АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ).
(1 «А» класс)
Пояснительная записка
В состав 1 «А» класса входят 11 человек: 3 девочки и 8 мальчиков.
В классе обучаются обучающиеся с ОВЗ. Выделяются следующие группы обучающихся по заключениям ПМПК:
Несколько №1. Обучающиеся с ЗПР:
(ФИО детей)
Несколько №2. Обучающиеся со сложной структурой недостатка (ЗПР и нарушение зрения):
(ФИО детей)
Для обучающихся с ЗПР свойственны следующие своеобразные образовательные потребности:
- обеспечение особенной пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной совокупности (ЦНС) и нейродинамики психологических процессов обучающихся с ЗПР (стремительной истощаемости, низкой работоспособности, пониженного неспециализированного тонуса и др.);
- увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;
- эластичное варьирование организации процесса обучения методом расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, трансформации количества учебных использования и часов соответствующих технологий и методик;
- упрощение совокупности учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования;
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, навыков и умений обучающимися с ЗПР (пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, применении особых способов, средств и приёмов, содействующих как неспециализированному формированию обучающегося, так и компенсации личных недочётов развития);
- наглядно-действенный темперамент содержания образования;
- обеспечение постоянного контроля за становлением учебно- познавательной деятельности обучающегося, длящегося до успехи уровня, разрешающего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- постоянная помощь в расширении и осмыслении контекста усваиваемых знаний, в совершенствовании и закреплении освоенных умений;
- особое обучение «переносу» организованных умений и знаний в новые обстановки сотрудничества с действительностью;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- применение в основном хороших средств стимуляци поведения и деятельности;
- комплексное сопровождение, обеспечивающее получение нужного лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, и особая психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию недостатков эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
- особая психокоррекционная помощь, направленная на формирование свойства к независимой организации собственной деятельности и осознанию появляющихся трудностей, формирование умения запрашивать и применять помощь взрослого;
- отработка и развитие средств коммуникации, приемов взаимодействия и конструктивного общения (с участниками семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, большое расширение социальных контактов;
- обеспечение образовательного учреждения и взаимодействия семьи(организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для создания социально активной позиции, нравственных и общекультурных сокровищ).
p
Для слабовидящих обучающихся с ЗПР, свойственны следующие своеобразные образовательные потребности:
- целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития всех зрительного восприятия и анализаторов;
- целенаправленное развитие сенсорно-перцептивной деятельности;
- обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися;
- преимущественное применение личных пособий, выполненных с учетом характера и степени нарушенного зрения,клинической картины зрительного нарушения;
- целенаправленное формирование навыков и умений зрительной ориентировки в микро и макропространстве;
- целенаправленное формирование навыков и умений социально-бытовой ориентировки;
- коррекция и развитие коммуникативной деятельности;
- коррекция нарушений в двигательной сфере;
- обеспечение особенной пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной совокупности (ЦНС) и нейродинамики психологических процессов обучающихся с ЗПР (стремительной истощаемости, низкой работоспособности, пониженного неспециализированного тонуса и др.);
- эластичное варьирование организации процесса обучения методом расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей,трансформации количества учебных использования и часов соответствующих технологий и методик;
- упрощение совокупности учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования;
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, навыков и умений обучающимися с ЗПР (пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, применении особых способов, средств и приёмов, содействующих как неспециализированному формированию обучающегося, так и компенсации личных недочётов развития);
- наглядно-действенный темперамент содержания образования;
- обеспечение постоянного контроля над становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, длящегося до успехи уровня, разрешающего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- постоянная помощь в расширении и осмыслении контекста усваиваемых знаний, в совершенствовании и закреплении освоенных умений;
- особое обучение «переносу» организованных умений и знаний в новые обстановки сотрудничества с действительностью;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- применение в основном поведения и стимуляции позитивных средств деятельности;
- комплексное сопровождение, обеспечивающее получение нужного лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, и особая психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию недостатков эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
- особая психокоррекционная помощь, направленная на формирование свойства к независимой организации собственной деятельности и осознанию появляющихся трудностей, формирование умения запрашивать и применять помощь взрослого;
- отработка и развитие средств коммуникации, приемов взаимодействия и конструктивного общения (с участниками семьи, со сверстниками, с взрослыми),формирование навыков социально одобряемого поведения, большое расширение социальных контактов;
- школы взаимодействия интерната и обеспечение-семьи (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для создания социально активной позиции, нравственных и общекультурных сокровищ).
Особенные образовательные потребности слабовидящих обучающихся включают необходимость:
- учета в организации воспитания и обучения слабовидящего определенных факторов: зрительного диагноза (главного и дополнительного), возраста и времени жизнедеятельности в условиях нарушенного зрения, состояния главных зрительных функций, возможности коррекции зрения посредством оптических приспособлений, рекомендуемой приборов и оптической коррекции для улучшения зрения, режима зрительной и (либо) тактильной, физической нагрузки;
- целенаправленного обогащения (коррекции) чувственного опыта за счет развития сохранных формирования и анализаторов компенсаторных способов деятельности;
- широкого применения особых приемов организации учебно- практической деятельности (алгоритмизация, работа по инструкции и др.);
- целенаправленного управления учебно-практической деятельностью;
- расширения, коррекции и обогащения предметных и пространственных
- представлений, расширения и формирования понятий;
- обеспечения доступности учебной информации для зрительного восприятия обучающихся;
- развития приемов полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира;
- предъявления информации в основном в наглядно-образной форме;
- целенаправленного развития сенсорно-перцептивной деятельности, ориентировочных действий;
- большого расширения образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом;
- особой организации (с учетом особенных образовательных потребностей) пространственно-развивающей среды;
- преимущественного применения личных пособий, выполненных с учетом характера и степени нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;
- учета темпа учебной работы обучающихся с учетом наличия особенных образовательных потребностей;
- развития мотивационно-потребностной сферы речевой деятельности; целенаправленного социально-личностного, эмоционального, познавательного, моторного развития;
- формирования познавательных ориентировки и действий в микро и макропространстве;
- навыков и целенаправленного формирования умений социально- бытовой ориентировки;
- коррекции нарушений в двигательной сфере;
- коррекции и развития речи речевых нарушений;
- нивелирования негативных и поведенческих профилактики и качеств характера их происхождения.
Группы детей(по категориям с учетом образовательных возможностей) | Психофизические изюминки в соответствии с ФГОС | Предполагаемые трудности при изучении учебногоматериала | Программный материал, требующий адаптации | Виды разделения. |
Несколько №1. Обучающиеся с ЗПР | · снижениеработоспособности; · снижениепознавательной активности; · снижениеучебной мотивации; · повышеннаяистощаемость; · неустойчивостьвнимания; · более низкий уровень развития восприятия; · недостаточнаягибкость мышления, склонность к шаблонным, стереотипным ответам; · недостаточнаяпродуктивность произвольной памяти; · преобладаниемеханического запоминания над словесно-логическим; · преобладаниенаглядной памяти над словесной; · отставаниев развитии всех форм мышления; · слабаясформированность пространственных представлений · дефектызвукопроизношения; · своеобразноеповедение; · бедныйсловарный запас; · низкийнавык самоконтроля; · незрелостьэмоционально-волевой сферы проявляетсяв повышенной эмоциональной лабильности; легкой пресыщаемости; поверхностностипереживаний; непосредственности, характерная детям более младшего возраста;преобладании игровых заинтересованностей в младшем школьном возрасте;несформированность мотивационной сферы; · ограниченныйзапас представлений и общих сведений; · сниженнаяпотребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, низкая эффективность общения во всех видахдеятельности. · слабаятехника чтения; · неудовлетворительный навык каллиграфии; · трудностив счёте через 10, ответе задач. | Уданной группы детей смогут появиться трудности в формировании следующихумений: 1. грамотно и каллиграфически верно списывать иписать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы (безударныегласные, контролируемые ударением; безударные гласные, не контролируемые ударением;звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимыесогласные, ь по окончании шипящих на финише имен существительных женскогорода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) изнаки препинания в конце предложения ( восклицательный символ); 2. создавать разбор слов по составу; 3. подбирать однокоренные слова различных частей речи; 4. распознавать части речи, их грамматическиепризнаки (род, число, падеж имен существительных, число и род именприлагательных, число и время глаголов); 5. склонять в единственном числе именасуществительные с ударными окончаниями; 6. изменять имя прилагательное по числам и родам всоответствии с родом и числом существительного; 7. изменять глагол по временам (простые случаи) и впрошедшем времени — по родам; 8. распознавать и использовать в тексте синонимы,антонимы; 9. устанавливать по вопросам связь между словами впредложении, вычленять словосочетания; 10. создавать синтаксический разбор предложений:определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные ивторостепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам; 11. интонационно верно произносить предложения;писать изложение по коллективно (либо самостоятельно) разработанному замыслу; 12. определять основную мысль и тему текста; 13. дробить текст на части, выполнять красную строчок; 14. устанавливать связь между частями текста; 15. устанавливать связь между предложениями в каждойчасти текста; 16. распознавать текст — повествование, описание,рассуждение; 17. писать (по окончании предварительной подготовки)произведение повествовательного характера по сюжетной картине, личнымнаблюдениям; 18. составлять устный ответ-рассуждение. | Ориентация на страницеучебника, прописи. буквы и Звуки; Различие гласных и согласныхзвуков и букв; Мягкие и жёсткие согласные звуки вслове и вне слова; Обозначение на письме мягкостьсогласных звуков гласными буквами е, е, ю, я, и мягким знаком; Переносслова по слогам; Звуко-буквенный анализ слова; Составление предложений покартинке; Деление слова на слоги, постановкаударения; Написаниезаглавной буквы в начале предложения, в фамилиях и именах; Расстановкапунктуационных знаков в конце предложения; Списывание с печатного примера и писать под диктовку слова инебольшие предложения, применяя верные начертания букв, соединения; | · Разделение по уровню сложности, пообъему. Разделение по времени: — повышение времени навыполнение задания, изучение инструкции, -повышение времени навыполнение контрольных работ; -разработка курса «Развитие речи», включающего темы,воображающие трудности для обучающихся с ЗПР, как для пропедевтики, так и дляотработки и повторения учебного материала. -разработка курса «Развитие математическихпредставлений», включающего темы, воображающие трудности для обучающихся сЗПР, как для пропедевтики, так и для повторения и отработки учебногоматериала. · Соединениев восприятии языкового материала слуховых (прослушивание заданий,аудиообразцов), зрительных (картины, схемы, таблицы, компьютерныепрезентации, опытов и демонстрации предметов и т.д.) и моторных (процесс письма)упрочнений со стороны обучающихся. · Применениечетких таблиц и схем, приближенных к судьбе, реалистических иллюстрации,рациональное определение количества применения наглядных средств с соблюдениемпринципа доступности и необходимости · Заранееподготовленные четкие комментарии, обобщения информации, выделения главного всодержании и т.д. для активного включения получающих образование процесс поискаинформации, решения задачи, составления комментариев и т.д. на их базе. · Использованиеэлементов игровой деятельности. · Дозированноесообщение нового материала с громадной детализацией, развернутостью, сконкретностью действий в форме методов. · Работаучащихся со схемами, алгоритмическими предписаниями, таблицами, памятками дляформирования полноценных навыков последовательного исполнения практических иумственных действий, нужных для усвоения знаний. · Индивидуальнаядозированная помощь ученику. |
Несколько №2. Обучающиеся со сложной структуройдефекта (ЗПР и нарушение зрения) | -недостаточная устойчивостьвнимания; -трудности в переключении внимания ипланировании собственных действий; -сниженныйуровень развития восприятия (слухового, зрительного, кинестетического и др.); -нарушения фонематического восприятия; -нарушения оптико-пространственного гнозиса; -понижение вербальной памяти; — снижениепродуктивности запоминания; -уровеньслуховой памяти понижается с понижением уровня речевого развития; -отставание в развитии воображения и мышления -нарушенияв развитии двигательной сферы (нехорошая координация перемещений, понижение скоростии ловкости при их исполнении). -нарушениепространственной ориентировки -недостаточныйобъем сведений об окружающем, о функциях и свойствах предметовдействительности, -трудностив установлении причинно-следственных связей явлений, в формированииматематических представлений, развитии логического мышления. -понижение уровня на данный момент и самоконтроля. -снижениеостроты зрения, четкости видения, понижение скорости переработки информации,нарушение поля обзора, глазодвигательных функций, нарушение бинокулярности,стереоскопичности, выделение цветности, количества и контрастности признакови особенностей при восприятии объектов идр., -обедненность образов и представлений предметов, понижение уровня чувственногоопыта, определяющего содержание образов мышления, памяти и речи, замедлениехода развития всех познавательных процессов; -нарушение двигательной сферы, трудности зрительно-двигательной ориентации,приводящей к гиподинамии, а после этого к понижению функциональных возможностейорганизма; -нарушение эмоционально-волевой сферы: неуверенность, скованность, снижениепознавательного интереса, проявление слабости в разных видахдеятельности, социальных коммуникациях, понижение жажд у ребенка ксамопроявлению и происхождение большей зависимости ребенка от помощи ируководства взрослых. | 1.грамотно списывать и писать под диктовку текст, включающий изученныеорфограммы (безударные гласные, контролируемые ударением; безударные гласные, непроверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь,непроизносимые согласные, ь по окончании шипящих на финише именсуществительных женского рода, не с глаголами, раздельное написаниепредлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка,вопросительный и восклицательный символы); 2.создавать разбор слов по составу; 3.подбирать однокоренные слова различных частей речи; 4.распознавать части речи, их грамматические показатели (род, число, падеж именсуществительных, число и род имен прилагательных, число и время глаголов); 5.изменять имена существительные по числам; 6.склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями; 7.изменять имя прилагательное по числам и родам в соответствии с родом и числомсуществительного; 8.изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — породам; 9.распознавать и использовать в тексте синонимы, антонимы; 10.устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленятьсловосочетания; 11.распознавать зависимое слово и главное в словосочетании; 12.создавать синтаксический разбор предложений: определять их вид по целивысказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные членыпредложения, устанавливать связь между ними по вопросам; 13.интонационно верно произносить предложения; писать изложение по коллективно(либо самостоятельно) разработанному замыслу; 14.определять основную мысль и тему текста; 15.дробить текст на части, выполнять красную строчок; 16.устанавливать связь между частями текста; 17.устанавливать связь между предложениями в каждой части текста; 18.озаглавливать текст с опорой на тему либо его главную идея; 19.распознавать текст — повествование, описание, рассуждение; 20.писать (по окончании предварительной подготовки) произведение повествовательногохарактера по сюжетной картине, личным наблюдениям; 21.составлять устный ответ-рассуждение. | Ориентация на страницеучебника, прописи. буквы и Звуки; Различие гласных и согласныхзвуков и букв; Мягкие и жёсткие согласные звуки вслове и вне слова; Обозначение на письме мягкостьсогласных звуков гласными буквами е, е, ю, я, и мягким знаком; Переносслова по слогам; Звуко-буквенный анализ слова; Составление предложений покартинке; Деление слова на слоги, постановкаударения; Написаниезаглавной буквы в начале предложения, в фамилиях и именах; Расстановкапунктуационных знаков в конце предложения; Списывание с печатного примера и писать под диктовку слова инебольшие предложения, применяя верные начертания букв, соединения; | 1. Разделение по характерупомощи учителя в виде запасных карточек (пример рассуждения, показспособа решения, справочные материалы, методы, памятки, инструкции,иллюстрации, схемы, таблицы, шаблоны облегчающие усвоение семантическойструктуры текста и предложения,краткая запись, вспомогательные вопросы, замысел ответа, начало ответа),подготовительных упражнений, записи на доске, макеты, трафареты). 2.Разделение по форме преподнесения заданий (контрольныеработы в простом виде либо в видетеста, диктанты по примеру усложненного списывания). 3. Адаптация наглядных ипечатных материалов (повышение шрифта на карточках, насыщенные материалы длярассматривания с четким контуром) 4.Отбор содержания по количеству (карточки, дробные задания). 5.Разделение по сложности((усложнение/упрощение материала, повышение/уменьшение количества действий ввыражении, задаче; применение обратного задания; исполнение операциисравнения в дополнение к главному заданию) 6.Разделение по временивыполнения заданий, по времениизучения тем (дополнительное изучение тем в курсе «Развития речи»); 7.Включение заданий на: описание предметов по основнымпризнакам; развернутое описание предметов (с включением разных показателей(микротем)); сравнительное описание предметов; ответ поисковых задач инестандартных лингвистических задач; работа с проблемными вопросами; пересказтекста (сжатый и подробный); работа с деформированным текстом, воссозданиетекста по замыслу (развернутому либо краткому) и др. 8.закрепление и Корректировка навыков грамматическиправильной речи (упражнения на составлениесловосочетаний, предложений, короткихтекстов). 9.Формированиеадекватного отношения ребёнка к речевому нарушению. Стимулирование активностиребёнка в исправлении речевых неточностей. |
При обучении предмета на уроке употребляются разные виды деятельности обучающихся:
-Слушание объяснений преподавателя.
-анализ и Слушание выступлений собственных одноклассников
— Независимая работа с книжкой.
— Поиск нужной информацим в книжке
— Работа в тетради
— Рассматривание наглядного пособия
— Вычерчивание схем
— Работа с книжкой
— Наблюдение
— Работа с доп. материалом
— Работа с раздаточным материалом
— Работа у доски.
— Просмотр видеофрагментов
— анализ и Обсуждение замеченного
— Заполнение таблиц
— Формулирование выводов
— Обсуждение неприятности
— Просмотр учебных фильмов.
— Прослушивание учебных аудиофайлов
— Работа с раздаточным материалом.
Рабочая программа по русскому языку создана на базе Федерального национального образовательного стандарта начального неспециализированного образования (приказ Министерства образования РФ от 06.10.2009г. № 373., Концепции духовно-воспитания личности и нравственного развития гражданина России, авторской программы В. П. Канакиной «Русский язык» (Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы: пособие для преподавателей общеобразоват. учреждений /В.П.
Канакиной, В.Г. Горецкого и др. – М.: Просвещение, 2011.)
Учебный комплекс для обучающихся:
19. Канакина В.П. Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений-М.: Просвещение, 2011.
20.Рабочая тетрадь в косую линейку.
Место предмета «Русский язык» в учебном замысле
На изучение русского в1 классе отводится 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные семь дней): из них 115 ч (23 учебные семь дней) отводится урокам обучения письму во время обучения грамоте и 50 ч(10 учебных недель/ 5 часов в неделю) — урокам русского.
Рабочая программа по обучению грамоте создана на базе Федерального национального образовательного стандарта начального неспециализированного образования (приказ Министерства образования РФ от 06.10.2009г. № 373), Концепции духовно-воспитания личности и нравственного развития гражданина России, авторской программы «Обучение грамоте» В. Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Виноградской, М.В. Бойкиной (Русский язык.
Рабочие программы. 1-4 классы: пособие для преподавателей общеобразоват. учреждений /В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого и др. – М.: Просвещение, 2011.)
Программа по обучению грамоте выстроена как органичная часть литературы и русского общего курса языка школыи ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка.
Место предмета «Обучение грамоте» в учебном замысле.
На обучение письму и чтению в учебном замысле 1 класса выделяется 23 учебные семь дней:
- 115 часовиз учебного замысла по русскому языку (5 часов в неделю),
- 92 часаиз замысла по литературному чтению (4 часа в неделю).
Так, всего на обучение грамоте выделено 207 часов.
Учебный комплекс для обучающихся:
- Азбука. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / В. Г. Горецкий [и др.]. – М: Просвещение, 2011.
- Горецкий, В. Г. Прописи: пособие для обучающихся общеобразоват. учреждений: в 4 ч. / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2011
Программа по изучению русского в младших классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но владеющих определенной самостоятельностью учебных курса:
1. Обучение грамоте, внеклассное чтение и развитие речи.
2. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.
3. Фонетика, лексика, грамматика, развитие и правописание речи.
задачи и Цели курса
Программа по обучению грамоте придает всему процессу изучения курса «Русский язык» четкую практическую направленность и реализует следующие цели:
–формирование у обучающихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;
–социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции обучающихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, начальные навыки грамотного, точного письма как показателя неспециализированной культуры человека;
–развитие художественно-творческих и познавательных свойств, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к мастерству слова; овладение начальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
–воспитание интереса к книге и чтению; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о зле и добре; развитие нравственных эмоций, уважения к культуре народов других стран и многонациональной России.
С целью достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте нужно решать следующие задачи:
- освоение общекультурных навыков чтения и пониманиятекста; воспитание интереса к книге и чтению;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умениявыбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиямиобщения;
- освоение начальных знаний о лексике, фонетике,грамматике русского;
- овладение умениями верно писать ичитать, принимать участие в диалоге, составлять несложные монологическиевысказывания и повествования и – письменные тексты описания небольшогообъема;
- воспитаниепозитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувствасопричастности к сохранению его чистоты и уникальности; пробуждениепознавательного интереса к языку, рвения совершенствовать собственную обращение.
Структура курса.
Курс «Русский язык» в первом классе начинается с обучения грамоте. Его длительность (примерно 23 учебные семь дней, 9 ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их спецификой и индивидуальными особенностями применяемых учебных средств. Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского, так и в курсе литературного чтения.
Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, обучаются соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наровне с формированием баз элементарного навыка чтения и графического навыка расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
В структуре обучения письму и чтению традиционно выделяют три этапа:
подготовительный (добукварный), что делится на две ступени: безбуквенную и изучение пяти букв, обозначающих гласные звуки;
главный (букварный): изучение согласных звуков и обозначающих их букв Е, Ё, Ю, Я, имеющих двойную функцию, и букв Ъ и Ь;
повторительно-обобщающий (послебукварный) – закрепляющий полученные навыки чтения и лингвистические сведения и письма.
Добукварный период есть введением в совокупность языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особенное внимание на этом этапе уделяется обнаружению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, в особенности говорения и слушания.
Стоит и вторая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в разных коммуникативно-речевых обстановках, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются начальные представления о предложении, начинается умение и фонематический слух определять последовательность звуков в словах разной звуковой и слоговой структуры.
Они обучаются осуществлять звуковой анализ слов с применением схем-моделей, дробить слова на слоги, обнаружить в слове ударный слог, «просматривать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на букву и знак ударения ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются начальные представления о согласных и гласных (жёстких и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к верной посадке, обучаются писат
Психологическое консультирование и психокоррекционная работа с детьми и подростками
Удивительные статьи:
- Мене, мене, текел, упарсин 28 страница
- Воспоминания. перевод с английского михаила стронина
- Вечное молчание гор, словно мудрое напоминание 5 страница
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Общая характеристика учебного предмета. пояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального национального…
-
Содержание Среднесрочный замысел 7 Раздел 1: Все обомне 7 Раздел 2: Моя школа 17 Раздел 3: Моя семьяи приятели 26 Раздел 4: Мир вокругнас 37 Раздел…
-
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Примерные программы начального неспециализированного образования. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго…
-
Характеристика учебного предмета
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 4 класса Сагитовой Анджел Камиловны, верховная квалификационная категория «Утверждаю» И.о. директора школы _____…