Температурно-влажностный режим

Наиболее значимым условием верного хранения музейных фондов есть поддержание постоянной и нужной относительной влажности и температуры воздуха в строении музея. С целью достижения оптимальных условий нужно затевать отопление помещения по возможности ранней в осеннюю пору, неспешно увеличивая интенсивность сообразуясь с погодой, и завершать отопительный сезон поздней весной, неспешно уменьшая интенсивность обогрева. Категорически запрещается делать перерывы в отоплении помещения и допускать влажности воздуха и резкие колебания температуры в музеях.

Температура окружающей среды в музейных помещениях при комплексном хранении разных материалов должна быть в пределах +18/20о С, оптимальные условия относительной влажности — 55% +/-5%. Надёжные пределы относительной влажности для музеев, не оснащенных кондиционерами, 50 — 65%.

В помещениях, микроклимат которых близок к норме, размещаются коллекции органических материалов, живопись, ткани, графика, дерево, кожа, фотоматериалы, зоологические и биологические коллекции и т.д.

В помещениях с повышенной влажностью возможно хранение камня (не считая мрамора, других близких и известняка к ним материалов), керамики, фарфора при условии хорошего состояния их сохранности.Температурно-влажностный режим

Для хранения последовательности материалов нужен особенный температурно-влажностный режим. Так, к примеру:

а) для археологических предметов, имеющих продукты коррозии в виде хлористых соединений, нужна особенная сухость: предметы из бронзовых сплавов остаются стабильными неизвестно продолжительное время при относительной влажности 37%;

б) минералы группы сернистых соли и соединений нужно хранить при пониженной влажности, предпочтительно в широкогорлых банках с притертыми пробками;

в) оптимальные условия хранения фотоматериалов: относительная влажность от 40 до 50% при температуре для черно-белых материалов не выше +12о С, для цветных материалов не выше +5о С. При хранении в простом запаснике допустима температура не выше 20о С при относительной влажности до 53%. Таковой режим снабжает сохранность фотоматериалов от плесневения, обесцвечивания и затормаживает химические процессы по распаду баз;

г) недопустимо хранение предметов из олова, и формалиновых препаратов в помещениях с пониженной температурой. Для хранения таких материалов температура должна быть не ниже +18о С. Предметы из олова при температуре ниже +18o С разрушаются так называемой оловянной чумой. На предметах появляются сперва серые лишаи, позже полые бородавки.

После этого пораженные места рассыпаются в порошок. Наряду с этим чума скоро распространяется и может заразить многочисленные партии олова. Поврежденные оловянной чумой предметы необходимо безотлагательно изолировать в помещение с температурой не ниже +20о С;

д) предметы из пластилина и воска направляться хранить в условиях строго постоянного режима. Особенно принципиально важно смотреть за температурой: она должна быть не выше +23о С и не ниже +16о С;

е) запрещается хранение в неотапливаемых помещениях либо при температуре ниже 0о С драгоценных и полудрагоценных изделий и камней из янтаря.

Нестабильность температурно-влажностного режима, резкие сезонные и высокие суточные колебания являются главной причиной старения музейных коллекций. Их действию подвержены фактически все материалы. Особенно разрушительно воздействие колебаний на органические материалы, из неорганических материалов в первую очередь разрушаются археологические предметы.

Колебания влажности вызывают в них (керамика, мягкие породы камня) процессы кристаллизации и декристаллизации солей, каковые способны привести к полному разрушению предметов.

Отклонение температурно-влажностного режима от параметров, рекомендуемых для комплексного хранения материалов, в сторону увеличения либо понижения влажности приводит к необратимым изменениям. При повышенной влажности появляется коррозия металлов (на железе ржавчина, на латуни — дикая патина), плесневение и обесцвечивание гербариев и кожи; активизация щелочных процессов стекла (расслоения радужной и появление побежалости); появление красных пятен, являющихся окислами железа, на некоторых породах мрамора; расслоение пористой керамики; набухание эмульсии, образование пузырей и складок и отставание от стекол — у фотоматериалов; загнивание и набухание клея в живописи, бумаге и т.д.

При пониженной относительной влажности воздуха (ниже 50%) происходит утрата эластичности у всех гигроскопических материалов (кожи, дерева, бумаги, ткани и т.д.), начинается их коробление, растрескивание, расслоение. Особенно сильным разрушениям подвержены предметы, при создании которых употреблялись материалы, владеющие различными коэффициентами расширения: фанерованная и инкрустированная мебель, наборная кость, и предметы, покрытые красочными слоями и грунтом (живопись, скульптура, мебель, древесная резьба).

У предметов из кости археологического происхождения наблюдаются растрескивание и расслоение массы. Особенно легко разрушаются финиши долгих трубчатых костей, зубы и позвонки.

В музейных строениях, не оснащенных совокупностью кондиционирования воздуха, отмечается два влажности колебаний и типа температуры:

— сезонные, которые связаны с периодами времен отопления и изменениями года;

— суточные, которые связаны с числом посетителей наружных и резкими изменениями условий.

Необходимым требованием есть замедленность и постепенность происходящих в музее сезонных трансформаций температурно-влажностного режима.

Допустимые суточные колебания относительной влажности не должны быть больше 5%. Для влажности и регистрации температуры в каждом хранилище и экспозиционном зале нужно установить психрометры, гигрометры, термометры либо гидрографы и самопишущие термографы. влажности и Показатели температуры записываются в особой книге два раза в день, в одно да и то же время.

гигрографы и Психрометры нужно иногда, не реже одного раза в месяц, выверять по аспирационному психрометру.

При чрезмерной сухости воздуха в помещениях возможно для его увлажнения пользоваться естественным испарением из открытых сосудов с водой, помещенных вблизи отопления. Сосуды нужно систематично мыть и для дезинфекции додавать мало марганцовокислого калия.

Все помещения, в которых находятся музейные сокровища, должны систематично проветриваться. При проветривании музейных помещений недопустимо попадание потоков воздуха конкретно на экспонаты. При повышенной влажности в помещении нужно усилить его отопление и при благоприятных погодных условиях активизировать проветривание.

Но направляться иметь в виду, что чрезмерное проветривание зимой может привести к пересушиванию воздуха, страшному для экспонатов из определенных органических материалов.

Главной мерой предохранения от сырости в неотапливаемых помещениях есть проветривание. Проветривание нужно проводить в ясные дни, в то время, в то время, когда нет резкого расхождения между температурой и наружной температурой воздуха в помещения. понижение и Повышение температуры воздуха в помещении в ходе проветривания не должно быть больше 2о.

Расстановка предметов мебели в музейном помещении не должна мешать обычной циркуляции воздуха. Осеннее проветривание вероятно лишь в утепленные погожие дни, в то время, когда температура наружного воздуха близка к температуре в помещения.

В связи с тем, что температурно-влажностный режим находится в зависимости от числа визитёров, для каждого музея должна быть установлена предельно-допустимая посещаемость. Нормы посещаемости устанавливаются как годовые, так и дневные.

Во время прекращения отопления, при негативных нарастании и погодных условиях относительной влажности в помещениях более чем 85% музей обязан сократить или полностью прекратить впуск визитёров.

Допуск визитёров в неотапливаемые музейные строения разрешается лишь в теплый и сухой период года. Всякое изменение температурно-влажностного режима производится медлительно и неспешно. При поступлении предметов в музей из вторых мест особенное значение имеет их постепенная акклиматизация в условиях промежуточного режима.

Предметы, поступившие из помещений с более высокой влажностью (к примеру, из неотапливаемых строений), нужно выдержать в условиях пониженного отопления, их нельзя помещать сходу в шкафы, сундуки и т.п. до полной акклиматизации в новых условиях. Совокупность отопления ранее не отапливавшихся архитектурных памятников обязана снабжать в зимний период температуру в помещений не более +5о С.

При перемещении музейных предметов из одного строения в второе либо в второй город нужно предусматривать создание условий, снабжающих постепенную акклиматизацию предметов. Предпочтительно перемещение коллекций при самые благоприятных погодных условиях.

Световой режим

Одной из главных обстоятельств старения материалов, из которых изготовлены музейные предметы, есть воздействие света. самоё разрушительным действием владеет естественный свет. Недопустимо попадание прямых солнечных лучей на все виды материалов и в первую очередь на органические материалы, и драгоценные и полудрагоценные камни, цветные стёкла и минералы.

Из источников неестественного света самый богаты вредными ультрафиолетовыми излучениями люминесцентные лампы. Широкое применение их в музеях не рекомендуется. Самыми безвредными в этом отношении являются лампы накаливания.

Но последние излучают громаднейшее количество тепла. Трансформации, происходящие под действием света, двояк: видимый — выцветание (изменение цвета) и невидимый разрушение структуры материала экспоната, потеря прочности.

Для всех видов графики, книг, рукописных материалов, фотографий, тканей, ботанических и зоологических коллекций, кожи освещенность музейных помещений обязана пребывать в пределах 50-75 люкс. Для всех остальных экспонатов — 75 люкс. Для защиты экспонатов от действия естественного света все окна музейного строения должны быть снабжены шторами.

Рекомендуется иметь два последовательности штор: внешние из плотных тканей чёрного цвета и внутренние из узкой яркой ткани. Чёрные шторы должны быть опущены в часы, в то время, когда экспозиция закрыта. Яркие шторы предназначены для предохранения предметов от прямого попадания солнечных лучей.

В помещениях с материалами, очень чувствительными к действию света, шторы делаются из плотной чёрной материи. В залах с естественным освещением отдельные предметы, самые чувствительные к действию света (акварели, документы, ткани и т.п.), закрываются дополнительно шторами из любой декоративной ткани на светонепроницаемой подкладке.

Окна в новых и реконструируемых музейных строениях рекомендуется стеклить защитными стеклами. Нужно иметь на окнах жалюзи.

Для хранения масляной и темперной живописи, и предметов из кости нужно систематическое освещение (естественное либо неестественное) в дневное время. При более не сильный освещении темнеют покровные слои и тонировки живописи и желтеет кость.

При киносъемках, фотографировании и телевизионных передачах в музейных помещениях нужно принимать все меры безопастности, обеспечивающие чувствительные к переменам температуры экспонаты от нагрева. Источники света обязана пребывать не ближе 4-х метров от экспоната, а свет надлежит включать на минимальное время (не более 3 — 5 мин.). Недопустимо увеличение температуры воздуха в помещении, где проводится съемка, больше чем на 2о С.

Разрешение на кино-теле-фотосъемки дается при необходимом предварительном согласии главного хранителя и в соответствии с порядком, установленным Министерством культуры Российской Федерации. Съемки игровых фильмов в помещениях и на территории музея и выдача настоящих экспонатов на киносъемки категорически запрещается. Съемки документальных фильмов допускаются крайне редко.

Кино- и телесъемки музейных предметов в нехорошем состоянии сохранности запрещаются. Теле- и киносъемки производятся без перемещения и размонтировки экспонатов. Музеи обязаны обеспечить присутствие при киносъемках, фотографировании и телевизионных передачах умелого электрика, реставратора и хранителя для принятия мер, обеспечивающих полную сохранность экспонатов.

Загрязнение воздуха

разрушение и Старение музейных предметов происходит не только под действием температуры, света и влажности, но и от загрязнителей воздуха: пыли, копоти, хлоридов, и газовых засорителей (сероводород, аммиак, сернистый газ, озон и др.). Исходя из этого нужно шепетильно смотреть за чистотой участка, окружающего музейное строение, и характером засорителей, выбрасываемых в воздушный бассейн близлежащими предприятими.

Недопустимо использование в музейном оборудовании прокладок из резины, и окраска помещений и оборудования казеиновыми красками, поскольку при старении этих материалов выделяется сероводород. Активизирует старение музейных предметов наличие пыли. Загрязнение поверхностей предметов не только искажает их вид, но и содействует их увлажненности.

Загрязнители воздуха в соединении с влагой приводят к химическим реакциям, способные привести к разрушению поверхности вещи.

Музейные помещения нужно очищать от пыли посредством пылесоса либо протирать полы прекрасно отжатой мокрой тряпкой. Все музейное оборудование, окна, подоконники и т.д. кроме этого должны систематично очищаться от пыли.

В целях предохранения от загрязнений мебели, скульптуры, крупноразмерной керамики со сложной поверхностью и т.д. на них по окончании закрытия музея для визитёров надевают чехлы. Особенно испытывает недостаток в чехлах гипсовая скульптура. В помещениях запасников мебели, скульптуры, неглазурованного фарфора, одежды, чучел и т.д. все хранящиеся в открытом виде предметы должны постоянно пребывать в чехлах.

Для сохранения художественных паркетов целесообразно иметь для визитёров чехлы на обувь. При входе в музеях должны быть установлены щётки и специальные решётки для очистки обуви от грязи. Для более тщательной уборки музей в праве установить один санитарный сутки каждый месяц.

Биологический режим

Сохранность музейных коллекций в значительной мере зависит от организации их защиты от биологических повреждений. Такие повреждения приводят к микроорганизмам, грибки, грызуны и насекомые.

плесень (и Микроорганизмы бактерии) повреждают различные музейные предметы, прежде всего изделия, выполненные из органических материалов (живопись разных техник, бумага, ткани, кость, дерево и др.).

В музейных условиях самый нередки случаи повреждения экспонатов плесневыми грибками. Кое-какие виды плесеней разрушают волокна, все виды плесеней оставляют трудноудаляемые пятна. Главным условием предотвращения появления плесени есть соблюдение рекомендуемого для музеев температурно-влажностного режима.

Главная причина появления плесени — повышенная влажность, температура воздействует только на скорость роста грибков.

Особенно энергично грибки развиваются при температуре +20о С — +25о С и относительной влажности воздуха выше 70%.

Запрещено допускать громадных перепадов температуры, поскольку это приводит к конденсации жидкости на поверхности предметов, что со своей стороны формирует условия для развития плесени. Загрязнение поверхности предметов формирует благоприятную среду для развития микроорганизмов.

Музейное оборудование, в котором сохраняются предметы из органических материалов, нужно, чтобы не было появления плесени, иногда протирать чистой тряпкой, намоченной в 2%-ом спиртовом растворе формальдегида. При обнаружении плесени пораженный предмет нужно перенести в сухое, изолированное помещение. Изделия из ткани по окончании просушки очищают мягкой щеткой либо мягкой кистью.

Все другие виды обработки смогут быть поручены лишь умелому реставратору.

Чучела, шкуры, тушки по окончании удаления плесени обрабатываются формалином. Формалином же обрабатываются шкафы, коробки, другие предметы и ящики, в которых хранились пострадавшие объекты. При появления плесени в энтомологических коробках нужно удалить из них насекомых, шепетильно просушить, а после этого удалить плесень.

Сложная дезинфекция всех вышеперечисленных музейных материалов может производиться лишь умелыми, прошедшими соответствующий инструктаж экспертами. Обработанные предметы для предупреждения рецидива должны быть помещены в условия обычного температурно-влажностного режима.

Музейные коллекции довольно часто поражаются насекомыми, из которых самый распространены: жуки-точильщики, усачи, древогрызы, моли, кожееды, сахарные чешуйницы, жуки-притворяшки, и комнатные мухи. Насекомые смогут повреждать изделия из самых разнообразных материалов, не считая металла, керамики и стекла.

Хорошей приманкой для вредителей помогают новые экспедиционные привозы, неочищенные кости и другие материалы. Такие материалы не нужно держать вместе с главными коллекциями до прохождения ими соответствующей подготовки и карантина для экспонирования. Любой музей должен иметь изолятор для проверки на дезинфекции и заражённость музейных предметов.

Изолятор должен быть отапливаемым, иметь двойные двери и отдельный вход с тамбуром, иметь камеру пригодную для дезинфекционной обработки пораженных предметов.

Заражению содействуют захламлённость и запылённость помещений, скопление мух и других зимующих и мертвых насекомых, наличие остатков пищи, чучел, приготовленных без мышьяка либо его заменителей, применение древесины, неочищенной от коры, без особой обработки, соседство продуктовых складов, гнезд голубей, протекающие крыши.

Категорически запрещается применение технического войлока в строениях и на территории музея для утепления конструкций либо отопительной совокупности, т.к. это ведет к заражению музея кожеедами и молью. Цементная обмазка войлочного покрытия пробивается изнутри гусеницами моли и исходя из этого являться защитой неимеетвозможности. направляться уменьшать до минимума использование шерстяных тканей для оформления экспозиций.

Не реже одного раза в год проводится неспециализированный профосмотр музея для определения зараженности насекомыми. Осмотр делают весной, перед тем как раскрыть окна.

Коллекции древесных предметов, подрамники картин, доски икон, древесные части построек и изделий, древесную скульптуру, плетёные изделия и мебель повреждают точильщики, усачи, древогрызы, долгоносики-трухляки. Чаще всего видятся точильщики. При появлении на изделии свежих отверстий с кучками либо струйками буровой муки его срочно отправляют в изолятор.

Для проверки на зараженность точильщиками предметы нужно выдерживать в изоляторе не меньше одного летнего сезона.

Усачи оставляют в древесине круглые отверстия размерами 3х7 либо 3х9 мм и больше, а древогрызы — небольшие, круглые, диаметром до 1 мм. При исполнении разных работ в музее либо на его территории строительные леса, стеллажи и т.п. разрешается делать лишь из шепетильно очищенного от коры и высушенного дерева, т.к. под остатками коры смогут остаться личинки усачей, других древоточцев и рогохвостов.

При подозрении на заражение фондов древоточцами направляться привести к специалисту-энтомолога для определения верного метода дезинсекции. Шерстяные и шелковые ткани, мех, кожу, волос, перо, ковры, кожаные переплеты книг, пергаменты и т.п. повреждают две группы насекомых: кожееды и моли. Изделия, в составе которых имеется шерстяные нити, волос, мех, кожа, необходимо хранить раздельно от чисто хлопчатобумажных, льняных и шелковых.

При изолированном хранении шелковые изделия, в большинстве случаев, молью не повреждаются.

Визуальное отсутствие моли и жучков еще не говорит о том, что коллекция не заражена. Мебельная моль дает 3 поколения в год (в январе-феврале, мае и августе-сентябре). Из яиц моли вылупляются гусеницы, каковые способны попадать в небольшие щели сундуков, шкафов и т.п. предметов, тем самым увеличивая количество зараженных предметов.

На зараженность молью прежде всего необходимо контролировать загрязненные и закрытые от света места предметов: обшлага, воротники, складки. Известно пара способов борьбы с молью. Предметы из меха и шерсти, и изделия из вторых тканей, находящиеся рядом с ними, в мае — начале лета нужно просушивать на улице в теплую и сухую погоду не меньше 4-х часов.

На протяжении сушки одежды шепетильно чистят шкафы, где она хранится. По окончании просушки изделия необходимо очистить, поместить в шкаф, в котором разложить либо подвесить мешочки с репеллентом (отпугивающим веществом). Наличие репеллента контролируют не реже двух раз в год.

Репелленты, в большинстве случаев, не убивают насекомых, а лишь отпугивают их.

Использование нафталина на данный момент признано недопустимым!

К натуральным не синтетическим репеллентам кроме этого относятся: лавандовое масло, камфора, далматская ромашка, полынь, листья грецкого ореха. Антимолевые средства нужно иногда поменять, т.к. моль скоро привыкает к ним. шпалеры и Ковры прокладывают бумагой, пропитанной смесью керосина со скипидаром (1:2).

После этого вместе с этой бумагой шпалеры и ковры навертывают на вал и помещают в хлопчатобумажные хорошо завязанные мешки (чехлы). Мебельную и платяную моль возможно выморозить.

Для этого зараженные либо странные на заражение предметы необходимо выдерживать на морозе при температуре минус 15-20о в течение 10 часов. Вымораживание не уничтожает моль зимующих видов: меховую, голубиную, норовую и др. Меховые и шерстяные изделия, энтомологические коллекции, книги, чучела и второй зоологический материал смогут быть поражены, не считая молей, кожеедами.

Жуки-кожееды скапливаются на окнах, личинки кожеедов живут на поверхностях, защищенных от света.

Акварельная живопись и кое-какие сорта бумаги смогут быть повреждены сахарными чешуйницами. Чешуйница — серебристые бескрылые насекомые до 1 см длиной — выедают отдельные места верхнего слоя бумаги и выборочно акварельные краски. Уничтожение чешуйниц осуществляется контактными инсектицидами.

Обрабатываются пол и стены около музейного оборудования, щели и плинтусы в полу, и участки около источников жидкости.

Рекомендуется в целях предохранения гербария от вредителей завертывать гербарные пачки в плотную материю (коленкор). Гербарии, зараженные хлебным точильщиком, направляться обработать в дезинфекционной камере тем же препаратом «Антимоль».

Воображает опасность комнатная муха, оставляющая «засиды» на поверхности музейных предметов. В теплое время года ее развитие проходит на протяжении семи дней. Появление комнатных мух показывает на нехорошее санитарное состояние помещений либо наличие остатков пищи.

Другие виды мух, залетающие в осеннюю пору на зимовку, страшны как питательная среда (по окончании их смерти) для развития кожеедов и притворяшек.

При заражении помещений блохами и тараканами направляться обращаться за помощью в городскую дезинфекционную станцию.

К числу предохранительных мер от всех вредителей, кроме правильного соблюдения температурно-влажностного режима, относятся прекрасно закрывающиеся витрины, шкафы, коробки и т.п., и тщательная предварительная дезинфекция каждого нового объекта, вносимого в музей извне.

Все инсектициды, употребляемые для уничтожения биологических вредителей, в той либо другой степени страшны для человека. При работе с ними нужно выполнять меры личной безопасности: трудиться в спецодежде, резиновых перчатках (проверенных перед обработкой), рот и нос защищать от попадания капель растворов респиратором либо свободной марлевой повязкой с ватной прокладкой, глаза — очками, волосы закрыть платком. Подобная обработка может производиться лишь умелыми экспертами.

Предметы, обработанные «Древотоксом», растворами ДДТ либо ПХФН, направляться брать в перчатках. При перемещении таких предметов незащищенными руками и по окончании работы с инсектицидами направляться срочно вымыть с мылом руки и лицо.

Организация хранения разных материалов в одном помещении (комплексное хранение)

При необходимости хранения разнообразные материалов в одном помещении хранитель обязан, по возможности, поделить предметы из различных материалов по различным местам хранения (шкафам, стеллажам и пр.). Недопустимо, к примеру, совместное хранение (в одном шкафу либо на одной полке) предметов из керамики и из металлов, небольших и весьма больших, хрупких и сверхтяжелых, материалов, требующих различных режимов освещенности, влажности и т. п. Темперамент оборудования запасника зависит от помещаемых в него материалов и соответствует указанному в прошлых разделах. В хранилищах комплексного хранения температурно-влажностный режим должен быть подобен режиму, указанному для комплексных экспозиций (т. е. 50-65% относительной влажности воздуха).

При нахождении в помещении предметов из олова и свинца температура окружающей среды в запаснике не должна быть ниже +18о С. Совокупность освещения запасника должна быть запланирована на два режима: простой рабочий режим (освещенность 50-75 люкс) и режим для осмотра сохранности предметов (150 люкс). Все светонепрочные материалы (ткани, бумага, книги, фотоматериалы, произведения, выполненные с применением нестойких красок, и т.д.) должны быть размещены в закрытом светонепроницаемом оборудовании.

, если температурно-влажностный режим помещения имеет отклонения в сторону повышенной либо пониженной влажности, нужно выполнять следующие правила: при пониженной влажности в запаснике нужно применять средства неспециализированного увлажнения помещения; при повышенной влажности в помещениях недопустима установка хорошо закрытых шкафов прикасаясь к стенкам. Минимальное расстояние между оборудованием и стеной должно составлять 10-15 см. На протяжении осмотров состояния сохранности особое внимание нужно уделять предметам из кожи, пастелям, фотографическим и бумажным материалам, и изделиям из тёмных и цветных металлов и археологическому стеклу.

Газоочистки и не благоприятные погодные условия


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: