Судьбоносное значение коммунизма для россии

5.1 Сущность «хорошего» марксизма.

В чем Бердяев видит главное внутреннее несоответствие (двойственность) марксистской теории?

Сформулируйте правила марксистского учения об обществе, разрешающие Бердяеву выяснить марксистскую теорию как «совокупность социологического детерминизма». Что Бердяев именует «разоблачением иллюзий сознания»? Проанализируйте с данной позиции феномен «товарного фетишизма».

В чем проявляется гуманистическая сущность марксизма? Что Маркс именует «скачком из царства необходимости в царство свободы»? Кто выступает в качестве субъекта этого исторического акта?

Что дает основание Бердяеву совершить аналогию между религией и марксизмом?

5.2 Распространение марксизма в Российской Федерации и его русификация.

Назовите главные обстоятельства, каковые, согласно точки зрения Бердяева, привели к краху русского революционного перемещения и распространение марксизма в Российской Федерации. Какое преимущество, в сравнении с классическими революционными идеями, заметили в марксизме его первые русские последователи (Г. члены и Плеханов группы «Освобождение труда»)?

Из-за чего и как случилась изменение «хорошего марксизма» в «марксизм русский»?В чем Бердяев видит сообщение народнических большевистского марксизма и идей? Какую сторону в марксизме коммунисты выдвинули на первый замысел?Судьбоносное значение коммунизма для россии Дайте интерпретацию высказывания Бердяева: «Он (Ленин) совершил революцию во имя Маркса, но не по Марксу».

5.3 историческое значение и Сущность русской коммунистической революции.

В.И. Ленин как тип революционного вождя. В чем Бердяев видит оригинальность Ленина как политической фигуры?

В чем атипичность Ленина как интеллигента-революционера?

Продемонстрируйте исторические корни (в истории русского страны, в истории русской интеллигенции) политического и идеологического тоталитаризма в Советской республики.

Продемонстрируйте хорошие и негативные стороны ленинской философии-и утверждения в качестве национальной идеологии. Что нового, согласно точки зрения Бердяева, вносит советская коммунистическая идеология в познание принципа свободы? В каком смысле советское общество самосознает себя как свободное? (Разберите приводимый Бердяевым пример.) В чем Бердяев видит ущербность так осознаваемой свободы?

На какие конкретно хорошие и отрицательные моменты показывает Бердяев, резюмируя анализ коммунизма?

Как соотносится русский общая тенденция и коммунизм мирового развития?

Проанализируйте критику Бердяевым коммунистической истории России и постарайтесь распознать ошибочные оценки самого автора.

Литература

  • Чаадаев П. Я. письма и Статьи / Сост., вступ. статья и коммент. Б. Н. Тарасова.– 2-е изд., доп.– М.: Современник.– 1989.
  • Бердяев Н. А. смысл и Истоки русского коммунизма.– М.: Наука, 1990.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
ГлаваI. Понятие культуры.Типы культурологических концепций
§1. Понятие культуры (по произведению З.Фрейда «Будущее одной иллюзии)
§ 2. Учение Н. Я. Данилевского окультурно-исторических типах
§ 3. Учение О. Шпенглера о локальныхкультурах
ГлаваII. Греческая мифология
ГлаваIII.Религиозно-философские идеи в культуре Древней Индии и Древнего Китая
§1. Учение Лао-цзы о дао
§2. Конфуций о обществе и человеке
§3. Учение о начале сущего и человеке в Упанишадах
ГлаваIV. Катастрофа Софокла«Антигона» как монумент древней культуры
§1. Театр в Греции
§2. Катастрофа Софокла «Антигона»
ГлаваV. Религиозная мысль вхристианских текстах
§1. состав и Формирование священных текстов христианства
§2. Развитие религиозной идеи в текстах Ветхого Завета
§3. Религиозная мысль в текстах Нового Завета
§4. Догматизация христианского вероучения в Никео–Царьградском Знаке веры
ГлаваVI. Рационалистическаяидея в научных текстахНового времени .
§1. Мысль автономности людской мышления в статье И. Канта «Ответ навопрос: что такое просвещение?»
§2. Наука в культуре XXвека (по произведению К. Ясперса «Истоки истории и ее цель»)
ГлаваVII. Развитие русскойкультуры
§ 1. П. Я. Чаадаев о месте России вовсемирной истории
§ 2 Будущее России (по произведению Н. А. Бердяева «Истоки исмысл русского коммунизма»).

[1] Культурология. Хрестоматия // Сост., общ. Ред. И. И. Авксентьевского, Л. В. Фивейской, вступ. ст.

И. И. Авксентьевского.– Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2011.

[2] Тексты, каковые, всецело либо с редакторскими купюрами, включены в состав хрестоматии, в перечне литературы помечены знаком «·». Эти же тексты возможно просматривать и в отдельных изданиях.

[3]От латинского «libido» – влечение, желание, страсть, рвение.

[4] В научном смысле под тотемом подразумевается класс объектов либо явлений природы, которому та либо вторая социальная несколько, род, фратрия, племя, время от времени кроме того любой отдельный пол в группы (Австралия), а время от времени и индивид (Сев. Америка) – оказывают особое поклонение, с которым вычисляют себя родственно связанным и по имени которого себя именуют. Нет для того чтобы объекта, что не имел возможности бы быть тотемом, но самый распространёнными (и, по-видимому, древними) тотемами были животные.

[5] Инцест (лат. incestus – преступный, безнравственный) – кровосмешение, половая связь между родными детьми родственниками (и кровными родителями, сёстрами и братьями).

[6] Вот главная для Шпенглера оценка классической периодизации глобальной истории: «Старый мир – Средние века – Новое время: вот поразительно скудная и тщетная схема…»; а вот его черта собственной исторической концепции: «Я именую эту привычную для нынешнего западноевропейца схему, в которой развитые культуры вращаются около нас как мнимого центра всего мирового свершения птоломеевской совокупностью истории и разглядываю как коперниканское открытие в области истории то, что в данной книге место ветхой схемы занимает совокупность, в которой Запад и Античность наровне с Индией, Вавилоном, Китаем, Египтом, арабской и мексиканской культурой – отдельные миры становления, имеющие однообразное значение в общей картине истории …» (Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993. С. 144, 146 – 147.)

[7] Кое-какие авторы не вычисляют различия между тотемизмом и фетишизмом значительными для чёрта первобытного сознания. Так, А.Ф. Лосев в статье «Греческая мифология» объединяет оба эти представления неспециализированным понятием – фетишизм. (Текст статьи в сокращенном варианте включен в хрестоматию по культурологии.)

[8] При рассмотрении анимистических представлений принципиально важно, но, осознавать, что духи в сознании архаики это только иное состояние природы, собственного рода существа, подобные тем предметам, каковые они «одушевляют», но складывающиеся из особенной материи (узкой, невидимой и т.п.).

[9] Мифы о происхождении мира (от греческого kosmos – Вселенная и goneia – рождение).

[10] Мифы о происхождении человека (от греческого anthropos – человек и goneia – рождение).

[11] Наименование «греки» пришло к нам от римлян, сами же греки именовали себя эллинами, ведя собственный происхождение от мифологического храбреца Эллина, сына Девкалиона и Пирры – единственных людей, спасшихся по окончании потопа, устроенного Зевсом на земле.

[12] Это начальное население древние греки именовали пеласгами. Их культура не покинула следов, и делать выводы об их существовании мы можем только по наличию и древнегреческим преданиям чужеродных наименований, сохранившимся в древнегреческом языке.

[13] Второе наименование доолимпийского периода – хтонический (от греч. hthon – почва) отражает старейшее представление людей о земле как о прародительнице всего сущего.

Олимпийский период в противном случае именуют хорошим, имея в виду, что олимпийская мифология воображает самоё развитое состояние всей греческой мифологии; еще одно наименование этого же периода – смелый отражает факт появления в олимпийской мифологии образов храбрецов, сказания о которых составляют центральное ядро позднего периода мифотворчества.

[14] С подробным анализом неспециализированных специфических особенностей и закономерностей развития греческой мифологии обучающиеся смогут ознакомиться в статье известного исследователя древней культуры А. Ф. Лосева, размещённой в энциклопедии «Мифы населений украины» (в сокращенном варианте статья включена в хрестоматию по культурологии)

[15] В этом отношении весьма характерен цикл мифов об Эдипе, ставшего, как и его дети, жертвой родового проклятия, наложенного всевышними на его отца Лая, за идеальное им правонарушение. Данный мифологический сюжет был положен великим греческим драматургом Софоклом в базу его катастроф «Царь Эдип», «Эдип в Колоне» и «Антигона».

[16] Антропоморфный – уподобленный человеку (от греч. antropos – человек и morphe – форма).

[17] Сыма Цянь информирует о встречах Лао-цзы и Конфуция, что приезжал к известному тогда уже мудрецу за наставлениями и советами. Но исторических подтверждений факта встреч этих наибольших китайских мыслителей нет, и с громадным основанием информируемые Сыма Цянем сведения направляться отнести к области бессчётных преданий, которыми овеяна личность Лао-цзы.

[18] Все цитаты из текста «Дао дэ цзин» и указания параграфов приводятся по изданию: Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. 1.– М.: Идея, 1972.

[19] Безотносительный (от лат. absolutus) – безотносительный, абсолютный, существующий вне связи, независимо с чем-либо.

[20] Представления о ян и инь появляются в китайской мифологии. В соответствии с древним космогоническим мифам в бесформенном мраке появились два духа – инь и ян, каковые занялись упорядочением мира. Потом дух ян начал управлять небом, а дух инь почвой.

[21] Катехизис (от греч. katechesis наставление, поучение) – краткое изложение баз какого-либо учения в форме ответов и вопросов.

[22] Все цитаты из текста «Лунь юй» и параграфов и указания глав приводятся по изданию: Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.1.– М.: Идея, 1972.

[23] Как мы знаем, что среди учеников Конфуция были люди несложного происхождения и владевшие весьма скромным, время от времени нищенским, достатком. Наряду с этим направляться все-таки подчернуть, что «благородство» происхождения не было полностью безразлично для Конфуция. Стать добропорядочным мужем имел возможность по преимуществу человек, находящийся в собствености к аристократическому роду.

Но, с одной стороны, аристократическое происхождение само по себе не снабжало человеку духовного благородства, а с другой – человек незнатного рода имел возможность крайне редко встать до отметки добропорядочного мужа.

[24] Весьма интересно подчернуть, что Китай, практически две тысячи лет назад принявший конфуцианство в качестве официальной идеологической теории, есть старейшим из всех существующих на данный момент стран.

[25] Слово «веда» практически свидетельствует «знание», «вeдение».

[26] Самхиты делятся на четыре сборника: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Примыкающая к этим текстам комментаторская литература делится на три группы текстов: Брахманы, Араньяки и Упанишады.

[27] Этимология слова «упанишады» не ясна. В индийской традиции его значение понимается как «сидящий около» – ученик сидит у ног преподавателя и внимает его поучениям.

[28] Слово «brahma» в ведической традиции имеет пара значений: 1) брахман – член касты жрецов (брахманов); 2) брахманы – книги составляющие часть Вед; 3) Брахма – имя одного из ведических всевышних, вошедшего позднее в тримурти индуизма; 4) Брахман – религиозно-философское понятие, обозначающее безличный абсолют, выступающий в качестве первоосновы всего сущего.

[29] Все цитаты из Упанишад и указания на страницы приводятся по изданию: Древнеиндийская философия. Начальный период.– М.: Идея, 1972.

[30] О дорогах выхода и преодоления смерти из сансары думает создатель «Сказания о Начикете», входящем в Катха-упанишаду.

[31] Греческое слово «драма» практически свидетельствует «воздействие». Это наименование удачно отражает главное свойство жанра. В драме содержание раскрывается как раз в действии, а не в форме повествования, рассказа.

В драме событие как бы совершается для зрителя либо читателя на данный момент, на его глазах.

[32] Такое наименование эта часть драмы взяла по заглавию театрального прохода по которому хор выходил на орхестру (парод практически свидетельствует «проход»).

[33] Эписодий практически свидетельствует «привходящий».

[34] Буквальное значение слова «стасим» – «стоячий». В драме стасимы исполнялись хором в стоячем положении.

[35] Эксод практически свидетельствует «финал».

[36] Театр от греч. theasthai – «наблюдать».

[37] Слово скена практически свидетельствует «палатка». От него производно и современное слово «сцена», обозначающее особые подмостки, на которых играются в театре актеры.

[38] Так, как мы знаем, что Софокл из-за не сильный голоса должен был отказаться от личного выполнения ролей в постановках собственных катастроф.

[39] Существует рассказ (вероятно и недостоверный) о привлечении Софокла к суду его сыном Иофонтом, что из корыстных мыслей (в споре из-за наследства) обвинил отца в пренебрежении и старческом слабоумии хозяйственными заботами, требуя установления над ним опеки. В ответ девяностолетний Софокл прочёл судьям отрывок из только что написанной трагедии «Эдип в Колоне», чем так восхитил их, что выдвинутые обвинения были безоговорочно отвергнуты.

[40] Термин «катастрофа» частенько используется в обыденном словоупотреблении; наряду с этим ужасными именуют каждые события, без шуток травмирующие человека, как духовно, так и физически; чаще всего ужасное в восприятии людей сопряжено с понятием смерти. Но, как это часто бывает, обыденный язык использует понятие неточно, не выяснив его содержание. Имея дело с научными категориями – а такой есть «ужасное» в эстетике и философии, – направляться учитывать содержательное несовпадение обыденных и научных понятий, имеющих однообразное терминологическое выражение.

[41] Имманентный (от лат. immanentis – характерный, свойственный) – внутренне свойственный какому-либо предмету, явлению, проистекающий из него.

[42] Действительно, иудаизм и зороастризм оставляют человеку выбор между добром и злом, но осуществление его находится под таким силовым давлением (неотвратимость наказания за зло), что вряд ли возможно признано свободным.

[43] Так, для Аристотеля раб – всего лишь «говорящее орудие», собственность хозяина, наравне в рабочим домашними и инвентарём животными.

[44] Кaтарсис (от греч. katharsis – очищение) – введенный Аристотелем в его учении о трагедии термин, означающий душевную разрядку, испытываемую зрителем под действием аффектов, вызываемых сопереживанием ужасному. Такое «очищение духа» Аристотель вычислял основной целью катастрофы.

[45] Данный цикл мифов принято именовать фиванским, по наименованию города – Фивы, с которым так или иначе связаны все обрисовываемые события.

[46] Аутентичный (от греч. authentikos) – настоящий, исходящий из источника.

[47] Во второй половине XX в. появляется около десятка драм, опер, кино- и телепостановок, в большей либо меньшей мере связанных с сюжетом «Антигоны». Самой известной в последовательности этого рода произведений есть катастрофа французского драматурга XX в. Жана Ануя с тем же, что и у Софокла, заглавием «Антигона», написанная в первой половине 40-ых годов XX века. Катастрофа Ануя приобрела мировую известность и сейчас, не утратив актуальности , не сходит с афиш наибольших театров, среди них и отечественных.

[48] Все цитаты из «указания» и Антигоны страниц приводятся по изданию: Софокл. Драмы.–М., Наука, 1990.

[49] Апoкрифы (от греч. apokryphos – тайный) – произведения религиозного содержания, но не признанные церковью священными.

[50] На этом диалекте говорили современные Иисусу Христу обитатели Палестины.

[51] Существует легенда, в соответствии с которой перевод Ветхого завета на греческий язык был осуществлен по указанию египетского царя Птолемея II Филадельфа за 72 дня семьюдесятью переводчиками, приехавшими в Александрию из Иерусалима. Из этого и наименование перевода – Септуагинта по латыни свидетельствует «семьдесят». Но эти сведения исторически недостоверны.

[52] Сакральный в буквальном переводе с латинского свидетельствует «священный».

[53] Сказание о Каине и Авеле заслуживает внимания в контексте современной дискуссии о целесообразности применения смертной казни.

[54] Иаков, будучи избранным, получил от Всевышнего новое имя Израиль и стал, так, родоначальником-эпонимом иудеев, именовавших себя народом израильским, либо легко – Израилем.

[55] Декалог (от греч. deka – десять и logos – слово) – десятисловие, либо десять заповедей.

[56] Трансцендентный (от лат. transcendens – выходящий за пределы) – применительно к Всевышнему характеризует его как абсолют, превосходящий всякое определенное бытие.

[57] До Синайского законодательства у иудеев действовало право естественного священства: глава семьи был одновременно с этим и священником; сейчас для целей отправления культа и религиозного служения назначаются особенные священники, единые для всего иудейского народа; для данной цели Всевышний выбирает участников семьи Аарона, брата Моисея, а самого Аарона назначает первосвященником. Потому, что его сыновья и Аарон принадлежали к роду Левия, одного из двенадцати сыновей Иакова, то священническое сословие у иудеев стало называться левиты.

[58] Соломон – царь Израильско – Иудейского царства в 965 – 928 гг. до н. э., сын царя Давида. Библия говорит о неординарной мудрости царя Соломона, взятой им, как особенный дар, от Всевышнего. Соломону приписывается авторство таких библейских книг, как Екклесиаст, Притчи Соломоновы и Песнь Песней.

[59] Гедонизм (от греч. hedone – удовольствие) – этическое учение, в соответствии с которому целью судьбы и высшим благом согласится удовольствие.

[60] Мысль воскрешения из мертвых появляется в иудаизме достаточно поздно и ведет к расколу его на противоборствующие течения. Так, во II в. до н. э. появляются довольно часто упоминаемые в Библии, в особенности в евангельских текстах Нового Завета, религиозные партии саддукеев и фарисеев. Фарисеи, настаивая на строжайшем исполнении Закона, признавали наровне с этим грядущее и бессмертие души царство Мессии.

Их соперники, саддукеи, признавая необыкновенное значение Пятикнижия, отвергали не только посмертное бытие души, но и все мессианские пророчества поздней библейской литературы.

[61] Синедрион – верховный суд иудеев, находящийся в Иерусалиме и складывающийся из 72 участников, под руководством Первосвященника. До покорения Иудеи Римом Синедриону принадлежало право смерти и жизни; в Римской империи власть его была ограничена; он имел возможность выносить смертные решения суда, но на выполнение их требовалась санкция римского правителя – прокуратора.

[62] В соответствии с церковной истории, апостол Павел во времена преследованияхристиан, предпринятые при императоре Нероне, был приговорен к обезглавливанию и казнен вместе с апостолом Петром в 65 г. в Риме.

[63] К язычникам иудеи относили всех иноверцев, т. е. неиудеев.

[64] Экзегеза (от греч. exegesis – толкование) – толкование неясных мест в древних, в особенности религиозных текстах. В христианском богословии выделяется особый раздел – экзегетика, занимающийся толкованием смысла Библии.

[65] Кант И. Базы метафизики нравственности // Кант И. Соч. в 6-ти т. Т. 4 (1). М.: Идея, 1965. С. 270.

[66] В ситуации, в то время, когда внутренний долг – совесть – вступает в несоответствие со служебным, человек, думает Кант, обязан покинуть собственный опытное поприще, поскольку никто неимеетвозможности достойно делать собственные служебные обязанности, осознавая в один момент их безнравственность.

[67] Тут уместно отыскать в памяти учения Лао-цзы и Конфуция, и философские идеи в религии Упанишад.

[68] «Всевышний имеется дух, – говорит Христос, – и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в истине и духе» (Библия. Новый Завет. Евангелие от Иоанна. Гл.

4. Ст.

24).

[69] Теодицея (от греч. theos – всевышний и dike – справедливость) – оправдание Всевышнего.

[70] Греческая культура не только создала науку, ей же мы обязаны и возникновением философского скептицизма, принципиально отвергающего возможность постижения истины.

[71] Для верного понимания высказанных тут идей Ясперса нужно иметь в виду, что он разумеется не относит к числу наук философию, считая ее особенной формой духовной деятельности, осуществляющей мышления рода и своего синтез веры, порождая то, что он именовал «философской верой» и как раз с ней связывал надежды на преодоление кризиса как в науке, так и в современной культуре в целом.

[72] Ясперс высоко ценит вклад Маркса в мировую науку, как мыслителя, что первым смог верно осознать масштабность тех изменений в культуре, каковые появились под действием технического прогресса; марксистская теория имеет, согласно точки зрения Ясперса, эпохальное значение.

[73] Кн. А. М. Щербатова дочь известного отечественного историка академика М. М. Щербатова, автора 7-томного издания «Истории Русском от старейших времен».

[74] «Альянс благоденствия» был образован в 1818 г. Целью этого тайного общества провозглашалось просвещение народа и нравственное воспитание, скрытая цель была известна только узкому кругу и заключалась в установлении ликвидации крепостничества и конституционного правления.

[75] С 1823 по 1826 г. Чаадаев жил за рубежом и исходя из этого не принял участия в восстании декабристов.

[76] Эпистолярный жанр – это жанр литературного произведения, что характеризуется тем, что повествование преподносится читателю в форме переписки.

[77] направляться подчернуть, что осуждение православия у Чаадаева носит теоретический темперамент, сам он всю жизнь оставался прихожанином Православной Церкви, и был до глубины души возмущен, в то время, когда появились слухи о его переходе в католичество.

[78] Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Даниила. Гл. 2. Ст. 44.

[79] О востоке тут направляться сказать как раз условно, имея в виду не практически географический восток а также не принадлежность к восточному типу культуры, а демонстративное противоположение западноевропейской культуре и в первую очередь западному, католическому, христианству.

[80] Отметим, что Апокалипсис – это сокращенное наименование последней книги Нового Завета «Откровение святого Иоанна Богослова» (от греч. apokalipsis – откровение), в которой апостол Иоанн пророчествует события, сопровождающие наступление финиша мира. В переносном смысле термин апокалиптический используется для чёрта катастрофических событий в завершающих стадиях исторических эр в развитии человечества.

[81] В качестве иллюстрации пессимистических настроений, охвативших русскую интеллигенцию, Бердяев приводит превосходное эссе наибольшего русского философа XIX в. Вл. Соловьева «Повесть об антихристе», являющееся частью его последней книги «Три беседы о войне конце и прогрессе глобальной истории», в которой тот открыто высказывает собственный разочарование в совершенствах христианской теократии и предрекает миру печальное будущее.

[82] Примечательно, что в собственный проект преобразования мироздания Федоров включает и такую позицию, как воскрешение погибших предков, полагая, что средства для аналогичной акции в полной мере может дать наука. Забвение собственных отцов, без жертвы которых не были бы вероятны и люди, достигшие актуального бессмертия, Федоров вычислял предельно распутным и неосуществимым для будущего совершенного людской бытия.

[83] Аутентичный (от греч. authentikos) – настоящий, исходящий из источника.

Свидетели. 72 серия


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: