Структурно-тематическая композиция евангелий

Все канонические Евангелия, не обращая внимания на различия, говорят о событиях служении Иисуса и земной жизни Христа: Его крещении от прор. Иоанна, проповеди Царствия Божия, идеальных Им исцелениях, изгнании бесов, Страстях, явлениях и воскресении Воскресшего (быть может, самые ранние варианты керигмы, на к-рую так или иначе ориентировались евангелисты, нашли отражение в Деяниях св. апостолов, в первую очередь в Деян 10.

37-42: «Вы понимаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, по окончании крещения, проповеданного Иоанном: как Всевышний Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, по причине того, что Всевышний был с Ним. И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.

Этого Всевышний воскресил в третий сутки, и разрешил Ему являться не всему народу, но свидетелям, предызбранным от Всевышнего, нам, каковые с Ним ели и выпивали, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он имеется определенный от Всевышнего Судия живых и мертвых»).

Евангелие от Матфея

В научной библеистике предложено неск. вариантов композиции Евангелия от Матфея. Самый простой — построение по этапам жизни Христа и по географическому принципу: 1) повествование о детстве и Рождестве Спасителя (Мф 1. 1 — 2. 23), начинающееся с родословия; 2) повествование о начале служения (Мф 3. 1 — 4. 11), включающее рассказы о крещении на Иордане и об искушении в пустыне; 3) повествование о служении в Галилее (Мф 4. 12-15. 20; 15.Структурно-тематическая композиция евангелий

29-18. 35) и соседних областях (Мф 15. 21-28); 4) повествование о путешествии в Иерусалим (Мф 19. 1-20. 34); 5) повествование о Страстях, явлениях и воскресении Воскресшего (Мф 21. 1-28.

20).

Эта модель была популярна в XIX — нач. XX в.

Б. Бейкон внес предложение иную модель — тематическую (Bacon. 1918). Согласно его точке зрения, Евангелие от Матфея в структурном отношении воображает христ. аналог Пятикнижия. Оно складывается из: 1) пролога (Мф 1. 1 — 2. 23); 2) книги об ученичестве (Мф 3. 1 — 7. 29); 3) книги об апостольстве (Мф 8. 1 — 11. 1); 4) книги об откровении (Мф 11. 2 — 13.

53); 5) книги об устроении Церкви (Мф 13. 54 — 19.

1а); 6) книги о суде (Мф 19. 1b — 26. 2); 6) эпилога (Мф 26. 3 — 28. 20), включающего повествование о Страстях. Эту модель с нек-рыми трансформациями приняли Ф. У. Фаррер (Farrer. 1954) и др.

Бейкон кроме этого выделил последовательность устойчивых формул, завершающих отдельные блоки повествования (Мф 7. 28; 11.

1; 13. 53; 19. 1; 26. 1).

К. Лор высказал предположение, что Евангелие от Матфея имеет хиастическую (концентрическую) структуру, в к-рой повествование чередуется с проповедью, разделы выстроены около центральной проповеди (собрание притчей о Царстве — Мф 13), причем любой раздел имеет зеркальную параллель: повествование о Рождестве соотносится с повествованием о Страстях, заповедям блаженства соответствует возглашение «горе вам» и т. д. (Lohr. 1961). Схожую модель внес предложение П. Ролланд (Rolland.

1972). Рассмотрение композиции этого Евангелия неизменно связано с ответом синоптической неприятности. Евангелист Матфей предпосылает рассказу об публичном служении Христа пространное вступление, в к-ром приводит Его родословие и говорит о прекрасном Рождении от Девы.

Значимыми являются уже самые первые слова Евангелия — ?????? ????????, к-рые в большинстве случаев переводятся как «родословие», но букв. означают «книга бытия/происхождения», что заставляет соотносить их с Быт 2. 4 и 5. 1 (рассказом о Сотворении первого человека и мира Адама). Т. о. в Евангелии показывается, что Рождение Христа есть частью Божественного плана и возвещается начало нового творения, человека и обновления мира.

В 1-м же стихе Христос именуется «Сыном Давидовым, Сыном Авраамовым», что показывает на Его мессианское преимущество. В будущем Он откроется и как Сын Божий (Мф 1. 18-25; 2. 15; 3. 13-17; 4. 1-11). Пришествие Мессии из дома Давидова означало выполнение обетований и чаяний Израиля Божиих избранному народу о восстановлении и спасении Царства.

Об подлинной цели пришествия Мессии ангел возвещает прав. Иосифу Обручнику: «…и наречешь Ему имя Иисус, потому что Он спасет людей Собственных от грехов их» (Мф 1. 21). Не смотря на то, что возможно было бы поразмыслить, что речь заходит о спасении только евр. народа, но очень многое уже во вступительной части Евангелия показывает на то, что Христос пришел, дабы спасти всех людей (упоминание Авраама, «отца многих народов», дам неевр. происхождения в родословии, волхвов с востока; кроме того Галилея, в к-рой начинается Его служение, характеризуется как «языческая» в Мф 4. 15).

Все в событиях Рождения Иисуса Христа есть, по Евангелию от Матфея, выполнением ветхозаветных пророчеств (Мф 1. 22-23; 2. 15, 17-18, 23; ср.: 2. 5-6; 4. 14-16). Господь предстает новым Моисеем, но Его соперником выясняется не фараон-язычник, а иудейский правитель Ирод, от которого Святое Семейство прячется в Египте. Иерусалимские книжники, знавшие пророчества о Рождении Мессии (Мф 2. 4-5), не приходят к Нему, в то время как языческие мудрецы с востока приносят Богомладенцу подарки.

Об отрочестве Господа Иисуса Христа Матфей ничего не информирует и сразу же переходит к рассказу о проповеди Иоанна Крестителя и крещении Господа на Иордане. В беседе Господа с Иоанном раскрывается суть этого события — выполнение правды (???????????) Божией, т. е. верности Всевышнего Своим непреложности и обетованиям Его праведного Суда.

Помимо этого, в этом самоумалении (кеносисе) Мессии, безукоризненного, но принявшего крещение во оставление грехов, проявляется Его решимость принять все, возложенное на Него Отцом, впредь до крестной смерти. По окончании крещения «глас с неба» именует Иисуса Христа «любимым Сыном» (Мф 3. 17). После этого Господь удаляется в пустыню, где пребывает, подобно ветхозаветным пророкам, 40 ночей и дней, претерпевая искушение от диавола и побеждая его.

Выяснив, что Иоанн Креститель арестован, Он идет в Галилею и поселяется в Капернауме (Мф 4. 12-13). С этого момента Христос начинает проповедовать приближение «Царствия Небесного», т. е. наступление времени власти Божией на земле (ср.: Мф 3. 2; т. о. евангелист показывает связь Спасителя Иоанна и проповеди Предтечи). Покаяние, о котором идет обращение, свидетельствует не столько личный акт раскаяния в личных грехах, сколько новое обращение к Всевышнему всего народа, нарушившего Завет.

В Мф 4. 18-22 повествуется о том, как были призваны первые ученики — галилейские рыбаки братья Симон (Петр) и сыновья и Андрей Зеведеевы Иоанн и Иаков.

Следующая, главная часть Евангелия от Матфея начинается со слов: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую немощь и всякую болезнь в людях» (Мф 4. 23; ср.: 9. 35). В этих словах определяется основное, что составляло публичное служение Господа на начальной стадии,- проповедь учения о Царстве (главы 5-7) и связанные с ним чудеса исцеления (главы 8-9).

Главы 5-7 являются пространное изложение учения Христова — т. н. Нагорную проповедь. Она отделена от нарративного контекста (в Мф 5. 1 Христос, подобно Моисею, восходит на гору, а в Мф 8. 1 — сходит с нее), что подчеркивает ее универсальный темперамент. Эта часть складывается из наставления (заповедей и пролога блаженства ученикам) (Мф 5. 3-16), объяснения Христом Собственной миссии (Мф 5. 17-7.

12) и эпилога (Мф 7. 13-29), в к-ром Он говорит о необходимости не только слушать, но и выполнять Его слова.

Практическим доказательством власти Христовой становятся идеальные Им чудеса исцеления, изгнания демонов, усмирения бури и воскрешения (Мф 8. 1-9. 34). Чудеса Господа Иисуса Христа не только возвращают людям здоровье, но и снова разрешают им стать участниками народа Божия, из к-рого они были исключены по закону Моисееву (напр.: Лев 13 — 14).

Не просто так излечение расслабленного приравнивается к прощению ему грехов (Мф 9. 2-8), общение с грешниками и мытарями, отвергаемыми фарисеями,- к работе доктора (Мф 9. 9-13), возвращение физического зрения является символом силы веры (Мф 9. 27-31). в течении всего раздела показывается, как растет недовольство фарисеев (Мф 8. 10, 27; 9. 3, 8, 11), до тех пор пока наконец они не обвиняют Иисуса Христа в колдовстве (Мф 9. 34).

В следующем разделе (Мф 9. 35-16. 20) речь заходит об учениках Христа — первое в НЗ упоминание Церкви (???????? — Мф 16. 18).

В соответствии с Евангелию от Матфея, Сам Христос наставляет Собственных учеников и отправляет их на проповедь к евр. народу (Мф 10.

1, 5), что подчеркивается числом избранных учеников — 12, к-рое символизирует 12 колен Израилевых.

Потом показывается, как улучшается враждебность по отношению к Христу впредь до составления заговора (Мф 12. 14). На вопрос учеников Иоанна Крестителя, к-рый, пребывав в темнице, отправляет их поинтересоваться у Иисуса Христа, Тот ли Он, «Что обязан прийти» (Мф 11.

2-3), Господь отвечает речью, в финале к-рой открывает Собственный Богосыновство (Мф 11.

25-30). В 12-й гл. фарисеи начинают открыто упрекать Его в нарушении закона Моисея и потребовать от Него знамения в подтверждение Его власти.

Непонимание со стороны народа подчеркивается тем, что Господь говорит к нему притчами. 13-я гл. является собраниемпритч Христовых (о сеятеле, плевелах, всходах и посеве, горчичном зерне, закваске, сокровище и жемчужине) и их толкование для учеников.

Не смотря на то, что проповедь Господа наталкивается на неверие в родных местах (Мф 13. 54-57), молва о делах и об учении Иисуса Христа доходит до тетрарха Ирода Антипы, по приказу которого был обезглавлен Иоанн Креститель. Удалившись на время, Христос однако совершаетчудеса исцеления и насыщает 5 тыс. чел.

5 рыбами и 2 хлебами (Мф 14. 14-21) и 4 тыс. чел.

7 хлебами и неск. рыбами (Мф 15. 32-38). Центральной для этого раздела Евангелия от Матфея есть маловерия и тема веры, к-рая особенно ярко раскрывается в описании чуда хождения по водам (Мф 14.

22-33) и исцеления дочери хананеянки (Мф 15. 21-28). Приходящих же к Нему из книжников и Иерусалима фарисеев Христос обличает в лицемерии (Мф 15. 1-20; 16.

1-4).

Завершается раздел исповеданием Симона Петра: «Ты — Христос, Сын Всевышнего Живого» (Мф 16. 16).

Формула «с того времени» говорит о поворотном моменте в повествовании Евангелия от Матфея (Мф 16. 21). Спаситель в первый раз информирует ученикам о грядущих Ему Страстях. смерть и Неизбежные страдания Господа связаны с принесенным Им Божественной славой и спасением, к-рую Христос являет ученикам в Преображении (Мф 17.

1-8).

Исходя из этого 2-е предсказание Страстей вызывает у учеников уже не полное неприятие, а скорбь (Мф 17. 22-23). Потом снова излагается учение Христово (о соблазнах, притча о заблудшей овце, поучение о согрешающем брате, притча о немилосердном заимодавце).

В Мф 19. 1 говорится о переходе Иисуса Христа из Галилеи в Иудею, а после этого излагается учение Христа о браке, о жизни вечной и притча о работниках в винограднике. В Мф 20.

18-28 Христос снова предвещает Страсти. По окончании исцеления 2 слепцов по выходе из Иерихона (Мф 20. 29-34) Господь направляется в Иерусалим.

Громадный раздел Мф 21. 1-25. 46 посвящен служению Иисуса Христа в Иерусалиме. Он раскрывается описанием праздничного Входа Мессии в изгнания и Иерусалим торгующих из храма.

На следующий сутки Господь совершает чудо со смоковницей, показывающее ученикам силу веры (Мф 21.

18-22).

Евангелист приводит поучения, сказанные Христом в храме (ответ первосвященникам на вопрос о Его власти, притчи о 2 сыновьях, злых виноградарях, брачном пире, ответы на вопросы фарисеев и иродиан о подати кесарю, саддукеев — о воскресении мертвых, законника — о громаднейшей заповеди), и Его обличительную обращение против фарисеев и книжников, к-рая завершается плачем об Иерусалиме (Мф 21. 23 — 23. 39).

В 24-25-й главах содержится последняя обращение Господа о разрушении Иерусалима, Втором пришествии и последних временах. Потом направляться еще последовательность притчей Христовых (о верном и злом рабе, о 10 девах, о талантах, о Страшном Суде).

В завершение евангелист Матфей переходит к рассказу о Воскресении и Страстях Иисуса Христа (Мф 26. 1 — 28. 20). Он информирует о заговоре первосвященников, старейшин и книжников против Иисуса, о помазании, к-рое совершила дама в доме Симона прокаженного и о предательстве Иуды.

На протяжении последней трапезы с учениками — Тайной вечери — Христос изобличает предателя и устанавливает таинство Евхаристии, повелевая выполнять Евхаристию в Его воспоминание.

Христос добровольно отдает Себя в руки пришедших арестовать Его, обосновывая тем самым Собственный послушание воле Отца. На допросе у первосвященника Каиафы Он приговаривается к смертной казни синедрионом и подвергается поруганию. Сбывается пророчество Христа об отречении Петра.

Утром Господь предстает перед Пилатом, к-рый пробует отпустить Его.

Но собравшийся народ настаивает, в соответствии с Евангелию от Матфея, на смертной казни Христа, крича «да будет распят» и «кровь Его на нас и на детях отечественных» (Мф 27. 22-25). По окончании унижения и бичевания Христа распинают.

Его смерть сопровождается сверхъестественными событиями («тьма по земле», землетрясение), к-рые побуждают солдат и сотника, стерегших Его, сообщить: «Воистину Он был Сын Божий» (Мф 27.

54). Вечером Иосиф из Аримафеи, ученик Христов, испрашивает Его тело у Пилата и погребает Его во гробе (пещере). фарисеи и Первосвященники убеждают Пилата выставить у гроба стражу.

Пришедшие же по прошествии субботы ко гробу жены-мироносицы выявляют, что он безлюден.

Явление ангела, что информирует им о предстоящем явлении и воскресении Христа в Галилее, устрашает стражников. В финале Евангелия от Матфея воскресший Господь есть 11 ученикам и дает им Великое поручение: «…идите, научите все народы, крестя их во Сына и имя Отца и Святого Духа, уча их выполнять все, что Я повелел вам» (Мф 28. 19-20).

Евангелие от Марка

Исследователи определяют композицию этого Евангелия по-различному. В большинстве случаев выделяют 3 главные части: 1) пролог (Мк 1. 1-15), содержащий рассказ об Иоанне Крестителе, Его Иисуса искушении и крещении Христа от диавола; 2) повествование об публичном служении Христа (Мк 1. 16 — 8. 26), включающее рассказ о призвании учеников, об спорах и учении, о прекрасных насыщениях неск. тысяч чел., об изгнании и исцелениях бесов; 3) повествование о Страстях (Мк 8. 27-16.

8), начинающееся с их предсказания, рассказ об очищении храма, об учении, о Тайной вечере, об аресте, о суде, распятии, погребении и об обнаружении безлюдной гробницы (Guelich R. A. Mark 1 — 8:26. Dallas (Tex.), 1989. (WBC; 34A)).

В прологе евангелист выделяет 3 самые важных нюанса в явлении миру Христа — Его Мессианство, Богосыновство и Благую весть: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» (Мк 1. 1). Пролог подчеркивает выполнение пророчества Исаии: в пришествии Иоанна (ср.: Ис 40. 3), крещении Иисуса Христа (ср.: Ис 42.

1; 61.

1), провозглашении Благой вести (ср.: Ис 40. 9; 52. 7; 61. 1-2).

В соответствии с Евангелию от Марка, главное содержание Вести, принесенной Христом, содержится в словах: «…исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и верьте в Евангелие» (Мк 1. 15).

В Мк 1. 16 — 8. 26 рассказывается о 15 чудесах, идеальных Господом Иисусом. Его служение в Галилее в отличие от повествований др. евангелистов выглядит триумфальным: «…целый город собрался к дверям» (Мк 1. 33), «…целый народ отправился к Нему…» (Мк 2. 13), «…за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве» (Мк 3. 7-8).

Господь, в соответствии с Евангелию, разделяет трапезу с грешниками и мытарями (Мк 2. 15-17), не обращая внимания на нарекания со фарисеев и стороны книжников. Он побеждает демонов везде, не только запрещая им сказать и изгоняя их из людей (Мк 1. 25; 3. 11-12), но и усмиряя бурю (Мк 4. 35-41) и ветер на море (Мк 6. 47-52), к-рые в ВЗ считались противящимися воле Божией (ср.: Пс 64. 8; 88.

10).

Он исцеляет от горячки, от проказы, расслабленного, сухорукого, глухого и немого, и насыщает 5 тыс. чел. 5 рыбами и 2 хлебами (Мк 6. 34-44) и 4 тыс. чел. 7 хлебами и неск. рыбами (Мк 8. 1-10).

Мк 8. 27 — 9. 1 есть поворотным моментом в повествовании, открывающим путь на Голгофу. В Кесарии Филипповой ап. Петр исповедует Иисуса Христом (Мессией), но не признает неизбежности Страстей.

В ответ, обращаясь не только к ученикам, но и к народу, Господь учит: «Кто желает идти за Мною, отвергнись себя, и забери крест собственный, и следуй за Мною» (Мк 8. 34).

Необходимость страданий Сына человеческого много раз подчеркивается в Мк 8. 31; 9. 31; 10. 32-34.

В Мк 8. 27-10. 52 описывается путешествие Иисуса Христа в Иерусалим. В Мк 11. 1-13.

37 рассказывается о Входе в Иерусалим, чуде со смоковницей, приводится притча о злых виноградарях, Господь отвечает на вопросы о подати кесарю, о воскресении мертвых, о громаднейшей заповеди и о том, какой властью Он совершает Собственные деяния. Помимо этого, приводятся рассказ о лепте пророчества и вдовы о последних временах. В 14-15-й главах дано описание Страстей, крестной смерти, свидетельств воскресения Христа.

Эпилогом помогает рассказ о явлении Воскресшего Христа Марии Магдалине и др. ученикам (Мк 16).

Евангелие от Луки

Начинается Евангелие с краткого вступления с обращением к Феофилу (Лк 1. 1-4), выделяются 5 главных частей: 1) повествование о рождении Иоанна Предтечи, и о детстве и Рождестве Спасителя (Лк 1. 5-2. 52), каковые выстроены как диптих и включают последовательность библейских песней; 2) повествование о начале жизни и служения Иисуса Христа, в состав к-рого входит родословие Христа, рассказы о крещении на Иордане и об искушении в пустыне (Лк 3. 1-4.

13); 3) повествование о служении Иисуса Христа в Галилее (Лк 4. 14-9. 50) с подробным изложением Его учения (проповедь в синагоге Назарета, проповедь «на ровном месте»), описанием чудес исцеления, событий призвания некоторых учеников, споров с фарисеями и книжниками, Преображения; 4) повествование о путешествии в Иерусалим (Лк 9. 51-19.

44), в к-ром детально говорится об ученичестве, приводятся текст Молитвы Господней и последовательность притчей, описывается Вход Господень в Иерусалим; 5) повествование о Страстях, явлениях и воскресении в Иерусалиме (Лк 19. 45-24. 53), которое включает рассказ об очищении храма, последовательность пророчеств, изобличение предателя, рассказ о Тайной вечере, о Гефсиманском молении, об аресте и о суде над Иисусом Христом, рассказы о крестной смерти, безлюдной гробнице, явлениях ученикам и Вознесении (Nolland J. Luke 1 — 9:20.

Dallas (Tex.), 1989. (WBC; 35A)).

В 1-й части Евангелия от Луки особый акцент делается на спасении, дарованном Всевышним через Иисуса Христа: «Благословен Господь Всевышний Израилев, что посетил народ Собственный и сотворил спасение ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Собственного, как возвестил устами бывших от века святых пророков Собственных, что спасет нас от неприятелей отечественных и от руки всех ненавидящих нас» (Лк 1. 68-71; ср.: 2. 11, 30; 3. 6). По Евангелию от Луки, новая эра спасения раскрывается с рождением Иоанна Крестителя, детально повествуется о том, как было предсказано его рождение и как Иоанн во чреве Елисаветы возрадовался, услышав приветствие Пресв.

Девы (Лк 1. 41). Важность служения Иоанна Предтечи подчеркивается и тем, что евангелист показывает время начала его проповеди: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, в то время, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе…» (Лк 3. 1-2).

Говоря о Рождестве Иисуса Христа, Лука (в отличие от Матфея, повествующего о приходе волхвов) информирует о явлении ангелов пастухам, к-рые, услышав весть о Рождении Спасителя, отправляются в Вифлеем, дабы заметить все собственными глазами. Серьёзным дополнением к общесиноптической традиции являются рассказы об обрезании Младенца Иисуса (Лк 2. 22-39) и о посещении Иисусом в 12-летнем возрасте Иерусалима, где в храме Он разговаривал с преподавателями (Лк 2. 41-52).

Родословие, по Евангелию от Луки, призвано подтвердить Богосыновство Иисуса, Которого вычисляли сыном Иосифа (Лк 3. 23). Тема Богосыновства есть центральной и в истории об искушении в пустыне (Лк 4. 3, 9). Особенность повествования — в том, что одно из соблазнов происходит на крыле храма в Иерусалиме (Лк 4. 9).

Проповедь Иисуса Христа, в соответствии с Евангелию от Луки, начинается в синагоге в Назарете, где Он просматривает из Книги прор. Исаии слова, определяющие сущность Его миссии: «Дух Господень на Мне; потому что Он помазал Меня благовествовать нищим…» (Лк 4. 18-19; ср.: Ис 61. 1-2; 58.

6). Но первая же проповедь наталкивается на отторжение и неприятие со стороны слушавших ее обитателей Назарета (Лк 4. 28-30).

Это заставляет Иисуса Христа перейти в Капернаум. В том месте Господь совершает последовательность чудес, включая исцеления и экзорцизмы. По окончании прекрасного лова рыбы ко Христу обращаются Симон (Петр), свекровь к-рого Он исцелил прежде, и братья Иоанн и Иаков Зеведеевы (Лк 5. 1-11).

О других апостолах говорится потом в Лк 6. 12-16.

Слова Симона, что он «человек безнравственный» (Лк 5. 8), открывают новую тему в Евангелии от Луки — повествование о безбожниках, к-рые исповедуют собственную веру и очищаются от греха. Сам Господь говорит: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк 5. 32). О служении Спасителя делается известно во всей Иудей и Галилей.

законоучители и Фарисеи приходят из Иерусалима, дабы вступить в спор о законе Моисеевом (в первую очередь о заповедях о посте и о субботе).

Вследствие этого евангелист Лука переходит к изложению баз учения Иисуса Христа, которое сконцентрировано в проповеди «на ровном месте» (Лк 6. 17-49). Заповеди Христовы прямо противопоставлены тому, что считалось приемлемым у фарисеев, и открывают лицемерие последних. Призывая к состраданию («…будьте милосерды, как и Папа ваш милосерд» — Лк 6. 36), Господь потом Сам являет пример милосердия, исцеляя слугу сотника (Лк 7. 1-10) и воскрешая сына вдовы в Наине (Лк 7. 11-17).

Вера сотника (что был из язычников) противопоставляется Лукой неверию, господствующему в Израиле. Иоанн Предтеча отправляет учеников ко Христу с вопросом, Он ли Мессия. Отвечая на него, Спаситель начинает сказать притчами (в Его проповедь включен рассказ о помазании, к-рое совершила грешница).

Центральное место среди них занимает притча о сеятеле и семени, которая детально истолковывается Самим Господом (Лк 8. 4-15).

По окончании изложения учения Иисуса Христа евангелист снова обращается к идеальным Христом чудесам, повествуя об укрощении бури, исцелении гадаринского бесноватого, дочери и кровоточивой женщины Иаира (на следующий день 8. 22-56). По окончании насыщения 5 тыс. чел. и исповедания ап. Петра в Кесарии Филипповой Господь дает ученикам 1-е предсказание о Страстях (Лк 9. 22), а по окончании исцеления и Преображения бесноватого отрока — 2-е (Лк 9. 44).

Начиная с Лк 9. 51, ведется рассказ о путешествии Иисуса Христа в Иерусалим.

Чем ближе Господь с учениками подходят к Иерусалиму, тем более улучшается враждебное отношение к Нему. Самаряне отказываются Его принять (Лк 9. 52-56), но Христос не подвергает их каре, а чуть позднее кроме того приводит притчу о милосердном самарянине (Лк 10. 25-37). В Евангелии рассказывается о послании на проповедь 70 учеников (Лк 10.

1-20) и о том, как нужно принимать Иисуса Христа, приводя Марии и пример Марфы (Лк 10. 38-42). Отвечая на просьбу ученика, Спаситель учит, как нужно молиться (Лк 11.

1-4).

По окончании изгнания «беса, что был нем», одни фарисеи начинают обвинять Христа в том, что Он действует силой веельзевула, другие — потребовать знамения (Лк 11. 15-16). Евангелист опять переходит к изложению учения Христа, включая Его эсхатологические пророчества (Лк 12.

1-13. 9).

Раздел Лк 13. 18-17 посвящен изложению учения о Царстве (приводятся притчи о горчичном зерне, о закваске, о тесных вратах, о званых и избранных, о соли, потерявшей силу, о потерявшейся овце, о потерянной драхме, о блудном сыне, о неверном управителе и др.). Господь исцеляет скорченную больного и женщину водянкой, а после этого 10 прокаженных (Лк 17.

11-19). За учением о финише времен (Лк 17. 20-37) следуют притчи о неправедном судье и вдове, о фарисей и мытарь (Лк 18.

1-14).

По окончании рассказа о благословении Господом ответа и младенцев на вопрос богатого главы приводится 3-е предсказание о Страстях (Лк 18. 31-34). Рассказ о путешествии в Иерусалим завершается изложением событий, случившихся в Иерихоне — историй об исцелении слепого, о гостеприимстве Закхея и притчи о 10 минах (Лк 18.

35-19.

27).

Описание праздничного Входа Господня в Иерусалим (Лк 19. 28-38) открывает повествование о Страстях. Спаситель предвещает разрушение Иерусалима (Лк 19.

41-44) и очищает храм (Лк 19. 45-46). В течение неск. дней Господь учил в храме, первосвященники же, старейшины и книжники стремились Его погубить, задавая вопросы (о Его власти, о подати, о воскресении, о том, может ли Христос именоваться сыном Давида). В ответ на один из таких вопросов Христос приводит притчу о злых виноградарях (Лк 20.

9-16).

Учеников же Господь даёт предупреждение о преследованиях, к-рые выпадут на их долю, и об эсхатологических событиях (Лк 21. 5-36), призывая их бодрствовать и молиться.

Противостояние диавола и Христа достигает пика, в то время, когда сатана входит в Иуду (Лк 22. 3). Иудейские фавориты, применявшие Иуду, как им казалось, для выполнения воли Божией, оказываются, в конечном итоге, в альянсе с сатаной, Христос, выполняющий волю Отца Небесного (Лк 22.

42), обвиняется ими в «развращении народа» (Лк 23.

2).

В Евангелии детально рассказывается о явлениях воскресшего Христа 2 ученикам на дороге в Эммаус (Лк 24. 13-35) и в Иерусалиме (Лк 24. 36-49), акцент делается на выполнении Писаний.

Эпилогом Евангелия от Луки помогает краткий рассказ о вознесении Господнем (Лк 24. 50-53).

Евангелие от Иоанна

В нем выделяют: 1) пролог (Ин 1. 1-18); 2) «книгу знамений» (Ин 1. 19-12. 50), выстроенную по тематическому и хронологическому (упоминания праздничных дней) правилам и включающую рассказы о крещении, о чуде на браке в Кане Галилейской, об очищении храма, последовательность бесед, рассказы об исцелениях, о прекрасном насыщении 5 тыс. чел. и воскрешении Лазаря; 3) «книгу славы» (Ин 13. 1-20.

31), в к-рой говорится о Тайной вечере, прощальной беседе с учениками о Воскресении и Страстях; 4) эпилог, складывающийся из 21-й гл. (Dodd. 1963; Brown.

1966).

Первые слова Евангелия от Иоанна перекликаются с началом кн. Бытие. Христос в Евангелии от Иоанна — это Воплотившийся Всевышний Слово (Ин 1. 14), Агнец (Ин 1. 29, 36), Сын Божий (Ин 1. 34, 49), Царь Израилев (Ин 1. 49), Мессия (Ин 1. 41) и Спаситель мира (Ин 4. 42).

Уже в Ин 2. 21-22 имеется указание на крестную смерть Христа.

Рассказ о крещении Господнем в отличие от повествований метеорологов ведется от лица Иоанна Крестителя, к-рый выделяет, что не знал, что Иисус имеется Мессия до того момента, как заметил, что на Него сошел Св. Дух (Ин 1. 15-34). Через день после свидетельства Иоанна двое Его учеников (Андрей и не названный по имени ученик), заметив идущего на свою квартиру Спасителя, последовали за Ним, а после этого позвали за собой и др. учеников (Ин 1. 35-51).

Как информирует евангелист, на 3-й сутки по окончании этих событий Господь участвовал в брачном пире в Кане Галилейской, где совершил первое прекрасное знамение, перевоплотив воду в вино (Ин 2. 1-12).

Следующий эпизод — история о том, как Христос, придя на праздник Пасхи в Иерусалим, совершил очищение храма, изгнав меновщиков и торговцев денег (Ин 2. 13-22) (подобный рассказ в синоптических Евангелиях открывает выход Христа на Страсти). В Евангелии от Иоанна приводятся 2 беседы Спасителя — с Никодимом (Ин 3. 1-21) и самарянкой (Ин 4. 1-42); отмечается, что и самаряне и галилеяне с верой принимают Иисуса Христа (Ин 4. 43-45).

Потом евангелист Иоанн повествует об исцелениях, идеальных Христом,- больного и сына царедворца у купальни Вифезда (Ин 4. 46 — 5. 9), к-рые помогают соответственно 2-м и 3-м знамениями. Потому, что последнее излечение имело место в субботу, иудеи вступают в спор с Христом относительно дозволенности исцелений в субботу (Ин 5. 10-47).

4-м знамением, по Евангелию от Иоанна, было насыщение 5 тыс. чел. (Ин 6. 1-14), а 5-м — хождение по водам (Ин 6. 15-21). Христос произносит проповедь о «хлебе судьбы» (Ин 6. 22-7. 1), где прикровенно говорит о таинстве Евхаристии.

По окончании Его слов о вкушении Плоти от Него отходят нек-рые ученики, но 12 апостолов через ап. Петра исповедуют собственную веру: «Ты имеешь глаголы вечной судьбе, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Всевышнего живого» (Ин 6. 68-69).

В Евангелии от Иоанна рассказывается о том, как Спаситель тайно пришел в Иерусалим на праздник Кущей и открыто учил в храме, но никто не решился арестовать Его (Ин 7. 2-8. 59). В визант. традиции текста затем рассказа помещается перикопа о забранной в прелюбодеянии (Ин 7. 53-8.

11), данной перикопы нет в старейших исходниках и о ней умалчивают большая часть св. отцов. Евангелист говорит, что фарисеи спорили с Христом о Его словах: о том, что Он имеется свет миру, о том, кто Его Папа, кто Он, и о Его связи с Авраамом (Ин 8. 12-59). В то время, когда же Спаситель сообщил: «Действительно, действительно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин 8. 58), иудеи желали побить Его камнями, но Он скрылся от них.

6-м знамением есть чудо исцеления слепорожденного, которое подтверждает тот факт, что Христос имеется свет миру (Ин 9. 1-7). Сейчас фарисеи осуждают Христа за Его дела. В ответ Господь начинает учить притчами, именуя Себя дверью и добрым пастырем овцам, чем вызывает еще громадную распрю среди иудеев (Ин 10. 1-21).

На праздник Обновления Спаситель опять учил в храме, в притворе Соломоновом, говоря о Собственном единстве с Отцом (Ин 10.

30). Иудеи же снова восприняли эти слова как святотатство. Усиление неприязни вынудило Его уйти за Иордан (Ин 10.

39-40).

Последним, 7-м знамением делается воскрешение Лазаря в Вифании (Ин 11. 1-46). Затем чуда первосвященники и фарисеи совсем решают убить Христа, а Каиафа нечайно предвещает Его привлекательную Смерть (Ин 11.

49-53).

За 6 дней до Пасхи Христос приходит в Вифанию, где воскресил Лазаря, Мария помазывает Ему ноги миром, что есть символическим предсказанием погребения и смерти Христа (Ин 12. 1-8). На следующий сутки Господь празднично въезжает в Иерусалим (Ин 12.

12-19). направляться рассказ о том, как глас с небес подтверждает Его Богосыновство и грядущую славу (Ин 12. 28).

Незадолго до праздника Пасхи на Тайной вечере Господь умывает ноги ученикам (13. 1-20) и изобличает предателя Иуду, что быстро уходит (Ин 13. 21-30).

В прощальной беседе с учениками (Ин 13. 21-16. 33) Спаситель говорит о Собственном прославлении, дает «новую заповедь», любви, предвещает отречение Петра, учит о Св.

Духе и даёт предупреждение о преследованиях, высказывая наряду с этим уверенность в победе: «В мире станете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16.

33). Затем Он произносит молитву о прославлении Сына и об упрочнении уверовавших (Ин 17. 1-26).

Потом повествование переходит к Страстям (Ин 18.

1-19. 42) и явлениям Воскресшего (Ин 20. 1-21. 23).

Эпилогом помогают слова написавшего Евангелие об истинности этого свидетельства о Христе (Ин 21.

24-25).

литературные формы и Жанр

Изучение жанрового своеобразия Евангелий нужно для понимания изюминок их содержания и композиции. Не смотря на то, что в совр. литературоведении отсутствует общепринятое определение понятия «жанр», в большинстве случаев согласится, что жанр — это то, что имеет отношение к тексту как к целому. Жанр произведения складывается из формальных (напр., лит. композиция) и содержательных (темы, мотивы и проч.) элементов.

Понятие жанра подразумевает преемственность восприятия: читатель, обнаруживая в произведении те либо иные особенности сюжета, места действия, поведения храбрецов и т. п., относит его к к.-л. известному ему жанру. В античном мире жанр определялся как совокупность художественных норм. Но все древние поэтики разглядывали только жанры поэзии, относя прозу к более низкой форме лит-ры, близкой к обыденной речи.

В древних же книжках риторики, где говорится в основном о речах, не смотря на то, что и выделяются 3 жанра (увещевательный, судебный, панегирический), отмечается обилие смешанных форм.

(ч9) Найди 5 минут(в сутках1440мин) на Евангелие от Иоанна гл5


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: