Тема 16. великая отечественная война 3 страница

Приложение 2

Работа с источниками

1. Дайте определение модернизации

У доски – периоды модернизации

2. Из-за чего вопрос модернизации был актуален к началу 18века. Какие конкретно события, факторы истории России содействовали отставанию России?

3. Какие конкретно идеи, ценности европейской модернизации противоречили русскому духу?

4. Какие конкретно факты из биографии Петра содействовали формированию западных взоров?

5. Укажите главные направления петровских реформ

6. Раскройте главное содержание реформ

Воинский артикул

Табель о рангах

молодости честное зерцало

молодости честное зерцало

1. Обрисуйте, как надлежало вести себя:

  • С родителями
  • За столом
  • На людях
  • С прислугой

2. Что категорически запрещалось молодому отроку?

1. В первых наипаче всего должни матерь и дети отца в великой чести содержать. И в то время, когда от своих родителей что им приказано не редкость, неизменно шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и около их не садитися, и прежде оных не заседать, при них во окно всем телом не выглядовать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но мало уступи сзади оных в стороне находиться, подобно яко паж некий либо слуга.Тема 16. великая отечественная война 3 страница

В доме ничего своим имянем не повелевать, но имянем отца либо матери, от челядинцев просительным образом потребовать, разве что у кого особливыя слуги, которыя самому ему подвержены бывают. Для того, что обычайно челядинцы и служители не двум госпожам и господам, но токмо одному господину с радостью помогают. А окроме того, довольно часто происходят ссоры и великия между ими бывают от того мятежи в доме, так, что сами не опознают, что кому делать надлежит.

2. Дети не имеют без имянного приказу родительского никого бранить либо поносительными словами порекать. А нежели то надобно, и оное они должни учинить культурно и учтиво.

3. У своих родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Довольно часто одного дела не повторять, на стол, на скамейку, либо на что иное, не опираться, и не быть подобным деревенскому мужику, которой на солнце валяется, но находиться должни прямо.

4. Без спросу не сказать, а в то время, когда и сказать им произойдёт, то должны они благоприятно, а не криком и ниже с сердца, либо с задору сказать, не яко бы сумозброды. Но все, что им сказать, имеет быть правда подлинная, не прибавляя и не убавляя ничего. Потребность собственную благообразно в приятных и учтивых словах предлагать, подобно якобы им с каким зарубежным высоким лицем сказать произошло, чтобы они в том тако и обыкли.

5. Не прилично им руками либо ногами по столу везде колобродить, смирно ести. А ножиком и вилками по торелкам, по скатерти либо по 6люду чертить, не колоть и не стучать, но должни негромко и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.

6. В то время, когда родители либо кто другии их спросят, то должни к ним отозватца и отвещать в тот же час, как голос послышат. И позже сообщить. что изволите, правитель батюшко; либо государоня матушка. Либо что мне прикажете правитель; а не так: что, чего, што, как ты говоришь, чего желаешь.

И не дерзностно отвещать: да, так, и ниже внезапно наотказ молвить, нет; но сообщить: так правитель, слышу, правитель: я выразумел, правитель, учиню так, как вы, правитель приказали.

А не хохотом делать, яко бы их ненавидя, и не слушая их слов и повеления. Но исправно примечать все, что им сказано не редкость, а многажды назад не бегать и прежняго паки вдругорядь не спрашивать.

7. В то время, когда им сказать с людьми, то должно им благочинно, учтиво, культурно, но а не большое количество сказать. Позже слушать, и других речи не перебивать, но разрешить все выговорить и позже вывод собственный, что достойно, предъявить. Нежели произойдёт дело и обращение печальная, то надлежит при таких быть печальну и иметь сожаление.

В весёлом случае быть радостну и являть себе радостна с радостными.

8. А в прямом деле и в постоянном быть постоянну и других людей разсудков отнюдь не ненавидеть и не отметать. Но нежели чие вывод достойно и годно, то похвалять и в том соглашатца. Еже ли же которое сумнительно, в том себя оговорить, что в том ему разсуждать не достойно.

А еже ли в чем оспорить возможно, то учинить с вежливыми словами и учтивостью, и дать собственный рассуждение на то, для чего. А нежели кто совету захочет либо что поверит, то надлежит рекомендовать какое количество возможно и поверенное дело содержать тайно.

9. Никто себя сам большое количество не хвали и не уничижай (не стыди) и не срамота, и ниже дела собственного возвеличивая, разширяй боле, нежели как оное в настоящем действе состоит, и ни при каких обстоятельствах роду собственного и прозвания без потребности не возвышай, потому что так чинят люди неизменно такия, которыя не в давешне токмо прославлялись. А особливо в той почва, где кто знаком, очень не надлежит того делать, но ожидать, пока с стороны вторая похвалят.

10. С собственными либо с посторонними служители значительно не сообщайся. Но нежели оньи прилежны, то таких слуг обожай, а не во всем им верь, для того, что они, неотёсанны и невежи (неразсудливы) будучи, не знают держать меры. Но желают при случае выше собственного господина вознестись, а отшедши прочь, на целый свет разглашают, что им поверено было.

Того для наблюдай прилежно, в то время, когда что хощешь о вторых сказать, опасайся, чтобы при служанок и том слуг не было.

А имян не упоминай, но обиняками скажи, чтобы дознатца было неможно, по причине того, что такия люди большое количество приложить и прибавить искусны.

11. Неизменно недругов заочно, в то время, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай и в потребности их им помогай, кроме этого и о погибших никакого зла не скажи.

12. Неизменно время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, потому что от того случается, что некоторыя живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, позже из того хороша никакова ожидать возможно, не считая червоточины и дряхлова тела, которое с лености тучно не редкость.

13. Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и безпокоен, подобно как в часах маетник, для того что бодрый господин ободряет и слуг: подобно яко бодрый и резвый конь учиняет седока прилежна и осмотрительна. Потому возможно от части смотря на бодрость и прилежность либо радение слуг признать, како правление котораго господина состоит и содержится. Потому что не зря пословица говорится, каков игумен, такова и братия.

14. От клятвы чужеложства (блуда) играния и пьянства отрок себя велми удержать и от того бегать. Потому что из того ничто ино вырастает, не считая напасти и великой беды телесныя и душевныя, от тогож раждается и погибель дому его, и разорение пожиткам.

16. Имеет прямый (сущий) благочестный кавалер быть смирен, приветлив и учтив. Потому что гордость мало хороша содевает (приносит), и кто сих трех добродетей не имеет, оный неимеетвозможности превзойти, и ниже между вторыми просиять, яко светило в чёрном месте либо каморе.

24. Младому человеку не надлежит быть резву и ниже доведыватся (выведывать) вторых людей тайн. И что кто делает — ведать не надлежит. Так писем, денег либо товаров без позволения не трогать и не просматривать, но в то время, когда усмотришь, что двое либо трое негромко между собою говорят, к ним н ступать, но на сторону отдалиться, пока они между собою переговорят.

26. Честный отрок обязан остерегать себя от неравных побратенеств в питье, чтобы ему опосле о том не раскаяваться было. И чтобы время от времени новой побратеник не напал на него безчестными и неординарными словами что довольно часто случается. Потому что в то время, когда кто с кем побратенство выпьет, то чрез оное дается способ и повод к потерянию своея чести, так, что другой принужден побратеника собственного устыдиться.

А особливо в то время, когда оной отречется либо нападет несносными поносительными словами.

27. Младыя отроки должни неизменно между собою сказать зарубежным языки, чтобы тем навыкнуть имели возможность, а особливо в то время, когда им что тайное сказал, произойдёт, чтобы служанки и слуги дознаться не могли и чтобы возможно их от вторых не опытных дураков разпознать: потому что любой торговец, товар собственный похваляя реализовывает как может.

28. Младыя люди не должни ни про кого дистрофичного переговаривать. И ниже все разглашать, что слышат. А особливо что ближнему ко вреде, умалению и урону чести и славы касатися может.

Потому что на сем свете нет иного чувствительнее, чим бы всевышний до зела прогневан, и ближней озлоблен были, не считая этого.

29. Младые отроки не должни носом храпеть, и глазами моргать и ниже шею и плеча якобы из повадки трести, и руками не шалить, не хватать, либо подобное неистовство не чинить, да бы от насмешки не учинилось в правду обычая и повадки: потому что такия принятая повадки, младаго отрока очень обезобразят и остыжают так, чтобы позже в зданиях, их посмехая, тем дражнят.

32. На свадьбы и танцы младый отрок не кликан и не приглашен для получения себе великой чести и славы отнюдь не ходи, не смотря на то, что таковой обычай и принят. Потому что в первых, не смотря на то, что незамужния жены и с радостью то видят, однакож свадебные люди не всегда для тому бывают. И понеже невзначай пришедшия, причиняют возмущения, а пользы от них мало не редкость, но довольно часто от таких нестройных поступков ссоры происходят, что или излишняго вина не могущи стерпеть и самим собою обладать, либо, не определив меры, не пристойным своим невежеством подаст к ссоре обстоятельство, либо незванной похощет посесть званнаго и возбудит великое неспокойство: потому что говорится, кто ходит не кликан, тот не отходит от дран.

34. Не малая отроку имеется краса, в то время, когда он смирен, а не сам на великую честь позывается, но ожидает до тех пор пока его танцевать, либо к столу итти с другими пригласят, потому что говорится: смирение молодцу ожерелие.

36. Имеют младыя отроки неизменно начальствующих собственных как при дворе, так и вне двора в великом почтении и чести содержать. Подобно как сами сеое желают, чтобы они в таковой работе превознесены были. Потому что честь какову они сейчас оным показуют, со временем и им такая ж продемонстрирована будет.

37. В то время, когда при дворе, либо в других делах явитца надлежит, то должно в таких церемониях, в которых напредь того не бывали и не учивались, прилежно присматривать, как в том те поступают, которым оное дело приказано. И примечать, похваляют ли их либо хулят, и прекрасно ль они в том поступали либо не хорошо. Слушать же и примечать, в чем оныя погрешили либо что просмотрели.

44 Еще же отрок да будет во всех собственных работах прилежен, и да помогает с отою и радением. Потому что как кто помогает, так ему и платят. По тому и счастиесебе приобретает.

47. Никто не имеет, повеся голову и потупя глаза, вниз по улице ходить либо на людей косо взглядовать, но прямо, а не согнувшись ступать и голову держать прямо ж, а на людей смотреть радостно и приятно, с благообразным постоянством, чтобы не сообщили: он лукаво на людей наблюдает.

48. В то время, когда о каком деле сумнёваешься, то не скажи того за настоящую правду, но либо очень умолчи, либо заяви за сумнительно, чтобы по окончании, в то время, когда инако окажется, тебе не причтено было в вину.

49. Слугам своим и челядинцам не должно давать злато прикладу, и пред ними никакова соблазну не чинить, и ниже допускать, чтобы они всякими глупостми хозяину подлещались, как в большинстве случаев такия люди делают, но держать их в страсе, и больше двух крат вины не спущать, но выгнать из дому. Потому что лукавая лисица нрава собственного не переменит.

50. В то время, когда кто собственных домашних в страхе содержит, оному благочинно и услужено не редкость, а слуга может от него научитися, и другие его равестники за разумнаго его почитать будут. Потому что раби по собственному нраву невежливи, упрями, безстыдливи, и горди бывают, того для надобно их смирять, покарять и унижать.

51. Не надлежит от слуги терпеть, чтобы он переговаривал либо как пес огрызался, потому что слуги постоянно хотят больше права иметь, нежели господин: для того не надобно им того попущать.

52. В то время, когда кто меж собственными слугами присмотрит одного заговорщика и мятежника (переговорщика), то скоро для того чтобы надобно отослать. Потому что от одной овцы паршивой все стадо пострадать может, и нет того мерзостнее, как убогой, гордой, нахалливой, и неприятной слуга, от чего и пословица зачалась: в нищенской гордости имеет диавол собственную утеху.

53. К оным, каковые исправно помогают, должно быть склонну и верну, и в делах их спомогать, защищать и их обожать, пред вторыми повышать и договорную мзду исправно в прямый срок платить, то наоборот того, ему больше благословения и счастия будет от всевышнего и не позволит приичины, дабы го порекали, как инако у них обычай делвть. А особливо, в то время, когда кто их известную мзду задержит как некая в том мало совести имеют.

54. Возмутительно на свадьбе в острогах и сапогах (сапоги с острыми носами ~ Сост.) быть, и тако танцевать, для того что тем одежду дерут у женского великий звон и полу причиняют острогами, к тому ж супруг не так поспешен в сапогах, нежели без сапогов.

55. Такожде в то время, когда в беседе либо в компании произойдёт в кругу находиться, либо сидя при столе, либо между собою говоря, либо с кем танцуя, не надлежит никому неприличным образом в круг плевать, но на сторону, а нежели в каморе, где большое количество людей, то прими харкотины в платок, и невежливым образом в каморе либо в церкви не мечи на пол, чтобы вторым от того не згадить либо отьид для того к стороне (либо за окно выкинь), чтобы никто не видал, и подотри «огами так чисто, как возможно.

56.Никто честновоспитанный возгрей (соплей. — Сост.) в шнобель не втягн подобно как бы часы кто заводил, а позже гнусным образом оныя в вниз глотает, но учтиво, как вышеупомянуто, пристойным методом испражняет и вывергает.

57.Рыгать, кашлять и подобный такия грубыя действия в лицо другого чини, либо чтобы второй дыхание и мокроту желудка, которая восстает, имел возможность и ощущать, но неизменно или рукой закрой, либо отворотя рот на сторону, либо скатертию, либо полотенцем прикрой. Чтобы никого не коснутца и тем сгадить.

58.И сия имеется не малая гнусность, в то время, когда кто довольно часто сморкает, яко бы в трубу трубит, либо звучно чхает, словно бы кричит, и тем в прибытии вторых людей либо в церкве детей малых пужает и устрашает.

59. Еще же зело возмутительно, в то время, когда кто платком либо перстом в носу чистит, яко бы мазь какую мазал, а особливо при вторых честных людях.

61. Должно, в то время, когда будешь в церкве либо на улице людем ни при каких обстоятельствах в глаза не наблюдать, яко бы из их полностью кого желал провидеть, и ниже везде заглядоватся, либо рот розиня ходить яко ленивый осел. Но должно итти благочинно неизменно и смирно и с таким вниманием молитца, яко бы пред вышшим этого света монархом находиться довлело.

62. В то время, когда кого поздравлять, то должно не головой кивать и махать, яко бы от поздравляемого обоюдной чести потребовать, а особливо будучи на большом растоянии, но надобно дожидатися, пока ближе совместно сойдутца. И нежели второй тогда обоюдной чести тебе не отдает, то по окончании его ни при каких обстоятельствах впредь не поздравляй, потому что честь имеется того, кто тебя поздравляет и не твоя.

Как младый отрок обязан поступить, в то время, когда оный в беседе с другими сидит.

В то время, когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: в первых обрежь собственные ногти да не явится яко бы оныя бархатом обшиты, умой руки и сяди благочинно, сиди прямо и не хватай первой в блюдо, не кушай как свинья, и не дуй в ушное, чтобы везде брызгало, не сопи егда яси, первой не пии, будь воздержан, избегай пьянства, пии, и яждь какое количество тебе потребно, в блюде будь последний, в то время, когда довольно часто тебе предложат, то забери часть из того, протчее дай Второму, и возблагодари ему. Руки твои да не лежат продолжительно на тарелке, ногами везде не мотай.

В то время, когда тебе выпивать, не утирай (рта) губ рукою, но полотенцем, и не пии, пока еще пищи не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножем. Зубов ножем не чисти, но зубочисткою, и одною рукою прикрой рот, в то время, когда зубы чистишь, хлеба приложа к грудям не режь, еж что пред тобою лежит, а инде не хватай.

Нежели перед кого положить хощешь, не примай перстами, как некий народы сейчас обыкли.

Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не скажи, потому что так делают крестьяне. Довольно часто чихать, сморкать кашлять не пригожо. В то время, когда яси яйцо, отрежь напред хлеба, и наблюдай, чтобы при том не вытекло, и яждь не так долго осталось ждать.

Яишной скорлупы не разбивай, и до тех пор пока яси яйцо, не пии, в это же время не замарай скатерти, и не облизывай перстов, около собственный тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и протчаго. В то время, когда перестане ясти, возблагодари всевышнего, умой руки и лице и выполощи рот.

Коим образом имеет отрок поступать между чуждыми .

К никакое неполезное слово, либо непотребная обращение да не изыдеть из устен твоих. Всякой бешенство, гнев, неприязнь, ссоры и злоба да отдалится от тебя. И не пелай, ни приуготовляй никаких ссор: все, что делаешь, делай с прилежанием и разсуждением, то и похвален будешь.

В то время, когда ты правильно обходисся, то и всевышнему благоприятно, и без того благополучно тебе будет. А нежели ты не правильно поступаешь, то наказания божия не минуешь, потому что он видит все твои дела. Не обучайся как бы тебе людей обманывать, потому что сие зло всевышнему неприятно, и тяжёлой имаши за то дати ответ: не ненавидь пожилых либо увечных людей, буди правдив во всех делах.

Потому что нет злея порока в отроке, яко неправда, а от лжи раждается кража, а от кражы приходит веревка на шею. Не выходи из дому твоего без воли и ведома своих родителей твоих, и глав, и нежели ты отправлен будешь, то возвратись паки скоро. Не оболги никого ложно, ни из двора, ни во двор вестей не переноси.

Не наблюдай на вторых людей, что они делают либо как живут, нежели за кем какой порок усмотришь, берегись сам того. А буде что у кого хорошее усмотришь, то не постыдись сам тому направляться.

Кто тебя наказует, тому благодари и почитай его за такова, которой тебе всякого хороша хочет.

Где двое тайно между собою говорят, так не приступай, потому что подслушивание имеется безстыдное невежество.

В то время, когда тебе что приказано будет сделать, то управь сам со всяким прилежанием, а отнюдь на собственных хороших друзей не сохраняй надежду и ни на кого не уповай.

Табель о рангах:

Табель о рангах всех чинов,

воинских, статских и придворных,

каковые в котором классе чины;

и каковые в одном классе, те имеют по старшинству

времени вступления в чин между собою,

но ж воинские выше протчих,

не смотря на то, что б и ветше кто в том классе (полное наименование)

В первой половине 20-ых годов восемнадцатого века была принята «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, каковые в котором классе чины; и каковые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, но ж воинские выше протчих, не смотря на то, что б и ветше кто в том классе пожалован был».

Пётр лично учавствовал в редактировании закона, в базу которого легли заимствования из «росписаний чинов» французского, прусского, шведского и датского королевств. Собственноручно исправив черновой проект, Пётр подписал его 1 февраля 1721 года, но повелел перед опубликованием внести его на рассмотрение Сената.

Не считая Сената, табель о рангах рассматривалась в военной и в адмиралтейской коллегии, где был сделан последовательность замечаний о размещении чинов по рангам, об окладах жалованья, о введении в древних и табель русских чинов и об устранении пункта о штрафах за занятие в церкви места выше собственного ранга. Все эти замечания были покинуты без рассмотрения. В окончательной редакции табели о рангах учавствовали сенаторы Головкин и генерал и Брюс-майоры Матюшкин и Дмитриев-Мамонов.

Роль Табели тяжело переоценить. Ею был нанесен сокрушительный удар остаткам совокупности местничества, потому, что статьей 8 предусматривалось, что «сыновьям российскаго страны князей, графов, баронов, знатнейшаго дворянства, такожде служителей знатнейшаго ранга, не смотря на то, что мы разрешаем для знатной их породы либо их отцов знатных чинов в публичной асамблеи, где двор находится, свободной доступ пред вторыми нижняго чину, и с радостью хотим видеть, чтобы они от вторых во всяких случаях по преимуществу отличались; но ж мы для того никому какова рангу не разрешаем, пока они нам и отечеству никаких одолжений не продемонстрируют, и за оныя характера не возьмут». Благодаря Табели о рангах человек незнатного происхождения, выделившийся заслугами перед Отечеством на поле боя либо же на гражданской работе, имел возможность взять дворянство — личное либо кроме того потомственное.

Преимущество Табели было в том, что сперва было установлено 14 классов, а уж после этого всем вводимым званиям определялся соответствующий класс. Все эти чины входили в Табель о рангах, все госслужащие были звеньями одного механизма.

Такое объединение разрешало при общении, к примеру, военного со штатским сходу выяснить, кто выше по положению, кому больший почет оказывать, а также как кого наименовать, поскольку закон предписывал в служебной обстановке обращаться к госслужащему по уровню его чина. И по большому счету законодательство запрещало, на грани громадных штрафов, как преувеличивать собственный положение (выбирать место не по чину, количество лошадей на почтовой станции, проходить в первых рядах вышестоящих, скажем, на дворцовом приеме), так и принижать собственный ранг — чин должно уважать!

Армейские наряду с этим выяснялись в положении более почетном, нежели штатские, потому, что Табель вспоминала Петром в первую очередь в рамках военной реформы. Со своей стороны, Гвардия выяснялась еще более в почетном положении, нежели другая армия.

Дамы кроме этого попадали в совокупность Табели о рангах — или со стороны супругов и отцов, или благодаря придворной работе, в то время, когда женщина либо женщина имела возможность взять пот либо другой ранг. На военной и гражданской работе дам не было.

Эта совокупность просуществовала 195 лет, впредь до 1917 года. само собой разумеется, это не означает, что она оставалась неизменной. Табель о рангах пара раз видоизменялась и дополнялась в зависимости от потребностей времени.

Первоначально слово «Табель» — женский род, исходя из этого в отношении документа говорилось «она…»

Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: армейские, статские (гражданские) и придворные и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался чин, но само понятие «чин» не разъяснялось, в силу чего одни историки его разглядывали практически и только в совокупности чинопроизводства, другие же — как ту либо иную должность.

Петровская «Табель о рангах» насчитывала 262 должности, но неспешно должности из «Табели» исключались и в конце XVIII столетия провалились сквозь землю вовсе. Заглавия же последовательности гражданских должностей превратились в гражданские чины, безотносительно к настоящим обязанностям их носителя. Так, заглавия чинов «коллежский секретарь», «коллежский асессор», «коллежский и» статский «советник » первоначально означали должности секретаря коллегии, участника совета коллегии с совещательным и решающим голосом и президента «статской» коллегии. «Надворный советник» означало председателя надворного суда; надворные суды были отменены уже во второй половине 20-ых годов XVIII века, а наименование чина сохранялось впредь до 1917 года.

Петровская «Табель», определяя место в иерархии национальной работы, в некоей степени давала возможность выдвинуться гениальным людям из низших сословий. «Чтобы тем охоту подать к работе и оным честь, а не тунеядцам и нахалам приобретать», — гласила одна из описательных статей закона.

Закон 4 февраля (24 января) 1722 года складывался из расписания новых чинов по 14 классам либо рангам и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию. К каждому классу порознь были приписаны снова введённые воинские чины (со своей стороны подразделявшиеся на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские), придворные и статский. Содержание пояснительных пунктов сводится к следующему:

Князья императорской крови имеют при всяких случаях председательство над высокими служителями и «всеми князьями русского страны». За этим исключением, публичное положение служащих лиц определяется чином, а не породой.

За требование мест и почестей выше чина при официальных собраниях и публичных торжествах надеется штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого; ? штрафных денег поступает в пользу доносителя, другое — на содержание больниц. Такой же штраф надеется и за уступку собственного места лицу низшего ранга.

Лица, состоявшие на иноземной работе, смогут взять соответствующий чин не в противном случае как по утверждению за ними «того характера, что они в чужих работах взяли». Сыновья титулованных лиц и по большому счету знатнейших аристократов не смотря на то, что и имеют в отличие от вторых вольный доступ к придворным ассамблеям, но не приобретают никакого чина, пока «отечеству никаких одолжений не продемонстрируют, и за оные характера не возьмут». Гражданские чины, как и армейские, даются по выслуге лет либо по особым «знатным» служебным заслугам.

Любой должен иметь экипаж и ливрею соответствующие собственному чину. Публичное наказание на площади, также как и пытка влекут за собою потерю чина, что возможно возвращён только за особенные заслуги, именным указом, публично заявленным. Замужние жены «поступают в рангах по чинам мужей их» и подвергаются тем же штрафам за проступки против собственного чина.

Женщины считаются на пара рангов ниже собственных отцов. Все, взявшие 8 первых рангов по статскому либо придворному ведомству, причисляются потомственно к лучшему старшему дворянству, «хотя бы и низкой породы были»; на военной работе потомственное дворянство приобретается получением первого обер-офицерского чина, причём дворянское звание распространяется лишь на детей, рождённых уже по получении отцом этого чина; в случае если по получении чина детей у него не родится, он может молить о пожаловании дворянства одному из преждерождённых его детей.

Чины делились на обер-офицерские (до IX класса, другими словами капитана/титулярного советника включительно), штаб-офицерские и генеральские; чины высшего генералитета (первых двух классов) выделялись очень. Им надеялось соответственное обращение: «ваше благородие» для обер-офицеров, «ваше высокоблагородие» для штаб-офицеров, «ваше превосходительство» для ваше высокопревосходительство «и генералов» для первых двух классов.

Чины V класса (бригадира/статского советника) находились особняком, не причисляясь ни к офицерским, ни к генеральским, и им надеялось обращение «ваше высокородие». Любопытно, что Пётр, во всем подчёркивая предпочтение армейским перед статскими, не желал устанавливать статских чинов первого класса; но склонившись на уговоры Остермана, из-за дипломатического престижа приравнял к первому классу чин канцлера, как главы дипломатического ведомства.

Только потом был установлен чин настоящего тайного советника I класса. Это предпочтение выразилось и в том, что, в случае если в армии потомственное дворянство получалось конкретно с чином XIV класса, то в статской работе — лишь с чином VIII класса (коллежского асессора), другими словами с достижением штаб-офицерского ранга; а с 1856 г. для этого требовалось достигнуть генеральского ранга, взяв чин настоящего статского советника.

В этом же отношении показателен и довольно низкий (кроме того не генеральский!) ранг, что надеялся президенту «статской» коллегии, другими словами, по европейским понятиям, министру. Потом министры имели чин не ниже настоящего тайного советника.

Ранг Светские чины Армейские чины Форма обращения
Канцлер Генеральские чины Ваше высокопревосходительство
Настоящий тайный советник
Тайный советник Ваше превосходительство
Действительный статский советник Штаб-офиц. чины
Статский советник Ваше высокородие
Коллежский советник Ваше высокоблагородие
Надворный советник
Коллежский асессор Обер-офиц. чины
Титулярный советник Ваше благородие
Коллежский секретарь
Корабельный секретарь
Губернский секретарь
Провинциальный секретарь
Коллежский регистратор

Воинский артикул

Монументами военно-уголовного права периода абсолютизма являются Воинский Артикул 1716 г. и Морской устав 1720 г., созданные в связи с образованием в Российской Федерации регулярной армии и флота.

Законодательство Петра I существенно сузило область деяний, относимых к ведению церковных судов. Так, правонарушения в области домашних и брачных взаимоотношений, преступления и половые преступления против нравственности, каковые кроме того не упоминались в Соборном Уложении как относящиеся к компетенции церкви, по Воинскому Артикулу карались в том же порядке, как и все другие уголовные правонарушения.

Воинский Артикул делится на 24 главы, выстроенные в определенной совокупности, с единой нумерацией статей.

Источниками Воинского Артикула 1716 г. были Уложение генерал-фельдмаршала Шереметьева 1702 г., которое предусматривало ответственность за 79 правонарушений; Артикул Краткий, изданный в 1706 г. Александром Меньшиковым; законодательная деятельность императора Петра I, частично, зарубежное военно-уголовное законодательство, по большей части, шведское.

Русское право продолжительно не знало неспециализированных терминов для наказуемых деяний. До Петра I не было в уголовном законодательстве термина «правонарушение».

Многие главы Воинского Артикула содержат статьи с толкованием, каковые поясняют соответствующий артикул либо расширяют его воздействие, кое-какие толкования смягчают, наказания.

МАКС-2017: всё выше, выше и выше стремим мы полёт наших птиц


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: