., 76-мм орудиями примера 1926/27 гг., 107-мм орудиями и др.

Бронеплощадки в зависимости от калибра установленных на них орудий делились на легкие и тяжелые.

К началу ВОВ Красная армия располагала несколькими типами легких бронеплощадок. Самыми новыми в начале войны считались бронеплощадки примера ПЛ-37 с толщиной брони 20 мм и артиллерийским оружием из двух 76-мм пушек примера 1902/30г. и пулеметов. Боекомплект данной бронеплощадки составлял 560 снарядов и 28500 патронов к пулеметам.

ПЛ-37 была усовершенствована если сравнивать с ПЛ-35 и бронеплощадками более ранних годов постройки.

Бронеплощадки ПЛ-37 были кроме этого более удобными для экипажа бронепоезда. Они располагали паровым отоплением, связью и внутренним освещением, имели под полом укладки для разного имущества.

При необходимости все бронеплощадки ПЛ-37 могли быть переведены на железные дороги с шириной колеи 1435 мм, другими словами готовы к действиям в Западной Европе.

Тяжелые бронеплощадки имели на вооружении 107-мм орудия и пять пулеметов «Максим», и достаточно замечательное если сравнивать с легкими бронеплощадками бронирование. Но к началу ВОВ эти бронеплощадки считались уже устаревшими.

направляться подчернуть, что кроме конкретно бронеплощадок и бронепаровоза бронепоезда имели в своем распоряжении так именуемую базу. «База» служила для хозяйственных и служебных целей и складывалась из 6−20 товарных и классных вагонов. В пути «база» крепилась к боевой части бронепоезда, а на протяжении ведения военных действий размешалась в тылу, на ближайшем ЖД перегоне. В большинстве случаев «база» имела вагон-штаб, вагон для снарядов, вагон для хранения запасов материально-технических средств, вагон-мастерскую, вагон-кухню, вагон-клуб и т. д.

Пламя танковых башен

К 22 июня 1941 года среди бронепоездов РККА самым массовым считался тип БП-35. Но он имел последовательность недочётов, одним из которых была маленькая толщина брони. С учетом опыта боев первых месяцев войны был создан новый тип бронепоезда- ОБ-3, на вооружении которого были четыре площадка и артиллерийские площадки ПВО.

Самый же распространенным и идеальным типом бронепоездов во второй половине Великой Отечественной стал созданный в первой половине 40-ых годов XX века бронепоезд примера 1943 года — БП-43.

В большинстве случаев, БП-43 складывался из бронепаровоза ПР-43, размещенного в середине состава, четырех артиллерийских бронеплощадок ПЛ-43 с башнями от танков Т-34 (по две бронеплощадки по обеим сторонам бронепаровоза), двух бронеплощадок с зенитным оружием ПВО-4, каковые размешались по обоим финишам бронепоезда, и контрольных платформ.

Бронепоезда типа БП-43 владели по сравнению со собственными предшественниками рядом преимуществ, главным из которых было более замечательное оружие. Орудия в башнях от танков Т-34 имели высокую начальную скорость боеприпаса и в 1941—1942 годах имели возможность с уверенностью бороться с любыми типами германских танков, а также на дальних расстояниях боя.

К тому же они имели круговой сектор обстрела, что быстро повышало их боевые возможности, и располагали более идеальными прицелами, чем другие орудия, устанавливаемые на бронепоездах. Зенитное оружие кроме этого было более замечательным. Бронеплощадки ПВО-4 в большинстве случаев имели на вооружении две 37-мм бронирование и автоматические пушки ходовой части, что выгодно отличало их от площадок ПВО бронепоездов более раннего выпуска.

направляться подчернуть, что в конечном итоге бронепоезда кроме того одной типовой серии значительно отличались друг от друга по бронированию и внешнему виду.

Сражение с десантом

Бронепоезда не только принимали участие в огневой помощи частей Красной армии, но и делали перевозку полезных грузов. Время от времени они входе исполнения боевой задачи совмещали и то и другое. К примеру, в августе 1941 года германскому десанту на Украине удалось захватить станцию Жуляны.

Пользуясь внезапностью, германские десантники не только заняли строение станции, но и овладели несколькими вагонами, в которых пребывало снаряжение для потребностей авиации РККА.

Дабы обезопасить себя, немцы при въезде на станцию разобрали рельсы и взорвали маленькой мост. Но это не остановило экипаж бронепоезда «Литер А». Данный бронепоезд складывался из бронепаровоза (типовой бронированный паровоз серии Ов) и трех бронеплощадок, на вооружении которых имелось 4 пулемёта и 24 орудия.

Начальник бронепоезда А.С. Тихоход ночью отправил группу бойцов и команду ремонтников для восстановления ЖД пути. По окончании того как мост и железная дорога были восстановлены, бронепоезд на полном ходу в 4 часа утра ворвался на станцию и открыл ураганный огонь по ошеломленному сопернику.

В следствии действий бронепоезда станция была высвобождена от германского десанта. Воспользовавшись этим, экипаж бронепоезда прицепил вагоны с полезным грузом и вывез их в Киев в размещение частей Красной армии.

Бронепоезд НКВД вступает в бой

Не считая бронепоездов Красной армии в годы ВОВ сражались с неприятелем кроме этого бронепоезда, пребывавшие в распоряжении ВВ НКВД. Эти бронепоезда в большинстве случаев вести войну не в составе дивизионов, а самостоятельно. Как пример возможно привести действия бронепоезда ВВ НКВД №46 на Закавказском фронте.

Лишь с 30 августа по 6 сентября 1942 года данный бронепоезд произвел девять огневых налетов и выпустил 337 снарядов. В следствии огня бронепоезда немцы понесли значительный урон. Были подбиты танк, бронемашина, стёрт с лица земли станковый пулемет, три наблюдательных пункта.

Посредством огня бронепоезда войска СССР смогли занять разъезд «Тепловодный», вынудив немцев отойти. За данный период бронепоезд шесть раз подвергался минометному и артиллерийскому обстрелу, но добиться прямых попаданий немцы так и не смогли.

10 сентября бронепоезд № 46 поддерживал своим огнем наступление 10-го гвардейского стрелкового корпуса на хутор Первомайский. В течение дня бронепоезд произвел пять огневых налетов, на протяжении которых были стёрты с лица земли бронемашина, три штаб противника и миномётные батареи. Помимо этого, огнем бронепоезда было кроме этого подбито шесть танков и две бронемашины.

Благодаря помощи бронепоезда советским пехотинцам удалось к концу дня занять хутор Первомайский и станцию Терек.

Всего же во время с 24 августа по 29 ноября 1942 года бронепоезд №46 на Закавказском фронте произвел 47 огневых налетов. В следствии его действий были стёрты с лица земли 17 танков, 26 машин, шесть бронемашин, четыре минометные и две артиллерийские батареи, одно орудие, шесть мотоциклов и много пехоты соперника. Помимо этого, огнем бронепоезда был подавлен пламя шести минометных и двух артиллерийских батарей, и двух пулемётов и отдельных 18 орудий.

За боевые действия на Северном Кавказе бронепоезд был награжден орденом Красного Знамени.

Охота за «зеленым призраком»

Восемь месяцев в составе Севастопольского оборонительного района действовал бронепоезд «Железняков», причем он выходил на задания в условиях полного превосходства германской авиации в воздухе и наличия замечательной артиллерийской группировки соперника, методически разрушавшей ЖД дороги. Не обращая внимания на эти события, бронепоезд систематично совершал стремительные набеги, на протяжении которых в течение нескольких мин. вел обстрел соперника, а после этого нежданно исчезал в туннелях Севастополя.

Всего «Желязнякову» удалось совершить 140 боевых выездов. Своим неожиданным возникновением на поле боя он доставлял большое количество проблем германским армиям, неизменно держа их в напряжении. За «Железняковым» немцы установили настоящую охоту: систематично отправляли авиацию, намерено выделяли для его уничтожения артиллерийские части, но более полугода бронепоезду получалось обманывать соперника.

Немцы назвали его «зеленым призраком».

К сожалению, 26 июня 1942 года легендарный бронепоезд все же был стёрт с лица земли: под ударами авиации он был погребенным в туннеле, своды которого не выдержали очередного замечательного воздушной бомбандировки.

Смелый дивизион

На протяжении ВОВ бронепоезда в большинстве случаев действовали в составе дивизионов (ОДБП). Дивизион организационно включал в себя два бронепоезда и вагоны-мастерские. Помимо этого, для ведения разведки в составе дивизионов бронепоездов числились бронемашины и бронедрезины (в большинстве случаев БА-20).

В битвах ВОВ броский след покинул 31-й отдельный особенный Горьковский дивизион бронепоездов, в который входили два замечательных однотипных бронепоезда «Илья Козьма» и «Муромец Минин». Об этих бронепоездах направляться сообщить подробнее, по причине того, что и они сами, и их действия на полях сражений, и их награды вправду были особыми. Без преувеличения это были одни из самых идеальных и замечательных бронепоездов в мире!

Артиллерийская бронеплощадка бронепоездов типа «Козьма Илья» и «Минин Муромец» имела на вооружении две пушки Ф-34 в башнях от танка Т-34 и шесть пулеметов ДТ. По сравнению с другими бронепоездами бронеплощадки бронепоездов типа «Козьма Илья» и «Минин Муромец» владели кроме этого более замечательным бронированием — 45 мм по бортам. Любопытно, что броня размешалась под наклоном, что быстро повышало ее сопротивляемость.

Слово «особенный» в собственном заглавии 31-й ОДБП взял за то, что в первый раз среди всех советских бронепоездов «Козьма Илья» и «Минин Муромец» взяли на вооружение бронеплощадки с новейшим и тайным в то время оружием — реактивными установками М-8−24, более известными как «Катюши».

География участия в битвах 31-го дивизиона включала в себя не только территорию СССР, но и Западную Европу. К примеру, в битвах за освобождение пригорода Варшавы — Праги — дивизион совершил 73 артиллерийско-минометных налета. В следствии огня бронепоездов было подавлено и стёрто с лица земли 12 артиллерийских и минометных батарей, шесть пулемётов и отдельных 12 орудий, не считая громадного количества пехоты соперника.

Дивизион закончил Великую Отечественную войну во Франкфурте-на-Одере.

«Илья Муромец» против «Адольфа Гитлера»

направляться подчернуть, что бронепоездами располагала не только Красная армия, но и вермахт. Исходя из этого бронепоездам воющих сторон хоть и редко, но все же приходилось видеться между собой на поле боя. В следствии происходили дуэли бронепоездов.

Весной 1944 года Красная армия с упорными боями освобождала территорию Волынской области Украины.

Тяжелые битвы разгорелись за город Ковель, которым овладеть сходу войска СССР не смогли. В помощь наступающим советским пехотинцам был направлен 31-й отдельный особенный Горьковский дивизион бронепоездов под руководством майора В.М. Морозова.

в один раз утром разведчики засекли германскую артиллерийскую батарею. В течение трех мин. она вела пламя, а после этого прекратила стрельбу. Определить ее правильное расположение мешала кроны и местность высоких деревьев.

Пехотинцы связались с воздушной разведкой, но узнали ответ, что никакой батареи не найдено.

На следующее утро в 9 часов малоизвестная батарея снова открыла трехминутный пламя. И опять засечь ее советским бойцам не удалось. Так длилось в течение нескольких суток, пока немцев не подвела свойственная им педантичность.

Сидевшие на заблаговременно подготовленном наблюдательном пункте в кроне дерева разведчики ровно в 9 часов увидели клубы дыма. Их осенило — это действовал вражеский бронепоезд. Штабом 31-го дивизиона был создан замысел по уничтожению вражеского бронепоезда.

Главную задачу должен был выполнить бронепоезд «Илья Муромец»: отыскать подходящее место для засады, артиллерийским огнем собственных пушек уничтожить ЖД полотно и тем самым отрезать пути отхода для соперника, а после этого стереть с лица земли германский бронепоезд.

4 июня 1944 года ровно в 9 часов утра состоялась дуэль бронепоездов. Бой был скоротечен. Выстрелы с обеих сторон раздались практически в один момент. Артиллеристы «Ильи Муромца» показали высокое мастерство.

Германский бронепоезд был накрыт первыми же выстрелами. Но он успел развернуть дула орудий в сторону «Ильи Муромца» и произвести ответный залп. Но боеприпасы легли мимо советского бронепоезда.

Залп «Катюши» с бронеплощадок «Ильи Муромца» завершил разгром вражеского бронепоезда.

Скоро для него все было кончено. Символично, что стёртый с лица земли германский бронепоезд носил имя «Адольф Гитлер».

Создатель — кандидат исторических наук

Краткая история бронепоездов: Боевые поезда показались ненамного позднее самих поездов и железных дорог на паровой тяге

Уже на протяжении гражданской войны в Соединенных Штатах (1861−1865) орудия устанавливались на ЖД платформы. Это разрешало северянам быстро по меркам того времени доставлять пушки прямо к позициям соперника, ну никак не ожидавшего аналогичного сюрприза от рельсовой колеи.

Настоящие бронепоезда показались к началу XX века и широко применялись в англо-бурской войне, ставшей, как мы знаем, технологической репетицией будущих мировых войн. Уже тогда данный новый вид боевой техники показал собственную уязвимость. Во второй половине 90-ых годов девятнадцатого века бронепоезд, на котором, например, ехал юный армейский обозреватель Уинстон Черчилль, попал в бурскую засаду и был захвачен.

Бронепоезда принимали участие фактически во всех наибольших конфликтах первой половины XX века, но самый востребованными они появились в ходе Гражданской войны в Российской Федерации (1918−1922). В этом конфликте, где решающее преимущество обычно давал скоростной маневр, со всех сторон использовалось около 200 бронепоездов.

Неспешно потеряв собственный значение в качестве средства борьбы с неприятелем, вооруженным тяжелой техникой, бронепоезда все еще сохраняли собственную эффективность в операциях против легковооруженных боевиков. В этом качестве они дожили до наших дней и в модернизированном варианте учавствовали в обеих чеченских войнах для патрулирования железных дорог.

Мощь на рельсах: «Илья Козьма» и «Муромец Минин» всецело оправдали возлагавшиеся на них надежды

    Кроме бронепаровоза бронепоезд включал в себя бронеплощадки и вагоны «базы»

На протяжении войны ими были подавлены 42 артиллерийские и минометные батареи, сбито 14 самолетов, стёрто с лица земли 14 дотов, 94 пулеметные точки, склад и эшелон с снарядами, и один вражеский бронепоезд. География участия этих бронепоездов в битвах включала в себя территории не только СССР, но и Западной Европы.

Боевые задачи бронепоездов

К началу ВОВ на вооружении СССР имелось 78 бронепоездов, 53 из которых состояли на вооружении частей Красной армии, а 23 входили в состав армий НКВД.

Бронепоезда употреблялись войсками СССР в течении всей ВОВ, но самый интенсивно они использовались во время 1941—1943 годов. Основной их задачей была огневая помощь стрелковых частей, действовавших в полосе железной дороги. Помимо этого, бронепоезда использовались для поражения армий соперника в районе ответственных ЖД ведения и станций контрбатарейной борьбы.

Время от времени в качестве закрепления и усиления достигнутого успеха кое-какие бронепоезда укомплектовывались особыми десантными отрядами идесантными ротами. Организационно они закреплялись за бронепоездом и подчинялись его начальнику.

Солидный вклад в защиту ЖД станций от ударов авиации соперника внесли зенитные бронепоезда, вооруженные бронеплощадками с 25-мм и 37-мм скорострельными зенитными пушками, и 12,7-мм зенитными пулеметами ДШК. Организационно они входили в состав армий ПВО.

Управление СССР позитивно оценило роль и деятельность бронепоездов в первые месяцы ВОВ, в особенности в то время, когда утраты в артиллерии и танках Красной армии были громадны. К примеру, об этом свидетельствует выпущенная 29 октября 1941 года под грифом «совсем секретно» директива Народного комиссариата обороны СССР №022сс. В ней предписывалось создать 32 дивизиона бронепоездов, любой из которых, со своей стороны, имел в собственном составе по два бронепоезда.

Выполняя данную директиву, советские труженики тыла выстроили к концу 1942 года не 65, а 85 бронепоездов!

Бронепоезда не одурачили возложенные на них надежды. В соответствии с опубликованным данным, во время ВОВ бронепоездами было стёрто с лица земли и подбито 370 танков, 344 миномёта и орудия, 840 пулеметов, 712 машин, 160 мотоциклов и два вражеских бронепоезда! Помимо этого, на боевом счету бронепоездов кроме этого числится 115 сбитых самолетов соперника.

За участие в военных действиях в Великой Отечественной войне два бронепоезда Красной армии и три бронепоезда армий НКВД были награждены орденом Красного Знамени, десять отдельных дивизионов бронепоездов взяли почетные наименования.

Вечная память: На любой войне не бывает без утрат. Несли утраты среди них и бронепоезда

Продолжительное время эта тема оставалась закрытой. В соответствии с архивным сведениям, опубликованным М.В. Коломийцем, во время с июня 1941 по май 1945 года Красная армия утратила 65 бронепоездов.

В эти официальные эти не включены утраты бронепоездов армий НКВД.

Самым печальным стал 1942 год: в это время было утрачено 42 бронепоезда, ровно вдвое больше, чем в 1941-м (!). Часто бронепоезда погибали, в один момент отражая удары соперника с земли и неба.

Тяжелые потери бронепоездов в 1941—1942 годах возможно растолковать рядом обстоятельств. Во-первых, бронепоезда деятельно действовали в данный самый тяжёлый для Красной армии период в условиях превосходства соперника в воздухе и в

Илья Минин на пляже Прадо. Прямая трансляция из Марселя, 8 июня


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Ранняя римская республика: покорение италии

    Ни для кого не секрет, что в старейший период собственной истории Рим управлялся царями. Традиция именует семь царских имён, от легендарного Ромула до…

  • Франция в бою

    1940 год стал годом неожиданного для всех провала Франции. Не обращая внимания на пара месяцев состояния войны с Германией, двадцать лет подготовки…

  • Немецкое поражение 1941 года

    Новозеландский историк Дэвид Стаэл защитил в Гумбольдтском университете Берлина диссертацию по теме «And the World Held its Breath. The July/August 1941…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: