Теории и методологии истории

Мин образования России

Федеральное национальное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профобразования

«Кубанский национальный университет»

Кафедра дореволюционной отечественной истории

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Методология и Теория ИСТОРИИ»

Для направления/профессии 030401 – История

Рассмотрено и утверждено на совещании кафедры

от «20 сентября 2011 г. Протокол № 2

Зав. каф., доктор наук ____________________Ратушняк В.Н.

Виды учебной работы ОДО (курс 3, сем. 6) ОЗО (курс 3, сем. 6)
Лекции
Практические занятия
Независимая работа
Форма отчета зачет зачет

Составитель:

Минц Светлана Самуиловна

д.и.н., доктор наук кафедры дореволюционной

отечественной истории

Содержание УМК.Теории и методологии истории

Пояснительная записка.

Календарно-тематический замысел.

Содержание дисциплины.

Независимая работа.

Глоссарий.

Рекомендованная литература.

Пояснительная записка.

методологии и Курс теории исторической науки – наиболее значимая учебная дисциплина, определяющая опытную подготовку студентов-историков. Курс призван оказать помощь формированию личности будущих опытных историков.

Предмет курса возможно выяснить как изучение логико-гносеологических баз современного исторического знания.

Объект изучения – методологические принципы и теоретические модели современной исторической науки, и опыт их реализации в исследовательской практике настоящего и прошлого.

Задачи курса – познакомить студентов с главными видами теоретических воззрений на историю, продемонстрировать многообразие методологических подходов, существующих в современном историческом знании, границы и условия применения популярных методов и приёмов исторического изучения, выработать практические навыки анализа главных методологических компонентов и понятий в конкретных исторических текстах.

Цель курса – ввести студентов в творческую лабораторию историка, познакомить их с существующими методологическими принципами и теоретическими конструктами исторических изучений, убедить студентов в чисто практической приложимости теоретико-навыков и методологических знаний, научить их осознанно определять исходные позиции собственной исследовательской практики.

Источниками изучения курса теории и методики являются самый распространенные концепции, каковые лежат в базе исторических трудов отдельных ученых, целых направлений и научных школ, методы и приёмы реализации их теоретических представлений.

Тематика лекционных и практических занятий, приводимая в конце, разрешает студентам взять неспециализированное представление о содержании курса в целом и о том месте, которое занимают в нем опубликованные тексты.

Календарно-тематический замысел

№ п/п Наименование темы Лекц., ч. Практ. занят.,ч. Самост. раб., ч.
Вводная. Что изучает методологии истории и курс теории. История становления современных методологии и курсов теории исторической науки. Цели, задачи и структура курса
методологии истории развития и Основные этапы теории в новейшее время и новое. Логическая структура научного изучения. Понятийно-терминологический аппарат научного изучения. Творческая лаборатория исследователя
Современные макро- и микроистории: антропологическое измерение как поиск идентичности.Представления о функциях исторической науки и исторического знания в их связи со сложившимися историософскими моделями.
«История изучает социально-психологическое»: Л.П. Карсавин о роли психотерапевтического фактора в постижении истории.Главные методологические подходы (гносеологический, герменевтический и эпистемологический) к изучению исторических процессов и явлений.
Статус текста и факта в неклассической историософии и классическом объективизме ХХ в. Исторический факт в современном историческом знании.
проблемы и Исторический источник его интерпретации в современном историческом знании. Понятие актуальной и скрытой информации
Место способа в научном изучении. Систематизация способов, принятая в современном историческом знании
система и Структура в современном историческом знании. системное моделирование и Дискурсивный анализ. Возможности современной компаративистики
О «междисциплинарной» кооперации и чистой истории как средстве трансформации представлений о границах и предмете исторического познания
предмет и Объект в случайности и
Понятия историческом исследовании закономерности в концепции русской революции, предложенной С.Л. Франком
И.Д. Ковальченко об историческом факте и историческом источнике
Масштабы исторического времени и интерпретация исторических событий
(Для группы А) Поэтика и Хронотоп исторического текста
(Для группы Б)Й. Хейзинга о способах исторического изучения и задачах изучения культуры
Вклад школы «Анналов» в современную историографию
Л.П. Репина об главных направлениях исторической науки последней трети ХХ в.
Понятие идентичности и междисциплинарность в историческом изучении
верификация и Междисциплинарный синтез в свете современных концепций бессознательного.
Итого

3. Содержание дисциплины

3.1. ТЕКСТЫ и Содержание ЛЕКЦИЙ

К лекции 1

ЧТО ИЗУЧАЕТ МЕТОДОЛОГИИ

ИСТОРИИ и КУРС ТЕОРИИ

Теория современной исторической науки уходит собственными корнями в глубокую древность. Зародыши идей, образующих современные представления об историзме, возможно отыскать в древнеиндийской, древнекитайской либо древней цивилизациях, в трактатах, созданных мировыми религиями. Зарождение теории современной исторической науки возможно соотнести с осевым временем, открытым во второй трети ХХ в. философом и немецким психологом К. Ясперсом (1883-1969).

В собственных трудах он продемонстрировал, что между VIII и II вв. до новой эры в трех очагах всемирный культуры (восточносредиземноморском, индийском и китайском) сложилась совокупность универсальных сокровищ, на базе которых начало развиваться самосознание человека и создаваться единая мировая культура. Двигателем процесса ученый назвал самопознание, включая научное познание.

Методика истории формируется на базе складывающегося теоретического знания и соответствует актуализирующимся моделям исторического описания. Она содействует ответу тех задач, каковые мировая цивилизация ставит перед странами и народами в разные исторические эры. До этого дня методика истории основывается на интуитивном постижении и/либо рациональном осмыслении социокультурной действительности в ее настоящем и прошлом.

В то время, когда общество начинает интересоваться состоянием массового и опытного исторического сознания, знания о методологии и теории истории обобщаются и покупают известную самостоятельность.

методологии и Курс теории исторической науки — наиболее значимая учебная дисциплина, определяющая опытную подготовку студентов-историков. В русском университетском образовании данный курс показался во второй трети XIX в. Одно из первых пособий по курсу, «Методику», написал академик Петербургской Академии наук Н.Г. Устрялов (1805-1870).

С лекций Н.И.

Кареева (1830-1931) в Санкт-Петербурге и В.О. Ключевского (1841-1911) в Москве методология и теория истории стали необходимой частью обучения опытных историков.

Предмет курса возможно выяснить как изучение логико-гносеологических баз современного исторического знания.

Объект изучения – методологические принципы и теоретические модели современной исторической науки, и опыт их реализации в исследовательской практике настоящего и прошлого.

Задачи курса – познакомить студентов с главными видами теоретических воззрений на историю, продемонстрировать многообразие методологических подходов, существующих в современном историческом знании, границы и условия применения наиболее методов и популярных приёмов исторического изучения, выработать практические навыки анализа главных методологических компонентов и понятий в конкретных исторических текстах.

Цель курса – ввести студентов в творческую лабораторию историка, познакомить их с существующими методологическими принципами и теоретическими конструктами исторических изучений, убедить студентов в чисто практической приложимости теоретико-навыков и методологических знаний, научить их осознанно определять исходные позиции собственной исследовательской практики.

Лекция 2

ГЛАВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

ACADEMIA. Александр Чубарьян. Современные тенденции развития мировой исторической науки. 1 лекция


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: