Танкетка карден-лойд иеенаследники: снабжение

    Renault UE — самая узнаваемая танкетка снабжения, выпускавшаяся во Франции. Создана компанией Renault в первой половине 30-ых годов двадцатого века на базе британской Carden Loyd Mk. VI Тankette.
    Всего было выпущено порядка 4500 таких танкеток.
    На снимке — танкетка Carden Loyd в хорошей «открытой» компоновке: пулемет Vickers, «фордовский» четырехцилиндровый мотор Великолепно сохранившийся экземпляр сфотографирован в Танковом музее Бовингтона (графство Дорсет), одном из лучших аналогичных музеев Европы.
    Самая узнаваемая чешская танкетка TanТk vz.33 кроме этого выстроена на базе британской Carden Loyd.

Создана она была в 1932-м, двумя годами позднее поступила на вооружение, но, подобно своим британским и советским собратьям, практически не принимала участия в настоящих военных действиях. Всего было выстроено 74 танкетки (в их числе четыре умелых примера), из которых организовали три танковых взвода, участвовавших в учениях.

    Потом 40 танкеток достались немцам (те скоро разрешили войти их на слом), а 30 — словакам, каковые применяли их в битвах в первый раз дни Второй мировой войны и на протяжении Словацкого национального восстания 1944 года.
    Сравнение тактико-технических черт танкеток Carden Loyd Mk. VI и Т-27

В любом случае, шла ли обращение о несложном гусеничном пулемете или о восстановлении рыцарской конницы на новом уровне разработок, требовалось создать машину — весьма мелкую, несложную в эксплуатации и изготовлении, так дабы создавать ее возможно было в десятках, а в возможности и в сотнях тысяч экземпляров.Танкетка карден-лойд иеенаследники: снабжение Новое механическое средство должно было сочетать хорошие проходимость и скорость с приемлемым уровнем вооружения и защиты. Многие конструкторы Англии, Франции и США пробовали решить эту задачу.

На риск и свой страх разработками перспективного оружия занимались и ветераны Первой мировой, капитаны английской армии и по совместительству обладатели маленького тракторного завода Джон Карден и Вивиан Лойд. В 1925 году изобретателям удалось заинтересовать военное ведомство, добиться финансирования и перенести опыты из собственного гаража в цеха фабрик компании «Виккерс-Армстронг». Первые пять прототипов танкетки была неудачными, но показавшемуся во второй половине 20-ых годов XX века шестому варианту суждено было стать одной из самых легендарных автомобилей в истории танкостроения, породившей волну подражаний в мире.

Рождение легенды

Конструкция танкетки Carden Loyd Mk.VI была предельно простой, легкой и технологичной. Корпус планировал из соединенных клепкой катаных броневых страниц толщиной 9 мм (вертикальные), 6 (наклонные) либо 4 (днище). Двигатель размешался в центре низкой металлической коробки, снабжающей экипажу нехорошее укрытие, но хороший обзор поверх борта (крыша предусматривалась только в некоторых экспортных вариантах).

Механик-командир и водитель-стрелок размещались по обе стороны мотора, крутящий момент с которого передавался на передние ведущие колеса через расположенные в носовой части корпуса планетарную коробку передач и простой автомобильный дифференциал. Гусеничная ходовая часть представляла собой четыре опорных катка малого диаметра и блокированную подвеску на листовых рессорах. Для шума и уменьшения тряски (остававшихся, но, очень ощутимыми) катки обрезинивались.

Масштабы производства Carden Loyd Mk.VI были малыми. Всего по заказу английской армии было поставлено 325 автомобилей. Вызывающи большие сомнения были и зарубежные заказы: Таиланд приобрел 60 танкеток, Италия — 25, СССР- 20, Швеция — 14, Польша — 11, Япония- 10, Бельгия, Боливия, Индия, Канада, Нидерланды, Франция, Чехословакия — по паре штук.

Вместе с тем компания «Виккерс-Армстронг» извлекла большую прибыль, реализовывая лицензии. На собственных фабриках копии «Карден-Лойд» захотели строить шесть стран: Италия, Польша, СССР, Чехословакия, Франция и Япония.

Но ни одна из государств не воспроизвела британскую конструкцию в точности, посчитав нужным внести в нее те либо иные улучшения. В Чехословакии было выстроено 74 LT vz.33, в Польше 650 ТК-3 и TKS, в Италии 1400 CV3/33. Дальше всех от начального плана ушли французы: они видели в танкетке UE только бронированный тягач, не устанавливали оружия и сохранили только ходовую часть британской автомобили.

Японцы не оставили в неизменности кроме того ее, установив на собственный «Тип 94» уникальную подвеску совокупности Хара — с блоками на балансирах, соединенных тягами и рычагами с пружинами в горизонтальных трубах по бортам. Помимо этого, японская танкетка взяла башню с 6,5-мм пулеметом.

Коммунистический аналог

В Российской Федерации первые проекты танкеток были рассмотрены (и отвергнуты как негодные) еще до революции. Позднее, в 1920-х годах, отечественные конструкторы неоднократно возвращались к казавшейся перспективной концепции «вездеходного бронированного пулемета». Но создать машину, сочетающую простоту, надёжность и дешевизну с приемлемыми боевыми чертями не получалось.

Однако уже в первой половине 30-ых годов двадцатого века производство танкеток было включено в план на три года танкостроения. Потому, что успешных советских разработок не имелось (модели Т-17, Т-21 и т. д. не вышли за пределы испытательного полигона), в Англию была направлена рабочая группа для закупки партии Carden-Loyd Mk.VI, техдокументации к автомобилям, и лицензии на производство. 20 автомобилей, прибывших в Ленинград, произвели благоприятное впечатление на управление Красной армии и прежде всего на Тухачевского.

Срочно было издано постановление о передаче танкетки в производство, но при условии максимально агрегатов и широкого использования узлов, уже освоенных отечественной индустрией.

Были совершены доработки: значительно усилена защита (корпус, не считая крыши и днища, полностью планировал из 10-мм броневых страниц), усложнилась и конструкция. Показались лючки для стремительного доступа к тормозным валикам, дифференциалу, коробке передач и приводам управления. Откидные колпаки закрывали места и двигатель водителя и стрелка.

В бортах проделали смотровые щели с броневыми задвижками.

Британский пулемет был заменен советским 7,62-мм ДТ с углами обстрела по 10 градусов вправо и влево (открыто недостаточными, как, но, и у всех зарубежных безбашенных танкеток). Но пулемет легко мог быть снят и использован как ручной. Место в центре корпуса занял автомобильный 40-сильный четырехцилиндровый двигатель «Форд» с заимствованными у грузовика ГАЗ-АА карбюратором, трансмиссией и стартёром, включающей четырехскоростную коробку передач.

Это упрощало не только производство, но и обслуживание танкетки, и обучение экипажей.

Масса автомобили увеличилась, исходя из этого гусеницу было нужно увеличить до 150 мм, в подвеску же был добавлен еще один блок спаренных опорных катков. Танкетка взяла отечественное электрооборудование с напряжением сети 6В с выводом второго контакта 80 А•ч аккумуляторной батареи на корпус. Средств связи не предусматривалось.

За счет усиления бронирования коммунистический вариант при тех же габаритах был практически в два раза тяжелее, но подвижность была сохранена благодаря установке более широких гусениц и мощного двигателя. Боекомплект к пулемету уменьшен, поскольку скорострельность ДТ ниже, чем у «Виккерса» с ленточным едой, а патроны в дисках занимают больше места. Но малая скорострельность советского пулемета частично компенсировалась высокой надежностью, а запас патронов остался в полной мере достаточным.

Позднее он был дополнительно сокращен с 40 до 28 63-зарядных магазинов. Принимая к сведенью, что при оценке танкеток как раз недостаточное бронирование приводило к основным нареканиям, возможно заключить, что советским конструкторам удалось повысить боеготовность автомобили. Не смотря на то, что, само собой разумеется, возросла и цена производства, а более большой двигатель уменьшил и без того тесное боевое отделение.

Танкетки в сражении

Тактика применения танкеток и их место в военных соединениях много раз пересматривались. Изначально предполагалось, что производство их будет только массовым (при войны — до 16000 в год) и любая из дивизий РККА возьмёт по батальону Т-27. Но чем более полное представление о возможностях автомобили давали проводимые маневры, тем скромнее становилась отводимая ей роль.

В действительности Т-27 поступали в разведывательные подразделения стрелковых и кавалерийских дивизий, где практически сразу же начали рассматриваться как автомобили учебные. В первой половине 30-ых годов XX века по окончании выпуска 3300 Т-27 производство «хороших» танкеток в СССР было завершено. На экспорт данный пример советской военной техники фактически не поставлялся.

Только дюжина танкеток был послан в Монголию да пара штук — в Турцию.

Разочаровались в собственных «Карден-Лойдах» и британцы. Еще пара лет приверженность этому виду оружий сохраняли только поляки и итальянцы.

Нехороший обзор мешал экипажу танкетки вести разведку. Задачи «штурмового пулемета» она делать не имела возможности, поскольку поражалась бронебойными пулями из ружей со 150, а при удаче и с 250 м. Да и какой урон имел возможность нанести ее пулемет засевшей в окопах пехоте?

Оружие требовалось усилить. На новое поколение танкеток Т-27 пробовали ставить 37-мм траншейную пушку Гочкиса, еще 187 автомобилей были выпущены в варианте ХТ-27. «Химические» танкетки оборудовались пневматическим огнеметом с дальностью стрельбы 25 м. Но шансов, что соперник подпустит танкетку на расстояние огнеметания, было мало. К тому же небольшой угол обстрела неоднократно приводил к тому, что приблизившиеся к позициям пехоты танкетки «брались на абордаж». «Гочкис» разрешал поражать пулеметные гнезда с надёжного расстояния, но был малоэффективным.

Были попытки перевоплотить танкетку в дистанционно управляемую «сухопутную торпеду» (ТТ-27, 1932 год). Три пары, взявшие индекс КТ-27, были переоборудованы в самоходные 76,2-мм полковые пушки (орудие размещалось на одной танкетке, снаряды и расчёт — на второй). В первой половине 30-ых годов XX века одну танкетку в порядке опыта вооружили безоткатным орудием, и вдобавок пара приспособили для доставки саперного имущества.

Проверялась возможность десантирования Т-27 с воздуха беспосадочным методом.

Но ни один из вариантов модернизации не приняли удовлетворительным.

Экспериментировали со собственными «Карден-Лойдами» и британцы. Серийно выпускались транспортёр пехоты и огнемётная модификация (десант размещался на крыше), и командирская трехместная танкетка. Кое-какие Carden-Loyd Mk.VI переделывались в кабелеукладчики либо оборудовались аппаратурой для постановки дымовых завес (как мы знаем, что японская армия использовала таковой вариант автомобилей в Китае).

К танкеткам производились прицепы для боеприпасов и перевозки горючего.

Советские Т-27 участвовали в разгроме последних басмаческих отрядов в Средней Азии. В конфликтах с Японией они уже не употреблялись, и лишь на протяжении Зимней войны сотня автомобилей была послана на фронт. Если судить по тому, что утрачено было только пара из них, в битвах они фактически не принимали участие.

За полтора месяца до начала Великой Отечественной танкетки были сняты с оружия РККА.

В то время в западных военных округах насчитывалось еще около 900 автомобилей (из 2200 сохранившихся), большей частью неисправных.

Башенный «Карден-Лойд»

Уже во второй половине 20-ых годов двадцатого века следующая за известной шестой седьмая модель- Carden Loyd Mk.VII — взяла примитивно устроенную, поворачиваемую посредством плечевого упора башню. Масса танкетки выросла до 2 т.

Но куда больший успех имел созданный в том же году вариант Vickers-Carden Loyd A4E11, в неизменности унаследовавший ходовую часть от Mk.VI. Первый в мире надежный, годный для массового производства плавающий танк при массе 2,9 т и бронировании толщиной 7,9 мм развивал скорость 64 км/ч на суше и 9,6 — на воде.

Амфибия «Виккерс-Карден-Лойд» поставлялась в пара государств, включая Китай и СССР. Весьма похожий снаружи Т-37А не есть ее прямым наследником. Еще до прибытия закупленных технической документации и танкеток советская машина была создана по примеру британской на основании данных, почерпнутых из прессы.

Развитием новой концепции в следующем, 1929 году стала модель Vickers-Carden Loyd Mk.VIII, уже полноценный небольшой танк массой 3,8 т, в ходовой части которого для увеличения плавности перемещения, уменьшения шума и тряски были применены с блокированные попарно катки громадного диаметра. Машина не была принята на вооружение английской армии, но поставлялась в Швецию и Бельгию.

Подлинное призвание

Не хватает живучие и плохо вооруженные танкетки не хорошо показали себя в битвах. Не зарекомендовали они себя и как разведывательные автомобили. Но юркий гусеничный «таракан», без сомнений, имел возможность принести пользу, доставляя в бронированном прицепе снаряды на передовую либо буксируя противотанковые и полковые орудия.

Фактически все французские UE и четверть польских TKS выпускались в варианте «бронированного трактора». Ту же роль изначально отводили своим «Тип 94» японцы. Наконец, британские «Карден-Лойд» и советские Т-27 довольно часто переоборудовались в тягачи.

В танкетке «хорошего» типа негде было разместить боекомплект и расчёт орудия.

В следствии доработки в СССР был создан легкий гусеничный тягач Т-20 «Комсомолец», талантливый перевозить шесть человек в открытом кузове и сохранивший курсовой пулемет. В Англии же с 1936 по 1945 год производился броне-транспортер Universal Carrier, невооружённый, вмещающий всего пять бойцов, но владеющий бронированным кузовом. Масштабы производства (113000 «универсальных носителей») говорят о том, что машина вышла только успешной.

Увеличенная и перекомпонованная «Карден-Лойд» служила в качестве артиллерийского тягача, разведывательной, дозорной, огнеметной автомобили, перевозчика пехоты, пулеметов, боеприпасов и миномётов.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№107, сентябрь 2011).

Vickers Carden Loyd LW — tanque Anfibio 1931


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: