Танки ввоздухе: фантастическое оружие

    КТ Антонова, представлявший собой доработанный и оснащенный крыльями Т-60 — единственный танк, реально заметивший небо. Но отсутствие достаточно замечательных самолетов-перегонщиков не разрешило начать Великую освободительную войну при помощи летающих танков
    1944 год, Нормандия, открытие второго фронта, выгрузка танков Tetrarch из британского десантного планера Hamilcar
    «В то время, когда на земле будут сражаться химические броневики и телеуправляемые танки, а автожиры и геликоптеры будут корректировать пламя дальней артиллерии, по воздуху в тыл вражьих армий будут лететь отечественные летающие танки, каковые по окончании приземления будут наводить разгром во вражеских боевых порядках», — вычислял маршал Тухачевский
    Как раз таким Кристи воображал собственный танк: дюралюминиевый корпус, 75-мм пушка в носовом бронелисте, сбрасываемые крылья для полета и возможность колесного перемещения по шоссе на скоростях, родных к скоростям гоночных машин Все это давало Уолтеру Кристи возможность вычислять собственный изобретение настоящим танком из будущего
    По первому же приказу армады летающих танков имели возможность встать в атмосферу и полететь на захват Берлина, Лондона либо Парижа. От неожиданного появления сотен советских танков на улицах городов Европы не спасла бы никакая армия. Великая освободительная война имела возможность в полной мере стать действительностью

pТанки ввоздухе: фантастическое оружие

Конечно же, обрисованный выше эпизод — это фантастика. Не смотря на то, что она в полной мере имела возможность бы стать действительностью, если бы неповторимый вид техники — летающий танк — был принят на вооружение.

Первые танки, в первый раз показавшиеся на полях сражений в Первую мировую, представляли собой очень неотёсанные конструкции. Но, это не помешало армейским заметить в неуклюжих гусеничных бронированных коробках совсем новый вид оружий, что весьма не так долго осталось ждать в корне поменял всю военную идея. Наровне с танками генералы взяли и еще одну новую игрушку — только что оперившуюся авиацию.

Залечивая раны и подготавливаясь к будущей войне, фактически все страны стали деятельно изучать новые виды техники и создавать книжки по тактике совместного применения новейших оружий. По окончании негативного опыта позиционной войны начала века армейскими умами завладела мысль «быстрой войны», в то время, когда силовые объекты и основные военные захватывались танковыми клиньями, действовавшими в тесном сотрудничестве с авиацией и пехотой. Но у данной прекрасной идеи был один громадный минус.

Требовалось скоро и в короткие сроки перебрасывать огромные танковые армии на новые места, а это не всегда было вероятно из-за сопротивления врага и дорожных условий. Архаичные бомбардировщики 1930-х не могли возить ничего не считая самих себя, экипажа да 2−3 т нужной нагрузки. Под данный весовой предел подпадали танкетки и лёгкие бронеавтомобили, но их было очевидно не хватает для ведения боевых действий.

Тогда и пришла мысль — не применять чужие крылья, а приделать к танку его личные и вынудить военную технику перемещаться самостоятельно. Так была сформулирована концепция летающих танковых армад, неожиданно появляющихся во вражеском тылу по окончании скрытной высадки. Дело оставалось за малым — создать летающий танк.

Летающая крепость

Идею летающего танка внес предложение в первой половине 30-ых годов двадцатого века американский инженер Джон Уолтер Кристи (именно на базе его проектов в СССР были созданы колесно-гусеничные танки БТ). На начальной стадии Кристи изготовил из стали и дюралюминия безбашенную машину М.1932. Американская пресса писала: «Эта настоящая летающая крепость вооружена 75-мм орудием.

Благодаря идеям мистера Кристи машина оказалась страно легкой, ее масса не превышает 4 т. Танк готов к защите Америки от любых нападений».

Танк Кристи имел двойные пневматические шины на главных катках. В наборе с 750-сильным двигателем это давало возможность развивать на гусеницах скорость до 90 км/ч, а скинув гусеницы, М.1932 преобразовывался в бронированный гоночный автомобиль, талантливый развивать безумного скорость в 190−200 км/ч. «При таких скоростях и при наличии крыльев не воображает никакой неприятности поднять танк в атмосферу», — сказал сам Кристи. Особая подвеска разрешала танку создавать прыжки в длину с трамплинов (это превосходно продемонстрировано в начале фильма «Трактористы»), пролетая иногда до 4−5 м.

По проекту летающего танка на М.1932 устанавливалась бипланная крыльевая коробка, к которой крепилось хвостовое оперение. На верхнем крыле спереди размешался воздушный винт. Разгон для взлета составлял приблизительно 200 м. Первую половину пути танк разгонялся на гусеницах, после этого привод переключался на воздушный винт, и по достижении скорости в 130 км/ч происходил взлет.

Благодаря свободной подвеске танк имел возможность сесть прямо на изрытое воронками поле боя, по окончании посадки механик-пилот сбрасывал крылья и вступал в бой. Экипаж танка складывался из двух стрелка: пилота-командира и человек-механика.

«Гусеницы будут трудиться на любой поверхности, — вычислял сам конструктор. — Я готов фактически продемонстрировать Департаменту оружий США мощь автомобили. Механик-пилот может прямо в воздухе включить гусеницы и, планируя, сесть на громадной скорости. Добравшись до шоссе, экипаж скинет гусеницы и помчится по жёсткому покрытию со скоростью 160 км/ч и более».

Но, не обращая внимания на всю кажущуюся реалистичность проекта, осуществить его на практике так и не удалось. Главной причиной стала сложность исполнения дистанционного переключения привода от мотора с колес на воздушный винт и обратно. При уровне развития техники того времени это была непростая неприятность.

Скоро взаимоотношения Кристи с Департаментом оружий США совсем испортились, прежде всего из-за переговоров конструктора с СССР.

Армейские госслужащие решили не тратить деньги на танк Кристи, а попытаться создать его самостоятельно. В итоге обширно разрекламированный М.1932 достался СССР. Кристи создал еще пара танков и пробовал реализовать их американскому Департаменту оружий, но эти попытки не увенчались успехом.

Трансформеры

В Советском Альянсе схему Кристи скопировал и доработал авиаконструктор Арам Рафаэлянц. Действительно, планер Рафаэлянца имел значительно более широкую область применения — танк БТ-2 взлетал и садился не на собственное шасси, а на высокое шасси планера. Это не только экономило ресурс подвески танка, но и разрешало применять планер в качестве крыльев для перевозки любых грузов.

Толкающий воздушный винт монтировался конкретно над кормовой частью танка, что существенно упрощало передачу вращения от двигателя. Отсоединение танка от планера по окончании посадки и падение с высоты 1,5 м производилось без выхода экипажа. К середине 1933 года по окончании последовательности технических оценок проекта стало совсем ясно, что мощности двигателя будет не хватает для обеспечения требуемых летных данных.

Помимо этого, приводила к тревоге сложность подготовки экипажей — они должны были включать и танкистов, и летчиков. Исходя из этого дальше чертежей и расчётов проект не продвинулся.

В мае 1937 года инженер Михаил Смалько создал проект летающего танка МАС-1. Танк весьма смахивал на автомобиль Фантомаса — для полета его пропеллер и крылья выдвигались из-под защитных бронелистов! Корпус, имевший бронирование до 10 мм, воображал собой предстоящее развитие БТ-7, но был переработан для улучшения аэродинамических особенностей.

Оружие танка составляли два 12-мм пулемета в башне и один 7,62-мм ШКАС, стрелявший через винт с применением авиационного синхронизатора.

Крылья автомобили складывались из двух половин, наружной (броневой) и выдвижной. Броневая добрая половина крыла крепилась к корпусу и поворачивалась около оси крепления на 90 градусов назад, а внутренняя добрая половина выдвигалась наружу особым механизмом, размах крыльев достигал 16,2 м. Убирающийся хвост крепился на особенных каретках в танка и посредством особого механизма выдвигался и убирался в один момент с крыльями.

Винтовая установка, складывавшаяся из двух железных лопастей, на поле боя убиралась под бронированные щитки в носу танка. Так как подвеска осталась от БТ-7, танк сохранил возможность колесного хода и может был развивать скорость до 120 км/ч. Согласно расчетам конструктора, крейсерская полетная скорость составляла около 200 км/ч, высотный потолок — 2000 м, а дальность полета — около 800 км.

Был изготовлен полноразмерный древесный макет, по окончании чего работы были приостановлены.

Работы над летающими танками велись не только в СССР. Созданный в первой половине 40-ых годов двадцатого века английской компанией Saunders-Roe проект под кодовым заглавием P.1033 предполагал создание танкодесантного модуля для переброски танков через Ла-Манш в будущей войне. P.1033, имевший четыре независимых двигателя и убирающееся шасси, должен был отрываться от почвы на скорости в 140 км/ч и переносить танк на дальность около 900 км.

Дальше расчетов проект не продвинулся.

Танкопланер

Ближе всех смог приблизиться к реально летающему танку коммунистический авиаконструктор Олег Антонов. В первой половине 40-ых годов двадцатого века коллективу Антонова была поручена разработка планеров для доставки грузов партизанам. На протяжении работы над данной задачей Антонову в голову пришла идея объединить лёгкий танк и планер. Работы над планером, взявшим индекс А-40, начались в декабре 1941 года.

Для опробований употреблялся серийный легкий танк Т-60. Согласно расчетам, его ходовая часть должна была выдерживать нагрузки при взлете.

Предполагалось, что танк будет отцепляться от буксировщика за 20−30 км от места посадки, проделывая оставшийся путь как планер. Была спроектирована и выстроена громадная древесная бипланная крыльевая коробка, напоминавшая самолет времен Первой мировой. хвостовые балки и Крылья крепились к корпусу танка в четырех точках нижнего крыла.

По окончании приземления поворотом одной рукоятки планер сбрасывался — и Т-60 имел возможность тут же идти в бой.

Для уменьшения сопротивления воздуха в полете башня была развернута пушкой назад. Механик-водитель должен был проходить начальную подготовку летчика.

Планер выстроили в апреле 1942 года в Тюмени, по окончании чего перевезли в подмосковный Жуковский для опробований. Проводил их летчик-испытатель Сергей Анохин. В качестве буксировщика применяли бомбардировщик ТераБайт-3 с форсированными моторами АМ-34РН.

Неспециализированный вес конструкции приближался к 7,5 т, из которых 2 т приходились на древесные крылья.

Исходя из этого перед полетом танк максимально облегчили, сняв ненужные в полете надгусеничные полки, инструментальный ящик и т. п. Для обзора пилоту поставили особый перископ. К простому танковому оборудованию были добавлены педали и пилотская ручка управления для управления рулями поворота. На приборной доске разместили компас, альтиметр и спидометр.

Полеты: успешные и нет

Антонова и Испытания начались с пробежек на земле. Анохин выруливал танк на цементную полосу, зацеплялся трос, и самолет начинал разбег. Из-под гусениц летели искры, казалось, танк вот-вот оторвется от почвы.

Но механик-пилот раскрывал замок троса — и в полет уходил один буксировщик.

Танк некое время еще бежал по инерции, а после этого уходил своим ходом на стоянку.

Первый и последний настоящий полет состоялся 2 сентября. «Все было терпимо, не смотря на то, что было непривычно сидеть с парашютом в танке, — вспоминал Анохин. — Запускаю мотор. Включаю скорость. Лязгая гусеницами, танк подруливает к хвосту тяжелого четырехмоторного бомбардировщика. Вот уже прицеплен буксировочный трос.

В смотровую щель видно, как из-под винтов самолета встало облако пыли.

Буксир натягивается. Долгий, как будто бы змея, трос на глазах преобразовывается в металлический стержень. Летающий танк вздрагивает и трогается с места.

Все стремительнее и стремительнее мы спешим по полю. Позже легкий крен влево — машина в воздухе.

Сглаживаю ее. Мы быстро набираем высоту. Осторожно трогаю рули.

Танк послушно отвечает на мои перемещения».

Но через 15 мин. полета от громадного воздушного сопротивления планера у самолета-буксировщика начали перегреваться двигатели. По команде с ТераБайт-3 Анохин отцепился и отправился на посадку на ближайший аэропорт Быково. По окончании приземления Анохин, не сбрасывая планер, двинулся на командный пункт аэропорта — в том месте не были предотвращены об опробованиях, и в связи с приземлением необыкновенного летательного аппарата была заявлена воздушная тревога.

Расчет зенитной батареи извлёк испытателя из танка и «забрал в плен». Отпустили «шпиона» лишь с прибытием аварийно-спасательной команды. Первый в мире полет крылатого танка был благополучно закончен.

По итогам полета был сделан вывод, что мощности двигателей ТераБайт-3 не достаточно.

А-40 имели возможность буксировать более замечательные Пе-8, но в строю их имелось всего чуть больше 70 штук, и завлекать дальние бомбардировщики для буксировки танков никто не решился.

Разработками танколетов под самый финиш войны занималась и императорская Япония. Для десантного комплекса был намерено создан легкий танк весом всего в 2 т, но в отличие от советского, японский Maeda Ku-6 так и не смог оторваться от почвы.

К летающим танкопланерам возможно отнести кроме этого и британский планер Hamilcar, созданный для единственной цели — переброски через Ла-Манш легких танков Tetrarch. Hamilcar был самым громадным древесным планером за всю историю английских Королевских ВВС. Для буксировки использовались намерено доработанные бомбардировщики Mk.III Halifax.

Груз планера составляли танки Tetrarch с экипажем, пристегнутые в фюзеляжа, да два пилота, сидевшие тандемом в пилотской кабине. Средняя скорость полета составляла около 240 км/ч. На протяжении высадки в Нормандии было использовано около 30 планеров.

Лишь один полет завершился неудачей: над Ла-Маншем от тряски открылись замки носового обтекателя, и танк, пребывавший в планера, упал в пролив совместно со своим экипажем.

Автожиры

Еще одна схема, благодаря которой пробовали поставить танки «на крыло», — это автожиры. В первой половине 30-ых годов XX века узнаваемый конструктор вертолетов Николай Камов представил собственный проект танка-автожира со складными лопастями, что был способен садиться на малые площадки фактически без пробега. Танк имел противопульное бронирование и нес оружие из 20-мм пушки и 7,62-мм пулемета.

Предусматривалось широкое применение алюминиевых и магниевых сплавов, облегчавших конструкцию.

Расчетная скорость в полете — 150 км/ч. Был изготовлен древесный макет для продувок в аэродинамической трубе ЦАГИ, но танк так и остался проектом.

А вот британцам все же удалось создать десантный летательный аппарат, применяющий принцип автожира. В первой половине 40-ых годов двадцатого века в Англии встал вопрос о будущей переброске армий через Ла-Манш. Рауль Хафнер, ведущий эксперт Исследовательского центра десантных сил, внес предложение модифицировать для данной цели собственное изобретение — роторный парашют Rota-shute.

Хафнер собирался использовать подобный принцип для летающего внедорожника Rotabuggy и летающего танка Rotatank (на базе танка Valentine). Танк так и остался «на бумаге», а джипу повезло больше. Rotabuggy воображал собой простой армейский джип Willys, но с установленными стеклами, стойками с двухлопастным ротором, фанерной кабиной и фанерным хвостовым обтекателем.

Рулей не было, исходя из этого управление предполагалось осуществлять наклоном оси винта.

16 ноября 1943 года Rotabuggy в первый раз поднялся в воздух, буксируемый бомбардировщиком Whitley. Стало известно, что руководить наклоном оси винта фактически нереально — ручку вырывало из рук, и двум пилотам, сидевшим в джипе, было нужно применить всю собственную физическую силу, дабы удерживать Rotabaggy от столкновения с буксировщиком и сваливания в штопор, не говоря уже о верном курсе.

Исходя из этого по приземлении, в успешном финале которого свидетели полета очень сильно сомневались, экипаж было нужно практически выносить из кабины на руках Учитывая принципиальную невозможность управления в полете, и то, что Rotabuggy не имел возможности перевозить пушки, англичане отказались от летающего внедорожника в пользу простых планеров. А с возникновением в 1950-е годы тяжелых военно-транспортных самолетов с громадными аппарелями и грузовыми кабинами, талантливых перевозить не только легкие танкетки, но и средние а также тяжелые танки, и замечательных парашютных совокупностей — вопрос о «крылатом танке» был снят совсем.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№62, декабрь 2007).

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: