Судебник 1497 года (2 часа)

Замысел семинарского занятия

Предпосылки создания, общая характеристика и источники Судебника 1497г.

1. Органы центрального и местного управления и суда в конце XV века.

2. Правовое положение холопов и крестьян по Судебнику 1497 г.

3. наказание и Преступление по Судебнику 1497 г.

4. Процессуальное право по Судебнику 1497 г.

Цель и содержание семинарского занятия

Судебник 1497 г. знаменует принципиальный момент осознания русскими себя как нации. Уже существует широкое единое государство, в котором идет формирование внутренней госадминистрации, появляется понятие законодательства в современном смысле слова.

Начинается долгий переход от патриархального удельного управления к управленческой и судебной иерархии, рациональной бюрократии, что будет по большей части закончен только при Петре 1. Судебник полностью содержит новые нормы, призванные не отражать существующие, а строить новые публичные отношения. Только маленькое их число заимствовано из Уставных грамот наместничьего правления, Псковской судной грамоты, Русской правды.

При характеристике управления и суда в конце XV в.Судебник 1497 года (2 часа) направляться четко осознавать, что такие функции власти, как судебная и административная, все еще не были институционально отделены одна от второй. Нужно осознавать, что Судебник 1497 г. знаменует начало становления приказной совокупности управления, и мочь растолковать это, руководствуясь материалом лекции, книжки и соответствующими упоминаниями в тексте документа (ст. 1, 2).

Обращаясь к местному уровню, в особенности пристально необходимо изучить совокупность кормлений, стараясь уяснить, в чем заключалось значение данной совокупности для развития централизованного страны и каковы были ее отрицательные стороны. В один момент рекомендуется обратить внимание на ее положения роли и изменение общины в управлении и суде.

При анализе права нужно (как и во всех других темах) начать с характеристики источников. В это время главным источником права делается нормативный акт. Прежде ограниченный в собственном действии определенными почвами, в едином Столичном стране закон неспешно получает общенациональный темперамент.

Особенную роль в становлении общерусского законодательства играется Судебник 1497 г. Однако, обычай (пошлина) так же, как и прежде допускается для применения в судах.

Нужно обратить внимание на нормы Судебника, посвященные ограничению свободы передвижения крестьян (ст.57) и трансформациям правового положения холопов (ст. 23, 43, 41 и др.). Особенно принципиально важно подчернуть, что при неспециализированной выраженной тенденции отпускать холопов на волю, закон требует четкого оформления отпускных грамот с соблюдением предписанных процедур и с участием уполномоченных на то национальных служащих (ст.

20). направляться обратить внимание на то, что Судебник уменьшает и уточняет привычный список источников и категорий холопов полного холопства (ст. 66) и вводит понятие о законном основании освобождения холопа, свободном от воли его господина (ст.

56).

Текст Судебника прекрасно показывает, как в сфере права начинается начальное оформление параметров, разрешающих объединять отдельные виды правонарушений в однородные группы и в последующем выстраивать их совокупность (ст. 8, 9, 39). Появление нового термина универсального характера («лихое дело») содействовало выработке в будущем неспециализированного определения понятия правонарушения (ст.

9 и др.). Студенту нужно проследить в тексте документа, как развиваются в Судебнике ранее узнаваемые понятия права (ст. 10, 12, 13, 67 и др.), как знают сейчас преступное деяние (ст.

10). Для этого, кроме Судебника, нужно изучить и текст прилагаемой Записи о душегубстве. направляться кроме этого обратить внимание на трансформацию в Судебнике их системы и целей наказаний (ст.

13, 55, 62, 64 и др.).

Судебник в первый раз устанавливает достаточно четкую двухуровневую судебную совокупность, практически вводит понятие подсудности, которая определялась, исходя из предмета рассмотрения (ст. 20, 38) либо социальных черт спорящих субъектов (ст. 59).

Особенный интерес воображают статьи, определяющие порядок обжалования ответов местных судов, надзора за их действиями со стороны центрального суда (ст.

31, 37 и др.). Для лучшего усвоения изюминок эволюции административно-судебной совокупности во второй половине XV-первой половине XVI вв. нужно проанализировать прилагаемые тексты кормленных грамот, Белозерской уставной и губной грамот.

Судебник зафиксировал серьёзный этап развития процессуального права: начало становления розыскного (инквизиционного) процесса. Эта форма процесса начинает существовать наровне с состязательным (ст. 2, 25, 59 и др.), и со временем займет позицию лидера в судебном ходе. Студент обязан уяснить область применения розыскного процесса (ст.

14), мочь растолковать, в чем содержится его отличие от состязательного.

Принципиально важно отметить трансформации, происходящие в совокупности доказательств, применяемых в суде (ст. 4, 12, 13, 48, 47 и др).

Обучающиеся должны знать и мочь растолковать значение следующих терминов: «лихой человек», «лихое дело», «ведомый лихой человек», «головной тать», «государский убойца», «доводчик», «докладной перечень», «кормление», «пересуд», «полетная грамота», «поле», «посул», «ябедничество», «путь».

Вопросы для дискуссии

1. Какими источниками права пользуется суд кормленщика? (по данным Судебника и прилагаемых кормленных грамот).

2. Как определялось содержание кормления?

3. Назовите центральные судебно-административные органы. В чем заключались их права и обязанности в качестве судебных органов?

4. Какие конкретно виды документов, выдаваемых судами, именует Судебник?

5. Что такое «суд боярский»?

6. Какие конкретно виды кормлений выделяет Судебник?

7. Как выяснены задачи наместника в Белозерской грамоте?

8. Что и как регулирует Губная грамота?

9. Каков порядок отпуска холопа на волю? Из-за чего Судебник закрепляет эту практику?

10. Из-за чего Судебник именуют ответственным этапом закрепощения крестьян?

11. Как Судебник именует тяжёлое правонарушение? Какие конкретно правонарушения считаются тяжёлыми (список)?

12. Что такое розыскной процесс? Что говорится о нем в Судебнике?

13. Какие конкретно доказательства употребляются в розыскном ходе?

14. О каких видах доказательств идет обращение в записи о душегубстве?

15. Как регулируется в Судебнике университет приобретательской давности? Как это связано с регулированием вопроса об исковой давности?

Документы для изучения:

История Государства Российского. Cерия 189. Судебник Иоанна III. StarMedia


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: