Сущность, формы и функции исторического знания и познания. методы изучения истории

Историческая наука (история) может рассматриваться 1) как форма публичного сознания, 2) как социальный университет.

С позиций формы публичного сознания историческая наука представляет собой, во-первых, один из способов познания мира, которому характерны своеобразные способы, во-вторых, область научного знания о закономерностях и процессах развития.

Среди вторых форм публичного сознания выделяется и историческое сознание, т.е. совокупность идей, взоров, представлений, эмоций, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии[1].

При рассмотрении исторической науки как социального университета на первый замысел выходят другие ее составные: университеты исторической науки (исторические публичные организации, Академия Наук), группы исследователей (востоковеды, медиевисты, ученые ленинградской школы), совокупность исторического образования (школа– исторический факультет университета – аспирантура) и т.п.

Историческое познание – форма отражения исторической действительности. Существуют разные уровни познания – мышление, эмпирическое, теоретическое.

На первом уровне (этапе) познания, историк изучает разные источники для обнаружения в них фактов.

Способы реконструктивного познания разнообразныи включают в себя как способы конкретно-проблемного (специально-исторического) изучения, так и способы обще-научного исторического изучения.Сущность, формы и функции исторического знания и познания. методы изучения истории

Главной задачей исторического познания есть получение знания, которое зафиксировано в источнике, и на получение нового знания, которое в нем конкретно не зафиксировано.

К специально-историческим способам относятся:

-условно-документоведческий и грамматически-дипломатический способы, т.е. способы членения текста на составные элементы, используются для делопроизводственных документов и изучения делопроизводства.

-способы текстологии. Так, к примеру, логический анализ текста разрешает трактовать разные «чёрные» места, распознать несоответствия в документе, существующие лакуны и т.п. Использование этих способов позволяет распознать недостающие (стёртые с лица земли) документы, реконструировать разные события.

— историко-политический анализ разрешает сопоставить сведения разных источников, воссоздать события политической борьбы, породившие документы, конкретизировать состав участников, принявших тот либо другой акт.

Имеется и другие особые способы синтеза и исторического анализа.

К методамобщеисторического научного изучения относятся:

— Историко-генетический (ретроспективный) способ разрешает продемонстрировать причинно-закономерности развития и следственные связи исторического события (явления, структуры). Он содержится в последовательном проникновении в прошлое с целью обнаружения обстоятельств каких-либо фактов, событий, явлений. Историко-генетический способ используется и для обнаружения соотношения субъективного, личностного фактора в историческом развитии и объективных факторов (логики политической борьбы, экономразвития и т.п.).

— проблемно-хронологический способ предполагает расчленение широких тем на последовательность узких неприятностей, любая из которых рассматривается в хронологической последовательности. Данный способ употребляется как при изучении материала (на первом этапе анализа, совместно с способами классифицирования и систематизации), так и при его компоновке и изложении в текста работы по истории.

Способы эмпирического исторического познания относятся к способам общеисторического изучения:

— историко-сравнительный способ (в сочетании с способом отождествления, аналогии как логической базы этого способа) разрешает распознать как неспециализированные, так и особые черты в развитии различных событий, явлений, структур.

— историко-типологический способ разрешает упорядочить предметы изучения по как следует разным типам (классам) на базе свойственных им значительных показателей. Типологизация по форме есть разновидностью классификации, но разрешает распознать значительные показатели предмета. Базой способа есть познание связи единичного, особого, неспециализированного и общего в историческом ходе.

— способ периодизации разрешает выделить последовательность этапов в развитии разных публичных, социальных явлений. Критерии периодизации в каждом случае смогут выдвигаться разные.

— структурно-диахронный способ направлен на изучение разновременных исторических процессов. Использование этого способа разрешает распознать длительность, частоту разных событий, и динамику развития разных элементов сложной совокупности.

Понятие «историческая теория» до сих пор есть спорным и неустоявшимся в научной и философской литературе. И все-таки, историческими теориями являются те, каковые 1) фиксируют различия в совокупностях, 2) говорят о переходах от совокупности одного качества к второй (к примеру, закон развития публично-исторических формаций), 3) теории, которые содержат законы исторической науки[2на данный момент.

К способам теоретического познания возможно отнесен способ моделирования (не смотря на то, что он не есть фактически историческим).

Историческое знание – проверенный обоснованный логикой и практикой итог процесса исторического познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Историческое знание условно возможно поделить (по методам познания) на три уровня[3].

1) реконструктивное знание — фиксация исторических фактов в хронологической последовательности, — формируемое в ходе реконструктивной деятельности историка. На протяжении данной деятельности (в большинстве случаев, с применением особых исторических способов – текстологических, дипломатических, источниковедческих, историографических и т.п.) историк устанавливает исторические факты. Реконструктивное знание, реконструктивная картина прошлого создается в виде нарратива (рассказа, повествования) либо же в виде таблиц, схем.

2) эмпирическое историческое знание — знание о взаимосвязях и регулярностях между разными фактами, явлениями, процессами — результат обработки реконструктивного. Его целью есть выяснение повторяемости в ходе исторического развития. На протяжении для того чтобы изучения историк устанавливает факты более большого уровня – эмпирические (открытые регулярности – сходные показатели процессов, типологию явлений и т.п.).

3) теоретическое историческое знание — знание о повторяемости и типологии, регулярности фактов, явлений, процессов, структур — растолковывает эмпирические факты на протяжении теоретического познания. Задачей теоретического знания есть формулирование теории, т.е. обнаружение законов исторического развития (но не функционирования. Так, к примеру, политология изучает законы функционирования национальных университетов, а история – законы их развития.

Экономика изучает законы функционирования экономических совокупностей, а история – законы их развития. И т.п.). Функцией исторической теории есть объяснение регулярностей исторического процесса, моделирование его развития.

Время от времени место теории может занимать идеологическая конструкция, но это не имеет отношения к науке.

Потому, что знание и историческое познание являются формами социального сознания, то их функции (т.е. задачи, результаты и методы) социально обусловлены. К функциям исторического познания относят[4]:

— потребность формирования социального самосознания,

— удовлетворение потребности в социальном воспитании,

— потребности в самой политики и политической деятельности,

— потребности объяснения, предсказания и предвидения будущего.

Методика исторического изучения есть объектом внимания как историков, так и философов[5]. Слово методика обозначает учение (понятие) о совокупности принципов и построения и способов организации теоретической и практической деятельности.

В российской историографии сложилась познание методики как

— описание предметов и объекта (разных сторон объекта) исторического изучения,

— выяснение цели изучения,

— задач и постановки проблем,

— раскрытие источников задач,

— историографическое обоснование задач изучения,

— описание инструментария (способов, процедур установления знания),

— описание самого знания, т.е. дефиниций, применяемых в изучении.

Нужно подчернуть, что в современной западной историографии понятие «методики» замыкается либо на «техническом» применении способов, либо на «философии истории»[6].

Методология всеобщего познания — Лекция 6.


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: