Мин образования России
Федеральное национальное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профобразования
«Кубанский национальный университет»
Кафедра дореволюционной отечественной истории
Учебно-методический комплекс по дисциплине
«Методология и Теория ИСТОРИИ»
Для направления/профессии 030401 – История
Рассмотрено и утверждено на совещании кафедры
от «20 сентября 2011 г. Протокол № 2
Зав. каф., доктор наук ____________________Ратушняк В.Н.
№ | Виды учебной работы | ОДО (курс 3, сем. 6) | ОЗО (курс 3, сем. 6) |
Лекции | |||
Практические занятия | |||
Независимая работа | |||
Форма отчета | зачет | зачет |
Составитель:
Минц Светлана Самуиловна
д.и.н., доктор наук кафедры дореволюционной
отечественной истории
Содержание УМК.
Пояснительная записка.
Календарно-тематический замысел.
Содержание дисциплины.
Независимая работа.
Глоссарий.
Рекомендованная литература.
Пояснительная записка.
методологии и Курс теории исторической науки – наиболее значимая учебная дисциплина, определяющая опытную подготовку студентов-историков. Курс призван оказать помощь формированию личности будущих опытных историков.
Предмет курса возможно выяснить как изучение логико-гносеологических баз современного исторического знания.
Объект изучения – методологические принципы и теоретические модели современной исторической науки, и опыт их реализации в исследовательской практике настоящего и прошлого.
Задачи курса – познакомить студентов с главными видами теоретических воззрений на историю, продемонстрировать многообразие методологических подходов, существующих в современном историческом знании, границы и условия применения популярных методов и приёмов исторического изучения, выработать практические навыки анализа главных методологических компонентов и понятий в конкретных исторических текстах.
Цель курса – ввести студентов в творческую лабораторию историка, познакомить их с существующими методологическими принципами и теоретическими конструктами исторических изучений, убедить студентов в чисто практической приложимости теоретико-навыков и методологических знаний, научить их осознанно определять исходные позиции собственной исследовательской практики.
Источниками изучения курса теории и методики являются самый распространенные концепции, каковые лежат в базе исторических трудов отдельных ученых, целых направлений и научных школ, методы и приёмы реализации их теоретических представлений.
Тематика лекционных и практических занятий, приводимая в конце, разрешает студентам взять неспециализированное представление о содержании курса в целом и о том месте, которое занимают в нем опубликованные тексты.
Календарно-тематический замысел
№ п/п | Наименование темы | Лекц., ч. | Практ. занят.,ч. | Самост. раб., ч. |
Вводная. Что изучает методологии истории и курс теории. История становления современных методологии и курсов теории исторической науки. Цели, задачи и структура курса | — | |||
методологии истории развития и Основные этапы теории в новейшее время и новое. Логическая структура научного изучения. Понятийно-терминологический аппарат научного изучения. Творческая лаборатория исследователя | — | |||
Современные макро- и микроистории: антропологическое измерение как поиск идентичности.Представления о функциях исторической науки и исторического знания в их связи со сложившимися историософскими моделями. | — | |||
«История изучает социально-психологическое»: Л.П. Карсавин о роли психотерапевтического фактора в постижении истории.Главные методологические подходы (гносеологический, герменевтический и эпистемологический) к изучению исторических процессов и явлений. | — | |||
Статус текста и факта в неклассической историософии и классическом объективизме ХХ в. Исторический факт в современном историческом знании. | — | |||
проблемы и Исторический источник его интерпретации в современном историческом знании. Понятие актуальной и скрытой информации | — | |||
Место способа в научном изучении. Систематизация способов, принятая в современном историческом знании | — | |||
система и Структура в современном историческом знании. системное моделирование и Дискурсивный анализ. Возможности современной компаративистики | — | |||
О «междисциплинарной» кооперации и чистой истории как средстве трансформации представлений о границах и предмете исторического познания | — | |||
предмет и Объект в случайности и | — | |||
Понятия историческом исследовании закономерности в концепции русской революции, предложенной С.Л. Франком | — | |||
И.Д. Ковальченко об историческом факте и историческом источнике | — | |||
Масштабы исторического времени и интерпретация исторических событий | — | |||
(Для группы А) Поэтика и Хронотоп исторического текста | — | |||
(Для группы Б)Й. Хейзинга о способах исторического изучения и задачах изучения культуры | — | |||
Вклад школы «Анналов» в современную историографию | — | |||
Л.П. Репина об главных направлениях исторической науки последней трети ХХ в. | — | |||
Понятие идентичности и междисциплинарность в историческом изучении | — | |||
верификация и Междисциплинарный синтез в свете современных концепций бессознательного. | — | |||
Итого |
3. Содержание дисциплины
3.1. ТЕКСТЫ и Содержание ЛЕКЦИЙ
К лекции 1
ЧТО ИЗУЧАЕТ МЕТОДОЛОГИИ
ИСТОРИИ и КУРС ТЕОРИИ
Теория современной исторической науки уходит собственными корнями в глубокую древность. Зародыши идей, образующих современные представления об историзме, возможно отыскать в древнеиндийской, древнекитайской либо древней цивилизациях, в трактатах, созданных мировыми религиями. Зарождение теории современной исторической науки возможно соотнести с осевым временем, открытым во второй трети ХХ в. философом и немецким психологом К. Ясперсом (1883-1969).
В собственных трудах он продемонстрировал, что между VIII и II вв. до новой эры в трех очагах всемирный культуры (восточносредиземноморском, индийском и китайском) сложилась совокупность универсальных сокровищ, на базе которых начало развиваться самосознание человека и создаваться единая мировая культура. Двигателем процесса ученый назвал самопознание, включая научное познание.
Методика истории формируется на базе складывающегося теоретического знания и соответствует актуализирующимся моделям исторического описания. Она содействует ответу тех задач, каковые мировая цивилизация ставит перед странами и народами в разные исторические эры. До этого дня методика истории основывается на интуитивном постижении и/либо рациональном осмыслении социокультурной действительности в ее настоящем и прошлом.
В то время, когда общество начинает интересоваться состоянием массового и опытного исторического сознания, знания о методологии и теории истории обобщаются и покупают известную самостоятельность.
методологии и Курс теории исторической науки — наиболее значимая учебная дисциплина, определяющая опытную подготовку студентов-историков. В русском университетском образовании данный курс показался во второй трети XIX в. Одно из первых пособий по курсу, «Методику», написал академик Петербургской Академии наук Н.Г. Устрялов (1805-1870).
С лекций Н.И.
Кареева (1830-1931) в Санкт-Петербурге и В.О. Ключевского (1841-1911) в Москве методология и теория истории стали необходимой частью обучения опытных историков.
Предмет курса возможно выяснить как изучение логико-гносеологических баз современного исторического знания.
Объект изучения – методологические принципы и теоретические модели современной исторической науки, и опыт их реализации в исследовательской практике настоящего и прошлого.
Задачи курса – познакомить студентов с главными видами теоретических воззрений на историю, продемонстрировать многообразие методологических подходов, существующих в современном историческом знании, границы и условия применения наиболее методов и популярных приёмов исторического изучения, выработать практические навыки анализа главных методологических компонентов и понятий в конкретных исторических текстах.
Цель курса – ввести студентов в творческую лабораторию историка, познакомить их с существующими методологическими принципами и теоретическими конструктами исторических изучений, убедить студентов в чисто практической приложимости теоретико-навыков и методологических знаний, научить их осознанно определять исходные позиции собственной исследовательской практики.
Лекция 2
ГЛАВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ACADEMIA. Александр Чубарьян. Современные тенденции развития мировой исторической науки. 1 лекция
Удивительные статьи:
- Тема 16. великая отечественная война 4 страница
- Определение и награждение победителей
- Глава третья. краткая история первых людей
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Рвение к «чистой истории» в рамках постмодернистской парадигмы. Социальная и культурная антропология как средство поиска способов междисциплинарной…
-
Становление современной теории перевода
ТЕОРИЯ ПЕРЕВОДА В КРУГУ ВТОРЫХ НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН § 1, Происхождение современной теории перевода «Каждый предмет людской знания, — писал В.Г. Белинский, —…
-
Периодизация истории в рамках цивилизационного подхода
Тема 1. Введение. История как наука. Замысел: 1.История как наука. Структура исторического знания. 2.Главные этапы развития науки. Место истории в…
-
Сущность, формы и функции исторического знания и познания. методы изучения истории
Историческая наука (история) может рассматриваться 1) как форма публичного сознания, 2) как социальный университет. С позиций формы публичного сознания…