Методическое пособие
Для подготовки к семинарским занятиям
по дисциплине «История»
Тюмень — 2016 Методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям
по дисциплине «История» для студентов всех всех форм и специальностей обучения.
Методическое пособие отвечает требованиям национального образовательного стандарта для высшей школы и составлено в соответствии с примерной программой по дисциплине «История». В методическом пособии содержится нужный количество систематизированных знаний по Отечественной истории, увеличиваются базисные представления о характерных изюминках исторического пути, пройденного Русским страной.
Разработчик: Е.В. Турушев, к.и.н., доцент кафедры социально-
экономических наук ГАУсЗ
Содержание
Введение | |
Раздел 1 Введение в изучение Отечественной истории | |
Раздел 2 Старая Русь | |
Раздел 3 становление и Возникновение единого Русского страны (XV – XVIIвв.) | |
Раздел 4 Российская Федерация в XVIII – XIX столетиях | |
Раздел 5 Российская Федерация в ХХ веке | |
Методика написания реферата | |
Примерные темы рефератов | |
Вопросы к экзамену |
Введение
Предлагаемые методические указания отвечают требованиям национального образовательного стандарта для высшей школы и составлены в соответствии с примерной программой по Отечественной истории. Собственную основную задачу авторы «Методических указаний» видели в первую очередь в том, дабы дать студентам института нужный количество систематизированных знаний по Отечественной истории, увеличить базисные представления, полученные ими в средней общеобразовательной школе о характерных изюминках исторического пути, пройденного Русским страной и населяющими его народами, распознать роль и место нашей страны в истории мировых цивилизаций. Эта задача и обусловила структуру методических указаний.
Методические указания включают 17 тем, составленных по проблемно-хронологическому принципу. В каждой теме для изучения предложены задания для независимой работы (вопросы для самоконтроля), тематика докладов, сообщений и рекомендуемая литература. Вопросы для независимой работы смогут употребляться для тематической (по мере изучения материала) и итоговой проверки знаний студентов.
При составлении «Методического пособия» был предусмотрен разный уровень сложности вопросов для самоконтроля с учетом различного уровня подготовленности студентов. Контрольные задания нацелены на активизацию познавательной деятельности студентов, закрепление знаний методом усвоения причинно-следственных связей исторических явлений, изюминок их протекания в разные исторические эры.
В пособии кроме этого обозначены контрольных работ и темы рефератов для заочников, каковые смогут изменяться и дополняться.
Успешному усвоению Отечественной истории будут содействовать:
-конспектирование лекций и внимательное прослушивание;
-тщательное изучение соответствующих тем в учебной литературе;
-анализ и просмотр статей по изучаемой теме в периодике;
-необходимое посещение семинарских занятий и активное участие в них;
-написание реферата по теме, имеющий проблемный, дискуссионный темперамент.
Раздел 1 Введение в изучение отечественной истории
Сущность, формы, функции исторического знания. источники и Методы изучения истории. классификация и Понятие исторического источника.
Отечественная историография в прошлом и настоящем: неспециализированное и особое. теория и Методология исторической науки. Взаимодополнительный темперамент цивилизационного и формационного подходов в курсе истории России
Тема 1. История как наука
задачи и Предмет истории как науки. Главные функции исторического знания.
Формационный и цивилизационный подходы в исторической науке.
Отечественная историческая наука: настоящее и прошлое.
История России – обязательный атрибут глобальной истории. Неспециализированное и особое в ее историческом развитии.
Вопросы для самоконтроля
Кто считается «отцом исторической науки»?
Назовите первого русского историка, летописца, автора «Повести временных лет».
Что такое «формация»? Кто есть основоположником формационного подхода к изучению истории общества?
Дайте определение понятия «цивилизация». Назовите типы и признаки цивилизаций.
Выясните хорошие и отрицательные стороны формационного и цивилизационного подходов к изучению истории общества.
Имена каких русских историков XIX века вам известны? Какой вклад внесли они в развитие исторической науки?
Что такое Российская Федерация: а) самобытная цивилизация; б) часть восточной цивилизации; в) часть европейской цивилизации? Приведите ваши доводы.
Согласны ли Вы с мнением Р. Киплинга: «Восток имеется Восток. А Запад имеется Запад и они ни при каких обстоятельствах не сойдутся»?
сообщений и Темы докладов
источники и Методы изучения истории.
Дискуссии о месте России в мировом историческом ходе.
В.О. Ключевский – историограф, источниковед, отечественный современник!?
Рекомендованная литература
Главная
История России. Под ред. Радугина А.А. М.: Центр, 1998.
История России. Под ред. Зуева М.Н. М.: Высш. шк., 2002.
История России. Под ред. Зуева М.Н., Чернобаева А.А. М.: Высш. шк., 2003.
4 История России с древности до наших дней. Под ред. Зуева М.Н. М.: Высш. шк., 1998.
5 Орлов А. С. История России. М.: Проспект, 2005.
6 История России с старейших времен до 1861 года. Под ред. Павленко Н.И. М.: Высш. шк., 2004.
7 История России с старейших времен до второй половины XIX века. Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург, 1995.
Дополнительная
Алаев Л.Б. Империя: феномен либо этап развития // Вопросы истории. – 2000. – №4-5.
Бон Т. Историзм в Российской Федерации? О состоянии русской исторической науки в XIX столетии // Отечественная история. – 2000. – №4.
Бородкин Л.И. «Порядок из хаоса»: концепция синергетики в методологии исторических изучении // Новая и новейшая история. – 2003. – № 2.
Золотарев В.П. Неспециализированная теория истории в понимании Н.И. Кареева // Новая и новейшая история. – 2003. – № 2.
Ионов И.И. методология и Основные направления глобальной истории // Новая и новейшая история. – 2003. – № 1.
Коломийцев В.Ф. Законы истории либо социологические закономерности? Отечественная история. – 1997. – №6.
Кока Ю. актуальные проблемы и Современные тенденции исторической науки в мире // Новая и новейшая история. – 2003. – №3.
Мурашко Г.П. К дискуссии о типах тоталитаризма // Вопросы истории. – 2001. – №8.
Поздеева И.В. Литургический текст как исторический источник // Вопросы истории. – 2000. – №6.
Ранчин А.М., Лаушин А.В. К вопросу о библеизмах в древнерусском летописании // Вопросы истории. – 2002. – №1.
Сенявская Е.С. Военно-историческая антропология – новая отрасль исторической науки // Отечественная история. – 2002. – №4.
Сили Ш. источники и Возникновение теории «колонизации» С.М. Соловьева // Вопросы истории. – 2002. – №6.
Страда В. история и Глобализация // Новая и новейшая история. – 2002. – № 6.
Сухарчук Г.Д. Восток-Запад: историко-психологический водораздел // Вопросы истории. – 1998. – №1.
Шайкин А.А. Дискурсы летописной строки // Вопросы истории. – 2001. – №9.
Шаханов А.Н. С.М. Соловьев и В.О. Ключевский // Вопросы истории. – 2000. – №3.
Юрганов А.Л. Опыт исторической дискуссии // Вопросы истории. – 2001. – № 9.
Тема 2. Природно-географические их влияние и факторы на российский исторический процесс
Расположение страны и его влияние на историю. Колонизация и её роль в становлении русском цивилизации.
Влияние природно-климатических факторов на историю России.
Культурные предпосылки развития русском цивилизации. Ценностные ориентации народной русской культуры.
Вопросы для самоконтроля
1 Осветите влияние природно-климатических факторов на консервацию общинных, крепостнических порядков и самодержавного строя России.
2 Расположение и природно-климатические условия воздействуют на формирование хозяйственных типов. А воздействуют ли они на формирование национального характера?
3 Чем в древности измерялась урожайность и что свидетельствует данный термин?
4 Какие конкретно типы земледелия знали и применяли восточные славяне?
5 Какая совокупность земледелия господствовала в лесной полосе Восточной Европы впредь до XIII века?
сообщений и Темы докладов
1 Соловьев С..М. о влиянии природных факторов на национальный характер и историю Руси русского народа.
2 Ключевский В.О. о влиянии природы страны на историю ее народа.
Рекомендованная литература
Главная
1 История России. Под ред. Радугина А.А. М.: Центр, 1998.
2 История России. Под ред. Зуева М.Н. М.: Высш. шк., 2002.
3 История России. Под ред. Зуева М.Н., Чернобаева А.А. М.: Высш. шк., 2003.
4 История России с древности до наших дней. Под ред. Зуева М.Н. М.: Высш. шк., 1998.
5 История России с старейших времен до 1861 года. Под ред. Павленко Н.И. М.: Высш. шк., 2004.
6 История России с старейших времен до второй половины XIX века. Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург, 1995.
Дополнительная
Семенникова Л.И. Российская Федерация в мировом сообществе цивилизаций. М.: Интерпракс, 1994.
Соловьев С.М. Произведения в 18 томах. М.: Идея, 1988. Кн.1., Т.1-2. Гл.1.
Раздел 2 Старая Русь
Древнее наследие в эру Великого переселения народов. Неприятность этногенеза восточных славян. Главные этапы становления государственности.
кочевники и Древняя Русь. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Старой Руси.
Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама.
Эволюция восточнославянской государственности в ХI–ХII столетиях.
Социально–политические трансформации в русских почвах в ХIII – ХV столетиях. Орда и Русь: неприятности взаимовлияния. средневековые государства и Россия Азии и Европы.
История Государства Российского. Все серии подряд. 1 — 40 серии. Документальный Фильм. StarMedia
Удивительные статьи:
- Составление и оформление описей дел
- Японо-китайская война и реформы годов кабо и ылъми
- Жанровая типология русской романтической повести
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Тема 11. российская империя во второй половине xix века
1 Отмена крепостного права в Российской Федерации. Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века. 2 Особенности буржуазного развития в пореформенной России. 3…
-
Рвение к «чистой истории» в рамках постмодернистской парадигмы. Социальная и культурная антропология как средство поиска способов междисциплинарной…
-
Министерство образования российской федерации
МОУ «Ульяновский Муниципальный лицей при Ульяновском Национальном Техническом Университете» Кафедра публичных дисциплин Тема: Выполнил: Несколько:…
-
Тема 8. этнокультурные и конфессиональные особенности народов россии
Замысел занятия: 1. Религиозная мысль в духовном становлении русского народа. (Москва — «третий Рим») 2. Российская Федерация — многонациональная империя…