Пояснительная записка
Курс «Методика преподавания истории» нацелен на восприятие студентами 3 – 4-5 курса очного отделения систематических знаний по методике преподавания исторических, обществоведческих и правовых дисциплин в общеобразовательной школе.Необходимость данного курса вытекает из новой педагогической парадигмы: не только прекрасно знать и строго направляться совокупности знаний по методике данного учебного предмета, но и глубоко изучать фундаментальные базы предмета. Он нацелен на выработку у навыков и будущих педагогов умений независимой работы, для того, чтобы не повторять бессчётных неточностей предшественников и ориентироваться в стандартных методических обстановках на уроках обществоведения и истории и во внеурочной работе в школе.
Целью данного курса есть формирование в ходе опытной специализации и подготовки компетентного преподавателя истории – эксперта, имеющего современные теоретические знания в методике обществоведения и преподавания истории в общеобразовательной школе.
Компетенция – категория педагогическая, для ее формирования нужно решить последовательность задач:
— раскрыть содержание главных документов, регламентирующих работу преподавателей истории в школе (Закон РФ «Об образовании», Госстандарт и др.);
— познакомить студентов со структурой, особенностями и принципами содержания школьных направлений истории («Общей истории», «Отечественной истории», «общество и Человек» и др.);
— проинформировать будущих педагогов о правилах планирования учебных занятий по обществоведению и истории, сказать о новых методических пособиях и учебниках по обществоведению и истории;
— научить отбирать способы, средства и приёмы обучения истории, в соответствии с возрастом обучающихся и цели данного учебного занятия;
— познакомить с многообразием форм, средств и приёмов передачи знаний на уроках истории и во внеклассной работе;
— оказать помощь студентам овладеть процедурой диагностики, оценки и контроля результатов обучения истории и обществоведению;
— организовать навыки анализа и самоанализа собственного и новаторского педагогического опыта, новых педагогических разработок.
Программа составлена в соответствии с «Национальным образовательным стандартом высшего профобразования» (2005 г.). В базу программы положен блоковый подход к построению содержания курса. Главными параметрами отбора материала являются:
— соответствие содержания вузовской программы по «Теории и обществоведению преподавания и методике истории» программным требованиям этих дисциплин в общеобразовательных школах;
— наличие учебных пособий, дополнительной литературы и учебно-методического комплекса, разрешающего организовать полноценное усвоение совокупности знаний;
— соответствие сложности изучаемого материала уровню познавательных возможностей студентов 3 – 4 направлений педагогического института;
— дискуссионность и проблематичность некоторых вопросов курса, которые связаны с реформированием русском совокупности исторического образования в соответствии с концепцией модернизации русского образования. Курс включает следующие разделы:
1. методика и Теория обучения истории как педагогическая наука. Главные этапы ее развития и становления.
2. Главные факторы процесса обучения истории в школе.
3. Структура исторического материала. средства обучения и Основные приёмы истории в школе.
4. Понятие о способах преподавания истории.
5. Формы учебных занятий по истории, их проведение и подготовка.
6. Проблемы современной методики обучения истории в общеобразовательной школе.
7. Результаты обучения истории, методы их диагностики, оценки и контроля.
8. Разнообразные формы итоговой аттестации.
9. Внеклассная работа по истории.
10. Методика обучения обществоведению в школе.
11. Методика преподавания права в школе.
Любой из перечисленных разделов включает в себя цикл лекционных, практических и лабораторных занятий. Лекционный курс запланирован на 96 часов — лекций, практические занятия – 96 часов, лабораторные занятия – 12 часов.
Программа курса предполагает усвоение таких педагогических понятий как способ, прием, средство обучения, разработка, принцип, форма, инновация, урок, содержание образования и т.п.
Программа предоставляет возможность систематически применять такие формы работы как самостоятельная форма и деловые игры работы, написания курсовых и дипломных работ. Множество тем предполагает сопоставление других точек и подходов зрения.
Курс вычислен для студентов 3 – 4 курса, обучающихся по профессии «История» с дневной формы обучения. Форма итоговой аттестации – зачет/ экзамен (6 семестрах).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЗАМЫСЕЛ ДИСЦИПЛИНЫ
№ | Наименование модулей, разделов, тем (с указанием семестра) | Аудиторные занятия | Независимая работа студентов | Трудоемкость(всего часов) | |||
Всего | Лекции | Практические,семинарские занятия | Лабораторныезанятия | ||||
Модуль 1 | |||||||
Раздел 1. методика и Теория обучения истории как педагоги-ческая наука. Главные этапы ее развития и становления. | |||||||
1. | Вводная лекция. Методика обучения истории как одна из педагогических научных дисциплин. | ||||||
2. | развитие и Обучение истории методической мысли в Российской Федерации ХVIII – ХХ вв. | ||||||
Раздел 2. Главные факторы процесса обучения истории в школе. | |||||||
3. | Госполитика в области исторического образования: тенденции и этапы. | ||||||
4. | Модернизация исторического образования на базе профильной школы | ||||||
5. | Цели школьного обучения истории. | ||||||
6. | Содержание школьного исторического образования. Госстандарт. | ||||||
7. | Учебно-методический комплекс по истории: перспективы развития и современное состояние. | ||||||
8. | Перспективная подготовка преподавателя к уроку истории: календарно-тема-тическое и блочное планирование. | ||||||
9. | Факторы процесса обученияПознавательные возможности обучающихся. | ||||||
10. | Развитие познавательного интереса школьников к изучению истории. | ||||||
11. | Познавательная мотивация как фактор обучения истории Познавательная мотивация как фактор обучения истории | ||||||
Раздел 3. Структура исторического материала. средства обучения и Основные приёмы истории в школе. | |||||||
Главные компоненты исторического материала. Исторические их формирование и факты. | |||||||
13. | Методика формирования исторических понятий и раскрытие исторических закономерностей в школьном курсе истории. | ||||||
14. | Приемы работы со статистикой на уроках истории. | ||||||
Итого за семестр: | |||||||
2 МОДУЛЬ | |||||||
Раздел 4. Понятие о способах преподавания истории | |||||||
15. | Устный способ изучения истории. | ||||||
16. | Наглядное обучение истории. | ||||||
17. | Лабораторный способ обучения истории. | ||||||
18. | Проблемный способ обучения истории. | ||||||
Раздел 5. Формы учебных заведений по истории, их проведение и подготовка | |||||||
19. | Урок как главная форма учебно-воспитательной работы по истории. | ||||||
20. | Многообразие форм организации обучения истории в школе. | ||||||
21. | Анализ и самоанализ учебного занятия по истории. | ||||||
22. | Межпредметные и внутрикурсовые связи в преподавании истории. Неприятности межпредметной интеграции | ||||||
Раздел 6. Проблемы современной методики обучения истории в общеобразовательной школе | |||||||
23. | методика и обучения Технические средства истории их применения. | ||||||
24. | Компьютер в обучении истории. | ||||||
25. | Краеведческая работа в школе в курсе истории. | ||||||
26. | Изучение вопросов культуры в школьных направлениях истории. | ||||||
27. | Обучение истории на базе игровых разработок. | ||||||
28. | Элементы юмора на уроках истории. | ||||||
Раздел 7. Результаты обучения истории, методы их диагностики, оценки и контроля | |||||||
29. | Совокупность проверки знаний, навыков и умений по истории в соответствии с современными требованиями. | ||||||
30. | оценка и Контроль результатов обучения истории в соответствии с современными требованиями. | ||||||
Итого за семестр | |||||||
3 МОДУЛЬ | |||||||
Раздел 8. Разнообразные формы итоговой аттестации | |||||||
31. | Разнообразные формы аттестации по истории | ||||||
Раздел 9. Внеклассная работа по истории | |||||||
32. | Внеклассная работа по истории. | ||||||
33. | Кабинет истории в школе. | ||||||
34. | Преподаватель истории. Педагоги – новаторы. | ||||||
Раздел 10. Методика обучения обществоведению в школе | |||||||
35. | Обществоведение в школе: прошлое, будущее и настоящее курса. | ||||||
36. | Цели и содержание обществоведческого образования в общеобразовательной школе | ||||||
37. | Учебная и внеклассная Работа по обществознанию | ||||||
Итого за семестр | |||||||
4 МОДУЛЬ | |||||||
Раздел 11. Методика преподавания права в школе | |||||||
38. | Формирование научных школ воспитания и правового обучения школьников в истории России. Истоки юридического образования в Российской Федерации. | ||||||
39. | Совокупность правового образования школьников в современной России. Главные концепции воспитания и правового обучения русских школьников. | ||||||
40. | структура и Содержание школьного юридического образования УМК для изучения правовых дисциплин в общеобразовательной школе. | ||||||
41. | Организация учебного процесса на уроках права. проведение и Планирование уроков права. | ||||||
42. | Способы, средства и приёмы правового обучения | ||||||
43. | Классические и инновационные способы воспитания и правового обучения | ||||||
44. | Контакты с правоохранительными органами в ходе обучения праву: приглашения и экскурсии. | ||||||
45. | Игровые формы уроков по праву в общеобразовательной школе | ||||||
46. | Проверка результатов обучения праву в общеобразовательной школе | ||||||
47. | Развивающий потенциал уроков правовых знаний | ||||||
48. | Итоговая аттестация по праву в общеобразовательной школе | ||||||
49. | Межпредметные связи как условия увеличения эффективности преподавания права в школе. Интегративные возможности правовых направлений | ||||||
Итого за семестр | |||||||
Итого по дисциплине |
Содержание лекционного курса.
Раздел 1. Методика преподавания истории как педагогическая наука. Главные этапы ее развития и становления.
Тема 1. Методика преподавания истории как одна из педагогических научных дисциплин.
Методика преподавания истории как педагогическая научная дисциплина: определение, специфика курса. Предмет изучения методики. Цель и задачи учебной дисциплины. Место методики обучения истории в совокупности психолого-педагогических наук.
Сообщение методики с другими науками (историей, психологией, педагогикой и др.) История как наука и как школьный предмет. Задачи методики обучения истории и главные неприятности на современном этапе.
Современные способы изучения процесса обучения истории. Содержание вузовского курса. Главные категории: обучение, содержание, способы, классификация и др.
Раздел 2. Главные факторы процесса обучения истории в школе.
Тема 3. Госполитика в области исторического образования: тенденции и этапы.
Необходимость реформирования советской совокупности исторического образования. Этапы реформирования школьного исторического образования. Современная структура исторического образования в средней общеобразовательной школе.
Линейный и концентричный правила построения школьных направлений истории. Фундаментальные документы Закон «Об образовании», «Базовый учебный замысел», «Госстандарт». Концепция модернизации русского образования на период до 2010 г.
Вебинар «Государственная политика РФ в области обновления содержания… ДО…»_05.10.16
Удивительные статьи:
- Происхождение мира и богов 11 страница
- Ниже перечислены источники римского права
- География, история и уклад жизни
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
задачи и Предмет курса методики преподавания истории в школе Методика — это отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения…
-
Требования к знаниям и умениям студентов
В ходе обучения студент обязан приобрести знания об главных событиях о учебно-воспитательном ходе преподавания истории в общеобразовательной школе, о…
-
Эмпирического (фактического) материала
Замысел: 1. Специфика нетрадиционных приемов изучения эмпирического матери- ала. Отличие классических приемов от нетрадиционных приемов. 2….
-
Раздел 7. результаты обучения истории, способы их диагностики, контроля и оценки
Тема 29. Совокупность проверки знаний, навыков и умений по истории в соответствии с современными требованиями. Черта «развивающего обучения». Состояние…