Тема 14. феномен русских революций

1. Прочтите Манифест 1905 г. В чем состояло его историческое значение?

Божией милостью МЫ, НИКОЛАЙ ВТОРЫЙ, самодержец и император общероссийский, царь польский, князь финляндский, и другая, и другая, и другая. Объявляем всем отечественным верноподданным:

Государство Российское созидалось и крепло неразрывным единением царя с народом и народа с царем. единение и Согласие народа и царя — великая нравственная сила, созидавшая Россию в течение столетий, отстоявшая ее от напастей и всяких бед, есть и поныне залогом ее единства, целости и независимости развития и материального благосостояния духовного в настоящем и будущем.

В манифесте отечественном, данном 26 февраля 1903 г., призывали мы к тесному единению всех верных сынов Отечества для усовершенствования национального порядка установлением прочного строя в местной судьбе. И тогда озабочивала нас идея о согласовании избирательных публичных учреждений с правительственными властями и об искоренении разлада между ними, столь пагубно отражающегося на верном течении национальной судьбе. О сем постоянно мыслилисамодержавные цари, отечественные предшественники.

Сейчас настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всего мира Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для этого в состав высших национальных учреждений особенное законосовещательное установление, коему предоставляется обсуждение и предварительная разработка законодательных догадок и рассмотрение росписи национальных расходов и доходов.Тема 14. феномен русских революций

В сих видах, сохраняя неприкосновенным фундаментальный закон России о существе самодержавной власти, признали мы за благо создать гос думу и утвердили положение о выборах в Думу, распространив силу сих законов на весь обьем империи, с теми только трансформациями, кои будут признаны нужными для некоторых, находящихся в особенных условиях, ее окраин. О порядке участия в Госдуме избирательных от великого княжества Финляндского по вопросам неспециализированных для сего края и империи узаконений будет нами указано очень.

Вместе с сим повелели мы главе МВД без всяких отлагательств представить нам к утверждению правила о приведении в воздействие положения о выборах в гос думу, с таким расчетом, дабы члены от 50 области и губерний Войска Донского имели возможность явиться в Думу не позднее половины января 1906 года. Мы сохраняем целиком и полностью за собой заботу о предстоящем усовершенствовании Учреждения Госдумы, и в то время, когда жизнь сама укажет необходимость тех трансформаций в ее учреждении, кои удовлетворяли бы в полной мере потребностям времени и благу национальному, не преминем дать по сему предмету соответственные в свое время указания. Питаем уверенность, что избранные доверием всего населения люди, призываемые сейчас к совместной законодательной работе с правительством, продемонстрируют себя перед всей Россией хорошими того царского доверия, коим они призваны к сему великому делу, и в полном согласии с другими национальными установлениями и с властями, от нас поставленными, окажут нам нужное и ревностное содействие в трудах отечественных на благо общей отечественной матери России, к утверждению единства, безопасности и народного порядка и величия государства и благоденствия.

Призывая благословение господне на труды учреждаемого нами национального установления, мы с непоколебимой верой в милость божию и в непреложность великих исторических судеб, предопределенных божественным промыслом дорогому отечественному отечеству, твердо уповаем, что посредством всемогущего всевышнего и единодушными упрочнениями всех собственных сынов, Российская Федерация выйдет с торжеством из постигших ее сейчас тяжёлых опробований и возродится в запечатленных тысячелетней ее историей могущества, славе и величии.

2. Заполните таблицу «революция и Политические партии»

Политическая партия Год основания Фавориты Программа Участие в революции

3. Заполните таблицу

Линии сравнения Революция 1905-1907 Февраль 1917 Октябрь 1917
Обстоятельства
Главные события
Меры власти
Итоги
Альтернативы
Переоценка событий

4. Проанализируйте меры Временного правительства и политику коммунистов (Советов). Как они были актуальны?

5. Прочтите отрывок из произведения Н.А. Бердяева «Размышления о русской революции». Как оценивает революционные события великий русский философ?

Революция в Российской Федерации произошла. Это — факт, что должен быть признан. Признание факта не связано с его оценкой… Революции посылаются Божьим промыслом, и потому народы многому в них научаются.

Русская революция — ужасна.

Но так как любая революция ужасна. Хороших, благообразных, красивых революций ни при каких обстоятельствах не бывало и быть неимеетвозможности…

Русская революция не признана великой, она пока только громадная революция, она лишена нравственного ореола. Но найдутся историки, каковые ее идеализируют и канонизируют в чине великой; создадут легенду, окружат ореолом, не смотря на то, что позже явятся другие историки, каковые разоблачат эту идеализацию и низвергнут легенду. Несчастные русские люди, жестоко пострадавшие духовно и материально от революции, забыли как словно бы бы, что такое революция, что такое любая революция.

Через чур большое негодование против большевистской революции, через чур необыкновенное приписывание всякого злодейства коммунистам имеется часто итог идеализации революции, непреодоленной иллюзии, что революция возможно хорошей и добропорядочной. Историческая память весьма мала у людей революционной эры. Через чур многие люди эры революции желают по-своему направить ее и весьма озлоблены, что это не удается.

Но забыли, что революции по большому счету направить запрещено, как запрещено ее и остановить. Революция имеется стихия и рок. И коммунисты не направляли революцию, а были только ее послушным орудием.

Все практически господствующие оценки революции основаны на том предположении, что ее имело возможность бы и не быть и ее возможно было бы не допустить либо что она имела возможность бы быть разумной и хорошей, если бы злодеи коммунисты не помешали. Так делается неосуществимым духовное смысла переживание и постижение революции ее ужасного опыта.

Нет ничего более жалкого, чем столь распространенные в русской заграничной среде споры о том, случилась ли в Российской Федерации революция либо смута, и кто будет нести ответственность за революцию. Это — самоутешение от немощи и совершенного бессилия. Любая революция имеется смута.

Любая революция имеется процесс разложения культуры и старого общества. Идеально-нормативные представления о революции совсем должны быть покинуты. Революция ни при каких обстоятельствах не бывает таковой, какой должна быть, потому что нет должной революции, и не может быть революция долженствованием.

Революция имеется великое и рок народов несчастье. И несчастье это необходимо пережить с преимуществом, как с преимуществом необходимо пережить серьёзное заболевание либо смерть близкого существа.

Природа революции такова, что она обязана дойти до конца, обязана изжить собственную яростную стихию, дабы в итоге претерпеть неудачу и перейти в собственную противоположность, дабы из собственных недр породить противоядие. В революции неизбежно должны торжествовать крайние течения, и более умеренные течения должны быть извергнуты и стёрты с лица земли. В революции постоянно погибают те, каковые ее начали и каковые о ней грезили.

Таков закон революции и такова, по очень способной мысли Ж. де Местра, воля Провидения, неизменно незримо действующая в революциях. Революциями Всевышний наказывает людей и народы. Рационалистическим сумасшествием необходимо признать всякую надежду, .что в стихии революции смогут господствовать и смогут ее направлять какие-либо более умеренные, разумные партии, жирондисты либо кадеты.

Это и имеется самая неосуществимая из утопий. В русской революции утопистами были кадеты, коммунисты же были реалистами.

Не утопичны ли, не тщетны ли были грезы, что Россию внезапно возможно перевоплотить в правовое демократическое страну, что русский народ возможно добрыми речами вынудить признать права и гражданина и свободы человека, что возможно либеральными мерами искоренить инстинкты насилия управителей и управляемых? Это была бы неправдоподобная революция, отрицание всех традиций русского и исторических инстинктов народа, более радикальное, чем отрицание коммунистов, каковые усвоили себе классические способы управления и применяли кое-какие исконные инстинкты народа.

Коммунисты совсем не были максималистами, они были минималистами, они действовали в направлении мельчайшего сопротивления, в полном согласии с инстинктивными желаниями воинов, истомленных непосильной войной и жаждавших мира, крестьян, желавших земель помещиков, рабочих, настроенных злобно и мстительно. Максималистами были те, каковые желали продолжения войны не смотря ни на что, а не те, каковые решили ее прикончить по окончании того, как война внутренне разложилась.

Те, каковые потворствуют иррациональной стихии революции, действуют в собственном роде более рассудительно и реалистично, чем те, каковые в данной иррациональной стихии желают осуществить кабинетный рациональный замысел политики. Всех кабинетных рациональных политиков революция низвергает и уничтожает, и она по-своему права. В рациональной кабинетной политике не чувствуется никакой органической земли, никакой стихии, никаких глубоких корней.

В революции же имеется извращенная и больная народная стихия. Большевизм имеется рационалистическое сумасшествие, мания окончательного регулирования судьбы, опирающаяся на иррациональную народную стихию. Рационализм же либеральных политиков, готовый признать и кое-какие права за иррациональным, ни на какую стихию не опирается.

Большевизм был извращенным, вывернутым наизнанку осуществлением русской идеи, и потому он победил.

Помогло то, что у русских весьма слабо иерархическое чувство, но весьма сильна склонность к автократической власти. Ни о каком правовом, конституционном стране русский народ и слышать не желал.

Революция совершилась не только вне меня и нужно мной как факт, несоизмеримый с моим смыслом жизни, т.е. полностью тщетный. она совершилась кроме этого со мной как внутреннее событие в моей жизни. Большевизм в Российской Федерации явился и взял верх, по причине того, что я таков, каков имеется, по причине того, что во мне не было настоящей духовной силы, не было силы веры, двигающей горами. Большевизм имеется мой грех, моя вина.

Это имеется ниспосланное мне опробование.

Страдания, каковые мне причинил большевизм имеется искупление моей вины, моего греха, нашей общей вины и отечественного неспециализированного греха. Все важны за всех. Лишь такое переживание революции возможно названо религиозным, духовно просветленным.

Русская революция имеется будущее русского народа и моя будущее, искупление и расплата народа и мои….

Большевизм соответствует духовному состоянию русского народа, высказывает снаружи внутренние духовные распады, отступничество от веры, религиозный кризис, глубокую деморализацию народа. Советская власть — не демократическая власть и не поставлена каким-либо учредительным собранием. Но никакая власть не создавалась формально, ее постоянно создаёт сила.

И советская власть была единственной вероятной в Российской Федерации властью в момент разложения войны, которой русский народ не имел силы вынести, в момент экономического разгрома и духовного упадка, в момент ослабления нравственных устоев. Эта власть была народной в весьма нелестном для нее смысле».

ТЕМА 15. СССР – государство нового типа

1. Почитайте статью Сталина в газете «Правда» за 2.03.1930 г. «Головокружение от удач». Какие конкретно выводы делает Сталин и к чему призывает?

Об удачах Советской власти в области колхозного перемещения говорят сейчас все. Кроме того неприятели вынуждены признать наличие важных удач. А удачи эти, вправду, громадны. Это факт, что на 20 февраля с, г. уже коллективизировано 50% крестьянских хозяйств по СССР.

Это значит, что мы перевыполнили план на пять лет коллективизации к 20 февраля 1930 года более чем в два раза.

Это факт, что на 28 февраля этого года колхозы успели уже ссыпать семян для яровых посевов более 36 миллионов центнеров, т. е. более 90% замысла, т. е. около 220 миллионов пудов. Нельзя не согласиться с тем, что сбор 220 миллионов пудов семян по одной только колхозной линии — по окончании успешного исполнения хлебозаготовительного замысла — воображает огромнейшее достижение. О чем все это говорит?

О том, что коренной поворот деревни к социализму можно считать уже обеспеченным. Нет потребности обосновывать, что удачи эти имеют величайшее значение для судеб нашей страны, для всего рабочего класса, как руководящей силы нашей страны, наконец, для самой партии. Не говоря уже о прямых практических итогах, они, эти удачи, имеют громадное значение для внутренней судьбы самой партии, для воспитания отечественной партии.

Они вселяют в отечественную партию веры и дух бодрости в собственные силы.

Они вооружают рабочий класс верой в победу отечественного дела. Они подводят к нашей партии новые миллионные резервы. Из этого задача партии: закрепить достигнутые удачи и планомерно применять их для предстоящего продвижения вперед.

Но удачи имеют и собственную теневую сторону, в особенности в то время, когда они достаются относительно легко, в порядке, так сообщить, неожиданности. Такие удачи время от времени прививают зазнайства и дух самомнения: Мы все можем!, Нам все нипочем!.

Они, эти удачи, часто пьянят людей, причем у людей начинает кружиться голова от удач, теряется чувство меры, теряется свойство понимания действительности, появляется рвение переоценить собственные силы и недооценить силы соперника, появляются авантюристские попытки в два счета дать добро все вопросы строительства. Тут уже нет места для заботы о том, дабы закрепить достигнутые удачи и планомерно применять их для предстоящего продвижения вперед.

Для чего нам закреплять достигнутые удачи, — мы и без того сумеем добежать в два счета до полной победы социализма: Мы все можем!, Нам все нипочем!. Из этого задача партиям повести решительную борьбу с этими страшными и вредными для дела настроениями и изгнать их вон ив партой….

Из этого задача отечественной прессы: систематически разоблачать эти и подобные им антиленинские настроения. Пара фактов. Удачи отечественной колхозной политики разъясняются кстати тем, что она, эта политика, опирается на добровольность колхозного перемещения и учет разнообразия условий в разных районах СССР.

Запрещено насаждать колхозы силой. Это было бы довольно глупо и реакционно. Колхозное перемещение должно опираться на активную помощь со стороны главных весов крестьянства.

Запрещено механически пересаживать образцы колхозного строительства в развитых районах в районы неразвитые. Это было бы довольно глупо и реакционно.

Такая политика одним ударом развенчала бы идею коллективизации. Нужно шепетильно учитывать разнообразив условий в разных районах СССР при определении методов и темпа колхозного строительства….

Ясно, что принцип учета разнообразия условий в разных районах СССР наровне с принципом добровольности есть одной из серьезнейших предпосылок здорового колхозного перемещения. А что время от времени происходит у нас на деле? Возможно ли заявить, что принцип учёта и добровольности местных изюминок не нарушается в ряде районов?

Нет, запрещено этого сообщить, к сожалению.

Известно, к примеру, что в ряде северных районов потребительской полосы, где благоприятных условий для немедленной организации колхозов относительно меньше, чем в зерновых районах, стараются часто подменить подготовительную работу по организации колхозов чиновничьим декретированием колхозного перемещения, бумажными резолюциями о росте колхозов, организацией бумажных колхозов, которых еще нет в конечном итоге, но о существовании которых имеется куча хвастливых резолюций…

Кому необходимы эти искривления, это чиновничье декретирование колхозного перемещения, эти недостойные угрозы по отношению к крестьянам? Никому, не считая отечественных неприятелей. К чему они смогут привести, эти искривления?

К усилению отечественных неприятелей и к развенчанию идей колхозного перемещения….

Как имели возможность появиться в отечественной среде эти головотяпские упражнения по части об6бщеотвления, эти смехотворные попытки перепрыгнуть через самих себя, попытки, имеющие собственной целью обойти классы и классовую борьбу, а на деле льющие воду на мельницу отечественных классовых неприятелей? Они имели возможность появиться только в воздухе отечественных легких и неожиданных удач на фронте колхозного строительства.

Они имели возможность появиться только в следствии головотяпских настроений в рядах одной части партии: Мы все можем!, Нам все нипочем !.Они имели возможность появиться только в следствии того что у некоторых отечественных товарищей закружилась голова от удач, и они лишились на трезвости ясности взгляда и минутку ума. Дабы выправить линию отечественной работы в области колхозного строительства, нужно положить финиш этим настроениям.

В этом сейчас одна из очередных задач партии. Мастерство управления имеется важное дело. Запрещено отставать от перемещения, потому что отстать — значит оторваться от весов.

Но нельзя и забегать вперед, потому что забежать вперед — значит утратить массы и изолировать себя.

Кто желает руководить перемещением и сохранить вместе с тем связи с миллионными весами, тот должен вести борьбу на два фронта — и против отстающих и против забегающих вперед. Партия отечественная сильна и непобедима вследствие того что руководя перемещением, она может сохранять и умножать собственные связи с миллионными весами крестьян и рабочих».

2. Прочтите обращение Сталина 1928 г., необходимость чего в ней обосновывалась?

«Мы говорим довольно часто, что развиваем социалистические формы хозяйства в области торговли. А это что может значить? Это значит, что мы тем самым вытесняем из тысячи и торговли тысячи небольших и средних торговцев.

Возможно ли думать, что эти вытесненные из сферы оборота торговцы будут сидеть без звучно, не пробуя сорганизовать сопротивление? Ясно, что запрещено. Мы говорим довольно часто, что развиваем социалистические формы хозяйства в области индустрии.

А это что может значить?

Это значит, что мы вытесняем и разоряем, возможно, сами того не подмечая, своим продвижением вперед к социализму тысячи и тысячи небольших и средних капиталистов-промышленников. Возможно ли думать, что эти разоренные люди будут сидеть без звучно, не пробуя сорганизовать сопротивление? Само собой разумеется, запрещено.

Мы говорим довольно часто, что нужно сократить эксплуататорские поползновения кулачества в деревне, что нужно наложить на кулачество высокие налоги, что нужно сократить право аренды, не допускать права выборов кулаков в Рекомендации и т. д., и т. п. А это что может значить? Это значит, что мы давим и тесним неспешно капиталистические элементы деревни, доводя их время от времени до разорения.

Возможно ли высказать предположение, что кулаки будут нам признательны за это, и что они не постараются сорганизовать часть бедноты либо середняков против политики Советской власти? Само собой разумеется, запрещено. Не светло ли, что все отечественное продвижение вперед, любой отечественный какое количество-нибудь важный успех в области строительства есть результатом и выражением классовой борьбы у нас?

Но из всего этого вытекает, что, по мере отечественного продвижения вперед, сопротивление капиталистических элементов будет возрастать, классовая борьба будет обостряться, а Советская власть, силы которой будут возрастать все больше, будет проводить политику изоляции этих элементов, политику разложения неприятелей рабочего класса, наконец, политику подавления сопротивления эксплуататоров, создавая базу для предстоящего продвижения вперед основных масс и рабочего класса крестьянства. Запрещено воображать дело так, что социалистические формы будут развиваться, вытесняя неприятелей рабочего класса, а неприятели будут отступать без звучно, уступая дорогу отечественному продвижению, что после этого мы снова будем продвигаться вперед, а они — снова отступать назад, а позже нежданно все подряд социальные группы, как кулаки, так и беднота, как рабочие, так и капиталисты, окажутся внезапно, незаметно, без треволнений и борьбы, в лоно социалистического общества.

Таких сказок не бывает и не может быть по большому счету, в обстановке диктатуры-пролетариата — в особенности. Не бывало и не будет того, дабы отживающие классы сдавали добровольно собственные позиции, не пробуя сорганизовать сопротивление. Не бывало и не будет того, дабы продвижение рабочего класса к социализму при классовом обществе имело возможность обойтись без треволнений и борьбы.

Напротив, продвижение к социализму неимеетвозможности не вести к сопротивлению эксплуататорских элементов этому продвижению, а сопротивление эксплуататоров неимеетвозможности не вести к неизбежному обострению классовой борьбы».

Мы — волшебники!… — об опасностях самоидентификаций


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: