Стилистические ресурсы словообразования

Словообразование в русском языке имеет достаточно богатые стилистические ресурсы. Словообразование приводит к стилистическому интересу в следующих случаях:

1)в случае если аффиксация вызывает эмоционально-экспрессивную окраску слова (дочь – нейтральное, дочурка – уменьшительно-ласкательное; солдат – нейтральное, солдатня — пренебрежительное);

2)в случае если аффиксация содействует функционально-стилевой закрепленности слова (настойчиво попросить – общеупотребительное, востребовать – официально-деловой);

3)в случае если особенности словообразования того либо иного слова ограничивают сферу его потребления: оно делается диалектным, опытным либо приобретает жаргонный оттенок ( свистеть — общеупотребительное, свистать – опытное; мультфильм — общеупотребительное, мультяшка – жаргонное; покой — общеупотребительное, спокой – диалектное);

4)в случае если особенности словообразования становятся обстоятельством архаизации слова, на смену которому в современном русском языке приходит однокоренной синоним с другим аффиксом (рыбак — общеупотребительное, рыбарь — устаревшее);

5)в случае если словообразование употребляется для лично-авторских неологизмов (померсикать – Нагибин; окошкодохлиться – Чехов).Стилистические ресурсы словообразования

Остановимся более детально на стилистических ресурсах словообразования в русском языке.

Создание оценочных значений средствами словообразования

У различных частей речи оценочность, создаваемая аффиксацией, проявляется по-различному. самая сильной экспрессией владеют суффиксы существительных. броское оценочное значение имеют существительные, образованные посредством размерно-оценочных суффиксов (уменьшительно-ласкательных и увеличительных).

Уменьшительно-ласкательные придают слову хорошую оценку (домик, деточка, рученька), увеличительные (домище, детина, ручища) включают и оттенок негативной оценки.

Выделяются суффиксальные образования с устойчивой грубовато-шутливой окраской (бумаженция, книженция). Существуют в русском языке характерные суффиксы собирательных существительных, каковые придают слову пренебрежительный оттенок (солдатня, пацанва, воронье); суффиксы отвлеченных существительных с негативной оценкой (спанье, суетня, кислятина, галдеж, скукота). Отрицательное оценочное значение ( пренебрежительное, уничижительное, насмешливое) высказывают суффиксы, говорящие о категории лица (воображала, гуляка, слабак, летун, ловкач, холуй, разгильдяй).

Стилистически окрашенных префиксов у существительных значительно меньше, чем суффиксов. Возможно привести только кое-какие примеры (раскрасавица,супергерой, экстрасовершенство и т.п.). Эти слова ясны и завлекают особенное внимание за счет приставок.

Прилагательные также будут взять дополнительную эмоционально-экспрессивную окраску за счет последовательности аффиксов. К ним относятся, к примеру, разнообразные суффиксы субъективной оценки, хорошей (малюсенький, маленький) и отрицательной ( высоченный, громадный); приставки, говорящие о степени проявления показателя ( всесильный, предобрый, развеселый). Особенной ясностью владеют прилагательные, образованные повторением слов (время от времени с добавлением приставки) и показывающие на сильное проявление показателя (милый-милый, хороший-предобрый).

Эмоционально-экспрессивную окраску придают суффиксы местоимениям (нашенский, ничегошеньки, таковский). Достаточной экспрессией владеют и кое-какие суффиксы наречий (рядком, вприкусочку, давненько, полегоньку, ранешенько.).

Последовательность увлекательных словообразовательных моделей с яркой стилистической окраской возможно выделить среди глаголов:

1) экспрессивны в большинстве случаев глаголы, образованные от местоимений (якать, тыкать, выкать), от междометий ( охать, ахать, тявкать);

2)дополнительные смысловые оттенки (неодобрение, порицание) имеют глаголы на -ничать (активничать, ехидничать, насмешничать и др.);

3)сниженную окраску и разговорно-просторечный темперамент имеют глаголы типа тормознуть, спекульнуть;

4)усиливают экспрессивную окраску глагола кое-какие приставки (прифрантиться, поистратиться, подзаработать, обхохотаться, прихватить, попридержать), каковые также придают словам сниженную разговорную окраску.

Стилистическую активность в ходе словообразования проявляют кроме этого частицы и междометия. Кое-какие из них приобретают броскую экспрессию благодаря суффиксам (баюшки, баюнюшки, охохонюшки, аиньки, агунюшки, нетушки, спасибочки).

Словообразовательные архаизмы и их стилистические функции

На фоне современных словообразователых аффиксов стилистически выделяются устаревшие, каковые превращают слово в словообразовательный архаизм, вытесненный синонимом с современным суффиксом. Большая часть словообразовательных архаизмов отличается от современных вариантов суффиксом ( ср. лодка – ладья, наглый — дерзостный, нервный – нервический). Кое-какие слова имеют устаревшие приставки ( ср. свергнуть – низвергнуть, переступить, преступить, приготовить – уготовить).

Особенную группу словообразовательных архаизмов составляют сложные слова, созданные как кальки с греческого языка по устаревшим на данный момент моделям: благовоние, достопамятный, злокозненный, всеславный. В современных словарях большая часть словообразовательных архаизмов дается с пометой уст. Но достаточная часть архаизмов выделяется пометой высок., показывающей на их праздничное, возвышенное звучание (преисполнить, собрат, владычествовать).

Кое-какие архаизмы имеют помету шутл., к примеру, в определенном контексте шутливый оттенок получает слово одеяние. Единичные словообразовательные архаизмы закрепляются словарями за официальным стилем (предуведомить, предуказать).

В художественной литературе словообразовательные архаизмы делают следующие стилистические функции:

1)придают речи возвышенное звучание;

2)воссоздают колорит прошлых эр;

3)являются средством создания речевой характеристики храбрецов, живших в определенное время;

4)употребляются для выражения иронически-шутливого отношения.

Лексикология немецкого языка. Лекция 6. Стилистическая дифференциация лексики


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: