Словообразование в русском языке имеет достаточно богатые стилистические ресурсы. Словообразование приводит к стилистическому интересу в следующих случаях:
1)в случае если аффиксация вызывает эмоционально-экспрессивную окраску слова (дочь – нейтральное, дочурка – уменьшительно-ласкательное; солдат – нейтральное, солдатня — пренебрежительное);
2)в случае если аффиксация содействует функционально-стилевой закрепленности слова (настойчиво попросить – общеупотребительное, востребовать – официально-деловой);
3)в случае если особенности словообразования того либо иного слова ограничивают сферу его потребления: оно делается диалектным, опытным либо приобретает жаргонный оттенок ( свистеть — общеупотребительное, свистать – опытное; мультфильм — общеупотребительное, мультяшка – жаргонное; покой — общеупотребительное, спокой – диалектное);
4)в случае если особенности словообразования становятся обстоятельством архаизации слова, на смену которому в современном русском языке приходит однокоренной синоним с другим аффиксом (рыбак — общеупотребительное, рыбарь — устаревшее);
5)в случае если словообразование употребляется для лично-авторских неологизмов (померсикать – Нагибин; окошкодохлиться – Чехов).
Остановимся более детально на стилистических ресурсах словообразования в русском языке.
Создание оценочных значений средствами словообразования
У различных частей речи оценочность, создаваемая аффиксацией, проявляется по-различному. самая сильной экспрессией владеют суффиксы существительных. броское оценочное значение имеют существительные, образованные посредством размерно-оценочных суффиксов (уменьшительно-ласкательных и увеличительных).
Уменьшительно-ласкательные придают слову хорошую оценку (домик, деточка, рученька), увеличительные (домище, детина, ручища) включают и оттенок негативной оценки.
Выделяются суффиксальные образования с устойчивой грубовато-шутливой окраской (бумаженция, книженция). Существуют в русском языке характерные суффиксы собирательных существительных, каковые придают слову пренебрежительный оттенок (солдатня, пацанва, воронье); суффиксы отвлеченных существительных с негативной оценкой (спанье, суетня, кислятина, галдеж, скукота). Отрицательное оценочное значение ( пренебрежительное, уничижительное, насмешливое) высказывают суффиксы, говорящие о категории лица (воображала, гуляка, слабак, летун, ловкач, холуй, разгильдяй).
Стилистически окрашенных префиксов у существительных значительно меньше, чем суффиксов. Возможно привести только кое-какие примеры (раскрасавица,супергерой, экстрасовершенство и т.п.). Эти слова ясны и завлекают особенное внимание за счет приставок.
Прилагательные также будут взять дополнительную эмоционально-экспрессивную окраску за счет последовательности аффиксов. К ним относятся, к примеру, разнообразные суффиксы субъективной оценки, хорошей (малюсенький, маленький) и отрицательной ( высоченный, громадный); приставки, говорящие о степени проявления показателя ( всесильный, предобрый, развеселый). Особенной ясностью владеют прилагательные, образованные повторением слов (время от времени с добавлением приставки) и показывающие на сильное проявление показателя (милый-милый, хороший-предобрый).
Эмоционально-экспрессивную окраску придают суффиксы местоимениям (нашенский, ничегошеньки, таковский). Достаточной экспрессией владеют и кое-какие суффиксы наречий (рядком, вприкусочку, давненько, полегоньку, ранешенько.).
Последовательность увлекательных словообразовательных моделей с яркой стилистической окраской возможно выделить среди глаголов:
1) экспрессивны в большинстве случаев глаголы, образованные от местоимений (якать, тыкать, выкать), от междометий ( охать, ахать, тявкать);
2)дополнительные смысловые оттенки (неодобрение, порицание) имеют глаголы на -ничать (активничать, ехидничать, насмешничать и др.);
3)сниженную окраску и разговорно-просторечный темперамент имеют глаголы типа тормознуть, спекульнуть;
4)усиливают экспрессивную окраску глагола кое-какие приставки (прифрантиться, поистратиться, подзаработать, обхохотаться, прихватить, попридержать), каковые также придают словам сниженную разговорную окраску.
Стилистическую активность в ходе словообразования проявляют кроме этого частицы и междометия. Кое-какие из них приобретают броскую экспрессию благодаря суффиксам (баюшки, баюнюшки, охохонюшки, аиньки, агунюшки, нетушки, спасибочки).
Словообразовательные архаизмы и их стилистические функции
На фоне современных словообразователых аффиксов стилистически выделяются устаревшие, каковые превращают слово в словообразовательный архаизм, вытесненный синонимом с современным суффиксом. Большая часть словообразовательных архаизмов отличается от современных вариантов суффиксом ( ср. лодка – ладья, наглый — дерзостный, нервный – нервический). Кое-какие слова имеют устаревшие приставки ( ср. свергнуть – низвергнуть, переступить, преступить, приготовить – уготовить).
Особенную группу словообразовательных архаизмов составляют сложные слова, созданные как кальки с греческого языка по устаревшим на данный момент моделям: благовоние, достопамятный, злокозненный, всеславный. В современных словарях большая часть словообразовательных архаизмов дается с пометой уст. Но достаточная часть архаизмов выделяется пометой высок., показывающей на их праздничное, возвышенное звучание (преисполнить, собрат, владычествовать).
Кое-какие архаизмы имеют помету шутл., к примеру, в определенном контексте шутливый оттенок получает слово одеяние. Единичные словообразовательные архаизмы закрепляются словарями за официальным стилем (предуведомить, предуказать).
В художественной литературе словообразовательные архаизмы делают следующие стилистические функции:
1)придают речи возвышенное звучание;
2)воссоздают колорит прошлых эр;
3)являются средством создания речевой характеристики храбрецов, живших в определенное время;
4)употребляются для выражения иронически-шутливого отношения.
Лексикология немецкого языка. Лекция 6. Стилистическая дифференциация лексики
Удивительные статьи:
- О чтении духовных и светских книг
- Чингук и три хан: махан, пёнхан, чинхан
- Требования к результатам освоения дисциплины. теле- и радиожурналистика
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Стилистическое расслоение лексики
На фоне нейтральной лексики выделяются стилистически окрашенные слова. Они делятся на книжные и разговорные. К книжным относятся официально-деловая,…
-
Вопросы К госэкзамену по Русскому языку, теории и методике преподавания Теория языка 1. значение и Роль русского Сейчас. Русский язык как национальный,…
-
Индивидуально-авторские неологизмы и их стилистические возможности
Говоря о стилистических ресурсах словообразования нельзя не сообщить об лично-авторских неологизмах (новообразованиях), делающих…
-
Чередование гласных в корнях русских слов — системное явление. Корней с чередующимися гласными не довольно много, всего 20. Их необходимо запомнить и…