Тема четверти: мир образов вокальной и инструментальной музыки

Тема урока: Патриотические образы в музыке.

«Моя Отчизна, моя родная почва, мое отечество… В жизни нет горячее, глубже и священнее эмоции, чем любовь к тебе» (Л.Н.Толстой)

Задачи:

Дидактические (учебные):трудиться над ясностью выполнения «Журавлиной песни»,закрепить понятие слов «опера», «ария», «бас», «тенор», мочь разбирать арию Кутузова и вальс Наташи из оперы С.Прокофьева «Война и мир» по исполнительскому замыслу, закрепить знания обучающихся о творчестве С.С.Прокофьева.

Воспитательные:воспитывать любовь к родной почва. к родному краю.

Развивающие:расширение кругозора обучающихся, умение формулировать собственные мысли ,собственный вывод, собственные впечатления по поводу услышанного и замеченного на уроке.

Форма:урок-игра

Оборудование:репродукция картины германского живописца «Пожар Москвы в 1812г.»,портрет С.С.Прокофьева, диски с музыкой С.Прокофьева, карточки с вопросами, календарь к юбилею С.Прокофьева.

Движение урока:

Художественное приветствие (аккорд).

(Объявляется эпиграф и тема урока).Тема четверти: мир образов вокальной и инструментальной музыки

Преподаватель: Сейчас у нас необыкновенный урок. Урок- игра. Делим класс на 2 команды. Победители в конце возьмут призы.

Сейчас мы поболтаем о Отчизне… Как замечательно это слово, как дорого сердцу каждого человека!

В истории существуют большое количество выдающихся людей, имена которых связаны с темой Отчизны, с защитой Отечества. Это художники и композиторы, писатели и поэты.

Героизм, мужество объединяют их и безграничная любовь к собственной Отчизне.

А сейчас — музыкальная тайная.

-Как именуется музыкальное произведение, которое вы на данный момент услышите?

(звучит ария Кутузова)

Ученик: ария Кутузова из оперы С.Прокофьева «Война и мир».

Преподаватель: Что вы понимаете о С.Прокофьеве?

Ученик: Появился в селе Сенцовка, мама – первая преподаватель игры на фортепиано.

Преподаватель: О чем рассказывается в опере?

Учение: О войне 1812года, о мирных событиях, о бегстве французов из Москвы..

В базу оперы положено произведение русского писателя Л.Н.Толстого «Война и мир».

Преподаватель: Чтобы охарактеризовать арию Кутузова ,обратимся к кроссворду(на доске кроссворд, выделено главное слово «ОТЧИЗНА»).

1.СКРИПКА

2.ОПЕРА

3.ДИНАМИКА

4.АРИЯ

5.ТЕНОР

6.БАС

1.Струнный смычковый инструмент (СКРИПКА).

2.Музыкальный спектакль, в котором действующие лица передают собственные мысли движением и пением (ОПЕРА).

3.Сила звука (ДИНАМИКА).

4.Сольный музыкальный номер в опере ,сопровождающийся звучанием оркестра (АРИЯ).

5.Большой мужской голос (ТЕНОР).

6.Низкий мужской голос (БАС).

(Подсчитали баллы команд)

Преподаватель: Какие конкретно места в Крыму связаны с именем М.И.Кутузова ?

Ученик: Верхняя и Нижняя Кутузовка .В конце 18 века в Крыму была война ,где полководец утратил глаз. Кутузов отстаивал совместно со собственными армиями пределы Крыма. В опере образ Кутузова возможно назвать «образом войны».

(показываются иллюстрации с изображением Крыма).

Преподаватель: Как вы осознаёте слово «ОТЧИЗНА»?

Ученик: Собственный дом ,собственная почва…

Преподаватель: Как вы осознаёте слово «ПАТРИОТИЗМ»?

Ученик: В переводе с латинского «отчизна». Патриотизм-любовь к Отчизне.

Преподаватель: С.Прокофьев создал собственный произведение в начале Великой Отечественной

Войны 1941г., дабы поднять боевой дух воинов. Возможно назвать его патриотом?

Ученик: Возможно.

Преподаватель: А сейчас — следующая тайная. Назовите это произведение.

(звучит вальс Наташи)

Ученик: Вальс Наташи из оперы «Война и мир». Вальс звучит на балу, где в первый раз встретились князь Наташа и Андрей Ростова. Образ Наташи возможно назвать «образом мира».(Обращение к словарю эстетических чувств).

Преподаватель: Что такое музыкальный образ?

Ученик: Отражение действительности в конкретно-чувственной форме.

Преподаватель: В романе Л.Н.Толстого имеется эпизод, где Наташа выручает раненых.

(Зачитывается эпизод из романа).Возможно назвать Наташу патриоткой собственной страны?

Ученик: В этом эпизоде продемонстрированы высокие человеческие эмоции Наташи: доброта, мужество, патриотизм.

Преподаватель: Какие конкретно еще произведения о Отчизне вы понимаете?

Ученик: Опера «Иван Сусанин», кантата «Александр Невский»…

Преподаватель: Что вы осознаёте под словом «Отчизна»?

Ученик: Моя школа, мой класс, мой дом…

Ученик: Такую песню о школе мы на данный момент споем.

Сначала отыщем в памяти правила пения.

Художественное чтение стихотворения Расула Гамзатова (с жестами).

Соловей, не считая песни одной

Не поет ничего.

Так про что ж эта песнь?

Неизвестно о том никому.

Я уверен — о Отчизне песня его.

Так как вторая в далеком прошлом б надоела ему.

Пение по ступеням (с ладовыми жестами).

(раздельно пропеть тяжёлые места).

Распевка «Отчизна моя».

Исполнительский замысел песни «Журавлиная песня».Музыка Молчанова.

1 куплет — нормально.

2 куплет-с энтузиазмом.

Кульминация песни.

3 куплет — нормально.

Преподаватель: Подведем итоги.

-Что для вас слово «Отчизна»?

Ученик: Моя почва…

Преподаватель: подсчитаем баллы.

(Победителей награждают радостными нотками — многоцветными значками).

Преподаватель:До свидания!

Сергей ПрокофьевОпера ВОЙНА И МИРЪ.


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: