Текстовая традиция евангелий

Е. являлись самыми переписываемыми греч. книгами средних веков и поздней античности, из этого огромное количество лишь сохранившихся копий. Тексты копировались как для частного чтения, так и для церковного потребления.

Многофункциональность породила и разнообразие текстуальных форм Евангелий: в первую очередь это относится к делению исходников на лекционарии, т. е. те варианты, где порядок фрагментов (перикоп) следовал ходу литургического года (на славянском такие евангельские лекционарии именуются апракосами, от ??????? — торжественный), и на перечни, сохраняющие целостность уникальных книг и различающиеся только время от времени порядком текстов,- тетры. Др. общепринятым критерием есть разделение евангельских исходников по писчему материалу на папирусные и пергаменные (к последним примыкают бумажные малоценные для истории тексты в силу их позднего происхождения).

Пергаменные рукописи со своей стороны подразделяются по шрифту на маюскульные (либо унциальные) и минускульные (появляются в IX в., самые частые), причем оба этих типа видятся как среди лекционариев, так и среди перечней с последовательным размещением текста. Т. о., эти 3 критерия разрешают выделить 5 комплексных типов евангельских исходников: папирусы (ко мне включаются и папирусные лекционарии), маюскулы (либо унциалы), минускулы, лекционарии-маюскулы (либо лекционарии-унциалы), лекционарии-минускулы. (О сиглах см.Текстовая традиция евангелий

в ст. Библия, разд. «Рукописи Нового Завета»).

Папирусы

Главной формой папирусной книги всегда был свиток, но в христ. среде со II в. распространение взяла форма кодекса (быть может, по соображениям дешевизны): лучший по сохранности пример — это ¸ 66 (ок. 200 г., всецело сохранилось 52 страницы; Ин 1-15 и др.). Старейший пример текста Е. на папирусе — ¸ 52 (Ин 18.

31-33; 18. 37-38), датируемый ок. 125 г. С IV в. папирус начинает везде вытесняться пергаменом и совсем теряет собственный значение с VII в., по окончании арабского завоевания Египта.

Значение папирусов для реконструкции истории евангельского текста возросло с нач. XX в., в т. ч. и в связи с повышением их количества (к кон. XX в. отыскано ок.

90). Папирусы серьёзны в первую очередь как свидетельства состояния текста в ту эру (II-III вв.), от к-рой фактически не сохранилось пергаменных исходников.

Изучению текста на папирусах в наст. время придается огромное значение, т. к. оно разрешает пересмотреть мн. фундаментальные положения текстологической критики XIX-1-й пол. XX в. Папирус ¸ 52 содержит т. н. обычный текст (база изд. Nestle-Aland), отстоя наряду с этим не более чем на полвека от времени создания Евангелия от Иоанна.

Серьёзной для критики текста стала находка папируса ¸ 75 (нач.

III в.; текст Евангелий от Луки и от Иоанна — и тот и др. с лакунами), близкого к Ватиканскому кодексу (В 02),- она вынудила пересмотреть фундаментальную теорию редакции НЗ в IV в. Помимо этого, появление множества новых папирусов в сер. XX в. вынудило отказаться от прошлой теории библеистов о существовании в первые века «свободного» текста НЗ (см. ст. Библия, разделы о изданиях и рукописях текста НЗ).

Маюскулы

Рукописи на пергамене, намерено выделанной овечьей либо козьей коже, выполненные унциалом (в противном случае маюскулом), большим и четким шрифтом, где буквы не соединяются между собой, показались в эру эллинизма и сосуществовали продолжительное время с папирусами. Пергаменные кодексы были более дорогие, чем папирусные, но вместе с тем прочнее и долговечнее — их сохранилось значительно больше.

Клиентами таких манускриптов выступали, в большинстве случаев, либо весьма богатые люди, либо храмы и мон-ри, что приводило к созданию роскошно выполненных (с пурпурным фоном и серебряными либо золотыми чернилами, напр. Codex Rossanensis) и иллюстрированных (напр., Codex Sinopensis) экземпляров.

Значение маюскулов для реконструкции истории евангельского текста обусловлено, с одной стороны, их древностью (начиная с III в.) и принадлежностью к ранним формам текста, а с др.- большим числом (не смотря на то, что только 18 сохранили более 30 страниц, а 59 — более 2). Наряду с этим много маюскульных исходников, в особенности поздних, содержит достаточно чистый «византийский» текст, для критического издания к-рого они должны послужить базой.

Старейший маюскульный фрагмент Евангелий — 0212 III в. с текстом Диатессарона из Нью-Хейвена. Маюскулы относятся к типу койне, александрийской, кесарийской и зап. семьям, и содержат смешанные типы текста (см. ст. Текстология библейская).

Минускулы

Минускул, шрифт со слитным написанием букв, появился на базе курсивного актового письма в нач. IX в., по-видимому, в кружке прп. Платона Саккудийского, а после этого через его племянника прп.

Феодора Студита попал в К-поль и распространился по всей Византийской империи.

Самый ранний новозаветный минускульный манускрипт — Порфириевское Четвероевангелие 835 г. (РНБ. Греч. № 219). За счет компактности, быстроты и удобства написания минускул вытеснил маюскул, к-рый сохранился только в нек-рых литургических книгах и в заголовках.

Так же как и маюскулы, минускулы снабжались бессчётными миниатюрами.

В случае если в первых изданиях НЗ употреблялись только минускульные исходники, то в будущем они были полностью вытеснены папирусами и маюскулами. Этому содействовали как их достаточно поздняя датировка, так и принадлежность большинства из них к «византийскому» типу: не обращая внимания на то что нек-рые «невизантийские» исходники (напр., 33) были известны, большая часть из огромного числа минускульных исходников оставалось неизученным.

Идентификация минускулов по совокупности «пробных мест» К. Аланда дала следующие результаты: к «византийским» в собственности приблизительно 80% перечней, но лишь 10% перечней содержит старый текст и имеет первостепенное значение. Среди последних — 33 (Paris. gr. 14, IX в.), 81 (Lond.

Brit. Libr.

Add. 20003 + Alex. 59, 1044 г.), 1241 (Sin. gr. 260, XII в.), 1245 (Sin. gr. 262, XI в.), 2053 (Mess. gr. 99, XIII в.), 2427 (Chicag.

972, XII в.), и группы минускулов 1, 11, 131, 209 и 13, 69, 124, 230, 364 (кесарийский текст). Намного больше будет роль минускулов при критическом издании «текста большинства».

Лекционарии

Новозаветные рукописи, объединяемые под неспециализированным заглавием лекционариев, в действительности являются неск. разных по строению типов, определяемых на базе их деления на рукописи с чтениями (перикопами) на праздники и воскресенья (апракос) и с ежедневными чтениями («монастырский» тип). Помимо этого, в группу лекционариев было ошибочно включено более 100 исходников, где евангельские перикопы являются только частью др. богослужебных книг.

Большинство лекционариев основано на традиц. визант. совокупности чтений, совмещающей чтения подвижного и неподвижного годового круга — синаксаря и минология (ко мне смогут добавляться и чтения «на потребу»). Хорошие от данной совокупности рукописи восходят к древним локальным традициям: егип., представленной папирусами и ветшайшими лекционариями, и иерусалимской, сохранившейся в поздних синайских исходниках.

Время происхождения визант. лекционарной совокупности является предметом острой научной дискуссии: ее или удревняют, возводя ко II-III вв. и связывая с ранней практикой воскресного чтения Евангелий (К. Р. Грегори), или, напротив, пробуют продемонстрировать ее поздний темперамент, соотнося с созданием визант. календаря в VII-VIII вв. (Аланд, Мецгер, А. М. Пентковский).

Текстологически лекционарии в главной массе принадлежат к «тексту большинства». без сомнений, что лекционарии будут играться значительную роль для критического издания «византийского» текста, как в силу раннего сложения традиции, так и ввиду древности отдельных перечней.

(Об изюминках текстовой традиции отдельных Евангелий см. соответствующие разделы в статьях: Иоанн Богослов, ап. и евангелист; Лука, ап. и евангелист; Марк, ап. и евангелист, Матфей, ап. и евангелист).

А. Ю. Виноградов

Ч.1 святитель Феофан Затворник- Евангельская история о Боге Сыне


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: