Тема 2. природно-географические факторы и их влияние на российский исторический процесс

Методическое пособие

Для подготовки к семинарским занятиям

по дисциплине «История»

Тюмень — 2016 Методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям

по дисциплине «История» для студентов всех всех форм и специальностей обучения.

Методическое пособие отвечает требованиям национального образовательного стандарта для высшей школы и составлено в соответствии с примерной программой по дисциплине «История». В методическом пособии содержится нужный количество систематизированных знаний по Отечественной истории, увеличиваются базисные представления о характерных изюминках исторического пути, пройденного Русским страной.

Разработчик: Е.В. Турушев, к.и.н., доцент кафедры социально-

экономических наук ГАУсЗ

Содержание

Введение
Раздел 1 Введение в изучение Отечественной истории
Раздел 2 Старая Русь
Раздел 3 становление и Возникновение единого Русского страны (XV – XVIIвв.)
Раздел 4 Российская Федерация в XVIII – XIX столетиях
Раздел 5 Российская Федерация в ХХ веке
Методика написания реферата
Примерные темы рефератов
Вопросы к экзамену

Введение

Тема 2. природно-географические факторы и их влияние на российский исторический процесс

Предлагаемые методические указания отвечают требованиям национального образовательного стандарта для высшей школы и составлены в соответствии с примерной программой по Отечественной истории. Собственную основную задачу авторы «Методических указаний» видели в первую очередь в том, дабы дать студентам института нужный количество систематизированных знаний по Отечественной истории, увеличить базисные представления, полученные ими в средней общеобразовательной школе о характерных изюминках исторического пути, пройденного Русским страной и населяющими его народами, распознать роль и место нашей страны в истории мировых цивилизаций. Эта задача и обусловила структуру методических указаний.

Методические указания включают 17 тем, составленных по проблемно-хронологическому принципу. В каждой теме для изучения предложены задания для независимой работы (вопросы для самоконтроля), тематика докладов, сообщений и рекомендуемая литература. Вопросы для независимой работы смогут употребляться для тематической (по мере изучения материала) и итоговой проверки знаний студентов.

При составлении «Методического пособия» был предусмотрен разный уровень сложности вопросов для самоконтроля с учетом различного уровня подготовленности студентов. Контрольные задания нацелены на активизацию познавательной деятельности студентов, закрепление знаний методом усвоения причинно-следственных связей исторических явлений, изюминок их протекания в разные исторические эры.

В пособии кроме этого обозначены контрольных работ и темы рефератов для заочников, каковые смогут изменяться и дополняться.

Успешному усвоению Отечественной истории будут содействовать:

-конспектирование лекций и внимательное прослушивание;

-тщательное изучение соответствующих тем в учебной литературе;

-анализ и просмотр статей по изучаемой теме в периодике;

-необходимое посещение семинарских занятий и активное участие в них;

-написание реферата по теме, имеющий проблемный, дискуссионный темперамент.

Раздел 1 Введение в изучение отечественной истории

Сущность, формы, функции исторического знания. источники и Методы изучения истории. классификация и Понятие исторического источника.

Отечественная историография в прошлом и настоящем: неспециализированное и особое. теория и Методология исторической науки. Взаимодополнительный темперамент цивилизационного и формационного подходов в курсе истории России

Тема 1. История как наука

задачи и Предмет истории как науки. Главные функции исторического знания.

Формационный и цивилизационный подходы в исторической науке.

Отечественная историческая наука: настоящее и прошлое.

История России – обязательный атрибут глобальной истории. Неспециализированное и особое в ее историческом развитии.

Вопросы для самоконтроля

Кто считается «отцом исторической науки»?

Назовите первого русского историка, летописца, автора «Повести временных лет».

Что такое «формация»? Кто есть основоположником формационного подхода к изучению истории общества?

Дайте определение понятия «цивилизация». Назовите типы и признаки цивилизаций.

Выясните хорошие и отрицательные стороны формационного и цивилизационного подходов к изучению истории общества.

Имена каких русских историков XIX века вам известны? Какой вклад внесли они в развитие исторической науки?

Что такое Российская Федерация: а) самобытная цивилизация; б) часть восточной цивилизации; в) часть европейской цивилизации? Приведите ваши доводы.

Согласны ли Вы с мнением Р. Киплинга: «Восток имеется Восток. А Запад имеется Запад и они ни при каких обстоятельствах не сойдутся»?

сообщений и Темы докладов

источники и Методы изучения истории.

Дискуссии о месте России в мировом историческом ходе.

В.О. Ключевский – историограф, источниковед, отечественный современник!?

Рекомендованная литература

Главная

История России. Под ред. Радугина А.А. М.: Центр, 1998.

История России. Под ред. Зуева М.Н. М.: Высш. шк., 2002.

История России. Под ред. Зуева М.Н., Чернобаева А.А. М.: Высш. шк., 2003.

4 История России с древности до наших дней. Под ред. Зуева М.Н. М.: Высш. шк., 1998.

5 Орлов А. С. История России. М.: Проспект, 2005.

6 История России с старейших времен до 1861 года. Под ред. Павленко Н.И. М.: Высш. шк., 2004.

7 История России с старейших времен до второй половины XIX века. Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург, 1995.

Дополнительная

Алаев Л.Б. Империя: феномен либо этап развития // Вопросы истории. – 2000. – №4-5.

Бон Т. Историзм в Российской Федерации? О состоянии русской исторической науки в XIX столетии // Отечественная история. – 2000. – №4.

Бородкин Л.И. «Порядок из хаоса»: концепция синергетики в методологии исторических изучении // Новая и новейшая история. – 2003. – № 2.

Золотарев В.П. Неспециализированная теория истории в понимании Н.И. Кареева // Новая и новейшая история. – 2003. – № 2.

Ионов И.И. методология и Основные направления глобальной истории // Новая и новейшая история. – 2003. – № 1.

Коломийцев В.Ф. Законы истории либо социологические закономерности? Отечественная история. – 1997. – №6.

Кока Ю. актуальные проблемы и Современные тенденции исторической науки в мире // Новая и новейшая история. – 2003. – №3.

Мурашко Г.П. К дискуссии о типах тоталитаризма // Вопросы истории. – 2001. – №8.

Поздеева И.В. Литургический текст как исторический источник // Вопросы истории. – 2000. – №6.

Ранчин А.М., Лаушин А.В. К вопросу о библеизмах в древнерусском летописании // Вопросы истории. – 2002. – №1.

Сенявская Е.С. Военно-историческая антропология – новая отрасль исторической науки // Отечественная история. – 2002. – №4.

Сили Ш. источники и Возникновение теории «колонизации» С.М. Соловьева // Вопросы истории. – 2002. – №6.

Страда В. история и Глобализация // Новая и новейшая история. – 2002. – № 6.

Сухарчук Г.Д. Восток-Запад: историко-психологический водораздел // Вопросы истории. – 1998. – №1.

Шайкин А.А. Дискурсы летописной строки // Вопросы истории. – 2001. – №9.

Шаханов А.Н. С.М. Соловьев и В.О. Ключевский // Вопросы истории. – 2000. – №3.

Юрганов А.Л. Опыт исторической дискуссии // Вопросы истории. – 2001. – № 9.

Тема 2. Природно-географические их влияние и факторы на российский исторический процесс

Расположение страны и его влияние на историю. Колонизация и её роль в становлении русском цивилизации.

Влияние природно-климатических факторов на историю России.

Культурные предпосылки развития русском цивилизации. Ценностные ориентации народной русской культуры.

Вопросы для самоконтроля

1 Осветите влияние природно-климатических факторов на консервацию общинных, крепостнических порядков и самодержавного строя России.

2 Расположение и природно-климатические условия воздействуют на формирование хозяйственных типов. А воздействуют ли они на формирование национального характера?

3 Чем в древности измерялась урожайность и что свидетельствует данный термин?

4 Какие конкретно типы земледелия знали и применяли восточные славяне?

5 Какая совокупность земледелия господствовала в лесной полосе Восточной Европы впредь до XIII века?

сообщений и Темы докладов

1 Соловьев С..М. о влиянии природных факторов на национальный характер и историю Руси русского народа.

2 Ключевский В.О. о влиянии природы страны на историю ее народа.

Рекомендованная литература

Главная

1 История России. Под ред. Радугина А.А. М.: Центр, 1998.

2 История России. Под ред. Зуева М.Н. М.: Высш. шк., 2002.

3 История России. Под ред. Зуева М.Н., Чернобаева А.А. М.: Высш. шк., 2003.

4 История России с древности до наших дней. Под ред. Зуева М.Н. М.: Высш. шк., 1998.

5 История России с старейших времен до 1861 года. Под ред. Павленко Н.И. М.: Высш. шк., 2004.

6 История России с старейших времен до второй половины XIX века. Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург, 1995.

Дополнительная

Семенникова Л.И. Российская Федерация в мировом сообществе цивилизаций. М.: Интерпракс, 1994.

Соловьев С.М. Произведения в 18 томах. М.: Идея, 1988. Кн.1., Т.1-2. Гл.1.

Раздел 2 Старая Русь

Древнее наследие в эру Великого переселения народов. Неприятность этногенеза восточных славян. Главные этапы становления государственности.

кочевники и Древняя Русь. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Старой Руси.

Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама.

Эволюция восточнославянской государственности в ХI–ХII столетиях.

Социально–политические трансформации в русских почвах в ХIII – ХV столетиях. Орда и Русь: неприятности взаимовлияния. средневековые государства и Россия Азии и Европы.

История Государства Российского. Все серии подряд. 1 — 40 серии. Документальный Фильм. StarMedia


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: