Тема 15. палестина и восточное средиземноморье в древности

Источники. население и Природа. История изучения Сирии, Финикии, Палестины.

периодизация и Хронология старой истории государств Восточного Средиземноморья.

Разложение первобытнообщинного строя в Восточном Средиземноморье согласно данным археологии.

Города-страны Финикии в III-II вв. до н.э. (Угарит, Библ, Сидон и др.). Вторжения кочевых племен, борьба Хеттского царства и Египта за обладание Восточным Средиземноморьем. Нашествие «народов моря».

Тиро-Сидонское царство.

ремесла и Развитие торговли в Финикии. Финикийское пиратство.

Попытки объединения Сирии в III (Эбла) и во II (Ямхад) тыс. до н.э. Дамасское царство. Развитие скотоводства, ремесла, торговли.

Вторжение в Палестину Израильского племенного альянса. Эра судей. Борьба древних иудеев с филистимлянами. Образование Израильско-Иудейского царства. Внутренняя и внешняя политика царей Давида и Соломона. Распад единого страны.

Экономическое Развитие. Социальные отношения.

формирование и Движение пророков библейской религии. Религиозно-политические реформы Иосии. Разгром Израильского царства ассирийцами и Иудейского царства вавилонянами.

Восточное Средиземноморье под властью Ассирии, Вавилонии и Ирана.

Тема 16. Средняя Азия и Иран в древности/p

Источники.Тема 15. палестина и восточное средиземноморье в древности население и Природа. История Средней Азии и изучения Ирана.

периодизация и Хронология старой истории стран и Средней Азии и народов Ирана.

Старый Элам. Экономическое Развитие, социальные отношения, политический строй, культура и религия.

Расселение ираноязычных племен в Передней Азии. Формирование первых политических племенных объединений на территории Западного Ирана. Вторжение в Переднюю Азию ассирийцев, скифов и киммерийцев.

расцвет и Возникновение Мидийской державы.

Экономика, социальный строй, культура и религия Мидии.

Кир II Великий и рождение державы Ахеменидов. Завоевание Египта Камбизом. Мятеж Бардии-Гауматы.

Заговор семи знатных персов и приход к власти Дария I. Бехистунская надпись о начальном периоде царствования Дария I. Административные и экономические реформы Дария. Национальный строй Ирана.

Социальная структура. Политика Дария I и его преемников в сфере национальных взаимоотношений, культуры и религии. Военное дело и армия Ахеменидской империи.

Неудача Скифского похода и Греко-Персидских войн. Ослабление державы Ахеменидов. Погром Ирана ордами Македонского.

Расселение индо-иранских (арийских) племен в Средней Азии. Особенности их экономического развития и социального строя. Бактрийское царство.

Средняя Азия в составе империи Ахеменидов.

Средняя Азия при Селевкидах. Греко-Бактрийское царство. Социально-политический строй, экономика, культура и религия Кушанской державы.

Становление Парфянского страны.

Завоевательная политика парфян, противоборство Парфии и Рима за господство на Востоке. Парфянское общество, экономика, культура и религия.

Тема 17. Старая Индия

Источники. население и Природа. История изучения Старой Индии.

периодизация и Хронология древнеиндийской истории.

ПРОТОИНДИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Разложение первобытнообщинного строя и переход к цивилизации в Индии согласно данным археологии. Мохенджо-Даро, Хараппа и другие муниципальные центры равнины Инда в III – начале II тыс. до н.э.

Экономика, социальные отношения, культура и религия в протоиндийский период. Обстоятельства упадка Протоиндийской цивилизации.

ИНДИЯ В ВЕДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. расселение и Проникновение индоариев. Социальные отношения, экономика, культура и религия арийских племен согласно данным ведических текстов.

Формирование царской власти и основ государственности. «Второе рождение» цивилизации в Индии на арийской базе.

ИНДИЯ В I ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н.Э. Подъем экономики, новая волна урбанизации, развитие товарно-частной собственности и денежных отношений. Углубление социального и имущественного неравенства, становление баз варно-кастовой совокупности.

Домашние отношения. Своеобразие политического строя.

борьба и Раздробленность за господство между небольшими странами на территории Индии. Возвышение Магадхи. Вторжение Македонского в Индию и борьба индийцев против полчищ греческих поработителей. Чандрагупта и объединение Индии под властью семейства Маурьев.

Расцвет державы Маурьев при царе Ашоки. Отсутствие экономического единства и рыхлость политического устройства страны Маурьев. Превращение буддизма в официальную религию Индии, миссионерская политика Ашоки.

Распад первой общеиндийской державы.

«Хорошая ЭРА» ИСТОРИИ СТАРОЙ ИНДИИ. Вторжение в Индию греко-бактрийцев, восточноиранских племен, парфян. Западная Индия в составе Кушанской державы.

Новый подъем Магадхи при династии Гуптов. Прогресс экономики, расширение внешнеторговых связей.

Положение общины, домашние отношения. Упрочение варно-кастового строя. Рабовладение и неполноправные слои населения.

Национальное устройство.

Вытеснение буддизма и формирование индуизма.

Тема 18. Старый Китай

Источники. население и Природа. История изучения Старого Китая.

периодизация и Хронология древнекитайской истории.

КИТАЙ Во время ШАН-ИНЬ И ЧЖОУ. Разложение первобытнообщинного строя в Китае согласно данным археологии. Распространение металлургии латуни, происхождение письменности и городов в эру Шан-Инь.

Углубление социального и имущественного неравенства.

Политический строй. Возвышение племени Чжоу и падение Иньского страны. Национальной система и устройство социальных рангов в царстве Чжоу.

КИТАЙ В ЭРУ СРАЖАЮЩИХСЯ ЦАРСТВ (ЧЖАНЬГО). Борьба с кочевниками и нарастание сепаратистских тенденций в царстве Чжоу. Распад единого страны.

Борьба за господство между древнекитайскими царствами.

Распространение железа, развитие сельского хозяйства и ирригация. Возрастание роли частной собственности. Распад классических социальных взаимоотношений.

Ухудшение идеологической борьбы (конфуцианство, учение Мо-цзы, школа легистов). Реформы Шан Яна.

ИМПЕРИЯ ЦИНЬ. Предпосылки объединения древнекитайских царств. Возвышение царства Цинь. Административно-политические реформы ЦиньШихуана.

внутренняя политика и Состояние экономики ЦиньШихуана.

Строительство Великой китайской гробницы и стены ЦиньШихуана. Завоевательные походы. Ухудшение социальных противоречий и народная война в конце III в. до н.э.

Падение семейства Цинь.

ИМПЕРИЯ ХАНЬ. Политика Гао-Цзу (ЛюБана) по восстановлению китайской экономики и понижению социальной напряженности. Реформы национального устройства.

Нарастание сепаратизма по окончании смерти Гао-Цзу. Мятеж семи ванов. Упрочнение централизованной власти и экономический подъем при императоре У-ди.

Борьба с кочевниками и завоевательные походы. Социально-финансовый кризис во второй половине I в. до н.э.

Совокупность социальных рангов. Эволюция рабовладения. Развитие взаимоотношений частной собственности и углубление расслоения общинников. Ухудшение социальных противоречий и восстания в I в. н.э. («краснобровые»).

Восточная семейство Хань. Национальные меры по ограничению рабовладения. Подъем сельского хозяйства.

Борьба с кочевниками и внешнеэкономические связи Китая. Развитие большой частной собственности. Ухудшение борьбы за власть между группировками политической элиты.

Восстание «желтых повязок» и падение империи Хань.

Главные понятия (тезаурус)

Антропогенез — (греч. anthropos – человек, genesis – рождение, происхождение) долгий период эволюции физического вида человек от обезьяноподобного предка до человека современного физического типа.

Деспотия – форма неограниченной самодержавной власти, отличающаяся полным бесправием и произволом властителя народа, и государство, управляемое жестоким правителем. В государствах Востока деспотия предполагала различную степень сакрализации власти.

Европоцентризм – культурфилософская и мировоззренческая установка, в соответствии с которой Европа с свойственным ей духовным укладом есть центром цивилизации и мировой культуры.

Инициация – обряд перехода в другую возрастную группу (к примеру, в разряд взрослых мужчин), связанный с прохождением испытаний и принесением жертв.

Ирригационное земледелие – поливное земледелие для сельскохозяйственным растениям оптимального водного режима; вид мелиорации.

Классы – многочисленные группы людей, различающиеся по месту в публичном производстве, по отношению к собственности на средства производства, доле публичного продукта и методу его присвоения.

Культурогенез – понятие, употребляемое в культурологии и истории культуры для обозначения процесса зарождения культуры в виде первых каменных орудий труда в тесной связи со развитием и становлением орудийной деятельности и социальных закономерностей.

Менталитет – (лат. – ум, мышление, образ мыслей) – социально-психотерапевтический настрой многочисленной социальной группы (народности, нации, класса, сословия), что определяет ее картину мира и скрепляет единство культурной традиции.

Натуральное хозяйство – тип хозяйства, при котором продукт, по большей части, потребляется производителем либо обменивается на внутреннем слаборазвитом рынке. Товарообмен выступает наряду с этим как исключение.

Община – первичная форма социальной организации судьбы в людской обществе, появившаяся на базе природных, кровно – родственных связей (родовая община). Носитель всей совокупности публичных функций: коллектив производственный, семейно-бытовой и культовый. В эру классообразования трансформируется в соседскую (территориальную) организацию сельского населения.

Племя – форма организации людей в первобытном обществе. Включает в себя последовательность родовых либо соседских общин, обитатели которых состоят между собой в той либо другой степени родства и объединены неспециализированной территорией.

Политогенез — (греч. роliteia – государство, genesis – рождение) – процесс становления национальных университетов из органов формирования политики и общинного самоуправления, как особенной сферы судьбы общества, образование особенных социальных групп (классов, сословий).

Принцип историзма – метод изучения явлений в их развитии и возникновении, в их связи с конкретными условиями. Следование данному принципу свидетельствует рассмотрение исторических явлений в саморазвитии, другими словами оказывает помощь установить обстоятельства их зарождения, распознать качественные трансформации на разных стадиях, осознать, во что превратилось данное явление на протяжении диалектического развития.

Это позволяет изучить любое явление с момента происхождения и проследить целый процесс его развития в исторической ретроспективе. Предполагает изучение прошлого с учетом конкретно-исторической обстановки соответствующей эры, во взаимообусловленности и взаимосвязи событий, с позиций того, как, в силу каких обстоятельств, где и в то время, когда появилось то либо иное явление, какой путь оно прошло, какие конкретно оценки давались ему на том либо другом этапе развития.

Присваивающий тип хозяйства – применение людьми для удовлетворения потребностей «даров» природы в ходе собирательства, рыболовства и охоты.

Социогенез — (лат. socialis – публичный,. греч. genesis – рождение) – процесс формирования социальных университетов людской общества (род, община, государство, сословия, классы).

Урбанизация — (лат. urban — муниципальный) – процесс формирования и городского образа и развития города судьбы, и приобретения городом функций экономического, политического и религиозного центра.

Формация публично-экономическая (лат. formatio — образование, вид) — в марксистской теории – исторически определенная ступень в развитии общества, характеризующаяся определенным методом производства и обусловленными им производственными, социальными и политическими отношениями, учреждениями и юридическими нормами, идеологией. Ступень поступательного развития человечества, основывающийся на определенном методе производства со своим базисом и надстройкой.

Цивилизация локальная– регион мира, в котором культуры и развитие общества происходит в особенном, хорошем от вторых регионов направлении, на базе собственных культурных ценностей и норм, особенного мировоззрения, в большинстве случаев связанного с господствующей религий.

Экзогамия — (греч. aeksis — приходить, gameo – заключать брак) – запрещение вступать в брак в собственной группы и предписание браков с участниками второй или других групп.

Эксплуатация – совокупность политических и экономических взаимоотношений в обществе, направленная на присвоение результатов чужого труда.

Эндогамия — (греч. aendon – внутри, gameo – заключать брак) – предписание вступать в брак в собственной группы. Возможно предписанной (нормативная эндогамия) либо практикуемой в силу фактической частоты контактов женихов и невест (фактическая эндогамия).

Организация независимой работы студентов, включая список учебно-методического обеспечения.

Независимая работа бакалавра организуется в форме самоподготовки к лекционным и семинарским занятиям, в форме ведения словаря терминов, составления конспектов современных научных статей и монографий, работы с картами, подготовки учебно-исследовательских и учебно-методических проектов, Замыслы семинарских занятий представлены в Приложении.

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

Дисциплина «Общая история» занимает одно из приоритетных мест в подготовке бакалавра первого года обучения, поскольку она предполагает комплексный темперамент, соединяя фундаментальную теоретическую и прикладную подготовку. В соответствии с применением балльно-рейтинговой совокупности все виды учебной и внеучебной работы бакалавров оцениваются на протяжении текущего контроля.

Выносимые на экзамен вопросы проблемно-теоретического характера детально разбираются на лекциях в течение семестра с применением дополнительных материалов, выходящих за рамки вузовских книжек по изучаемой дисциплине. Вследствие этого без конспектирования и посещения всех лекций по «Общей истории» взять хорошую оценку нереально.

К каждому из семинарских занятий студент обязан подготовить полноценные конспекты рекомендуемой литературы, ответы на анализ источников и теоретические вопросы. Необходимым требованием есть усвоение студентом значения терминов, содержащихся в привлеченных им научной литературе и исторических источниках по теме семинара.

На протяжении изучения дисциплины предусмотрено пара контрольных точек: опрос по научной терминологии, работа с картой, защита учебно-исследовательских и учебно-методических проектов, собеседование по монографиям. При успешном исполнении всех работ бакалавр может взять итоговую оценку по итогам текущей аттестации.

Бакалавр обязан на протяжении самостоятельного изучения и теоретического обучения все разделы тематического замысла дисциплины.

Студент обязан освоить следующий терминологический минимум: ориенталистика, исторический источник, цивилизация, формация, неолитическая революция, цивилизационная триада, первичная цивилизация, вторичная цивилизация, теократия, ном (номовое государство), восточная (азиатская) деспотия, военная держава, ордалии, талион, класс, сословие, патриархальное рабство, хорошее рабство, номадизм, община

На протяжении подготовки к семинарским занятиям бакалавр обязан освоить базы методики анализа письменных исторических источников.

Фонд оценочных средств с целью проведения промежуточной аттестации

Критерии оценивания видов учебной деятельности:

Работа на семинарах

анализ источников и Глубокое знание по теме семинара, привлечение научной литературы, черта историографической обстановке, активное участие в дискуссии вопросов семинарского занятия – 4-5 баллов за одно занятие.

Знание главных источников по теме семинара, применение справочной и популярной литературы, развернутый ответ на вопросы семинарского занятия, участие в дискуссии — 2-3 балла.

Неспециализированное представление об главных источниках по теме семинара, применение учебной литературы, дополнения – 1 балл.

Документальный проект. Кто загадил Землю? (HD 720p)


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: