Тема урока: Патриотические образы в музыке.
«Моя Отчизна, моя родная почва, мое отечество… В жизни нет горячее, глубже и священнее эмоции, чем любовь к тебе» (Л.Н.Толстой)
Задачи:
Дидактические (учебные):трудиться над ясностью выполнения «Журавлиной песни»,закрепить понятие слов «опера», «ария», «бас», «тенор», мочь разбирать арию Кутузова и вальс Наташи из оперы С.Прокофьева «Война и мир» по исполнительскому замыслу, закрепить знания обучающихся о творчестве С.С.Прокофьева.
Воспитательные:воспитывать любовь к родной почва. к родному краю.
Развивающие:расширение кругозора обучающихся, умение формулировать собственные мысли ,собственный вывод, собственные впечатления по поводу услышанного и замеченного на уроке.
Форма:урок-игра
Оборудование:репродукция картины германского живописца «Пожар Москвы в 1812г.»,портрет С.С.Прокофьева, диски с музыкой С.Прокофьева, карточки с вопросами, календарь к юбилею С.Прокофьева.
Движение урока:
Художественное приветствие (аккорд).
(Объявляется эпиграф и тема урока).
Преподаватель: Сейчас у нас необыкновенный урок. Урок- игра. Делим класс на 2 команды. Победители в конце возьмут призы.
Сейчас мы поболтаем о Отчизне… Как замечательно это слово, как дорого сердцу каждого человека!
В истории существуют большое количество выдающихся людей, имена которых связаны с темой Отчизны, с защитой Отечества. Это художники и композиторы, писатели и поэты.
Героизм, мужество объединяют их и безграничная любовь к собственной Отчизне.
А сейчас — музыкальная тайная.
-Как именуется музыкальное произведение, которое вы на данный момент услышите?
(звучит ария Кутузова)
Ученик: ария Кутузова из оперы С.Прокофьева «Война и мир».
Преподаватель: Что вы понимаете о С.Прокофьеве?
Ученик: Появился в селе Сенцовка, мама – первая преподаватель игры на фортепиано.
Преподаватель: О чем рассказывается в опере?
Учение: О войне 1812года, о мирных событиях, о бегстве французов из Москвы..
В базу оперы положено произведение русского писателя Л.Н.Толстого «Война и мир».
Преподаватель: Чтобы охарактеризовать арию Кутузова ,обратимся к кроссворду(на доске кроссворд, выделено главное слово «ОТЧИЗНА»).
1.СКРИПКА
2.ОПЕРА
3.ДИНАМИКА
4.АРИЯ
5.ТЕНОР
6.БАС
1.Струнный смычковый инструмент (СКРИПКА).
2.Музыкальный спектакль, в котором действующие лица передают собственные мысли движением и пением (ОПЕРА).
3.Сила звука (ДИНАМИКА).
4.Сольный музыкальный номер в опере ,сопровождающийся звучанием оркестра (АРИЯ).
5.Большой мужской голос (ТЕНОР).
6.Низкий мужской голос (БАС).
(Подсчитали баллы команд)
Преподаватель: Какие конкретно места в Крыму связаны с именем М.И.Кутузова ?
Ученик: Верхняя и Нижняя Кутузовка .В конце 18 века в Крыму была война ,где полководец утратил глаз. Кутузов отстаивал совместно со собственными армиями пределы Крыма. В опере образ Кутузова возможно назвать «образом войны».
(показываются иллюстрации с изображением Крыма).
Преподаватель: Как вы осознаёте слово «ОТЧИЗНА»?
Ученик: Собственный дом ,собственная почва…
Преподаватель: Как вы осознаёте слово «ПАТРИОТИЗМ»?
Ученик: В переводе с латинского «отчизна». Патриотизм-любовь к Отчизне.
Преподаватель: С.Прокофьев создал собственный произведение в начале Великой Отечественной
Войны 1941г., дабы поднять боевой дух воинов. Возможно назвать его патриотом?
Ученик: Возможно.
Преподаватель: А сейчас — следующая тайная. Назовите это произведение.
(звучит вальс Наташи)
Ученик: Вальс Наташи из оперы «Война и мир». Вальс звучит на балу, где в первый раз встретились князь Наташа и Андрей Ростова. Образ Наташи возможно назвать «образом мира».(Обращение к словарю эстетических чувств).
Преподаватель: Что такое музыкальный образ?
Ученик: Отражение действительности в конкретно-чувственной форме.
Преподаватель: В романе Л.Н.Толстого имеется эпизод, где Наташа выручает раненых.
(Зачитывается эпизод из романа).Возможно назвать Наташу патриоткой собственной страны?
Ученик: В этом эпизоде продемонстрированы высокие человеческие эмоции Наташи: доброта, мужество, патриотизм.
Преподаватель: Какие конкретно еще произведения о Отчизне вы понимаете?
Ученик: Опера «Иван Сусанин», кантата «Александр Невский»…
Преподаватель: Что вы осознаёте под словом «Отчизна»?
Ученик: Моя школа, мой класс, мой дом…
Ученик: Такую песню о школе мы на данный момент споем.
Сначала отыщем в памяти правила пения.
Художественное чтение стихотворения Расула Гамзатова (с жестами).
Соловей, не считая песни одной
Не поет ничего.
Так про что ж эта песнь?
Неизвестно о том никому.
Я уверен — о Отчизне песня его.
Так как вторая в далеком прошлом б надоела ему.
Пение по ступеням (с ладовыми жестами).
(раздельно пропеть тяжёлые места).
Распевка «Отчизна моя».
Исполнительский замысел песни «Журавлиная песня».Музыка Молчанова.
1 куплет — нормально.
2 куплет-с энтузиазмом.
Кульминация песни.
3 куплет — нормально.
Преподаватель: Подведем итоги.
-Что для вас слово «Отчизна»?
Ученик: Моя почва…
Преподаватель: подсчитаем баллы.
(Победителей награждают радостными нотками — многоцветными значками).
Преподаватель:До свидания!
—
Сергей ПрокофьевОпера ВОЙНА И МИРЪ.
Удивительные статьи:
- Структурность переводческого преобразования текста
- Порядок подачи заявки для участия в конференции
- Перспективы развития усадебных комплексов
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Традиции глинки в русской музыки
М. И. ГЛИНКА. ( 1804 — 1857 ) Михаил Иванович Глинка — очень способный русский композитор. Подобно Пушкину в поэзии, он был основоположником русской…
-
Проверка домашнего задания. оформление тетрадей (тема, эпиграфы).
ТВОРЧЕСТВО Л. Н. ТОЛСТОГО УРОК 1 ТЕМА: ПО СТРАНИЦАМ ВЕЛИКОЙ СУДЬБЕ. Л. Н. ТОЛСТОЙ – ЧЕЛОВЕК, МЫСЛИТЕЛЬ, Автор (1828-1910) ЦЕЛЬ УРОКА:ПОЗНАКОМИТЬ С…
-
Тема: нравственные качества человека 5
Неприятность Произведение, создатель Пример Честь, человеческое преимущество 6_________________ Какую жизнь возможно назвать…
-
Тема трагической (безответной ) любви
Тема исторической памяти Согласно точки зрения философов, историков, народ живет , пока знает собственные исторические корни, придерживается обычаев,…