Тема 3. государственная политика в области исторического образования: этапы и тенденции

Пояснительная записка

Курс «Методика преподавания истории» нацелен на восприятие студентами 3 – 4-5 курса очного отделения систематических знаний по методике преподавания исторических, обществоведческих и правовых дисциплин в общеобразовательной школе.Необходимость данного курса вытекает из новой педагогической парадигмы: не только прекрасно знать и строго направляться совокупности знаний по методике данного учебного предмета, но и глубоко изучать фундаментальные базы предмета. Он нацелен на выработку у навыков и будущих педагогов умений независимой работы, для того, чтобы не повторять бессчётных неточностей предшественников и ориентироваться в стандартных методических обстановках на уроках обществоведения и истории и во внеурочной работе в школе.

Целью данного курса есть формирование в ходе опытной специализации и подготовки компетентного преподавателя истории – эксперта, имеющего современные теоретические знания в методике обществоведения и преподавания истории в общеобразовательной школе.

Компетенция – категория педагогическая, для ее формирования нужно решить последовательность задач:

— раскрыть содержание главных документов, регламентирующих работу преподавателей истории в школе (Закон РФ «Об образовании», Госстандарт и др.);

Тема 3. государственная политика в области исторического образования: этапы и тенденции

— познакомить студентов со структурой, особенностями и принципами содержания школьных направлений истории («Общей истории», «Отечественной истории», «общество и Человек» и др.);

— проинформировать будущих педагогов о правилах планирования учебных занятий по обществоведению и истории, сказать о новых методических пособиях и учебниках по обществоведению и истории;

— научить отбирать способы, средства и приёмы обучения истории, в соответствии с возрастом обучающихся и цели данного учебного занятия;

— познакомить с многообразием форм, средств и приёмов передачи знаний на уроках истории и во внеклассной работе;

— оказать помощь студентам овладеть процедурой диагностики, оценки и контроля результатов обучения истории и обществоведению;

— организовать навыки анализа и самоанализа собственного и новаторского педагогического опыта, новых педагогических разработок.

Программа составлена в соответствии с «Национальным образовательным стандартом высшего профобразования» (2005 г.). В базу программы положен блоковый подход к построению содержания курса. Главными параметрами отбора материала являются:

— соответствие содержания вузовской программы по «Теории и обществоведению преподавания и методике истории» программным требованиям этих дисциплин в общеобразовательных школах;

— наличие учебных пособий, дополнительной литературы и учебно-методического комплекса, разрешающего организовать полноценное усвоение совокупности знаний;

— соответствие сложности изучаемого материала уровню познавательных возможностей студентов 3 – 4 направлений педагогического института;

— дискуссионность и проблематичность некоторых вопросов курса, которые связаны с реформированием русском совокупности исторического образования в соответствии с концепцией модернизации русского образования. Курс включает следующие разделы:

1. методика и Теория обучения истории как педагогическая наука. Главные этапы ее развития и становления.

2. Главные факторы процесса обучения истории в школе.

3. Структура исторического материала. средства обучения и Основные приёмы истории в школе.

4. Понятие о способах преподавания истории.

5. Формы учебных занятий по истории, их проведение и подготовка.

6. Проблемы современной методики обучения истории в общеобразовательной школе.

7. Результаты обучения истории, методы их диагностики, оценки и контроля.

8. Разнообразные формы итоговой аттестации.

9. Внеклассная работа по истории.

10. Методика обучения обществоведению в школе.

11. Методика преподавания права в школе.

Любой из перечисленных разделов включает в себя цикл лекционных, практических и лабораторных занятий. Лекционный курс запланирован на 96 часов — лекций, практические занятия – 96 часов, лабораторные занятия – 12 часов.

Программа курса предполагает усвоение таких педагогических понятий как способ, прием, средство обучения, разработка, принцип, форма, инновация, урок, содержание образования и т.п.

Программа предоставляет возможность систематически применять такие формы работы как самостоятельная форма и деловые игры работы, написания курсовых и дипломных работ. Множество тем предполагает сопоставление других точек и подходов зрения.

Курс вычислен для студентов 3 – 4 курса, обучающихся по профессии «История» с дневной формы обучения. Форма итоговой аттестации – зачет/ экзамен (6 семестрах).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЗАМЫСЕЛ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование модулей, разделов, тем (с указанием семестра) Аудиторные занятия Независимая работа студентов Трудоемкость(всего часов)
Всего Лекции Практические,семинарские занятия Лабораторныезанятия
Модуль 1
Раздел 1. методика и Теория обучения истории как педагоги-ческая наука. Главные этапы ее развития и становления.
1. Вводная лекция. Методика обучения истории как одна из педагогических научных дисциплин.
2. развитие и Обучение истории методической мысли в Российской Федерации ХVIII – ХХ вв.
Раздел 2. Главные факторы процесса обучения истории в школе.
3. Госполитика в области исторического образования: тенденции и этапы.
4. Модернизация исторического образования на базе профильной школы
5. Цели школьного обучения истории.
6. Содержание школьного исторического образования. Госстандарт.
7. Учебно-методический комплекс по истории: перспективы развития и современное состояние.
8. Перспективная подготовка преподавателя к уроку истории: календарно-тема-тическое и блочное планирование.
9. Факторы процесса обученияПознавательные возможности обучающихся.
10. Развитие познавательного интереса школьников к изучению истории.
11. Познавательная мотивация как фактор обучения истории Познавательная мотивация как фактор обучения истории
Раздел 3. Структура исторического материала. средства обучения и Основные приёмы истории в школе.
Главные компоненты исторического материала. Исторические их формирование и факты.
13. Методика формирования исторических понятий и раскрытие исторических закономерностей в школьном курсе истории.
14. Приемы работы со статистикой на уроках истории.
Итого за семестр:
2 МОДУЛЬ
Раздел 4. Понятие о способах преподавания истории
15. Устный способ изучения истории.
16. Наглядное обучение истории.
17. Лабораторный способ обучения истории.
18. Проблемный способ обучения истории.
Раздел 5. Формы учебных заведений по истории, их проведение и подготовка
19. Урок как главная форма учебно-воспитательной работы по истории.
20. Многообразие форм организации обучения истории в школе.
21. Анализ и самоанализ учебного занятия по истории.
22. Межпредметные и внутрикурсовые связи в преподавании истории. Неприятности межпредметной интеграции
Раздел 6. Проблемы современной методики обучения истории в общеобразовательной школе
23. методика и обучения Технические средства истории их применения.
24. Компьютер в обучении истории.
25. Краеведческая работа в школе в курсе истории.
26. Изучение вопросов культуры в школьных направлениях истории.
27. Обучение истории на базе игровых разработок.
28. Элементы юмора на уроках истории.
Раздел 7. Результаты обучения истории, методы их диагностики, оценки и контроля
29. Совокупность проверки знаний, навыков и умений по истории в соответствии с современными требованиями.
30. оценка и Контроль результатов обучения истории в соответствии с современными требованиями.
Итого за семестр
3 МОДУЛЬ
Раздел 8. Разнообразные формы итоговой аттестации
31. Разнообразные формы аттестации по истории
Раздел 9. Внеклассная работа по истории
32. Внеклассная работа по истории.
33. Кабинет истории в школе.
34. Преподаватель истории. Педагоги – новаторы.
Раздел 10. Методика обучения обществоведению в школе
35. Обществоведение в школе: прошлое, будущее и настоящее курса.
36. Цели и содержание обществоведческого образования в общеобразовательной школе
37. Учебная и внеклассная Работа по обществознанию
Итого за семестр
4 МОДУЛЬ
Раздел 11. Методика преподавания права в школе
38. Формирование научных школ воспитания и правового обучения школьников в истории России. Истоки юридического образования в Российской Федерации.
39. Совокупность правового образования школьников в современной России. Главные концепции воспитания и правового обучения русских школьников.
40. структура и Содержание школьного юридического образования УМК для изучения правовых дисциплин в общеобразовательной школе.
41. Организация учебного процесса на уроках права. проведение и Планирование уроков права.
42. Способы, средства и приёмы правового обучения
43. Классические и инновационные способы воспитания и правового обучения
44. Контакты с правоохранительными органами в ходе обучения праву: приглашения и экскурсии.
45. Игровые формы уроков по праву в общеобразовательной школе
46. Проверка результатов обучения праву в общеобразовательной школе
47. Развивающий потенциал уроков правовых знаний
48. Итоговая аттестация по праву в общеобразовательной школе
49. Межпредметные связи как условия увеличения эффективности преподавания права в школе. Интегративные возможности правовых направлений
Итого за семестр
Итого по дисциплине

Содержание лекционного курса.

Раздел 1. Методика преподавания истории как педагогическая наука. Главные этапы ее развития и становления.

Тема 1. Методика преподавания истории как одна из педагогических научных дисциплин.

Методика преподавания истории как педагогическая научная дисциплина: определение, специфика курса. Предмет изучения методики. Цель и задачи учебной дисциплины. Место методики обучения истории в совокупности психолого-педагогических наук.

Сообщение методики с другими науками (историей, психологией, педагогикой и др.) История как наука и как школьный предмет. Задачи методики обучения истории и главные неприятности на современном этапе.

Современные способы изучения процесса обучения истории. Содержание вузовского курса. Главные категории: обучение, содержание, способы, классификация и др.

Раздел 2. Главные факторы процесса обучения истории в школе.

Тема 3. Госполитика в области исторического образования: тенденции и этапы.

Необходимость реформирования советской совокупности исторического образования. Этапы реформирования школьного исторического образования. Современная структура исторического образования в средней общеобразовательной школе.

Линейный и концентричный правила построения школьных направлений истории. Фундаментальные документы Закон «Об образовании», «Базовый учебный замысел», «Госстандарт». Концепция модернизации русского образования на период до 2010 г.

Вебинар «Государственная политика РФ в области обновления содержания… ДО…»_05.10.16


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: