Тема 11. особенности внутриполитического развития россии в xix в. 2-й этап модернизации

задачи и Цели: студенты должны иметь четкое представление о социально-экономическом, политическом развитии России, специфике второго этапа русском модернизации, распознать несоответствия социально-экономического, пути и политического развития России их преодоления.

Главные понятия: госсовет, министерства, сословия, класс, народовластие, негласный комитет, армейские поселения, промышленный переворот, разночинцы, выкупные платежи, временнообязанные крестьяне

Замысел занятия:

1. Неспециализированная черта России XIX в. (политическое, развитие экономики). Внутренние несоответствия русского страны. Необходимость преобразований.

2. Попытка модернизации страны Александра I

  • Политические преобразования
  • Попытки ответа аграрной неприятности
  • Реформы в духе просвещенного абсолютизма

3. Либеральные реформы Александра II

  • Отмена крепостного права (темперамент подготовки, неспециализированные положения, последствия)
  • Элементы народовластия в реформах 60-х – 70-х гг. (судебная, военная, городская, земская, образовательная реформы)

4. Конституционные проекты XIX в.

Доклады:

  • Тайная Александра I
  • Реформатор Александр II
  • Российский императоры XIX в (личность, темперамент, роль в истории)
  • Великий русский политик М.М. Сперанский

pТема 11. особенности внутриполитического развития россии в xix в. 2-й этап модернизации

pОсновная литература:

1. История России XIX в. / Тюкавкин. Т.1, Т.2. М. 2001

2. Павленко Н.И. История России с старейших времен до 1861 года

3. Сахаров А. Н. История России В первую очередь 18 в. до конца 19 в.

4. Семеникова Л.И. Российская Федерация в мировом сообществе цивилизаций. М., 2005.

5. Троицкий Н.А. Лекции по русской истории 19 в.

Дополнительная литература:

1. Волков Е., Конюченко А. Русские императоры XIX в.

2. История России в портретах. Т. 1. М. 1996

3. Труайя А. Александр I. М., 1997

4. Исаев И.А. История страны и права России. М., 1994

5. Коржихина Т.П.История Русском государственности. М. 1995

задания и Вопросы:

1. Перечислите начинания Александра I в духе просвещенного абсолютизма

2. Назовите главную цель создания Негласного комитета. Возможно ли его сравнить с Избранной радой Ивана Грозного?

3. Отметьте, что из перечисленного содержал проект социально-политического преобразования России («Введение к уложению национальных законов») М.М. Сперанского:

  • Отмена крепостного права
  • Сократить монархию
  • Разделение правительства
  • Равенство всех перед законом
  • Принятие политических и гражданских прав
  • Уничтожение сословий
  • Выборность государственныхы служащих
  • Принцип правового страны

4. Изобразите на схеме трансформации национального аппарата при Александре I

5.Какова совокупность образования, организованная при Александре I?

6. Как имели возможность взять свободу крепостные во время правления Александра I?

7. Данный госдеятель за собственные заслуги в 1832 г. взял орден Андрея Первозванного, при вручении которого отмечалось: «за 8-летнее управление минфином, хорошую разумную попечительность и непоколебимое рвение к благоустройству этот серьёзной части Национального управления, за многие нужные предначертания, правильное выполнение оных и бдительный надзор, при коих доходы Страны, при всех событиях, не только удержаны от упадка, но и серьёзные, чрезвычайные затраты по войнам с Турцией и Персией и по неожиданным событиям в Царстве Польском и в западных губерниях, удачно удовлетворены, промышленности и мануфактуре отечественным дано стремительное, нужное направление». Назовите этого человека.

8. В каких регионах России было отменено крепостное право и введена конституция при Александре I?

9. Дайте чёрта промышленному перевороту в Российской Федерации по схеме:

  • Начало
  • Показатели
  • Социальная сторона
  • Экономическая сторона
  • Трудности
  • Последствия

10. Перечислите этапы подготовки реформы отмены крепостного права. Какой возможно сделать вывод?

11. В чем состоял проект реформы Лорис-Меликова?

12. Каково содержание следующих документов? Имеется ли между ними значительные различия? Манифест «О Всемилостивейшем даре крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

13. Какие конкретно выводы возможно сделать, прочтя следующие высказывания Александра II об отмене крепостного права в Российской Федерации.

1. Из речи Александра II перед представителями столичного дворянства (30 марта 1856 г.)

«Слухи носятся, что я желаю дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы имеете возможность сообщить это всем направо и налево, но чувство враждебное между их помещиками и крестьянами, к несчастию, существует, и от этого было уже пара случаев неповиновения к помещикам. Я уверен, что непременно мы должны к этому притти. Я пологаю, что и вы одного мнения со мною; следовательно, значительно лучше, дабы это случилось более чем, нежели снизу».

2. Из речи Александра II в Национальном совете (28 января 1861 г.)

«Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Госсовета, по важности собственной я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее могущества и силы… Откладывать этого дела запрещено… Всякое предстоящее промедление возможно пагубно для страны… Я надеюсь, господа, что при рассмотрении проектов, представленных в Госсовет, вы убедитесь, что все, что возможно было сделать для ограждения польз помещиков – сделано…, но прошу лишь помнить, что основанием всего дела должно быть улучшение быта и улучшение крестьян не на словах лишь и не на бумаге, а в действительности».

Отмена крепостного права в России


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: