Теоретическое осмысление взаимодействия культур (л. фробениус, к. ясперс, м.м. бахтин)

Ни одна культура не существует изолированно. В ходе собственной жизнедеятельности она вынуждена всегда обращаться либо к собственному прошлому, либо к опыту вторых культур. Это обращение к вторым культурам стало называться «сотрудничество культур».

Сейчас опубликовано большое количество работ, раскрывающих проблему Востока культур и взаимодействия Запада, особенную роль в этом ходе России. В современных культурологических изучениях громаднейшее распространение взяла мысль «диалога культур», развитая М.М. Бахтиным.

Диалог по М. Бахтину — это согласие, участвующих в этом ходе, и одновременно с этим сохранение собственного мнения, собственной в другого (слияние с ним) и сохранение расстояния (собственного места)”. Диалог не средство, а самоцель. Быть — значит общаться диалогически.

В то время, когда диалог кончается, всё кончается. Исходя из этого, диалог, в сущности, неимеетвозможности и не должен кончаться”. По М. Бахтину, любая культура живёт лишь в вопрошании второй культуры, что великие явления в культуре рождаются лишь в диалоге разных культур, лишь в точке их пересечения.

Свойство одной культуры осваивать успехи второй — один из источников её жизнедеятельности. Подражание чужой культуре либо полное неприятие её должны уступить место диалогу. Для обеих сторон диалог двух культурможет быть плодотворным.Теоретическое осмысление взаимодействия культур (л. фробениус, к. ясперс, м.м. бахтин)

В диалоге культур предполагается согласие. А во согласии предполагается единство, сходство, тождество.

Другими словами диалог культур вероятен только на базе согласия, но вместе с тем — только на базе личного в каждой культуре. Диалогичность предполагает сопоставление национальных сокровищ и выработку понимания того, что собственное этнокультурное сосуществование нереально без уважительного и бережного отношения к сокровищам вторых народов. Сотрудничество культур получает собственную специфику на базе пересечения неповторимых культурных совокупностей.

Диалог, по М. Бахтину, может иметь следующие последствия:

1. Cинтез, слияние различных точек зрения либо позиций в одну неспециализированную.

2. “При диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, любая сохраняет собственный единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются”

3.Диалог ведет к пониманию различий между участниками этого процесса.

Л.Фробениус (1873-1928) был наибольшим экспертом по африканским культурам. Фробениус разглядывал две формы передвижения культуры: перенос культуры без большого перемещения народа и перемещение культуры с народами.

Главное понятие его концепции культурная провинция (культурный круг) воображало собой некую совокупность предметов материальной культуры, с определенными показателями, чертями. Культура для него имеется некое органическое существо. В организма и своей аналогии культуры он часто доходит до их отождествления.

Л.Фробениус говорит, что культуры рождаются, живут и умирают, как и другие живые существа.

Человек же, скорее, продукт культуры, чем ее творец. Культура растет сама по себе, без человека, без народа. Культура рождается из природных условий. Она испытывает недостаток в питании, что осуществляется благодаря формированию хозяйства. Как организм, культура возможно пересажена на другую землю, и в новых условиях она купит иное направление развития.

Новые культуры рождаются из взаимодействия и соприкосновения ветхих.

Одновременно с этим культура неимеетвозможности обходиться без человека, поскольку у нее нет ног. Исходя из этого человек — носильщик культуры.

Потом Л.Фробениус назвал собственную теорию морфологией культуры, очень выделяя в ней такие разделы, как физиология и анатомия культуры. Он кроме этого подразделил культуры на мужские и женские. Л.Фробениус полагал, что у культуры имеется душа (пайдеум).

Потом, расширяя собственную концепцию двух типов культуры, он заменил хамитическую и эфиопскую культуры на Запад и Восток. Востоку свойственно пещерное чувство, неподвижность, мысль фатальной (непреодолимой) судьбы, а Западу — чувство далекого, динамичность, свободы и идея личности.

Карл Ясперс (1883— 1969) разглядывает человека как неповторимую неповторимую единицу, как сокровище не со стороны его деятельности, а именно в личной значимости его внутреннего мира. Для Ясперса серьёзным есть философская вера — таковой метод отношения человека к миру, что возможно единственным “противоядием против рационалистических утопий, претендующих на создание рая на земле, но в конечном итоге разрушающих нравственные и культурные традиции и ввергающих в преисподняя братоубийственных взаимного недоверия и войн тех, кто эти утопии пробует реализовать”

Карл Ясперсу в собственности самый значительный опыт культурфилософского осмысления глобальной истории, Востока и понятий Запада. Ясперс в его «Духовной обстановки времени» помещает западную культуру среди других локальных цивилизаций, но выделяет ее, указав на всемирный темперамент истории. Ясперс быстро критически принимает идеи Гегеля относительно единства глобальной истории и применения понятий всемирный «оси».

Потому, что христианство осталось фундаментом лишь западной цивилизации, постольку христианский предел неимеетвозможности принимать во внимание «осевым временем». Универсальность, делает собственный открытие Ясперс, возможно найдена и ранее, в других культурах, а также на Востоке. Настоящее «осевое время» истории, согласно его точке зрения, – это необычная эра между VIII и II вв. до н.э. (в то время, когда в Китае выступили Конфуций и Лао-цзы, в Индии – Будда, в Иране – Заратустра, в Палестине – иудейскин пророки, в Греции – философы).

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: