Священное писание и каноны

Заповеди Спасителя и Его апостолов не составляют кодекса законов. Извлекая из них правовые нормы, Церковь руководствуется определенными правилами.

Дабы принимать Писание в истине и духе, ум человеческий должен быть просвещен благодатью Святого Духа. Пример для того чтобы облагодатствованного прочтения Слова Божия дают творения Святых Отцов. Учение Отцов — это учение Церкви, которая, по слову апостольскому, есть утверждением и столпом Истины.

Иерусалимский Собор 1672 года вынес Определение: Верим, что это Божественное и Священное Писание сказано Всевышним, и потому мы должны верить ему без всякого рассуждения, не так, как кто захочет, а как его истолковала и передала Кафолическая Церковь [1].

19 канон Трулльского Собора учит нас толкованию и правильному восприятию Священного Писания: Аще будет изследуемо слово Писания, то не инако да объясняют оное, разве как изложили светила и преподаватели Церкви в собственных Писаниях….

Правило это имеет полную силу и по отношению к тем заповедям, каковые легли в базу церковного права. В их толковании нет места домыслам и личному произволу; для православного сознания приемлемо только такое истолкование норм Божественного права, какое дано во мировом церковном законодательстве — в канонах Мировых и Поместных Соборов и Отцов.Священное писание и каноны Исходя из этого всякое противопоставление норм Божественного права канонам надуманно и неприемлемо.

Эти нормы мы извлекаем из Священного Писания, руководствуясь духом церковного учения, через призму святых канонов.

Источником Апостольских правил, и правил Соборов и Отцов есть Предание и Священное Писание. Многие места Писания практически практически воспроизведены в канонах.

17 Апостольское правило гласит: Кто по святом крещении двумя браками обязан был, либо наложницу имел, тот неимеетвозможности быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже по большому счету в перечне священнаго чина. О том же говорится и в 1 послании апостола Павла к Тимофею: Епископ должен быть непорочен, одной жены супруг (1 Тим. 3:2).

А вот 80 Апостольское правило: От языческаго жития пришедшаго и крещеннаго, либо от порочнаго образа судьбы обратившагося, несть праведно внезапно производити во епископа. Потому что несправедливо еще не испытанному быти преподавателем вторых: разве лишь по благодати Божией сие устроится. Сравним это правило со словами апостола о том, что епископ Не должен быть из новообращенных, дабы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом (1 Тим.

3:6).

Множество канонов (Апост. 29, Трулл. 22, VII Вс. 5, VII Вс. 19, Вас. Вел. 90, Канонические послания Патриархов Геннадия и Тарасия Константинопольских) требует, дабы рукоположение совершалось бесплатно.

Хиротония, полученная за плату, согласится недействительной, а совершившие ее подлежат извержению из сана.

Особенно детально об этом правонарушении говорится во 2 правиле Халкидонского Собора; собственный наименование — симония — оно получило от имени Симона Волхва, что, заметив, как чрез возложение рук апостольских подается Святой Дух, принес апостолам деньги и просил их дать и ему такую власть, на что св. Петр ответил: Серебро твое да будет в погибель с тобою, по причине того, что ты помыслил дар Божий взять за деньги (Деян. 8:20).

48 Апостольское правило содержит угрозу отлучения от Святых Тайн двоеженца: Аще что мирянин, изгнав собственную жену, осознает иную, либо иным отринутую: да будет отлучен. Канону соответствуют слова Спасителя: А Я говорю вам: кто разводится с женою собственной, не считая вины любодеяния, тот подает ей предлог прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Мф. 5:32).

Довольно часто в канонах даются прямые ссылки на те места Священного Писания, каковые послужили базой для этих правил. 19 (16) правило Карфагенского Собора гласит: Разсуждено, да не бывают епископы и диаконы и пресвитеры откупателями для корысти, либо управителями, и да не покупают пропитания занятием безчестным либо презрительным. Потому что долженствуют взирати на написанное: никто воинствуя Всевышнему не обязуется куплями житейскими.

В правиле приведены слова апостола Павла (2 Тим.

2, 4).

А в 15 правиле VII Мирового Собора цитируется Евангелие от Матфея и 1 послание к Коринфянам: Отныне клирик да не определяется к двум церквам, потому что сие характерно торговле и низкому своекорыстию, и чуждо церковнаго обычая. Потому что мы слышали от самаго гласа Господня, что неимеетвозможности кто-либо двема господинома работати; или единаго возненавидит, а другаго возлюбит, либо единаго держится, о втором же вознерадит (Мф. 6:24).

Того для всяк, по апостольскому слову, В нем же призван имеется, в том обязан пребывати (1 Кор. 7:20).

1. В том месте же. С. 42. ^

Бошно С.В. Толкование норм права


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Священное писание как источник права

    Наровне с фактически церковным законодательством источником права для Церкви помогает и национальное законодательство. В области внешнего права Церкви,…

  • Священная и правительственная иерархии

    Наиболее значимым актом поставления на священные степени для священников есть хиротония (рукоположение). Чтобы хиротония была настоящей и законной,…

  • Препятствия духовного характера

    Они связаны или с недочётами веры у ставленника, или с его нравственными пороками, или, наконец, с отсутствием нужных знаний. Вера кандидата священства…

  • Избрание на священные степени

    Поставление на священные степени, — по словам доктора наук И.С. Бердникова. — складывается из двух посвящения: и моментов избрания [1]. Избрание в Старой…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: