Стратегическое оружие будущего: ракеты

    Запуск баллистической ракеты с самолета-носителя Ракета с вытяжным парашютом уже извлечена из грузового отсека и готова стартовать. Цель?
    До тех пор пока она учебная
    Использование МБР воздушного базирования, как оно представлялось в 1960-х. Сегодняшняя схема будет, само собой разумеется, включать другие системы, быть может, в другом сочетании.
    Принципиальная и неизменная изюминка концепции пребывает в том, что атакующий самолет не покидает контролируемого воздушного пространства.
    Проект носителя МБР на базе Ан-124 Всего за годы холодной войны в США и СССР разрабатывались проекты как минимум 27 совокупностей (12 и 15 соответственно), предусматривавших воздушное базирование баллистических ракет.
    Три американских проекта дошли до стадии летных опробований, еще два — до бросковых. Из советских разработок в атмосферу не поднималась ни одна. До принятия на вооружение дело ни разу не дошло и в Соединенных Штатах.
    Проект носителя MC-747 На протяжении работы над программой MX компанией «Boeing» был предложен вариант размещения МБР на модификации серийного B-747. На нем имели возможность размещаться четыре ракеты массой по 45,4 т либо восемь малогабаритных МБР по 22,7 т любая. Тяжелые ракеты должны были запускаться через хвостовой люк, малогабаритные — через особые люки в нижней части грузовой кабины.

В соответствии с программой опробований двигатель отработал десять секунд, по окончании чего ракета упала в океан.Стратегическое оружие будущего: ракеты Так был осуществлен первый в истории запуск МБР с самолета. Все 13 членов экипажа были награждены медалями.

Опробование показало возможность надёжного воздушного запуска МБР с серийного военно-транспортного самолета Lockheed С-5А Galaxy. Опыт был заснят с самолета сопровождения, а все полученные материалы уже на следующий сутки легли на стол государственного секретаря США Генри Киссинджера, став веским доводом на переговорах с СССР.

Одной из целей США было ограничение советских мобильных МБР РС-14 («Темп-2С»). В следствии во второй половине 70-ых годов двадцатого века был подписан соглашение ОСВ-2, протокол к которому предусматривал временный запрет на развёртывание и лётные испытания как мобильных МБР, так и баллистических ракет класса «воздух-почва». Контракт СНВ-1, вступивший в силу в первой половине 90-ых годов двадцатого века, запретил производство, опробования и развертывание МБР воздушного базирования на последующие 15 лет.

Что же это за ужасное оружие, от которого две сверхдержавы на долгое время избавили человечество?

Дубинка повышенной выживаемости

Интерес к самолетным баллистическим ракетам появился в Соединенных Штатах к концу 1950-х годов. К тому времени развитие средств ПВО перевоплотило стратегические бомбардировщики — носители ядерных бомб — в достаточно уязвимые цели. Показавшиеся на вооружении авиационные крылатые ракеты Rascal c дальностью 160 км снижали утраты бомбардировщиков, но они также достаточно действенно перехватывались ПВО. Баллистические ракеты, в отличие от крылатых, не перехватывались средствами ПВО, а противоракетной

обороны тогда не было. Но первая американская МБР «Атлас», проходившая опробования во второй половине 50-ых годов двадцатого века, предусматривалась для размещения на открытых начальных позициях и потребовала долгой подготовки к пуску. Это лишало ее шансов на выживание при нападения соперника.

Первая американская ракета подводного базирования — БРПЛ «Поларис-А1» — к 1958 году еще лишь разрабатывалась.

Размещать баллистические ракеты на самолетах еще не пробовали, но эта мысль уже витала в воздухе. Барражирующий в зоне действия собственной ПВО стратегический бомбардировщик фактически неуязвим для любого мыслимого соперника. Выживаемость самолетов на земле возможно обеспечить, рассредоточив их пошире — на авиабазах по всему свету.

В сочетании с неуязвимыми баллистическими ракетами стратегические бомбардировщики имели возможность стать как следует новой, эластичной и действенной компонентой ядерных сил.

Неприятность веса

Размещение межконтинентальной ракеты на бомбардировщике смотрелось очень привлекательно — пуск тогда имел возможность бы выполняться из собственного воздушного пространства. Увы, тогдашняя мат-часть таковой возможности не давала: ракеты были через чур громадными и тяжелыми для потенциальных носителей. Стартовый вес МБР «Атлас-D» составлял 118,6 т, протяженность — 22,1 м, а диаметр корпуса — 3,05 м. Самолетов, талантливых поднять такую штуку в атмосферу, не существовало.

Конструкторам было нужно начать с ракет средней и малой дальности, отложив межконтинентальные на позже.

Во второй половине 50-ых годов двадцатого века американской компанией Lockheed Georgia была начата разработка самолета с ядерной силовой установкой. Данный самолет рассматривался в качестве летающей платформы для запуска баллистических ракет. Но эта программа не имела успеха и была закрыта.

В том же году ВВС Соеденненых Штатов были заключены договора на разработку экспериментальных баллистических ракет класса «воздух-почва» Bold Orion и High Virgo. Дальность полета ракеты Bold Orion составляла 1770, а High Virgo — 300 км. Опробования были совершены в 1958—1959 годах: Bold Orion запускался с B-47 Stratojet, а High Virgo — со сверхзвукового бомбардировщика В-58 Hustler.

Bold Orion стала не только первой баллистической ракетой, стартовавшей с самолета, но и первой ракетой, показавшей принципиальную возможность перехвата спутника. 13 октября 1959 года она была запущена с бомбардировщика В-47 по американскому ИСЗ «Эксплорер-VI» и пролетела в 6 км от него.

Обе ракеты были по сути экспериментальными и не повлияли на ход истории, но помогли сформулировать требования к новой баллистической ракете воздушного базирования Skybolt.

Приближение к цели

Разработка Skybolt началась в первой половине 60-ых годов двадцатого века. Двухступенчатая твердотопливная ракета компании Douglas имела стартовый вес около 5 т, длину 11,66 м и диаметр корпуса 0,89 м. Мощность ядерного заряда составляла 1,2 Мт. Точность стрельбы должна была обеспечить астроинерциальная совокупность управления компании Nortronics.

Информация о дальности противоречива, по самая популярной версии она превышала 1800 км.

В-52Н имел возможность нести четыре ракеты, размещенные на двух подкрыльевых пилонах попарно. Для уменьшения аэродинамического сопротивления ракета снабжалась сбрасываемым хвостовым обтекателем. По окончании отцепки от пилона она вольно падала около 120 м, избавлялась от обтекателя, запускала двигатель первой ступени и устремлялась вверх.

Управление на протяжении работы первой ступени обеспечивалось аэродинамическими рулями, а на участке второй ступени — поворотным соплом двигателя. Замыслами ВВС Соеденненых Штатов предусматривалась закупка 1000 ракет к 1967 году и оснащение ими 22 эскадрилий стратегических бомбардировщиков В-52. Рассматривалась кроме этого возможность применения одноступенчатого варианта ракеты Skybolt для оружия разрабатывавшегося сверхзвукового стратегического бомбардировщика В-70 «Валькирия».

Новинку собиралась принять на вооружение и Англия. В качестве носителя планировалось применять стратегические бомбардировщики «Вулкан В.2».

Всем этим замыслам не суждено было стать действительностью. Первые пять пусков с В-52 была неудачными, успех пришел лишь при последнем опробовании в апреле 1962 года, в то время, когда уже было издано постановление о закрытии программы. На решение повлияли как неудачи на опробованиях, так и успешная разработка «подводного» «Полариса».

Коммунистический ответ был в общих чертах симметричен американским замыслам. В уральском СКБ-385 совершили проектные проработки авиационной баллистической ракеты Р-13А на базе ракеты морского базирования Р-13, а в ОКБ В.М. Мясищева — проектные проработки по размещению авиационных баллистических ракет на сверхзвуковых стратегических бомбардировщиках М-50 и М-56.

Как и в Соединенных Штатах, эти работы предстоящего развития тогда не взяли.

Доминантами стратегических ядерных сил СССР стали МБР наземного базирования и баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ).

Полет за океан

Новый этап разработок БР воздушного базирования начался в конце 1960-х, в то время, когда и в СССР, и в Соединенных Штатах были созданы первые широкофюзеляжные военно-транспортные самолеты громадной грузоподъемности. Размеры грузовых кабин Ан-22 и Lockheed С-5А вкупе с грузоподъемностью (соответственно 60 и 79 т) разрешали применять эти самолеты в качестве носителей баллистических ракет средней дальности с громадным стартовым весом.

Американский проект «Медуза» предусматривал вертикальное размещение нескольких твердотопливных МБР «Поларис» на самолете Lockheed С-5А. Ракета «Поларис-А3Т», принятая на вооружение во второй половине 60-ых годов XX века, имела стартовый вес 16,4 т и дальность полета до 4600 км. Разделяющаяся головная часть включала три боевых блока.

В СССР был создан проект подобного комплекса на базе жидкостных баллистических ракет Р-27, входивших в состав морского ракетного комплекса Д-5.

Носителем должен был стать Ан-22. На «Антее» предполагалось разместить три вертикальные выступающие над фюзеляжем пусковые установки с ракетами. Ракета Р-27 была принята на вооружение ВМФ во второй половине 60-ых годов XX века, имела стартовый вес 14,3 т, дальность полета 2500 км и оснащалась моноблочной головной частью.

К началу 1970-х точность стрельбы МБР в США и СССР стала таковой, что выживание стационарных пусковых установок при вражеского удара прекратило быть очевидным. Американцы начали разработку перспективной МБР по программе МХ (Missile-X), рассчитанной на то, дабы сохраниться при ядерном ударе. Не считая шахтных ПУ повышенной стойкости изучались варианты мобильного базирования, включая воздушный.

Предпосылки были — к тому времени самолеты стали больше, замечательнее, а необходимая для межконтинентальной стрельбы масса ракет, наоборот, уменьшилась. Рассматривался широкий комплект вариантов авиационных носителей, включая транспортники «Boeing-747», Lockheed С-5А, гражданский самолет Douglas DC-10, самолеты с укороченной длиной посадки и взлёта, талантливые рассредоточиваться на широкой сети аэропортов, самолеты посадки и вертикального взлёта, самолеты-амфибии, перспективные самолеты-носители особой разработки и вертолеты.

Предлагалось как минимум несколько концепций носителей особой постройки. Четырехдвигательный самолет со взлетным весом 545 т должен был пребывать в воздухе на восьмикилометровой высоте 15 часов с нужной нагрузкой 272 т и 24 часа — со 182 т. Масса одной ракеты в наземном варианте составляла около 88,5 т, но «аэроверсия», само собой разумеется, имела возможность различаться. По окончании заправки горючим в полете масса носителя могла составить 681 т. Для сравнения скажем, что большой взлетный вес B-52 образовывает 229 т, а Ту-95 — 188.

Данный проект был еще не самым громадным. Шестидвигательный самолет громадной длительности полета с контейнерами для ракет, установленными на крыле, должен был весить 817 т и нести 454-тонный груз. В крыльевых контейнерах имели возможность размещаться малогабаритные МБР со стартовой массой 21,3 т. Двигатели ракет должны были включаться по окончании сброса через раскрывающиеся створки в нижней части контейнеров.

Наконец, самолет-амфибия с высокорасположенным крылом, четырьмя взлётной массой и двигателями 397 т при взлете с воды и 545 — с аэропорта должен был нести 91 т нужной нагрузки, удаляясь от аэропорта на расстояние до 7400 км.

Вертолетный вариант размещения МБР разрешал реализовать концепцию ракетного комплекса, «кочующего» между неподготовленными, но пригодными для посадки и взлёта площадками, с тем дабы затруднить его нанесение и обнаружение прицельного удара соперником. Такие же возможности сулило размещение МБР на самолетах посадки и вертикального взлёта (проект Grasshopper — «Кузнечик»).

Варианты подвижного базирования МБР MX не были реализованы на практике — на вооружении состоял лишь шахтный вариант, снабжающий громадную точность, нужную для «разоружающего» удара по ядерным силам СССР.

Отечественный ответ MX

Советские конструкторы не оставались в стороне от веяний времени. В 1970—1980-х годах в СССР разрабатывался межконтинентальный летный ракетный комплекс («МАРК») на базе МБР морского базирования и военно-транспортных самолетов Ан-22 и Ан-124. Проработки КБ и КБ машиностроения О.К.

Антонова продемонстрировали возможность размещения на Ан-22 одной ракеты Р-29Р, а на самолете Ан-124 — двух-трех. Ракета Р-29Р была принята на вооружение ВМФ во второй половине 70-ых годов XX века, имела стартовый вес 35,3 т и оснащалась разделяющейся головной частью с тремя блоками личного наведения. В возможности вероятен был переход к более замечательной Р-29РМ со стартовым весом 40,3 т и четырьмя боевыми блоками.

Ракета должна была стартовать по окончании десантирования на платформе с парашютом через хвостовой люк самолета. В отличие от «Минитмена», двигатель первой ступени с управляющими камерами запускался сразу после отделения ракеты от платформы. Это снижало утраты начальной скорости и высоты полета ракеты на достартовом участке.

Вторым вариантом воздушного базирования МБР был ракетный комплекс «Кречет» на базе бомбардировщика Ту-160 и твердотопливных ракет особой разработки. Головными разработчиками этого комплекса были КБ А.Н. Туполева и КБ «Южное».

На бомбардировщике имели возможность размещаться две МБР, имеющие стартовый вес 24,4 т. Ракеты имели возможность нести по шесть боевых блоков личного наведения. Комплексы «Кречет» и «МАРК» не были пользуются спросом клиентом, а после этого работы в этом направлении «заморозили» из-за запретов, наложенных контрактами ОСВ-2 и СНВ-1.

Bold Orion

Во второй половине 50-ых годов двадцатого века ракета Bold Orion в первый раз показала принципиальную возможность перехвата неестественного спутника Почвы. 13 октября 1959 года ракета, запущенная на десятикилометровой высоте с бомбардировщика B-47, прошла в 6,5 км от американского ИСЗ «Эксплорер-VI», летевшего на высоте более 200 км. Попасть совершенно верно в выработавший собственный ресурс спутник тогда не удалось, но чуть ли это во второй половине 50-ых годов двадцатого века считалось громадной неудачей.

Тогдашние противоспутниковые совокупности планировалось оснащать ядерными боеголовками, исходя из этого достигнутая точность была в принципе достаточной.

Оружие будущего

МБР воздушного базирования продолжительно оставались под запретом, но на данный момент препятствия для их разработки сняты. Соглашение СНВ-1 потерял силу в 2009 году, а в новом соглашении о СНВ ограничений нет. Это дает простор для творческой фантазии.

Многообещающе выглядит применение в качестве носителя самолетов «точечного» (вертикального либо наклонного) старта с горизонтальной посадкой. Данный вариант исключает утрату времени на разбег по взлетно-посадочной полосе и разрешает не ждать ее освобождения прошлым самолетом. Летный комплекс, подобно МБР наземного базирования, сможет выходить из-под удара соперника по сигналу СПРН — с той только отличием, что он бывает отозван назад при неточности.

В в обозримом будущем воздушное базирование МБР — единственный вариант, снабжающий стопроцентную выживаемость сил ядерного сдерживания.

Гарантированное сохранение возможности ответного удара разрешает принимать решения без лишней спешки. Появляется запас времени, нужный для анализа обстановки, и исключается риск применения атомного оружия по фальшивому сигналу. Исходя из этого МБР воздушного базирования возможно помогут сохранению стратегической стабильности в условиях угроз XXI века.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№103, май 2011).

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Беркут на страже москвы

    Ровно 60 лет назад — 9 августа 1955 года — Совет министров СССР принял распоряжение о разработке первой зенитной ракетной совокупности «Беркут» для…

  • Неудавшаяся ковка молота тора

    Около четверти века длились в Швеции очень скрытные научно-исследовательские работы по созданию собственного атомного оружия. Начало им было положено ещё…

  • Шантаж как оружие победы: тресковые войны

    История о том, как маленький флот Исландии, состоящий всего из нескольких патрульных катеров, одержал победу над Королевским армейским флотом Англии,…

  • Утерянное ядерное оружие

    Но кошмар может стать действительностью, в случае если бомба окажется в руках тех, кто не несет ответственности перед миром. Как эта угроза настояща? По…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: